По картине в 5-м кл.: Метод пособие / Л. А. Ходякова, Л. И. Новикова, О. П. Штыркина, Е. В. Кабанова

Сочинение-описание с элементами повествования по рисунку Л. Гамбургера «Белка»

Цели урока:

1) подготовить пятиклассников к сочинению-описанию с элементами повествования по рис. «Белка»;

2) повторить признаки разговорного стиля речи;

3) познакомить учащихся с особенностями диалогической речи;

4) обогатить словарь учащихся оценочной лексикой, а также именами прилагательными, обозначающими цвет; активизировать в речи учащихся слово «акварель».

Оборудование:

Ход урока

Накануне урока по рисунку Л. Гамбургера «Белка» учащимся предлагается задание: найти различные пословицы, поговорки, стихи, загадки о белках.

  • Ребята, кто из вас отгадает такую загадку:

Хожу в пушистой шубе.

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белки рыжего цвета. У них пушистый хвост. Ведь недаром в стихотворении про нее написано:

Вот она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик,

С пышной шерсткой и хвостом.)

  • А какие у белки привычки, характер? (Она очень ловкая, быстрая, шустрая, проворная. Есть, к примеру, такие загадки про белку:

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.

( Белка )

Или

Проворная зверюшка

Живет в дупле-избушке.

( Белка )

(Эта пословица говорит о проворности белки, о том, что она умеет все делать очень быстро.)

Больше всего белка любит грибы и орехи. Есть этому доказательства и в тексте:

Почему грибы на елке,

На сучках сидят верхом?

Не в корзине, не на полке,

Не во мху, не под листком —

У ствола и среди веток,

На сучки они надеты.

Грузди, рыжики, синявки,

Толстяки, боровики

Не в сухой осенней травке,

А надеты на сучки!

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

Или

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.)

Беседа по картине, Демонстрация

— Правильно, ребята, мы видим белочку и синицу, сидящих на дереве. Синица — это птица, а белочки, как вы уже успели заметить, любят строить жилище на деревьях, поэтому совсем не удивительно, что события происходят именно там. Как же выглядит белочка? Что вы можете сказать про ее шерсть? Какого она цвета? (Белочка ярко-рыжего цвета, правда, хвост у нее более темный, почти коричневый, на конце — сероватого цвета, а кое-где — даже черного. Хвост у белочки большой и очень пушистый.)

10 стр., 4888 слов

Урок русского языка. -описание животного. Белка

... с самым красивым и пышным хвостом. Белка умет плавать, но, если намочит свой хвост может утонуть. Белка может питаться не только грибами ... свое дупло сами из веточек и листьев. Лакомиться белка любит орешками, семенами, грибами, ягодами. На зиму взрослая самка собирает ... обычное вскармливание пищу им носят родители по очереди. какого цвета белка В неволе животные тоже размножаются, но при условии ...

Лапки и живот у белочки дымчатого цвета, Дымчатый и голубоватый

(Грудка у белки белая, как снег, словно обведенная ободком дымчатого цвета)

— Что вы можете сказать о мордочке белочки? О ее ушках? Глазах? На что они похожи? (Сразу под носом у белки мех белого цвета, у нее черные усики. Уши белки достаточно длинные, коричневого и дымчатого цвета. Заканчиваются они пушистыми кисточками. Глаза темные, почти черные, похожие на семечко.)

— А теперь давайте попробуем описать синицу. Какие цвета преобладают в ее окраске? (Голова у нее темно-синего цвета, круглая, разделенная на две половинки, нижняя из которых белого цвета. Прямо посередине остренький, коричневого цвета клювик. Мы видим ее не полностью, ведь она выглядывает из дупла. Туловище у нее желтоватого цвета, прямо вперед выпирает круглый животик.)

— Вы только подумайте, как все взаимосвязано в жизни: ведь не просто так птица эта получила название синицы — преобладающий цвет в ее окраске именно синий. Присмотритесь повнимательней к ее наряду. Не кажется ли вам, что синичка на самом деле одета в какой-то костюм? (Да, она как будто в пиджаке. А прямо на шее у нее бабочка. Есть на пиджаке у синицы и маленькая черная пуговка.)

