Экспериментальное изучение организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении

Дипломная работа

Происходящее в настоящее время в дошкольном образовании изменения направлены на поиски оптимальных путей взаимодействия взрослого и ребенка, создание педагогических условий, способствующих этому процессу.

Тенденция современного дошкольного образования — это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительной деятельности складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. В изобразительной деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Развитие изобразительной деятельности в ее современном понимании как деятельности, в процессе которой происходит самореализация, самоутверждение, самовыражение личности ребенка, нуждается в особом внимании поддержке со стороны взрослых.

Личностно ориентированный подход в воспитании детей — самое актуальное направление в педагогических методиках. Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Это мотивируется также тем, что в дошкольном возрасте закладываются базисные характеристики личности, активно развиваются различные виды самостоятельной деятельности. В связи с этим изобразительная деятельность ребенка требует создания определенных условий для своего развития.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать предметно-развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические потребности в свободном выборе.

Анализ педагогической практики показал, что образовательное пространство ДОУ наряду с практическими зонами, спортивными уголками, центрами развивающих игр, игровыми двигательными модулями, имеют место уголки изобразительной деятельности.

36 стр., 17792 слов

Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования ...

... художественной деятельности и развитие творческих способностей В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, ... индивидуального творческого начала. По мнению И.С. Якиманской, исходным в личностно-ориентированной педагогике должен быть самобытный опыт ребенка, складывающийся задолго ...

Однако, организация уголка в современном ДОУ носит формальный характер.

Проблемами предметно-развивающей среды организации уголка изобразительной деятельности занимались Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, С.Л. Новоселова, Ю.А. Полуянов, Е. Сафроненко и другие. Исследователи утверждали, что в современном дошкольном образовательном учреждении организация уголка изобразительной деятельности во многом зависит и определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, реализуемой образовательной программой, отношением педагога и спецификой руководства, материальным обеспечением, стимулирующим самостоятельную художественную деятельность.

Объект изучения: организация уголка изобразительной деятельности.

Предмет исследования: выявление особенности организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: компонентом предметно-развивающей среды ДОУ является уголок изобразительной деятельности. Однако, современные ДОУ нередко формально подходят к организации таких уголков, предусматривая его значение в художественно-творческом развитии ребенка. Мы предполагаем, что моделирование уголка изобразительной деятельности должно быть связано с моделью образовательного процесса, заданного образовательной программой, задачами художественного развития детей дошкольного возраста и технологией использования уголка изобразительной деятельности.

Цель исследования: изучить особенности организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении и разработать модель уголка по изобразительной деятельности для групп младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Выявить психолого-педагогическую сущность организации уголка по изобразительной деятельности как компонент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Изучить требования к организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении.

Рассмотреть специфику организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении.

Экспериментально изучить организацию уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада и разработать модель уголка изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей интереса детей. Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • педагогический эксперимент;
  • анализ полученных результатов.

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы организации уголка изобразительной деятельности в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

1.1 Уголок изобразительной деятельности как компонент предметно-развивающей среды в дошкольной образовательном учреждении

Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при организации работы современного дошкольного образовательного учреждения по развитию изобразительной деятельности детей. М.Н.Поляков[28] утверждал, нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду.

15 стр., 7105 слов

» Развитие творческих активности младших школьников. Особенности ...

... Бавлы , МБОУ «Гимназия № 4» РТ. Статья на тему «Развитие творческой активности младших школьников. Особенности проектной деятельности по изобразительному искусству в 1 классе » на сайте «Инфоурок» Структура работы: введение, две главы, заключение общее, список ...

Под развивающей предметно-пространственной средой, предлагал М.Н. Поляков[28] понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными предметами и материалами.

В такой среде возможно одновременно включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дают возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявления самостоятельности, инициативности, творчества.

Несколько другие понятия предметно-развивающей среды рекомендовали Е. Смирнова и А.Б. Петровский.

