Конспект русского языка : Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Домашняя работа
  • знать композицию рассказа-повествования;
  • уметь подбирать нужные для описания слова;
  • уметь создавать рассказ-повествование;
  • развивать речь учащихся, мышление и творческое воображение детей;
  • способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.
  • ХОД УРОКА

    1.Орг.момент.

    1.Психологический настрой.

    Я хочу вам пожелать

    На экране картинка с надписью «Хорошего дня!»

    -Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

    2.Сообщение темы и цели урока.

    Р а з г о в о р к у р о к у.

    • Картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».
    • Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В.

    Сыромятниковой «Первые зрители».

    — Работа нам предстоит серьезная, но уже знакомая. Давайте вспомним, чем мы занимались раньше, описывая картины, и поставим перед собой цели. ( Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования и т.д.)

    3.Знакомство с творчеством художника.

    • Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

    Сообщения заранее подготовленных учащихся.

    Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года.

    После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

    Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая.

    Картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству. Создателю любого произведения требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

    • Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.
    • Вспомните, как называется первая часть сочинения?

    (Вступление).

    4 стр., 1641 слов

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ...

    ... и недостаточной разработанностью педагогических условий развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом. Выявленное пр?отивор?ечие и актуальность позволили определить ... выявить и обосновать педагогические условия развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом. Объект исследования – пр?оцесс развития творческих ...

    • Что будем писать в первом пункте плана?

    ( I . Екатерина Васильевна Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).

    4.Работа над репродукцией картины «Первые зрители»., Составление примерного плана сочинения.

    1).Словарно-орфографическая работа.

    • Впишите в слова пропущенные буквы:

    Жив..пись, п..йзаж, пр..изведение иску(?)тва, из.. бражен, м..льберт, п..драмник, п..литра, к..л..рит, восх.. тительный, заворожё(?)ый, п..ражённый.

    2) — Картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

    • Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

    На переднем плане справа расположен…, Слева изображен…, Задний план занимает…, Вдалеке открывается…

    (Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

    Что такое мольберт ?

    Мольберт– подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.

    • Что такое палитра ?

    Палитра– небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца.

    • Как вы понимаете значение слова подрамник ?

    Подрамник–

    а)- Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

    ( В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

    • Что такое этюдник?

    Этюдник– специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда.

    Этюд– рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.

    • Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

    (Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

    • Что мог наблюдать художник из своего окна?

    ( Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой. )

    2 стр., 815 слов

    По картине Девочка у окна. Зима Дейнеки

    ... девочка у окна зимой. Описание картины Дейнеки Зима. Девочка у окна Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина ... план картины за окном. А в доме все очень просто. Художник ... картины. Большая комнатная батарея, которая изображена малоприметной, но именно она создает иллюзию тепла. Чтобы зритель все-таки рассмотрел ее, мастер выделил ноги девочки, ...

    в) — В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

    Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

    Герои картины — мальчики (ребята).

    Старший … (какой?).

    Младший парнишка … (какой?)…

    ( Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера .)

    г) — Что изображено за окном?

    ( За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.)

    • Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

    (Основная часть).

    • Что запишем во второй части?

    ( II . Описание картины :

    а) обстановка комнаты художника;

    • б) картина художника;
    • в) вид за окном;
    • г) первые зрители.)

    д)- Попытайтесь передать общее настроение картины.

    • Выразите своё отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

    Дополните предложения:

    Художник (живописец, автор) добивается … (какого?) настроения…, Чем? (яркостью красок, выбором палитры, четкостью деталей …)

    (Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

    • Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

    ( Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей .)

    • Как называется третий пункт плана?

    (Заключение).

    • Как мы его назовём?

    ( III .Общее настроение картины.)

    е).

    Вывод .

    Картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна: здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

    Итак, мы возвращаемся к нашему эпиграфу. Как вы считаете, достигли ли мы своих целей? Можем ли мы ответить на три вопроса: что писать, как писать и для чего писать?

    Понравился ли вам урок?

    Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.

    1.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

    2.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

    3..Какая форма работы вам понравилась больше?

    14 стр., 6556 слов

    Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ,

    ... как узор ковра…». Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», ... окна, а изобильное, как на уличной вывеске, нагромождение однообразных продуктов – буханок, караваев и калачей. Петр Кончаловский «Натурщица у печки», 1917 Петр Кончаловский «Натурщица у печки», 1917 В картине «Натурщица у ... на зрителя – цветом и пластикой. Художника ...

    4.Что вызвало затруднения?

    5.Что нового и интересного узнали на уроке?

    7. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания:, Примерное сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

    Письмо подруге

    Дорогая Маша!

    Недавно я побывала на выставке картин, где увидела чудесное полотно Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Эта картина произвела на меня огромное впечатление.

    Когда смотришь на полотно, ты как бы попадаешь в комнату художника. В комнате просторно, нет ничего лишнего. Окно мастерской раскрыто, в него заглядывают два веселых мальчика. Мальчишка постарше внимательно рассматривает картину неизвестного нам художника. Что изображено на холсте, мы не знаем. Может, это высокие белоствольные березы. А может, это полевые ромашки, которые стоят на полу возле кресла. А возможно, на картине изображены те самые веселые мальчишки. Мальчика помладше больше интересует обстановка комнаты. Он с любопытством рассматривает палитру, необычные профессиональные кисти, мольберт, уже нарисованные картины.

    Мне понравилось полотно Сыромятниковой «Первые зрители». Картина пронизана ярким, веселым настроением. Смотришь на картину, и самой очень хочется попасть в мастерскую художника, чтобы прикоснуться к тайне искусства.

    Я советую тебе посетить эту выставку и обязательно посмотреть на это полотно.

    До свидания, Алена.