ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА Х ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Ребенок открывает для себя удивительный мир – мир творчества. Воображение – великая сила. С его применением мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или вернуться в будущее. Знакомство с многообразием художественных материалов начинается с первого класса обучения. Помимо этого, уроки изобразительного искусства помогают детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

В развитии художественного творчества необходимо соблюдать принцип свободы выбора художественного материала школьниками, являющийся непременным условием изобразительного искусства.

Изобразительное искусство является важной частью общего образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала ребенка в области художественного образования связано с воздействием на него искусства, приобщением к продуктивной изобразительной деятельности, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. Интерес детей к изобразительному искусству может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ. Процесс обучения владению разнообразными художественными материалами и техниками рассматривается как особая сфера творчества младших школьников. Именно освоение художественных материалов и средств составляет значительную часть методики развития изобразительного творчества детей. Устойчивые навыки в изобразительном творчестве учащиеся начальных классов приобретают непосредственно в процессе учебной деятельности. Это необходимо для дальнейшего совершенствования практических навыков ученика и создания условий для свободного перенесения их из одного процесса в другой.

Обучение детей в процессе их знакомства с различными художественными материалами и техниками позволяет им в более широком смысле осознавать разнообразие видов деятельности в области графики и живописи. На наш взгляд, одним из актуальных направлений в развитии творческого отношения учащихся к изобразительной деятельности может являться приобщение младших школьников к созданию рисунков с помощью различных художественных материалов.

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... игровых приемов. Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников. Исходя из гипотезы, выделим следующие задачи : 1.Проанализировать состояние проблемы формирования творческой активности детей в ... средствами изобразительной деятельности остается открытой, наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. ...

Целью

задачи

1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.

2. Дать определение, характеристику и составить классификацию художественных материалов, используемых на уроках изобразительного искусства.

3. Описать основные приемы работы различными художественными материалами (графическими и живописными), с которыми знакомятся учащиеся на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

4. Составить конспект урока изобразительного искусства для 1 класса по ознакомлению учащихся с особенностями работы каким-либо художественным материалом.

Объектом

Предметом

Гипотеза

Методы исследования:

— Анализ и синтез,

— Классификация,

— Описание.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

    1. Виды графических материалов.

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Материалы и техники определяются видами графики. Рисунок выполняется художником непосредственно на листе бумаги, каким либо графическим материалом — карандашом, углём, тушью, сангиной акварелью, гуашью.

К графическим техникам и материалам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и другие рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже — акварель, гуашь, те техники, которые многие реставраторы относят к графическим.

Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).

Чернографитные карандаши.

Цветные карандаши.

Акварельные карандаши совмещают в себе художественные свойства цветного карандаша и акварельной краски. Для создания эффекта акварели можно работать по смоченной водой бумаге или с использованием мокрой кисти, размывая ею необходимые участки рисунка. За счет смешивания цветов с добавлением воды могут быть получены мягкие контуры и цветовые переходы.

Художественные карандаши — различные виды сангины, сепии, мела и соусов, они относятся к классическим материалам для живописи и подходят для выполнения эскизов, рисунков и работы в экспериментальных техниках. Благодаря полной пигментации, художественные карандаши и стержни обладают высокой светостойкостью и кроющей способностью. Наилучший эффект достигается при использовании материалов в работах в комбинации друг с другом или с другими материалами.

17 стр., 8272 слов

Итоговая контрольная работа по литературе 11 класс учебно-методический ...

... выполнении менее 50% заданий. 6.Процедура проведения работы Работа проводится единовременно для учащихся всего класса. Для выполнения работы требуются: черновик, ручка, карандаш. При выполнении работы запрещается иметь при себе средства связи, ... ВО Б 10 Определение ведущей темы в произведении 1 1 ВО Б 11 Исключение «лишнего» произведения и мотивация 1 1 ВО Б 12 Исключение «лишнего» ...

Уголь — чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой, матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твёрдый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель).

Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличии от натурального рисовального угля, палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии. Которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углём очень разнообразна, так как заточенные стержнем или палочкой угля можно проводить очень тонкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. Художники, работавшие углём: Х. Гольбейн, Ж. Энгр, И.И. Шишкин, В.А. Серов [3, с. 11].

Художественный уголь

Сангина – так же и уголь, широко применяется в рисунке. Сангина (лат.- кровь) – палочки каолина с добавлением окисла железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углём, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушёвками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые изобразительные средства в рисунке. Техника сангины даёт возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден. [2, с. 5]

Пастель — сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стёртых в порошок пигментов с добавлением растительного клея. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи.

Пастельными палочками рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксатором (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая «чистая пастель» выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушёвкой или рукой. Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи, Х. Гольбейна, Э. Манэ, Э. Дега. В России – И.И. Левитан, В. А. Серов.[8, с. 21]

40 стр., 19800 слов

Художественная обработка различных материалов

... на базе средней школы. Научная новизна дипломной работы состоит в том, что разработано методическое обеспечение художественной обработки материалов на внеклассных занятиях в школе. Практическая значимость исследования определяется ... предмету, сделанному руками мастера, но и потому, что слово «камы» по-японски означает не только «бумага», но и «божество». Для чего нужно оригами? В Японии оригами ...

Пастельные карандаши, стержни, соусы. Сухая и масляная пастель состоит из основы, смешанной с пигментами, и обладает мягкостью, высокой интенсивностью цвета и тонкостью колорита. Пастель формирует бархатистые штрихи с мягкими краями и может быть использована для черчения, рисования и детальной работы. Материал сочетает в себе линию и цвет; пастелью можно работать штриховкой, живописным пятном, сухой и мокрой кистью.