Е. Смирнова [32]утверждала, что предметно-развивающая среда ДОУ — это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном образовательном учреждении — должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, материалы, дидактический материал и другое) — его развитию. Иными словами, устройство групповых помещений должно обеспечивать детям доступ к материалам, орудиям для рисования и так далее.

Следующее понятие предметно-развивающей среды предлагал А.Б. Петровский. [1]

Предметно-развивающая среда — организационное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

Другое понятие предметно-развивающей среды рекомендовала С.Л. Новоселова [1].

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Н.А. Ветлугина [6] в содержании предметно-развивающей среде и ее организации предусматривает массовое участие детей в деятельности при условии компактности и универсальности использования. Поскольку должно наблюдаться слияние и взаимообогащение исполнительных и творческих компонентов деятельности, предметно-развивающая среда должна содержать в себе одновременно как наглядно-информационный материал обогащения художественного восприятия детей, так и комплект оборудования, материалов и принадлежностей, составляющей оснащение, продуктивной деятельности.

В последующей работе необходимо рассмотреть понятие предметно-пространственной среды как компонент предметно-развивающей среды.

Предметно-пространственная среда утверждала Т.С. Комарова [22] имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкусе, ценностные ориентации.

Несколько другое понятие предметно-пространственной среды предлагали Е.А. Екжанова и О.В. Цаплина[22].

Предметно-пространственная среда — созданную в дошкольном учреждении обстановка, в которой живет ребенок. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие: предметы быта, народные игрушки, экспозицию произведений изобразительного искусства. Она должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благополучную для жизнедеятельности детей.

4 стр., 1792 слов

Роль декоративно-прикладного искусства в формировании предметной среды человека

... Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа 1.1. Особое место декоративно- прикладного искусства Более столетия в гуманитарные дисциплины в ... декоративными). Какую бы сторону жизни славянских племне ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства на жизнь. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ... в нее свободно проходила рука человека. ... что ребенка с ...

Таким образом, предметно-развивающая среда — это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении — должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее (оборудование, материалы, дидактический материал и другое) — его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанными для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.

В дальнейшей работе необходимо изучить основные компоненты предметно-развивающей среды, рекомендованные Е. Сафроненко[31].

1.Пространственно-предметный компонент содержит главные требования к предметно-развивающей среде.

2. Деятельностный компонент содержит принципы построения предметно-развивающей среды.

Пространственно-предметный компонент Е. Сафроненко предлагала требования к предметно-развивающей среды.

среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

  • среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
  • среда должна быть гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;
  • Несколько другие требования к предметно-развивающей среде рекомендовала Т.С.

Комарова [22]среда должна быть сменяемой, разнообразной и сложной, вариативной, динамичной; она должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка — дошкольника;

  • среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;
  • среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами;
  • в создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности;
  • необходимо постоянное обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком;
  • среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;

18 стр., 8579 слов

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности у детей ...

... проблеме развития графических навыков у детей дошкольного возраста 1.1 Специфика изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Рисование, так же как игра, возникают в предметной деятельности ребёнка. Как и детская игра, рисование ...

  • среда должна соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Следующие требования предметно-развивающей среды предлагал Ю.А. Полуянов: [27]

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстромуперестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

  • непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
  • вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
  • интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
  • открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
  • установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Деятельностный компонент. Т.М. Бабунова, Е. Сафроненко утверждали, что организация предметно-развивающей среды моделируется на принципах В.А. Петровского.

В.А. Петровский рекомендовал принципы построения предметно-развивающей среды:

Основные направления создания предметней среды отражены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ», разработанной по заказу МО России В.А. Петровским. [26] В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.

2. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

3. Принцип стабильности — динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

4. Принцип компенсирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.

12 стр., 5571 слов

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

... основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников[22]. Учитывая всё выше сказанное, можно сказать, что воспитание экологической культуры у детей ... с природой. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Поэтому ознакомление с ...

7. Принцип открытости — закрытости, готовность среды к изменению, корректировке, развитию.

8. Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Анализируя принципы построения предметно-развивающей В.А. Петровского, Т.М. Бабунова[1] рекомендовала несколько иное построение приницпов:

  • Принцип дистанции и сближения позиции общения взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Размещение и оформление предметной среды должно удовлетворять возможному желанию детей уединиться в творчестве;
  • Принцип активности.

Предметная среда должна пробуждать у детей инициативу, давать простор для творчества. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность.

Т.М. Бабунова предлагала на стенах развешивать рамки на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.

— Принцип стабильности и динамичности развивающей среды, при реализации данного принципа необходимо учитывать и принцип гибкого зонирования, т.е. должно быть четко определено место и расположение материала по изобразительной деятельности. Все элементы комплекса могут преобразовываться самыми разными способами. Комнатапо желанию детей может преобразована в «выставочный зал», «галерею».

Любимые вещи не могут быть списаны и складированы, они могут быть либо сохранены, либо преобразованы, либо отданы. Так, одна из возможностей — передача любимых вещей в собственный дом детям после выпуска из детского сада. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством.

Таким образом, предметно-развивающая среда и ее пространственная организация моделируется на принципах В.А. Петровского, изложенных в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ». Непременным условием построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, утверждала Т.М. Бабунова[1] является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Цель взрослого — содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психической защищенности, доверия ребенка к миру, радости существования; формирования культурных начал личности, индивидуальности. Личностно-ориентированный способ взаимодействия — предоставление ребенку свободы, независимости, большого поля для самостоятельных действий, общения на равных.

В последующей работе следует рассмотреть компоненты предметно-развивающей среды.

С.Л. Новоселова[24] рекомендовала компоненты предметно-развивающей среды:

  • игровая жилая комната;
  • уголок изобразительной деятельности;
  • элементы некоторых видов театра;
  • центр воды и песка;
  • уголок ряженья;
  • уголок для книг;
  • центр развивающих игр;
  • игровые двигательные модули.

Уголок изобразительной деятельности, утверждала Г. Сорока [34].

7 стр., 3292 слов

Развитие различных видов деятельностей у ребенка в дошкольном возрасте: лепка

... каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее овладение правильной техникой необходимо. Значение лепки в воспитании и развитии дошкольника. В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко ...

Это зона максимальной свободы и выражения детей.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Уголок изобразительной деятельности мы рассматриваем как своеобразно-художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Г.Г. Григорьева [8] на основе положения «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» В.А. Петровского, раскрыла основные принципы построения предметно-развивающей среды для самостоятельной изобразительной деятельности.

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению.

В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможные желания детей уединиться в творчестве.

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

В размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах необходимо организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости. В старшей группе столы нужно разместить так, чтобы одним делом (рисованием), объединялось несколько детей.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке. Для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью. Г.Г. Григорьева предлагала выделять хорошо освещенное место. Для размещения изобразительного материала необходимы шкафы или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски, природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы. В группе должно быть место для демонстрации детских работ.

4. Принцип комплексного и гибкого зонирования, то есть определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.

Таким образом, уголок изобразительной деятельности — это зона, максимальной свободы и выражения детей дошкольного возраста.

Уголок изобразительной деятельности мы рассматриваем как своеобразный художественный комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную изобразительную деятельность дошкольников.

Требования и принципы построения предметно-развивающий среды являются неотъемлемой ее стороной организации уголка изобразительной деятельности.

15 стр., 7366 слов

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ...

... обучению детей изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью аспектов использования нетрадиционных средств изобразительной деятельности в условиях дошкольного образования. Объект исследования: изобразительное развитие детей ... изобразительной деятельности является работа восковыми ... изобразительных умений детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Методы ...

Организация уголка изобразительной деятельности моделируется на принципах предметно — развивающей среды.

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта.

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды.

4. Принцип комплексного и гибкого зонирования.

Организация уголка изобразительной деятельности должна соответствовать требованиям предметно — развивающей среды: гибкость, непрерывность, вариативность, открытость, интегрированность, эстетичность.