(Глаза синицы черного цвета. Вокруг обведены белой полоской. Они очень похожи на бусинки.)

  • Ребята, а теперь давайте попытаемся выяснить, почему именно в такой позе изобразил художник белку? (Белка стоит, облокотившись одной лапкой на ствол дерева. Кажется, словно она что-то доказывает синице.)

(Она внимательно и даже робко слушает белку)

(Картина очень понравилась, так как на ней изображен занимательный эпизод.)

  • Кто из героев вам понравился более всего и почему? (Больше всего понравилась синичка. Потому что становится ее жалко, какая-то она испуганная. А белочка вы глядит решительно.)

Словарно-стилистическая работа

Учитель говорит ученикам о том, что рисунок Л. Гамбургера выполнен акварелью. Акварель — это водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками. Учащиеся работают над составлением предложений со словом «акварель». В результате обсуждения записываются наиболее удачные из примеров. («Мне очень нравятся рисунки, выполненные акварелью», «Рисунок Л. Гамбургера выполнен акварельными красками».)

Работа по составлению диалога

(Возможно, синичка заняла домик, построенный белочкой дупло. И теперь белочка возмущается)

  • В этой сценке будут участвовать трое: рассказчик, белка и синица. Какова же роль рассказчика? (Он должен рассказывать о том, что произошло: как началась эта история, как закончилась, каким образом вели себя белочка и синичка.)

(Он повествует.)

(Повествование.)

(О том, что произошло, какие события совершились)

(Больше всего будет глаголов, потому что именно глагол обозначает действие.)

— Мы выяснили все в отношении автора. Но ведь основной разговор будет происходить между белкой и синицей. Разговор между двумя людьми называется диалогом . Причем в каждом диалоге есть тема — то, о чем пойдет разговор. Так что перед тем, как оживить сцену, изображенную на рисунке, подумайте, какова же будет основная тема.

3 стр., 1315 слов

Урок русского языка 4 класс сочинение описание белка

... белка дала себя хотя бы просто погладить. Сочинение-описание » Белка» (про белку) 3 класс Когда я увидела белку, я обрадовалась и захлопала в ладоши. Но, белочка ... частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко ... у белки небольшие, в виде кисточек. В окрасе шерсти преобладает рыжий цвет, ... полностью черных белок. Прыгать животные могут на расстояние от 4 до 10 ...

Ситуативно-ролевая игра

(Можно ввести еще какое-нибудь животное или птицу, например, дятла.)

(Возможно, он будет помогать кому-нибудь из животных.)

(Возможно, они подружатся.)

Приведем один из возможных вариантов инсценировки:

Р а с с к а з ч и к. Белочка как всегда на зиму облюбовала себе дерево для жилья. Как же долго пришлось ей уговаривать дятла, чтобы он соорудил ей небольшой, но уютный домик! А сколько она обустраивала свое жилище: но сила веточки, листья, не забыла она и про шишки. Все лето было потрачено на приготовления к зиме. Оставалось доделать крышу и дом готов. Именно по поводу крыши и отправилась белочка к дятлу. Вернулась она уже в полдень. Смотрит, а из ее гнездышка выглядывает синичка.

Б е л о ч к а. Ах, наглая птица! Зачем ты забралась в мое жилище? Кто тебя впустил сюда? Не успела я отойти, а она уже тут как тут! Бессовестная! Я знаю, что у тебя на уме: ты хочешь остаться жить у меня в новом доме.

С и н и ч к а. Прости меня, белочка! Не хотела я занимать твое жилище.

Б е л о ч к а. Посмотрите на нее: она не хотела! Тогда почему ты здесь оказалась, бесстыжая?

Р а с с к а з ч и к. На ту пору летел мимо дятел.