Соус – разновидность пастели. Имеет широкую гамму цветов, соус можно использовать и как сухой и как жидкий (разбавленный водой) материал. Жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм. обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус).

В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокалённого волоса или шерсти различных животных – беличьи, барсучьи, колонковые и других.

Карандаши специального назначения. Промышленные, химические, маркировочные, плотничьи, офисные и другие виды специальных карандашей предназначены для использования на различных поверхностях и созданы для конкретных потребностей своей области, что позволяет применять их при решении самых разнообразных творческих и технических задач.

Ручки дают четкие и гладкие изящные линии и применяются как для повседневного использования, так и для черчения, декоративного оформления, работы в заливке, штриховке, точечном рисунке, смешанной технике.

Маркеры. Профессиональные маркеры являются идеальным инструментом для графики, дизайна, визуализации и анимации. Этот выразительный мобильный материал позволяет создавать яркие и четкие линии различной толщины и формы, удобен для быстрых набросков и зарисовок.

Наборы графических материалов.

Каждое графическое средство можно использовать как самостоятельный материал, так и как дополнение к другому материалу. Например, уголь применяется для подготовки рисунка под масляную живопись, а пастель хорошо совмещать с такими техниками как гуашь и акварель.

    1. Живописные материалы и их характеристика

Для исполнения живописных произведений служат такие художественные материалы, как акварель, гуашь, акрил, тушь и другие.

Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в вроде образующие взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счет этого создавать эффект легкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

14 стр., 6609 слов

Краски в полиграфии

... например, механически на поверхности запечатываемого материала (проникает в поры, поглощается волокнами бумаги). Этому способствует соответствующее давление, создаваемое при печати (например, офсетной); краска печать полиграфия растворитель краска благодаря капиллярному действию проникает ...

Перед тем, как начать рисовать акварелью, следует запомнить несколько советов для начинающих художников:

1. Помнить, что после нанесения мокрого слоя краски, при высыхании, рисунок посветлеет. И это естественно, ведь в то время, пока акварель влажная – она смотрится ярче и контрастнее, но стоит ей высохнуть, как цвета становятся бледными и тусклыми. На то она и «воздушная» акварель. Если нужно сделать рисунок ярче, то следует добавить побольше краски, но не забывать о том, что кисть все равно должна быть мокрой.

2. Создавать цвета на палитре. Если небольшой набор красок, цвет всегда можно создать самому, смешав краски на палитре. Перед нанесением протестировать намешанный цвет на другом кусочке бумаги, ведь цвет краски на палитре и на бумаге может отличаться.

3. Высохшую акварель можно смыть или развести водой. Даже, если краска полностью высохла, все равно можно хорошо намочить кисточку чистой водой и высветлить нужные элементы рисунка. Но тут нужно тереть так, чтобы не слезла верхняя текстура листа и на рисунке не появились комочки.

4. Акварель – краска прозрачная. Именно поэтому не стоит наносить густые слои краски, это противоречит всем законам акварели. И закрасить что-либо нельзя.

5. Начинать следует работу со светлого — прорисовывать светлые элементы рисунка и постепенно передвигаться к самым темным.

6. Пользоваться кисточками из натуральных материалов. Лучше приобрести три качественных кисти: толстую, среднюю и тонкую, чем набор дешевых синтетических кистей. Качественная кисть держит форму и хорошо наносит акварель. Рекомендуют пользоваться белкой. Вариант дешевле – кисточки из пони.

7. Не стоит добавлять много воды. Если набрать кисточкой чрезмерное количество воды, то не получится ожидаемого оттенка и насыщенности цвета, а еще можно получить размытые контуры и детали в композиции рисунка.

Основой для акварели является бумага. Она должна быть слегка шероховатой. При смачивании бумаги должна равномерно и не слишком быстро впитываться по всей поверхности.

Существует три основных вида поверхности бумаги: сатинированная (горячего тиснения), холодного тиснения и шероховатая. Внутри каждого вида обработки существует множество марок бумаги. Бумага горячего тиснения очень гладкая, так как во время обработки она была пропущена через горячие валики. У бумаги холодного тиснения легкий рельеф зерна, так как она пропущена через холодные валики. Шероховатая бумага не подвергается тиснению, и поверхность ее имеет естественное грубое зерно. Чем толще такая бумага, тем она грубее.

Также бумага бывает твердая и мягкая. Мягкая бумага очень нежная и на ней можно изображать очень нежные структуры. Но, увы, она легко отслаивается, например, если вы хотите снять маскирующий штрих. Твердая бумага выдержит какое угодно количество маскирующего штриха.

Гуашь (от итал. «водяная краска») — красочный материал, сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большей кроющей способностью. Гуашью работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водою. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись гуашью ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании гуашь светлеет.

43 стр., 21375 слов

Формирование навыков построения композиции в рисунке у младших ...

... в общении детей с изобразительным искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Начальная школа ... В работах которых рассматривали вопросы использования средств изобразительного искусства, в формировании навыков построения композиции в рисунке ... в «случайном и разбросанном построении», в «цельности проявляется мастерство, а в рассеянности - гений». По утверждению В.П. Зубова, в ...

Нужно следить за состоянием этих красок. Гуашь имеет свойство густеть со временем, даже если ее не забывали закрывать. Это свойство данного материала может привести к ее полному высыханию. Вернуть первоначальное качество подсыхающему материалу можно капнув в краску пол чайной ложки горячей кипяченой воды (это на стандартную маленькую баночку).

Затем гуашь нужно закрыть и оставить на 30 минут, после чего тщательно перемешать палочной или обратным концом кисточки.