1.2 Требования к организации уголка по изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении

Организация уголка по изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении должна отвечать более общим требованиям к предметно-развивающей среде: гигиеническим, педагогическим, психологическим.

Психологические требования к предметно-развивающий организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала С.Л. Новоселова [1].

  • должна быть современной, отвечающей основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности;
  • должна обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;
  • базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;
  • должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;
  • должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.

Следующее психологическое требование к предметно-развивающей средеорганизации уголка изобразительной деятельности предлагала Н.А. Ветлугина [7].

Красивый внешний вид: это значит, что все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов, в отделке их возможно использование национального колорита.

Несколько другое психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Н.А. Рыжова[29].

Среда должна быть целесообразна и информативна, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Последующие психологические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Т.С. Комарова [23].

Среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога.

Другое психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Т.М. Бабунова[1].

Среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.

Последующие психологические требования к организации пространства уголка изобразительной деятельности предлагали М.Н. Поляков [28].

Работая по программе «Детство» М.Н. Поляков утверждал, что стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... что таким средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности». Цель исследования : изучение и ...

В среднем дошкольном возрасте предметно — пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

В последующие работе необходимо рассмотреть гигиенические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности.

Н.А. Ветлугина [7] предлагала следующие гигиенические требования:

  • соответствие оборудования возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины);
  • отсутствие острых и режущих углов и граней, вращающихся деталей и зажимов, учет климатических условий, в которых используется оборудование.

Организация уголка изобразительной деятельности детей должна быть оборудована в специальном месте, утверждала Т.Н. Доронова [13].

Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным.

В организации уголка изобразительной деятельности, утверждала М. Степанова [36], высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.

Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды.

В.Н. Касаткин [18] предлагал, что для детей 2-4 лет высота стола должна быть 43 см, высота стула 24 см, с 4 до 6 лет высота стола 48 см, высота стула 28 см, с 6 до 7 лет высота стола 54 см, высота стула 32 см. М. Степанова [36] утверждала, что расстояние от столов до светонесущей стены должно быть один метр.

Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адизию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет, иметь антибликовое или матовое покрытие.

Т.Н. Доронова [13] рекомендовала размещать полки на стене, на уровне глаз ребенка.

В дальнейшей работе следует рассмотреть педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности, обусловленные материально-техническими и эстетическими особенностями.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала организации уголка изобразительной деятельности рекомендовали Г.Г. Григорьева, Е.И. Булкова, З.А. Боброва [9]:

  • наличие уголка изобразительной деятельности, его правильное расположение;
  • оформление уголка, его привлекательность для детей;
  • оборудование, его соответствие виду деятельности, возрасту детей;
  • наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
  • доступность материала для детей, удобное расположение.

Следующие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагал М. Поляков [28]:

  • комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
  • соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
  • учет всех направлений развития ребенка;
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
  • обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
  • обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
  • доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
  • создание условий для изменения среды.

Несколько другие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Е. Смирнова [32]:

  • единый стиль в оформлении;
  • наличие соответствующих декоративных моментов.
  • обеспечивать ребенку ощущения постоянства, устойчивости;
  • создавать эмоциональное благополучие ребенка и взрослого; учитывать возрастные и половые особенности детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.
  • количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);
  • соответствие данного материала возрасту детей в группе.

Последующее педагогическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Н.А. Ветлугина [7]:

  • педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);
  • комплектность в решении архитектурно-художественных и конструктивных задач, то есть единство стиля, цвета, формы, конструкции, материала в комплектах оборудования.

Другие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовали Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, М.Г. Смирнова.

Г.Г. Григорьева [8] предлагала в группе иметь удобные, стационарные рабочие места для рисования и лепки; все пособия и оборудования должны храниться в удобном для детей месте, так как каждый ребенок должен сам осуществлять их подготовку для свободной самостоятельной деятельности; постоянно следить за состоянием пособий и своевременно затачивает карандаши, подготавливает краску и так далее.

