Дега «голубые танцовщицы» описание картины, анализ,

Дега

Любуясь шедевром «Голубые танцовщицы», зритель вряд ли станет задаваться вопросом – позировала ли здесь одна модель, но под разным углом поворота, да и вообще, танец это или всего лишь репетиция.

Удачное применение пастели, занимавшей у художника особое положение, и позволявшей ему объединять цвет и линию, создали на полотне завораживающее сияние голубого цвета, переходящего в разные оттенки.

Фантастическая мелодия танца несется на зрителя со всей полнотой, целиком поглощая внимание, сопровождает ее – искрящееся сияние чистого волшебного тона.

Танцовщицы представляют здесь нераздельное целое, они гармонично создают ощущение пластичного движения. Мастерски создан эффект искусственного освещения.

Несмотря на обвинения художника в бесстрастной объективности при изображении персонажей, от картины исходит теплое, живое чувство. Отдельные критики считают, что сфера чувств на полотнах Дега, является закрытой территорией, а эмоциональность его работ – явление недоказанное. Картина «Голубые танцовщицы», вряд ли лишена эмоций и эстетических переживаний.

1899 г. Пастель. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Дега

Дега

Дега

Дега

Дега

Дега

Дега

Дега

Дега

27 стр., 13320 слов

Леонардо да Винчи как художник и ученый

... выяснить, какие факторы повлияли на формирование характера выдающегося художника и ученого и на его выбор жизненного пути; .Показать значение творчества и научных открытий Леонардо да Винчи для его родной ... Причем в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и ученым. Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не ...

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?

?

Category: Рассказываю о профессиональных рецептах, которые использовал художник, чтобы создать в этой работе волшебную красоту. (Очередной простенький ликбез из цикла «Шедевры от А до Я») Дега Около 1898 года, ГМИИ им. А.С, Пушкина (здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)

В сущности, это ровно те же самые приемы, которые использовал Борисов-Мусатов в картине «Водоем», и в этом нет ничего странного, поскольку принципы красоты для человеческого глаза — универсальны, так устроена психология восприятия.

№1: Колористическая гамма

Эдгар Дега. Две танцовщицы — желтая и розовая. Около 1898

№2: Композиционное построение

Картина имеет идеальные пропорции и завораживающий ритм. Девушки будто водят внутри нее хоровод — так искусно автор расположил их руки и плечи. Такая симметрия (круг, в который вписан квадрат, и т.п.) очень приятны глазу.Вдобавок, обратите внимание на направление движения линий: слева направо. Именно это направление приятней для большинства людей (правшей).

Э. Дега. Четыре танцовщицы.. 1899

№3. Выбранная тема

У меня это последним пунктом идет, но разумеется, это самое главное в реалистичном искусстве, ибо от темы-то все остальное и зависит, и отталкивается. Эдгар Дега очень любил рисовать балерин, и у него это очень хорошо получалось.

И, соответственно, большинство людей любят рассматривать картины с балеринами, потому что они обычно получаются очень красивыми. Молодые изящные девушки, красивые жесты обнаженных рук, струящиеся полупрозрачные ткани… Все это на фоне пейзажного задника (а природа — это крайне выигрышный фон), причем пейзаж состоит из травы и некоего водоема.

Все эти составляющее, если их дополняет талант художника, обычно гарантированно приносят работе успех.

№4. Привычка

фото с фликра

  • Полный список выпусков цикла «Шедевры от А до Я» здесь.

Женский образ: «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега

  • по рубрикам — Культура ᄂКультура

14 сентября 2018, 11:11 | Рита Железнякова

Дега

Французский импрессионист Эдгар Дега написал много картин из балетной жизни. «Голубые танцовщицы» — одна из самых впечатляющих и известных. Перед началом театрального сезона давайте полюбуемся на эту картину, словно сотканную из неба и бликов солнца…

«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега, около 1898 года

Картину Дега писал уже в то время, когда зрение его стало подводить, поэтому художник (ему было 63 года) использовал пастель (так можно было работать, стоя близко к холсту).

Что делают балерины на этой картине? Может быть они разминаются и готовятся выйти на сцену или импровизируют изящный танец? А может быть, это одна и та же девушка, изображенная в разных позах? Трактовок картины много, но важно в ней не то, чем заняты юные балерины, а яркий, воздушный цвет и композиционная сила. Известна фраза французского художника Мориса Дени, увидевшего «Голубых танцовщиц» в домашней галерее коллекционера Сергея Ивановича Щукина: «В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый».

Этот цвет производит сильное впечатление, несмотря на небольшой размер «танцовщиц», всего 65 на 65 сантиметров.

Дега будто работает над раскадровкой фильма про балет, создавая в своих картинах эстетику кинематографического кадра. А сам художник говорил, что хочет создать от своих работ впечатление подглядывания в замочную скважину.

Руки, плечи, повороты изящных головок, блики непонятно откуда идущего света – все это складывается в один общий образ.

Эдгар Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».

Какую картину Дега ни возьми, там все – в движении. Именно сиюминутность, естественность, жизненность была важна для художника. В его танцовщицах нет застывшего и продуманного движения манекенщиц, а есть легкость движения случайного.

Наблюдай не рисуя, рисуй не наблюдая — таков был принцип Дега. Он, обладая уникальной памятью на пластику, не срисовывал, а запоминал. Эти подсмотренные движения он воспроизводил по памяти.

Дега, в отличие от многих коллег по цеху, стал известен и популярен при жизни. Русский купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин заплатил за 1902 году за картину 35 тысяч франков. Сейчас «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега хранятся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Кстати…

Если мы идем на балет, то наряжаемся, делаем красивый торжественный макияж и выбираем самые любимые тонкие ароматы.

Парфюмерная вода Gucci Bloom Nettare di Fiori, GUCCI Парфюмерная вода JOY BY DIOR, DIOR BAL D’AFRIQUE Парфюмерная вода BAL D’AFRIQUE, BYREDO

Рита Железнякова

Дега Э. «Голубые танцовщицы»

Дега

Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра.

К этому располагала среда, из которой вышел Э.

Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.

Но Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки).

Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет.

«Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как К. Моне , К.

Писсарро, А. Сислей и других.

Например, О.

Ренуару было близко радостное ощущение бытия, ощущение почти физиологическое, вызывающее в памяти догомеровскую Грецию; то ощущение, которое не знает моральных срывов и больных вопросов современности и которое всегда побеждает в радостном усилии самоутверждения. Но они были далеки друг от друга, и Э. Дега с тех же персонажей и в тех же местах писал совсем другие картины — порой горькие и безрадостные. Например, в «Танцевальном классе» он изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям…

Эдгар Дега

Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие живописцы.

Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.

Подлинным венцом этой театральной мистерии являлись сами танцовщицы, усыпанные звездными блестками и освещенные разноцветными огнями рампы.

Безмятежная радость овладевала на весь вечер зрителями и сценой, где феей, наядой, нимфой царила балерина в прозрачном тюлевом костюме, превращаясь в эфир парящего танца.

Балетные картины Э. Дега — это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.

Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.

С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем-инкогнито — все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.

В «Голубых танцовщицах» Э. Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения.

Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета — то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные.

Эдгар ДЕГА. «Голубые танцовщицы»

Следуя за Эдгаром Дега, мы попадаем то в

танцкласс, то на скачки, то за ку­лисы балетного спектакля, то в париж­ское

кафе или варьете. Дега — худож­ник Парижа, не сторонний созерцатель, однако и

не участник, скорее — дейст­венный наблюдатель парижской жизни, сам «горожанин

и друг горожан».

Мера его причастности или неучастия в жизни города почти

неуловима, но именно она создает прочную психологическую осно­ву его искусства.

Не рискуя ошибиться, можно сказать, что Дега — самый вели­кий художник города в

европейской жи­вописи XIX века и что он, Ван Гог и Се­занн стоят у истоков

живописи века XX.

В книге Тугендхольда о Дега, изданной в

1920-х гг., много фактов, наблюдений и блестящих характеристик его стиля. В

частности, уже в первых картинах Дега подмечено что-то «изощренно-ла­коническое,

напряженно-современное».

Нам не удастся подробно поговорить о них, поэтому

подчеркнем главное: в этих работах уже с большой силой про­явился инстинкт

современности, свойст­венный Дега.

И проявился тем более остро и драматично,

что противоречил его постоянному тяготению к старому искусству и старым

мастерам.

Его

кумиром и образцом всегда оста­вался Энгр — последний великий клас­сицист

Франции. В молодости Дега ча­сто ездил в Италию, изучал и копиро­вал живопись

Возрождения в музеях и монастырях. Среди его друзей-импрессионистов многие, как

и он, получили академическую выучку, но только он один выказывал нарочитый

пиетет перед ней…

Феноменально скрытный Дега од­нажды все-таки решился

пояснить, как он сам понимает свою работу: «Не су­ществует искусства менее

непосредст­венного, чем мое. Все, что я делаю, есть результат размышления и

изучения старых мастеров. О вдохновении, интуи­ции, темпераменте я и знать не

хочу».

Это было сказано парадоксально и рез­ко, но, несомненно, искренне.

Другое дело, что из столкновения неустранимых про­тиворечий Дега научился (хотя

и не сра­зу) извлекать интенсивную энергию творчества, да и вообще склонность к

разрешению трудных (для других — не­посильных) задач была у него в крови.

Короче говоря, Дега блестяще владел академическим мастерством, но акаде­мического

спокойствия, а тем паче — олимпийства у него уже не было и в помине.

Дега

Одна

из поздних работ Дега, одна из послед­них в его прославленном цикле балетных

сцен. Это «Голубые танцовщицы» — па­стель из собрания ГМИИ имени А. С. Пуш­кина,

написанная около 1897 года. В ту пору зрение Дега катастрофически сла­бело, ему

уже пришлось расстаться с масляной живописью, и он хорошо знал, что еще

немного, и свет окончательно померкнет для него.

Поэтому в конце века он

торопился довести до логиче­ского конца свой затянувшийся на де­сятки лет

анализ танца. Дега начал писать балерин в начале 1870-х годов, сразу после

того, как ощутил наступление творческой зрелости. Она пришла к нему довольно

поздно, под сорок лет.

Зато с тех пор он не переставал удивлять современников властной

безуслов­ностью своих живописных решений.

Тут

надо пояснить отношение Дега к импрессионистам, с которыми его часто

объединяют. Он, правда, всегда участвовал в их выставках и был им верным

союзником в борьбе с рутиной общественного вкуса. Однако импрессионистом Дега

не был. Самые после­довательные из них, как Моне и Писсарро, писали

мгновенность впечатления от жизни.

Дега же, гораздо больший философ а своей

живописи, чем они, пи­сал нечто более отвлеченно-умозрительное; он писал

мгновенность самой жиз­ни, текучую изменчивость форм в по­токе времени.

Поэтому, кстати, он не любил пейзажа. В природе, казалось ему, время затухает в

надежной неиз­менности неба, воды, рассветов и зака­тов, лесов и полей.

Он же

писал стре­мительный темп большого города и его людей, постоянно меняющих

обличье или, если угодно, личины.

В нем жила неутолимая фаустовская тяга

«остано­вить мгновенье», и не потому, что оно будто бы «прекрасно»; он думал,

что только таким образом можно пробиться сквозь пелену явлений к их скрытой подоснове

(или сущности), разоблачить время, чтобы пробиться к вечности.

Балет,

как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени. «Балетные

картины Дега,— писал а свое время В. Гаевский,— это, разумеется, не картины

балетомана: для этого Дега слишком ироничен, а затем слишком страстен.

Двойная

аналитическая работа, ясно прослеживаемая во всех его ве­щах,— разрушение

иллюзии и ее вос­создание — проводится с особенной по­следовательностью именно

здесь. Убо­гая ворожба зрелища, не способная за­ворожить сколько-нибудь

насторожен­ный, сколько-нибудь проницательный ум, вызывает у него почти

ощутимую гримасу отвращения.

Но этот же насто­роженный и проницательный ум рас­познает

в балете, за всей его мнимой одухотворенностью, какую-то сокровен­ную, изувеченную,

оскверненную кра­соту — и идет ей навстречу».

Вспомним, с каким знанием дела, с какой

пристальностью он писал бесконечные упражнения на репетициях, измочаленных

отдыхающих балерин, грубую раскраску балетных феерий, и убедимся, что балетный

театр, как и театр вообще, не вызывал в его скеп­тической душе ни умиления, ни

довер­чивого восторга.

Этих

картин чрезвычайно много, мо­тивы их однообразны; их надо видеть — описывать же

практически нельзя… Но вот когда уже пройден тяжкий искус обучения и

репетиции, какой-то чудный восторг, мгновение внезапной и блиста­тельной гармонии

овладевает балерина­ми и что-то похожее на преображение вдруг возникает перед

глазами.

Этот момент преображения Дега и запечат­лел в «Голубых танцовщицах».

Тут нет и следа труда и лота, тут нет подделки и нет прикрас — только танец

легкий, воздушный, заставляющий вспомнить образы давно минувших эпох, более

счастливых и прекрасных, думал Дега, чем его собственная… О «Голубых тан­цовщицах»

один исследователь сказал, что цвет является в них «радиацией формы».

А уже

упомянутый Тугендхольд отмечал «яркие вспышки сине-желтого пламени, знаменующие

собой полный разгар живописного темперамента Де­га… Резкой синевой пламенеют

корсажи балерин; золотые огоньки загораются то там, то здесь в их шевелюрах;

  • много­цветными жилками перламутра пульси­руют их обнаженные руки и плечи.

Мяг­кие

цветные карандаши дробятся, обсы­паются, мерцают каждый порознь и все вместе,

образуя густую полнозвучную гармонию единого целого».

Такой

блистательной нотой фактически закончился творческий путь Дега. Мы почти ничего

не сказали о его жизни. О ней можно было бы рассказывать долго — можно сказать

и в двух словах.

Он родился в Париже в 1834 году, в юно­сти учился и

путешествовал, потом ра­ботал, не выезжая из Парижа десятки лет.

«Голубые танцовщицы» Дега: история картины

Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем, используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений.

Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению.

Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность — Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.

Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком.

Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Дега

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от копии.

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многие из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Самые знаменитые картины Эдгара Дега: описание и фото

Классик импрессионизма Эдгар Дега получил классическое образование и изначально занимался под руководством Энгра, мастера реализма. Но, в 1862 году Дега знакомится с Ренуаром и Моне, по тем временам уже знаменитыми импрессионистами. И Дега кардинально изменил направление в своём творчестве.

В отличие от Моне и Ренуара, которые были приверженцами работы на пленере, Эдгар Дега рисовал по памяти и не любил писать на свежем воздухе. В 1870 году Дега в своих работах стал использовать пастель, и называл сам себя мастером цветных линий. Эдгар Дега был мастер не только линий, но и движения.

Самой излюбленной темой в работах Дега были женщины. Балерины, танцовщицы, кухарки, знатные дамы, простые и богатые, одетые и обнажённые. Он любовался ими, и изображал их в какой-то определённый момент движения или действия. Есть что-то фотографическое в этих великолепных работах.

знаменитые картины Эдгара Дега:

1

Гладильщицы (1884–1886)

Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки.

Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей.

Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.

Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.

2

Голубые танцовщицы (1898)

Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.

Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху.

Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц.

Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.

Самые красивые картины Поля Гогена.

3

Балерина и женщина с зонтом (Ожидание), 1882

Это очередная пастель Эдгара Дега на тему балета. На картине всего два персонажа — молодая балерина и дама в строгом чёрном платье с зонтом. Женщины сидят на скамье у стены. Молодая танцовщица проверяет пуанты, а женщина в чёрном, очевидно, её мать. Её поза напряжена, она ожидает выхода дочери, результата от её танца. Возьмут её в балет или нет?

4

Звезда (1876-1877)

Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету.

Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов.

Она белоснежная, вся светится изнутри.

На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.

5

Причёсывающаяся женщина (1885)

Это полотно, по мнению редакции most-beauty — одна из лучших работ художника. Молодая обнажённая женщина сидит, скрестив ноги, спиной к зрителю, расчёсывает роскошные волосы. Прекрасный чистый колорит, нежные линии, тонкие пастельные штрихи делают фигуру женщины пленительной и очень естественной.

6

Абсент (1893)

Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом.

Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру.

Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.

На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.

Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.

7

Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо (1879)

Знаменитая цирковая акробатка изображена художником в немыслимом ракурсе. Фигура смещена в левый верхний угол, нарисована снизу-вверх, что делает композицию очень необычной. Зритель будто в реальности наблюдает за работой воздушной гимнастки. Фигура нарисована так мастерски, что создаётся впечатление присутствия на цирковом представлении.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых гимнастках.

8

У модистки (1882)

Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».

Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.

9

Прачки несут бельё в город (1878)

Жёлто-коричневая гамма картины отображает не только тяжесть женского труда, но и беспросветную серость их будней. На картине изображены две прачки, которые расходятся по клиентам в разные стороны.

Корзины с чистым бельём тяжелы настолько, что женщинам приходится наклоняться. Лица прачек загорелы от постоянного нахождения на солнце. Эти женщины непохожи на чопорных дам.

Они делают свою тяжёлую работу изо дня в день ради скромного заработка, который не позволит купить им новое платье или модную шляпку.

Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”. Эдгар Дега.

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях.

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

Эдгар Дега. Восхищение Вирджинией. 1880-1883 гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.

Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.

3. Картина написана по фотографии

Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.

Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.

Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.

На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.

Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.

«Две балетные танцовщицы»

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.

Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.

Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.

Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.

О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

  • Оксана Копенкина
  • Перейти на главную страницу

Описание картины Голубые танцовщицы – Эдгар Дега

“Голубые танцовщицы” считаются настоящим шедевром, они также принадлежат к тому периоду творчества Дега, когда он изображал полуобнаженные фигуры балерин, освещенные резким светом.

На этой картине показан уже закончившийся спектакль, окончание театрального действа.

Луч театрального прожектора на миг выхватывает из темноты фигуры балерин, свет оживляет рисунок, заставляя фигуры двигаться.

Примечательно, что Дега не окрашивает воздух светом, все действо у него заключено в особую среду театральной сцены.

В конце 1900 – начале 1910 г. Эдгар Дега переключился с живописи на скульптуру. Он изображал фигуры лошадей, купальщиц, балерин. В своих скульптурах Дега также добивался выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы и при этом умел сохранять пластичность и цельность фигур.

Дега ставит перед собой невыполнимые задачи, пытаясь найти невозможное равновесие и гармонию персонажей, и направляет всю силу своего таланта на их решение. В своих ранних записных книжках он писал: “Необходимо научиться запоминать формы и выражения и никогда не рисовать и не писать непосредственно с натуры”. Этому своему принципу Дега остался верен до конца жизни.

В зрелые годы у художника начала развиваться тяжелая болезнь глаз, однако это не помешало ему наслаждаться красками жизни в Новом Орлеане. Дега писал об Америке: “Солнечный свет здесь так силен, что я еще ничего не мог написать на реке”.

С 1891 г. Дега полностью отгораживается от внешнего мира, не читает даже газет. Он впитывает в себя красоты природы и живет своими старыми мыслями. Дега оказался замечательным учеником старых мастеров, считавшим, что самое существенное – “это овладеть и суметь передать господствующий на котором основана гармония картины”.

( 1 votes, average: 5.00