Если гуашь засохла до состояния камня, то можно попытаться ее реанимировать, но выходит это не всегда. Для этого нужно залить в каждую баночку немного горячей воды, так чтобы только на пару миллиметров прикрыть поверхность засохшей краски, а затем поставить ее часа на три в теплое место. Зимой для этого подойдет батарея, а летом солнечный подоконник. Затем нужно тщательно перемешать пигмент. Если засохшие кусочки все-таки остались, можно попробовать повторить описанную выше процедуру. Если же и это не поможет, то ее можно использовать в качестве сухой акварели для эскизов и черновых зарисовок. Восстановить засохшую акриловую гуашь нельзя, она превращается в нерастворимый, жесткий полимер.

Гуашь — техника, которую в отличии от акварели, принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.

Гуашь является универсальным художественным материалом, который позволяет, имея краски, воду и бумагу, осваивать художественные техники, свойственные другим материалам. Можно рисовать сильно разбавленной гуашью в технике акварели, а можете освоить техники письма, свойственные благородному маслу. Рисование гуашью комфортно, она не имеет неприятного запаха, не требует работы с растворителями, позволяет легко вносить изменения в рисунок и не требует какой-то специальной поверхности для рисования (холсты, грунтовки).

Именно поэтому она очень популярна в детском творчестве и широко применяется начинающими художниками.

Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная, акриловая и для детского творчества.

Художественная гуашь – это художественная краска, состоящая из растертых пигментов, с добавлением дистиллированной воды, белил и гуммиарабика. Эта гуашь обладает прекрасной кроющей способностью, матовостью, бархатистостью и прекрасно ложится на художественную поверхность. Для этого типа краски идеально, в качестве рабочей поверхности, подходят не мелованный картон, акварельная бумага, тонированная бумага. Первый слой краски впитывается в художественную поверхность, создавая что-то подобное грунту. Это позволяет краске лучше держатся на рабочей поверхности.

  • Плакатная гуашь представляет собой обычную гуашь, за тем лишь исключением, что вместо белил используется каолин. Это делает краску более яркой и плотной.

Гуашь для детского творчества содержит вместо дорогого гуммиарабика дешевый клей ПВА. Это делает краску менее пластичной и она быстрее высыхает. Однако это делает ее более стойкой к осыпанию и истиранию. Такая краска подходит не только для бумаги, но и для фанеры, керамики и холста, который можно не грунтовать специальным грунтом (как в случае с художественной гуашью).

18 стр., 8749 слов

Предметный и обусловленный цвет в живописи

... различные аспекты восприятия и воспроизведения в живописи предметного и обусловленного цвета; изложение основных физиологических и психологических ... частично поглощаются последними, частично отражаются от их поверхности. Предметы, которые не являются самостоятельными источниками света ... контуром (рис. 11-12). Как видно из рисунков, один прямоугольник располагался на теневой стороне белого кувшина, ...

ПВА в составе гуаши становится прекрасным закрепителем и с успехом заменяет специальный грунт.

Некоторые производители, с появлением художественного акрила, стали выпускать акриловую гуашь. Такая гуашь подходит для росписи любой поверхности, а после полного высыхания не смывается водой.

Акрил – это эмульсия нерастворимых в воде полиарилатов. Они бывают разные. Акриловые краски не имеют неприятных запахов. Для получения новых оттенков и варьирования насыщенности, можно смешивать между собой, разбавляя краски до нужной консистенции водой или акриловым лаком. Они используется для живописи, декоративно-прикладного искусства и окрашивания любых поверхностей.

Навыки работы с живописными материалами осваиваются учащимися начальных классов в процессе работы над практическими работами, выполняемыми акварельными и гуашевыми красками в течение всего периода обучения.

    1. Основные приемы работы художественными материалами

Самый обычный способ рисования карандашом — это выявление тонкими линиями контура предмета, нанесение линиями одних тонов и широкими штрихами других. На рисунке 1, Приложение 1, видно, как художник с помощью многочисленных линий передает светлые тона и фактуру на округлых формах луковиц. Тонкие линии наносятся кончиком заостренного карандаша НВ. Более мягкий и темный карандаш 2В с плоско заточенным грифелем используется для нанесения тона на заднем плане более широкими, темными штрихами.

Есть две основные техники рисования простым карандашом – это растушевка и штриховка.

Штриховка — создание параллельных линий с отрывом карандаша от бумаги. Выбор длины штриха зависит от характера поверхности — чем однороднее поверхность, тем длиннее штрих. Плотность штриха — это расстояние между линиями. Чем больше плотность, тем темнее тон поверхности. Штриховки могут накладываться друг на друга. Этот прием классического рисунка одновременно увеличивает затемнение и придает поверхности рельеф.

Штриховка кажется простым приемом, но для её качественного выполнения необходима практика. Штрихи должны быть прямыми, петли в начале или конце линии выдают нетвердую руку. Тренировать нужно так же угол наклона — начинающие рисовальщики штрихуют под одним, удобным руке углом, тогда как рельефность формы добивается именно вариации угла.

С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее).

23 стр., 11308 слов

Народная роспись как средство формирования способов художественной ...

... Декоративная трактовка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка. Тема выпускной работы «Народная роспись ... Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, ...

Направлением штрихов можно передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву. В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи. Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, Рисунок 2.

В зависимости от фактуры рисовальной бумаги один и тот же рисунок может выглядеть по-разному. На листе шероховатой бумаги имеются «зубчики», которые рассекают линии и штрихи, делая их более неровными, зернистыми на вид. Этот фрагмент портрета полностью нарисован карандашом 2В. Художник остро заточенным карандашом наносит быстрые параллельные штрихи, передающие тени на лице. Затем он работает боковой стороной грифеля и с более сильным нажимом, чтобы затемнить глаза, волосы и задний план.