Все материалы, используемые в уголке изобразительной деятельности, рекомендовала М.Г. Смирнова [31] вносить в уголок по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.

Т.С. Комарова [20] дополнила, что материалы и оборудование в уголке изобразительной деятельности педагог время от времени должен менять, дополнять, пересматривать.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста М.Н. Поляков [28] предлагал материал и оборудование в уголке изобразительной деятельности размещать на открытых полках. Для детей старшего дошкольного возраста М.Н. Поляков рекомендовал большую часть оборудования и изобразительных материалов хранить в коробках с картинками и надписью.

Материально — технические особенности педагогических требований в каждой возрастной группе имеют специфические особенности, обусловленные возрастом детей, программными требованиями.

Рисование

В.М. Изгаршева [17] утверждала, что детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый).

В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый).

В старшей и подготовительной группах для рисования используют набор из 12 и более цветов.

Ю.А. Полуянов [27] рекомендовал детям дошкольного возраста мягкие графитные карандаши. Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).

Фломастеры и цветные шариковые ручки рекомендуют для детей старше 5 лет. Так как ребенок в возрасте 5 лет любуется яркими цветами, чем часто и надолго вырабатывается грубый вкус.

Ю.А. Полуянов [27] предлагал для рисования применять два вида водяных красок — гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные — гуашь.

Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет. Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.

В младшей группе вначале дают 2-3 краски, утверждала В.М. Изгаршева [17], а к концу года 4-6 цветов. Такое же количество красок готовят для рисования в средней группе. В старшей группе при рисовании гуашь дают 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре. Акварельные краски рекомендуй в, старшей группе.

Н.П. Костерин [23] предлагал в условиях детского сада применять акварель полумягкую (в формочках) по 8-12 и более цветов. Необходимо планировать обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения.

Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым графитным карандашом. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М.

Работая по программе «Детство» М.Н. Поляков [28] рекомендовал в предметно-развивающей среде уголка изобразительной деятельности младшего дошкольного возраста использовать цветные восковые мелки. Преимущество цветных восковых мелков, утверждала Т.С. Комарова [21] состоит в том, что они могут давать линию карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.

Для рисования красками круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом — колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 — тонкие, № 8-16 -толстые. Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки).

Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски для занятия не нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.

Для рисования, рекомендовал Ю.А. Полуянов [27], нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман).

Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая, бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа).

Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист — он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата.

При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти — флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.

В средней группе вводятся раскраски, считала Т.С. Комарова [21], они способствуют развитию техники рисования детей.

Сангина, утверждала Т.С. Комарова [26], вводится в старшей группе для изображения веток, деревьев, животных, человека.

Н.Л. Кастерин [23] предлагал в рисовании использовать палитру. После работы ее нужно очищать от красок или тряпкой или губкой смоченной водой.

Цветной мел, утверждал Ю.А. Полуянов [27], используют во всех возрастных группах для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки — сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски.

А.М. Страунин [35] рекомендовал бумагу различного цвета и формы, накрахмаленные детали из ткани. Для знакомства формы для организации уголка изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста нужна линейка-шаблон с изображением геометрических фигур.

Лепка

Для лепки, предлагала Т.Н. Доронова [14], используется глина и пластилин. Нужны стержни и различные мелкие предметы (колпачки от шариковых ручек) вдавливания их в поверхность вылепленных предметов, процарапывания.

В программе воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильева [4] указывает: в младшей группе используется глина, в средней добавляется пластилин и в старшей группе пластилин и глина.

Для занятий лепкой, рекомендовала В.М. Изгаршева [17] необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп), блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок — грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски — ангобы.

Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь. Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы — обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными.

В.М. Изгаршева предлагала использовать природный и бросовый материал в средней группе.

Аппликация

Аппликацию, предлагал Ю.А. Полуянов [27], делать не только из специально выпускаемых промышленностью цветной бумаги, но и из однотонных обложек и листов ненужных журналов. Новое применение может получить и пластилин, из которого создаются рельефные силуэты. При этом картонная основа для рельефа покрывается очень тонким слоем пластилина.