Д я т е л. Ты весь лес на ноги подняла своим криком, белка! Что туг произошло?

С и н и ч к а. Да вот некуда мне податься! Страшная буря была вчера и разлетелось мое гнездышко. Нет больше у меня дома. А я ведь одна жила. Поэтому и прилетела к белке в домик.

Р а с с к а з ч и к. Горько заплакала синичка.

Д я т е л. И неужели тебе не жалко птицу, ведь нет у нее теперь угла родного. А ведь так важно, когда у человека есть свой дом.

Р а с с к а з ч и к. Стало жалко белке птицу.

Б е л о ч к а. Не отчаивайся, синичка, мы обязательно что-нибудь придумаем.

Р а с с к а з ч и к. Решила тогда белка помочь синичке построить дом. Да к тому же и дятел не отказал в помощи. Буквально через два дня «выросло» новое гнездо для синички, причем на том же дереве, где и белкино жилье. С тех самых пор подружились синичка с белкой. И теперь уже никогда не кричала белка, когда внезапно заставала у себя в гостях синицу.

В непринужденной.

  • А знаем ли мы, о чем пойдет речь после каждого последующего вопроса белки? (Нет, не знаем. Нам трудно предположить о чем спросит белка, как ответит синичка, о чем поведет разговор дятел.)
  • Скажите, ребята, что же свойственно разговорной речи? (Много разговорных слов («ах, наглая птица»;
  • «тут как тут»;
  • «бессовестная» и т. д.), короткие предложения.)

— Вы все правильно сказали, но к тому же нужно отметить и интонацию. Посмотрите, здесь и вопросительные, и восклицательные предложения, то есть мы видим богатство интонаций. Таким образом, мы убедились в том, что перед нами разговорный стиль речи.

Составление плана сочинения

Коллективно составляется, и записывается план сочинения-описания по рисунку Л. Гамбургера «Белка».

5 стр., 2395 слов

Волк и семеро козлят

... не завёл, а Коза про это не узнала. Выгнала жена Волка взашей, только телевизор разрешила забрать – чтоб козлята п.… не смотрели. Как ... Кабан её привёз и в лес поехал проверять, как белки желуди собирают и зарплату рабочему персоналу выдать. Коза шла себе, ... инженер-технолог общественного питания). Но коварные слезы потекли из козьих глаз: горько ей стало, что дети такими козлами растут. Где ошиблась ...

План

1. Мое первое впечатление от рисунка.

2. Белка:

  • туловище (лапки, хвост );
  • мордочка (глаза, уши );

3. Синица:

  • «необычный наряд» (окраска);
  • глаза.

4. Разговор синицы и белки.

5. Дружба.

Устное сочинение

Приведем одно из сочинений учащихся.

Рисунок Л. Гамбургера, выполненный акварелью, не оставит равнодушным никого. Уж очень трогательная сценка изображена на нем.

На дереве мы видим рыжую белку. У нее большой пушистый хвост, более темные лапки, кое-где окрашенные дымчатым цветом, а кое-где голубоватым. У нее белая пушистая грудка. А глаза ее похожи на пуговки. Белка облокотилась на дерево и вызывающе смотрит на маленькую птицу синицу.

Синичка не просто называется именно так. Основной цвет в ее окраске — синий. Кажется, что она одета в какой-то костюм с черной бабочкой. Глаза ее похожи на бусинки, только они круглые, а у белки овальные.

Сразу видно, что синичка испугалась. Она робко смотрит на белку.

  • Зачем ты забралась на дерево? Зачем заняла мой дом? Ну-ка, лети отсюда, воровка! — кричит белка.
  • Да не воровка я совсем.

Просто думала я, что у дома этого нет хозяина, вот и решила перезимовать тут, ведь нет у меня дома, — несмело отвечает синица.

Пожалела белка синичку и приютила ее у себя. С тех самых пор и завязалась крепкая дружба между синицей и белкой.