Карандашные штрихи легко растираются пальцем или специально предназначенной для этого бумажной палочкой (растушевкой), которую можно приобрести в специализированных магазинах. С помощью тех же двух карандашей художник свободными штрихами наносит тон, а затем размазывает эти штрихи пальцем (или растушевкой), чтобы на их месте получились мягкие переходы тона. Темные тона вокруг луковиц усилены широкой штриховкой, выполненной более мягким и темным карандашом 2В. Острым копчиком карандаша НВ рисуются корешки большой луковицы.

Чтобы создать однородные тона, художник сначала наносит слабые тени на лицо, штрихуя карандашом 2В, а затем растирает штрихи пальцем. Штрихи мягко сливаются друг с другом. Темный задний план также растушеван. Художник использует фактуру поверхности, чтобы нарисовать волосы и брови неровными штрихами. Здесь, на шероховатой бумаге, растушеванные участки выглядят живее и ярче, чем на луковицах (рисунок вверху), которые нарисованы на более гладкой бумаге.

Объемный рисунок строится на передаче светотени — градации тона между поверхностями на свету и в тени. В карандашном рисунке передача тона достигается штриховкой и её последующей стадией — растушёвкой.

Растушёвка — один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона. Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, можно добиться тем самым более естественного тонирования. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, Рисунок 1, 2.

27 стр., 13392 слов

Детский рисунок как продукт художественного творчества

... в передаче образов изображения; возможностью создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно — тематических рисунков). Наиболее эффективно развитие детского творчества на занятиях по сюжетном рисованию будет проходит ... чтобы способности человека развивались нормально, ему необходимы как знания, умения и навыки. Ознакомившись с работами Р.С. Немова, мы сделали вывод, что способности ...

Основные способы рисования цветными карандашами:

1. Штриховка. Работать карандашом можно по-разному: плотно укладывая рыхлые штрихи друг к другу, чтобы получился ровный выкрас, или делая штрихи острием карандаша, оставляя между ними небольшие промежутки. И тот, и другой способ хорош, важно – где он применяется.

Выполняются равномерные движения рукой в одном направлении. Следят за одинаковым расстоянием между штрихами. ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Рисунок 1.

2. Светлотная растяжка . Уметь делать разные по светлоте выкрасы – очень важное умение. Еще важнее уметь делать постепенный переход светлоты оттенка.

Изменять оттенок от светлого к тёмному можно, изменяя нажим на карандаш. Нужно сначала заштриховать полоску, едва касаясь поверхности бумаги, а затем всё более и более усиливая нажим на карандаш. ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Рисунок 2.

3. Изменение оттенка . Цветные карандаши дают прозрачные слои штриха. Если их накладывать один на другой, то цвет будет оптически смешиваться. Это используется для изменения оттенка цвета.

Таким образом, даже при малом наборе карандашей можно получить сложные цветовые оттенки за счет наложения одного цвета на другой.

Тот же эффект получится и при более свободном штриховании. Только в этом случае структура пятна будет более воздушной, фактурной. ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Рисунок 3.

Чтобы штриховка при этом выглядела эстетичной, делают ее равномерными движениями с одной силой нажима и направлением. Два разных цветовых слоя лучше накладывать под острым углом по отношении друг к другу. Впрочем, иногда угол наклона штрихов может быть абсолютно одинаковым. ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Рисунок 4.

4. Наложение цвета на цвет получится, если совместить 2 приема: светлотную растяжку и изменение оттенков. В результате можно добиться более разнообразной градации переливов цвета. ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Рисунок 5.

5. Декоративные приёмы . Поверх больших светлых пятен можно наносить узоры, орнаменты, более мелкие цветовые пятнышки. При этом главное, что нужно помнить, это закон оптического смешения цветов. Если накладывать друг на друга противоположные цвета: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый, то получится серый или грязный оттенок. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, Рисунок 6.

6. Приём резервирования белых линий . Взять не пишущую ручку и нарисовать ей что-нибудь, продавливая бумагу. Ручка оставляет след – канавку, в которую при дальнейшем штриховании цвет не попадает. Остается белая линия. Этим способом можно создавать тонкие светлые узоры. ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Рисунок 7.

7. Техника фроттаж . Эта техника знакома всем с детства. Нужно взять предмет с рельефной поверхностью, положить его под лист бумаги, а затем сверху сделать штриховку карандашом там, где лежит предмет. Штриховка проявит рельеф выпуклой поверхности. Можно использовать то, что находится под рукой: плоскую расческу и монеты. Но можно найти и другие поверхности: дерева, камня, кирпичной кладки и прочего. Главное, чтобы лист был не слишком плотным и продавливался при штриховке. Приложение 3, Рисунок 8.

Техники рисования акварелью волшебны и своеобразны: по сырой и сухой бумаге, смывание, заливка, многослойная и смешанная техники, живопись сухой кистью, тушью или мастихином, использование соли. Живопись по сырой бумаге создает воздушность, прозрачность, перетекание одного цвета в другой и используется при создании пейзажей. Краска наносится на предварительно смоченный лист бумаги и, в зависимости от степени влажности, больше или меньше растекается по листу. Техника требует опыта, мастерского владения кистью и постоянного самоконтроля, ведь если краска растечется не в том направлении, исправить ошибку практически невозможно.