Для того чтобы выработать видение воображаемой фигуре на бумаге, еще до ее вырезания, нужно предварительно нарисовать пальчиком ребенка контур фигуры.

Первые навыки аппликационной деятельности, утверждали Т.И. Бабуева и З.А. Михайлова [2] получают дети в младшей группе. Они составляют на картоне комплектующие из готовых плоских форм по типу игры «Мозаика».

В уголке изобразительной деятельности для работы по аппликации также используются вырезанные геометрические фигуры на занятиях. Кисти, считала М.А. Гусакова [10], нужно использовать разных размеров (флейцы, средних размеров, тонкие).

Необходимо иметь простые карандаши М и ТМ, подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20×15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка. М.Г. Смирнова [33] рекомендовала использовать клеящий карандаш.

М.А. Гусакова [10] предлагала вводить в среднюю группу ножницы.

Для аппликационных работ, предлагал использовать белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона — более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков. В.М. Изгаршева [17] утверждала использовать салфетки для прижимания форм к бумаге, а также чтобы снять лишний клей. Салфетки делают из ткани размером 10×15 см. клей для аппликаций делают из картофельного крахмала или из пшеничной муки.

В последующей работе необходимо обратиться к проектам организаций уголков изобразительной деятельности Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой, Г.Н. Пантелеева, В.А. Петровского, Г.Г. Григорьевой, Н.А. Ветлугиной и к современным программам: «Радуга» и «Детство».

Н.А. Ветлугина [7] рекомендовала организовывать уголок изобразительной деятельности специальной мебелью и оборудованием, пособием и материалами. Прежде всего это различные столы общего и функционального назначения (четырех — или двух местные, трапецевидные, подоконно-ленточные), шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; доски и планшеты, мольберты и подставки, ширмы, и экспозиционные стойки, фланеграфы и магнитные доски, ванночки для красок и другой раздаточный материала. Кроме того, к оборудованию занятий по изобразительной деятельности относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: картины и таблицы, натуральные предметы, модели и макеты.

Т.С. Комарова [20] предлагала несколько советов, как организовать уголок изобразительной деятельности. Для этого необходимо выделить место для его развертывания (особенно удобен ленточный стол), шкаф для хранения материалов.

Необходимо иметь произведения изобразительного искусства, а также изделия декоративно-прикладного искусства: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки. Эти произведения могут оформить уголок изобразительной деятельности.

В уголке изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

Т.С. Комарова в проекте организации уголка изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении рекомендовала воспитателю организовать выставки в комнате или зале. Все репродукции с картин, вставляются под стекло или картинные паспарту и красиво размещаются на стенах.

Другая выставка может быть посвящена декоративно-прикладному искусству: размещается на столах городецкая роспись, хохлома, дымковская игрушка. Возможно выставка, составленная из работ детей. На некоторое время подобные выставки могут оставаться в групповой комнате.

Г.Н. Пантелеев [6] утверждал, что для детей среднего дошкольного возраста нужно внести конструкцию — «домик художника»: напольный односторонний мольберт с линолеумом для рисования цветными мелками. С противоположной стороны мольберта устроены полки различной ширины, где располагается необходимый материал, а также нужно поместить низкий ленточный стол, за которым дети могут самостоятельно заниматься различными видами работ. Дополнить уголок по изобразительной деятельности можно экспозиционным стендом для демонстрации демонстративных, иллюстративных пособий, изделий народных мастеров и работ детей — рисунков, лепки, аппликации.

В старшей группе уголок изобразительной деятельности может быть организован в виде приставного ленточного стола с полками хохломской росписи для изделий народного искусства, художественно-дидактических пособий к демонстрационным стендам для иллюстративных пособий и рисунков детей. В ассортимент доступно размещенных материалов входит бумага различного формата, размера и цвета, краски (гуашь), карандаши, пластилин, а также керамическая глина и цветные фломастеры.