Написание сочинения

Учитель предлагает учащимся дома или в классе написать сочинение-описание с элементами повествования по рисунку Л. Гамбургера «Белка» или, представив себя знаменитым писателем, придумать историю на основе эпизода, изображенного на рисунке (на выбор), учитывая основные особенности разговорного стиля речи.

Урок 16

Сочинение-описание по картине А. Сичкаря «Арктические волки»

Цели урока

1) подготовить пятиклассников к сочинению-описанию животного на основе картины и текста-образца;

2) дать понятие о научно-популярном стиле речи, повторить сведения о художественном стиле речи;

3) активизировать искусствоведческие термины: «холодные краски», «теплые краски»;

4) обогатить словарь учащихся оценочными именами прилагательными, а также прилагательными, обозначающими цвет.

Оборудование:

Ход урока:

Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем учиться описывать животное.

(Это дикое животное)

(Вероятно, потому, что волки очень много могут съесть.)

— Да, ребята, известно, что волк, если он голоден, может съесть за один присест 10-11 килограммов мяса! Волки стали излюбленными героями сказок. Скажите, как в русских народных сказках изображаются волки? Это положительные или отрицательные герои? Какова их роль? (Очень во многих сказках волки отрицательные герои. Они обычно хотят кого-то украсть или съесть, не хотят работать. Но всегда в конце сказок они наказаны.)

(Да, например, в повести «Маугли».)

(Это тигр Шер-хан. Он не хочет, чтобы Маугли остался в джунглях, потому что решил съесть его.)

— Какими же в этом произведении показаны волки? Какие черты характера им свойственны? (Они спокойные, мудрые, рассудительные. А мать-волчица очень добрая, приветливая, ласковая. Она полюбила Маугли так же, как и своих детей — волчат.)

6 стр., 2539 слов

Текст рассуждение в научном стиле урок русского языка

... Ивановна закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению; отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле Получается, ребята. (С. Коган) Прочитайте стихотворение ...

Беседа по картине

(Они живут на севере, там, где всегда снег)

Демонстрация

— Раз вы в первую очередь обратили внимание на шерсть, то попробуйте описать, какая она. (Сразу видно, что шерсть у волков пушистая, но, с другой стороны, художник изобразил мех похожим на иголки, торчащие в разные стороны. Шерсть переливается, лоснится. Поскольку шерсть у волков очень пушистая и, наверное, теплая, им совсем не холодно даже в лютый мороз.)

Запись на доске:

шерсть белая

зеленоватая

желтая

сиреневая

серая

фиолетовая

темная

голубая

(Золотой, лимонный.)

(Да, особенно на лапах животных заметен золотистый и лимонный цвет.)

Запись на доске: золотистая

лимонная

  • Посмотрите, как много цветов использует художник! Причем совершенно разных! У него на картине сочетаются и так называемые холодные цвета и теплые.

Запись на доске:

Холодные цвета: Теплые цвета:

Синий Красный

Фиолетовый Желтый

Связаны Золотистый

с ощущением холода Напоминают тепло, огонь

Запись в тетрадях

— Обратите внимание на мордочки волков. Что вы можете сказать про них? (Мордочки у волков немного приплюснутые, расширенные по бокам. Заканчиваются они большим черным носом. Ушки небольшие, но сразу видно, что настороженные. Брови у них туго сдвинуты, а на лбу словно большая морщина.)

  • Мы с вами совершенно забыли про глаза, а ведь какие они яркие! Попробуйте подобрать прилагательные, характеризующие глаза.

Запись на доске:

Глаза яркие

блестящие карие

— Вы сказали, что глаза у волков карие. А как по-другому можно сказать о глазах? Каким цветом обозначить? Подберите синоним. Вспомните, существуют такие драгоценные камни и, естественно, бусы. Наверное, девочки видели их у своих мам. ( Янтарное .)

  • Умница! Это действительно янтарный цвет. Запишите у себя в тетрадях. Этот цвет тоже является оттенком желтого.

Запись на доске:

Глаза янтарные

как бусы

(Глаза волков можно назвать хитрыми.)

— А что вы можете сказать о туловище волков? (У волков продолговатое туловище. Они совсем не худые, не тощие. Сразу видно, что они хорошо питаются. Туловище у волков заканчивается большим пушистым хвостом. Наверное, он очень мягкий. Лапы у них, как и все туловище, переливаются разны ми цветами. Но чаще всего встречается лимонный цвет.)

(Вокруг волков только лед и снег. Они и идут по снегу)

  • Какие цвета использует художник, чтобы изобразить снег и лед? (Снег белого цвета с голубыми прожилками. Также художник использует синий цвет, особенно хорошо он виден под ногами волков. Наверное, там лед.)

(Сиреневый.)

8 стр., 3585 слов

По картине Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

... Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» — самое чарующее произведение выдающегося русского живописца В. М. Васнецова. В основе сюжета — народная русская сказка. Художник, ... яркие цвета и динамичную композицию, которые вместе рассказывают о прекрасной дружбе между человеком и диким зверем. Даже глаза Волка не выглядят глазами животного. ...

(Светло-розовый.)

  • Как вы думаете, куда же держат путь эти волки? (Вряд ли они идут охотиться. Ведь тогда бы их глаза были злыми. Скорее всего, они просто идут к месту своего жилья)

— Молодцы, ребята, вы очень внимательно смогли рассмотреть картину. И вы правильно сказали, что волки, изображенные на картине, похожи на сказочных животных. Особенно хорошо этому помогают краски, которые использует художник. Для нас с вами эти животные, действительно, как из сказки, а вот для жителей севера вовсе не в диковинку арктические волки. Давайте прочитаем, что же про них пишет писатель А. С. Барков.

Текст 1

Среди вечных снегов живет этот умный и выносливый, почти белый зверь. Северные арктические волки крупнее своих серых российских собратьев. Охотятся они в одиночку или небольшими стаями. Стаю ведет самый опытный волк-вожак. Волки преследуют стада северных оленей. Чаще всего их добычей становятся больные и старые олени, те, что не могут быстро бегать и отстают от стада. (А. С. Барков. «Кто на севере живет».)

Беседа по тексту

(Чтобы рассказать о том, кто такие арктические волки, как они выглядят, как живут.)

(В тексте описываются волки и то, как они выглядят, то есть признаки.)

(16 имен прилагательных, 15 имен существительных, 8 глаголов.)

  • К какому типу речи можно отнести этот текст? Почему? (Это описание, потому что в нем больше всего говорится о признаках предметов, которые мы рассматриваем, преобладают имена существительные и имена прилагательные)
  • Подумайте, в каком стиле написан этот текст? Почему? (Этот тест похож на научное описание, поскольку в нем сообщается точная, конкретная информация. Но все это в доступной форме. Этот текст понятен и для детей.)
  • Молодцы, ребята. Такой стиль речи называется научно-популярным. Он очень похож на научный, но отличается ясностью, простотой, «популярностью». Словарь так объясняет значение слова популярный»:

1. Такой, который все могут понять. 2. Такой, который многим нравится, пользуется успехом у многих; известный.

  • Таким образом, научно-популярный стиль объединяет в себе доступность, понятность, известность.

Чтение текста

Текст 2

Дж. Лондону, Беседа по тексту

— Вы заметили разницу в языковом оформлении этих текстов? (Да, если в первом тексте сообщается сухая информация о волках, их внешности, повадках, правда, в доступной форме, то во втором автор ярко выражает сны отношение к волкам, описывает их с восхищением, любовью.)

(Текст этот написан для того, чтобы описать, как выглядел волк.)

— Правильно, ребята. Посмотрите, как много имен прилагательных использует автор для того, чтобы как можно убедительнее описать волка. С какими оттенками коричневого цвета вы встретились в этом тексте? (Коричневый, темно-коричневый, красно-коричневый, бурая, темная, грязноватая, неизгладимо-коричневый.)

  • А что же говорится про глаза?