Живопись сухим способом позволяет четко контролировать растекание по бумаге, форму мазков и плотность тона. Писать акварельными красками можно: сухой кистью по сухому листу приемом в один слой, добиваясь воздушности; мокрой кистью по сухому листу с наложением одного мазка на край непросохшего соседнего, создавая переливы. Лессировка или многослойная живопись создает насыщенные цвета, светотень, подчеркивает фактуру предметов. Рисование акварелью в этой технике выполняется слой за слоем, верхний наносится на уже просохший нижний, часто работа проходит в несколько этапов. Работы, выполненные в технике лессировки, по плотности мазков напоминают работы гуашью или масляными красками, поэтому только опытные художники могут придать картине прозрачность.

Заливка – техника рисования акварелью, при которой лист бумаги покрывается слоем разведенной краски. Покрыть поверхность можно широкой кистью или губкой. Заливка может быть: равномерная, одним тоном; градация – переход одного цвета от темного к светлому тону; многоцветная – плавный переход нескольких цветов друг в друга. Сложность этой техники в том, что слои могут получиться неравномерными, с четкими границами, с вкраплениями. ПРИЛОЖЕНИЕ 4, Рисунок 1.

Совершенствование этой техники позволит значительно упростить работу с большими форматами картин, с открытыми пейзажами, с пространственными сюжетами.

Отмывка — чаще всего применяется архитекторами, дизайнерами для условного изображения здания, его экстерьера. Это метод ведения работы многоэтапный, и каждый новый этап проводится при абсолютном высыхании предыдущего красочного слоя. Заключается в прописке этюда сильно разбавленными водой красками, передающими основные цветовые соотношения.

Вливание цвета в цвет — интересный живописный эффект достигается путем наложения одного красочного мазка на другой с разницей в оттенке цвета. Это придает чистому локальному цвету дополнительные цветовые нюансы.

Алла-прима — разновидность техники акварельной или масляной живописи, позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесения красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.

Смешение всех техник позволит превратить рисование акварелью в увлекательное и захватывающее занятие.

Многие считают гуашь не удобной для рисования. Если вы до этого рисовали преимущественно акварелью, то вам нужно запомнить всего лишь несколько правил, чтобы получать такой же замечательный результат при работе с гуашью.

Краска гуашь не прозрачна и содержит белила. Это означает, что писать нужно от темного к светлому, а не наоборот. То есть, определившись с композицией и цветовой гаммой, нужно начинать с более темный тонов краски, а световые блики и темные цветовые акценты расставляются в конце работы.

Для того, чтобы не путаться в возможности смешивания цветов и оттенков, а также не напортачить с цветом для теней, лучше иметь представление о цветовом круге, которым пользуются художники. Цвета, лежащие в соседних секторах круга, смешиваются друг с другом без образования грязи, а для теней лучше брать цвет из противоположного сектора. Этот цвет добавляют в необходимом количестве в основной тон. Чаще, для изображения тени, берут: синий, зеленый или фиолетовый. Ни в коем случае нельзя добавлять для изображения тени черный цвет. Так же нельзя использовать черный для получения более темного тона того же цвета, тон вы не затемните, а грязь получите.

Кроме всего прочего следует знать, что гуашь достаточно быстро сохнет. Если вы допустили ошибку, то нельзя ее исправлять, пока гуашь не просохла. В случае нарушения этого правила у вас получится размазанное грязное пятно. Вносить изменения и исправления в рисунок нужно дождавшись полного высыхания слоя гуаши. Обычно время высыхания зависит от толщины слоя гуаши, оно варьируется от 30 минут до 3 часов. Когда же гуашь просохла, внести изменения очень просто. Нужно лишь смочить кисть в теплой и чистой от пигмента воде, слегка отжать ее сухой тряпочной и легким движением стереть краску в месте ошибки. Точно также можно растушёвывать излишне-четкий контур нарисованного предмета.

Смешивая цвета, нужно брать в расчет, что влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, она выбеляется, благодаря присутствию в ней мела. Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в конечной работе.

Правильный выбор кисти так же поможет облегчить знакомство с данным художественным материалом. Так как гуашь более тяжелая и вязкая, то для нее не подойдут чересчур мягкие кисти, так что легкую белку лучше отложить в сторону. Для влажной гуаши неплохо подходят: колонок, коза и синтетика. Такие кисти прекрасны для растушёвок, фонов и заливок, то есть для работы влажной кистью.

Есть приемы в живописи, которые подходят для работы сухой кистью. Чтобы нарисовать гуашью изображения крон деревьев, травяного фона, объектов с неровной или текстурной поверхностью лучше использовать кисти из щетины. Форма кистей будет зависеть от формы мазков. Траву лучше изображать плоскими кистями, а крону деревьев круглыми. В этом случае, на сухую кисть из свиной щетины набирают разбавленную до густоты сметаны гуашь и производят точечные удары кистью по рабочей поверхности картины. Это можно сравнить с набиванием краски на рабочую поверхность.

Рисовать гуашью можно не только при помощи кистей. Можно наносить краску при помощи поролоновой губки, специальных валиков или смятой бумажной салфетки. Все это позволяет изображать предметы со сложной структурой поверхности и добиться реалистичности изображения многих материалов, например шероховатой керамики или камня, или рисуя натюрморт гуашью. ПРИЛОЖЕНИЕ 5, Рисунок 1.

Существуют два способа создания фона для гуаши:

— Равномерное закрашивание контуров карандашного наброска. Сначала художник делает карандашный набросок на художественной поверхности, а затем разносит основные цвета в качестве заливок контуров рисунка. Здесь важно помнить, что для начального подмалевка берутся самые темные тона элементов рисунка. Для того, чтобы гуашь легла ровно и без разводов, нужно обратить внимание на размер кисти. Чем больше закрашиваемый контур, тем больше должна быть кисть. Гуашь, в этом случае, должна быть разбавлена до консистенции негустой сметаны. Набирать слишком много пигмента на кисть тоже не стоит, излишки лучше обтереть о край палитры. Заполнять контур нужно без нажима, от одного его края к центру, а затем из центра до другого края контура. Такой тип подмалевка не подходит для больших поверхностей.

— Для поверхностей большого размера выбирается другой тип окрашивания – заливка. В этом случае сначала делается фон рисунка, а затем, на просохшем фоне, пишется сама работа. Фон может состоять из двух или трех основных цветов в гамме рисунка. Например, при написании пейзажа берут: цвет неба, цвет земли, цвет для светлой полосы над горизонтом. Лист бумаги хорошо прикрепляют к планшету, лучше приклеить все края малярным скотчем. Затем разносят цвета: цвет неба вверху, цвет земли внизу, самый светлый в районе горизонта. А дальше, пока краска не просохла, разглаживают краску при помощи широкой влажной кисти. Кисть нужно вести без отрыва, от одного левого края листа к правому, двигаясь от низа работы к верху. Затем смачиваем кисть в воде, стряхиваем излишки, и разглаживаем краски от верху листа к низу, двигая кисть по горизонтали. Для того чтобы фон получался ровным и красивым, нужна тренировка. Однако результат стоит потраченных усилий. Когда фон разглажен, а краска еще не просохла, разносят детали холмов, более темной краской, выбранной для земли. После просыхания основного фона и сформированных деталей ландшафта, пишут растительность, облака и другие детали задуманной композиции.

К техникам гуашевой живописи относятся:

Лессировка

Пастозная техника

Вывод

В рисовании используются различные художественные материалы (карандаши, фломастеры, гелевые ручки, восковые мелки, акварель, гуашь, акрил).

Важно изучить техники, приемы и способы работы с этими материалами.

  1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

    1. Развитие художественных навыков у первоклассников

Всякое обучение и приобретение целостного навыка требует немалых усилий. Необходимо овладеть каждым из отдельных составляющих, а затем соединить все элементы в комплексный навык. На этом этапе требуются большое терпение, выдержка и желание достичь цели. По мере последовательного усвоения основ рисования происходит количественное и качественное накопление навыков, которые позволяют, в какой- то момент перейти к свободному рисованию, не задумываясь над тем, как это делается, подобно тому, как пишут, или читают.

Самое сложное для первоклассника — это научиться правильно держать карандаш, кисть. Так же необходимым навыком можно назвать овладение линией. Линия — это азбука рисования, так как текст составляется из букв, так рисунок состоит из линий. В зависимости от содержания рисунка, выбирается линия, она может быть прямая, жесткая, тяжелая, толста, или волнистая, легкая воздушная, тонкая и другие. Вначале надо увидеть предмет в целом: не только то, как он выглядит спереди, но и какова его форма со всех остальных сторон. Наиболее сложным навыком в рисовании является умение передавать в рисунке трехмерную глубину пространства, используя знания законов линейной и воздушной перспективы, и особенно сложно это сделать ребёнку, тем более что в младшем школьном возрасте дети изображают все предметы «плоско».

Следующим навыком, который необходим для рисования является усвоение «логики светотени». Она заключается в том, что свет, падающий на формы рисуемого объекта, создает калейдоскоп бликов, освещенных поверхностей, теней собственных и падающих, отраженного света и целой гаммы полутеней. Светотень это один из способов передачи объема. Перед тем, как начать рисовать более сложные предметы, нужно расчленить ее на простейшие геометрические объемы, имеющие понятные детям формы, это позволяет усвоить «логику светотени» всей модели и правдиво передать в рисунке пространственность и объем.

Очень важным средством образного выражения и художественного изображения, позволяющим выразить мысли, чувства и настроение является композиция. Это же является и самым трудным процессом для нашего логически рационального образа мышления. Трудно объяснить на словах что такое упорядоченная взаимосвязь между частями или элементами художественного произведения.

Первым этапом работы над композицией картины является замысел.

Вторым этапом композиции является накопление материала в виде набросков и зарисовок элементов основного и дополнительного плана замысла.

Третий этап это выполнение эскиза, а еще лучше нескольких эскизов возможного решения воплощения замысла в художественное произведение.

И, наконец, четвертый этап, это процесс создания законченного художественного произведения.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования — не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Вначале первоклассник должен почувствовать приятное удовлетворение от бурлящего потока фантазий и возможности воплотить их в рисунке, а потом у него появится потребность рисовать. К пониманию необходимости освоения навыков академического рисунка дети приходят сами, примерно к десяти годам.

Из каждого ребенка может вырасти художник, хотя не все ими станут. Но целенаправленно развитая способность творчески мыслить и обострившееся чувство интуиции помогут им в любой области, в которой они будут работать, лучше справляться с трудными задачами и принимать более правильные решения.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке задуманное первоклассники могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Первоклассники должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок).

Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий).

Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Первоклассников знакомят с правильными приемами закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами).

Школьники приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

В зависимости от формы и ширины кистей и от того, что изображается, можно менять характер мазка: писать так, что мазки не будут заметны, или наоборот — мазок будет ярко выражен, если выкладывать его пятнышками округлой или прямоугольной формы.

Обучающиеся усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Необходимо научить смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель).

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования — не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Программа работы в школе предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью.

Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.

Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаш — твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда — обратно).

Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий.

Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой

Разумеется, младшие школьники не знают своеобразия этих двух инструментов (материалов) и не могут сами выделить способы работы с ними.

Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действиям с ними, как специфически орудийным, детей надо учить.

Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда — обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними. Такое обучение положительно влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительную сторону рисунков.

Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Знакомство с основным инструментом – простым карандашом на уроке изобразительного искусства в 1 классе может проходить в игровой форме. В классе педагог оформляет как мастерскую Карандаша. Могут появиться экспозиции «Весёлые рисунки» (из детских иллюстрированных журналов),[7. c . 27] «Герои любимых сказок и мультфильмов» (репродукции картин художников – иллюстраторов детских книг и художников — мультипликаторов),[9. c . 30] «Мы рисуем» (рисунки ребят, выполненные карандашом).[10. c . 35] На стуле или кресле будет сидеть Мастер Карандаш-кукла имитация известного персонажа весёлых картинок. Можно поставить несколько мольбертов, за которыми как бы работают помощники – карандаши. Парты расставлены полукругом или составлены в два стола, за которыми сядут дети. Вот этап подготовки завершён, и начинается игра.

Мастер Карандаш приветствует ребят и предлагает прослушать песню Э. Успенского и В. Шаинского «Дети любят рисовать».[7. с. 25] Затем Мастер Карандаш важно сообщает о своём происхождении из древнего знаменитого рода Карандашей, когда и где родился его самый первый пра – прапрадед и так далее (в шутливой форме).

После этого хозяин мастерской предлагает ребятам посостязаться в творческих конкурсах и весёлых соревнованиях.

  • «Художники — фантазёры»: Карандаш предлагает школьникам изобразить за условленное время как можно больше разных предметов, используя в качестве основы различные геометрические фигуры: круг, треугольник, многоугольник и другие (заранее для каждого ребёнка заготовлены листы бумаги и цветные карандаши).

    Работу заканчивают все одновременно по сигналу Мастера Карандаша.

  • «На ощупь»: Это конкурс, который проявляет способность детей воспринимать предметы, окружающий мир через его форму и цвет. Участники игры поочерёдно закрывают глаза, им дают мешочек с 3-4 предметами, которые нужно ощупать пальцами, определить предмет и представить себе какого они обычно бывают цвета, затем вынуть и положить на тот стол на котором лежит карандаш того же цвета. За ранее ребятам объясняют, что предметы будут только трёх цветов – жёлтого, зелёного, красного, и просит запомнить, на каких столах лежат карандаши этих цветов. (Набор предметов можно составить из овощей и фруктов: огурец, репчатый лук, морковь; листья петрушки, лимон, помидор; листья салата, апельсин, гроздь ягод красной рябины).

Нетрадиционно, в игровой форме может проходить и знакомство первоклассников при работе с акварелью. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

    1. Изучение особенностей работы художественными материалами в 2-4 классе

Во 2-4 классах младшие школьники на уроках изобразительного искусства закрепляют навыки работы с художественными материалами, с которыми они знакомились в 1 классе.

При работе графическими материалами, например, карандашом, нужно познакомить учащихся последовательности выполнения работы:

— Выбрать размер листа и его расположение (вертикальное или горизонтальное).

— Нанести основные размерные соотношения изображаемых объектов.

— Прорисовать контуры больших форм предметов.

— Прорисовывать мелкие детали.

— Передать объем предметов и светотень.

Самые светлые участки (блики) лучше оставлять белыми, а темные также выполнять в последнюю очередь. Если выбранные техники рисования карандашом предполагают штриховку или тушевку всего листа, работать нужно аккуратно, чтобы не затирать рукой выполненные части изображения. Подкладывать под руку лист бумаги или крепите рисунок на мольберт и стараться опираться на рисунок не всей боковой частью руки, а только пальцем.

Если изображение выполняется как контур для работы красками, тушевки или штриховки нужно выполнять его только тонкими линиями. Если работа будет линейной, обычно стоит выделить более мягким карандашом или широкой линией объекты переднего плана.

На уроках изобразительной деятельности в начальной школе используются различные приёмы работы с красками. Работать с красками — это значит не только красиво рисовать, но и правильно пользоваться красками в различных техниках.

Облегчит работу учащихся с акварелью знание основных приемов. Например, с помощью плоской кисти можно создать широкую прямую линию или, если расположить инструмент ребром, четкие острые штрихи. Последние можно использовать при прорисовке архитектурных деталей, растительных элементов (травы, цветов).

Чтобы нарисовать небо, море или абстрактный фон с переливами, применяют классическую акварельную технику. Сильно смочить выбранную часть рисунка, тканью удалите излишки воды. Нужно накладывать выбранные цвета широкой кистью так, чтобы их края соприкасались и краски самостоятельно смешивались.

Эффектные линии получаются, если использовать прием «свободная кисть». Нужно взять инструмент ближе к концу основания. Двигать кистью по бумаге, поворачивая ее в желаемую сторону. Линии получатся очень реалистичными.

При работе с акварелью рекомендуется быть очень осторожными. Данный материал практически не позволяет осуществить корректировку и исправить испорченный рисунок. Поэтому нужно следовать простому правилу: сначала работать со светлыми участками, затем – с темными.

Также ученик должен быть уверен в выбранном цвете. Поэтому правильным будет пробовать созданный на палитре оттенок на запасном листе. Если все устраивает – можно смело прорисовывать выбранную часть рисунка.

Очень часто на уроках учащиеся 2-4 классов выполняют рисунки гуашью.

Школьники должны помнить основные правила работы гуашью:

1. Гуашь можно наносить на бумагу тонкими, нежными, полупрозрачными слоями с помощью техники «по-сырому» или накладывать равномерные слои краски друг на друга.

2. Начинать работу гуашью удобнее всего с нанесения эскиза. Гуашь и обладает хорошими кроющими способностями и ней можно наносить один непрозрачный слой поверх другого, эскизные линии не должны быть слишком толстыми и темными – слои светлых тонов не смогут их полностью закрасить.

3. Рисунок для гуаши можно делать контрастным, можно намечать тени и полутона; плотная краска все это перекроет.

4. Кроющая способность гуаши слегка изменяется от тона к тону. Так, желтая краска по сравнению с синей имеет более низкую укрывистость, поэтому синюю основу будет видно даже через несколько слоев желтой краски. Для усиления кроющей способности в краску с низким ее показателем можно добавлять гуаши белого цвета. Этот способ повышает ее укрывистость, однако плохо сказывается на яркости цвета краски.

5. Работа с кистью при рисовании гуашью требует внимания прежде всего к количеству краски, набираемого кистью. Чтобы избежать слишком густых мазков, ворс кисточки не стоит погружать в краску целиком, лучше – на две трети его длины, а излишки с кисти лучше обтирать о край палитры. В случае, если все-таки на бумагу попало слишком много краски, той же кистью стоит снять ее излишек, не доводя до высыхания красочного слоя.

6. Кисти важно тщательно вытирать при смене цвета или оттенка, обжимая ворс о стенки и дно стаканчика с водой. В случае кардинальной смены цвета, чтобы остатки предыдущей краски не загрязнили мазок, стоит обтереть ворс тряпочкой.

Вывод

Очень важно, чтобы деятельность младшего школьника на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами. Поэтому важно на уроках изобразительного искусства использовать различные художественные материалы, а также знать хорошо приемы работы с ними при выполнении заданий на уроках изобразительного искусства.

Ознакомление учащихся с различными приёмами работы карандашами, мелками и красками на уроке изобразительного искусства, способствует развитию у детей младших классов фантазии, оригинального мышления и формированию творческих способностей.

Совершенствуя обучающий потенциал урока, каждый учитель решает задачу обучения и воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив все вопросы курсовой работы, мы пришли к выводу, что на уроках изобразительного искусства учащиеся начальных классов знакомятся с различными художественными материалами.

Изучение приемов работы различными художественными материалами в начальной школе направлено на формирование практических навыков работы, и предполагает развитие и становление самостоятельности, творческой активности учащихся, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.

Основная цель исследование теоретического и методического материала по теме: «Особенности работы художественными материалами на уроках изобразительного искусства» была достигнута, основные задачи решены.

В ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

  • основные виды, характеристики художественных материалов, приемы и техники работы с ними;

  • особенности работы художественными материалами на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Сначала был составлен план работы по ходу исследования, затем по каждой части были определены теоретические и методические основы изучаемой проблемы.

Во введении раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, гипотеза, цели и задачи исследования.

Все теоретические и методические материалы были проанализированы и объединены в 1 главу. В ней дается обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы; рассматриваются основные материалы, используемые учащимися на уроках изобразительного искусства.

В методической части делается сравнительный анализ программ по изобразительному искусству, представлена разработка конспектов урока по теме: «Знакомство с акварелью».

Наше предположение, что изучение особенностей работы художественными материалами на уроках изобразительного искусства будет способствовать у учащихся начальных классов развитию самостоятельности, творческих способностей, художественного вкуса, в данном исследовании оказалось верным.

Приложение содержит образцы иллюстраций к теоретической и методической части работы.

Подводя итог по работе можно сделать вывод, что углубленное изучение данного вопроса имеет важное значение для учителя изобразительного искусства. При исследовании мы убедились в том, что на уроках и внеклассных занятиях в начальных классах младшие школьники знакомятся с различными видами графических и живописных материалов, узнают приемы рисования этими материалами.

Материал данной курсовой работы можно использовать на уроках изобразительного искусства в педагогическом колледже, а также на уроках и внеклассных занятиях в школе студентами-практикантами и учителями изобразительного искусства и начальных классов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-hudojestvennoy-obrabotke-materialov-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/

  1. Алексеева О., Юдина Н. Интеграция в изобразительном искусстве. – М.: Начальная школа, 2006.

  2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М.: Академия психологических и социальных наук, 2006.

  3. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. — СПб.: Литера, 2006. — 128 с.

  4. Иванова О.В. Акварель. – М.: Астрель; АСТ, 2001.

  5. Копцева Т.А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 1(2) класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

  6. Копцева Т.А. Изобразительное искусство. Творческая папка для 1(2) класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

  7. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: Учебно-наглядное пособие для 1-4 классов начальной школы. — М.: Владос, 2003

  8. Наумова М.А. Учимся рисовать карандашом. – СПб.: Питер,2013.

  9. Неменский Б.М. Роль искусств в системе общего образования. – М.: Начальная школа, 2000.

  10. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: Владос, 2003.

  11. Программы общеобразовательных учреждений П78 Изобразительное искусство: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-2 классы / Копцева Т.А. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

  12. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. — М.: Просвещение, 2006.

  13. Сокольникова Н.М. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.

  14. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф,2006.

  15. Садкова Л. М. Изобразительное искусство. — М.: Дрофа, 2006.

16. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.

17.

18.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Приложение  1

Рисунок 1.

Приложение  2

Рисунок 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Приложение  3

Рисунок 1.

Приложение  4

Рисунок 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Приложение  5 Приложение  6

Рисунок 1.

Приложение  7 Приложение  8

Рисунок 3. Рисунок 4.

Приложение  9 Приложение  10

Рисунок 5. Рисунок 6.

Приложение  11 Приложение  12Приложение  13

Рисунок 7. Рисунок 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Приложение  14

Рисунок 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Приложение  15

Рисунок 1.

Приложение  16 Приложение  17

Рисунок 2, 3.