Г.Н Пантелеев рекомендовал уголок изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста оборудовать самостирающимися или восковыми досками с полочками для рисования. Уголок для детей старшего дошкольного возраста необходимо оборудовать наклонным мольбертом.

Г.Г. Григорьева [8] считала, что для размещения изобразительного материала в каждой возрастной группе нужны шкафы и полки, к которым дети имеют свободный доступ, а также должно быть место для демонстрации детских работ. Нужно иметь паспорту, рамки, в которые оформляются детские работы и используются для украшения интерьеров, спален, прихожих. Целесообразно иметь тематические и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка. В каждой возрастной группе можно использовать дидактический материал (альбомы, папки с репродукциями картин известных художников: предметных и малосюжетных рисунков.

В программе «Детство» Т.Н. Доронова [13] рекомендовала, что для самостоятельной изобразительной деятельности детей в группе должно быть отведено и оборудовано специальное место. Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным. Рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе. Для этой цели предлагала использовать столы для приема пищи, создавая в группе обстановку «мастерской». Столы нужно составить полукругом, или в виде буквы «П», в этой обстановке ребенок сам выбирает себе рабочее место и вправе расположиться рядом со своим другом. По ее мнению, после полдника, или ужина столы нужно покрывать клеенкой, на них необходимо расположить все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным материалом (средняя, старшая и подготовительная группа).

Т.Н. Доронова [12] утверждала, что изобразительные материалы должны храниться в удобном и безопасном месте. Это может быть нижняя полка шкафа для пособий или двух-трех-ярусные полочки на колесиках. Необходимо поместить произведения народного изобразительного творчества.

Р.С. Буре, Л.Ф. Островская [5] предлагали в специальном шкафу на полках хранить материалы для рисования, лепки, аппликации. На верхней полке необходимо расставить работы детей.

Несколько другие педагогические требования к эстетике оформления уголка изобразительной деятельности рекомендовали М.Н. Поляков [28].

Он утверждал, что в группе необходимо отвести место для демонстрации детских работ (их можно крепить на стенах, подвешивать к потолку).

Для систематической работы пол знакомству детей с произведениями изобразительного искусства, считала Т.Н. Доронова [13] , целесообразно отвести в группе специальное место. Для этого подойдет хорошо освещенное и относительно спокойное место. На стене необходимо разместить деревянную полочку «Красоты». Под ней расставляются стол и стулья.

Для рисования идеальным рабочим местом является мольберт и специальный пюпитр. В сложенном виде пюпитр занимает очень мало места. Для индивидуальной работы с детьми достаточно иметь в группе 2-3 мольберта или пюпитра. Хороший эффект дают обычные школьные доски, на которых дети рисуют мелом. Для лепки самым удобным приспособлением является станок с поворным кругом. Станки должны храниться в доступном для детей месте, чтобы по мере возникновения желания что-то вылепить малыши могли самостоятельно пользоваться ими.

Следующая особенность педагогических требований — эстетическое оформление уголка изобразительной деятельности. Эстетическое оформление уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах имеет специфические особенности, обусловленные возрастом детей, программными требованиями и эстетическими представлениями педагога.

Эстетическая насыщенность уголка изобразительной деятельности, утверждала Т.С. Комарова [22] заключается в хорошо продуманном содержании, подлежащим усвоению. Оно должно быть интересным, доступным детям, логически построенным, вызывать положительные эмоции, творческую активность.

В эстетическую оформления уголка изобразительной деятельности входят и изобразительные материалы. Все это должно быть красивым, вызывать у детей не только эстетические чувства, но и воспитывать эстетический вкус, желание заниматься, бережно относиться к тому, что их окружает, создавать красивые изображения. Выставки произведений изобразительной деятельности детей могут быть расположены в групповом помещении детского сада. Они должны быть эстетически оформлены.

Уголок изобразительной деятельности рекомендуется оформлять произведениями изобразительного искусства включая и народное искусство во всех его видах. Произведения искусства: живопись, графика, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство.