Конспект русского языка в 3 классе Развитие речи. по картине И. И. Левитана «Март»

«Урок русского языка в третьем классе»

Урок русского языка в третьем классе

Учитель начальных классов

Набиулина Гульямал Ульмасбаевна

Тема: Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март».

Цели: к концу урока учащиеся составлять текст – описание по картине.

Задачи: Формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение. Способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного.

Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Оборудование :

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  • Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять текст – описание по картине Левитана «Март». Давайте прочитаем слова из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которые служат эпиграфом к нашему уроку:

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года».(А.С.Пушкин)

  • Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?

Учитель: — Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана.

  • Скажите, какие приметы Весны видны в природе?
  • Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц.

Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается. Ей поэты посвятили много стихов.

  • Давайте вспомним стихи о весне.
  • Природу можно изобразить по-разному.

Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И нам с вами надо научиться понимать этот особый язык.

Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Мы будем писать сочинение по картине Левитана «Март».

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (пантомима

— Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,

11 стр., 5018 слов

Левитан «березовая роща» описание картины, анализ,

... Сочинение по картине Левитана Березовая роща 7 класс (описание) Березовая роща На картине ... года, наполненная теплом — лето. В эту пору все наслаждаются беззаботностью и первозданной красотой природы. ... блики на траве. Некоторые берёзки нарисованы парами. Как будто ... живописи того времени. Отзывы экспертов о картине Многие искусствоведы положительно отзывались о знаменитой картине Левитана. ...

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье».

Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении друзей художника – Турчаниновых.

  1. Первичное знакомство с произведением.

  • А теперь представьте, что мы пришли на выставку картин великого художника Левитана. Наше внимание привлекла картина под названием «Март». Всмотритесь в картину! Левитану удалось нарисовать самые первые мгновения прихода Весны.

6. Беседа по содержанию картины.

  • Расскажите, что вы видите на картине. ( Дом с крыльцом;
  • лошадь, запряжённую в сани;
  • деревья, снег, небо;
  • скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.)

Учитель: — На картине художник изобразил самое начало Весны.

  • Какой день изобразил художник? (солнечный, тёплый)
  • Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.)
  • Взгляните на небо. Какое оно? (Голубое, чистое)
  • Опишите снег, лежащий на земле.

( Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.)

  • Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)
  • Какие краски являются главными на этой картине? ( жёлтый, голубой, зелёный).

  • Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию.
  • Обратите внимание на лошадь у крыльца.

Что вы можете о ней сказать? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)

  • Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это? (открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)
  • Представьте, что вы оказались в этих местах.

Что бы вам захотелось сделать? (покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца).

  • Что бы вы могли там услышать? (весеннюю капель, крики птиц).

    8 стр., 3711 слов

    Что изображено на картине первый снег. Картина Пластова «Первый ...

    ... картина «Первый снег» иллюстрирует способность художника в статичных картинах передавать сильные эмоциональные состояния . Сочинение по картине «Первый снег» Пластова 7 класс 2.Главные герой 3. Второстепенный план 4.Цветовая гамма картины 5.Мое мнение Картину Первый снег ...

  • Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной? (тихую, спокойную).

    7.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА:

8. Речевая подготовка к сочинению.

  • Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:

День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.

Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.

Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.

Деревья (какие?) – стройные.

Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.

  • Подберите глаголы к существительным:

Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.

Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.

Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.

Деревья (что делают?) – тянутся.

  • Подберите синонимы к словам:

Художник – автор, живописец, пейзажист.

Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

9. Составление плана сочинения.

  • Сколько частей будет в сочинении? (три).

  • Как называются части? (вступление, основная, заключение).

  • О чём будем рассказывать во вступлении? (Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.)
  • О чём будем рассказывать в основной части? ( В ней будем давать описание картины).

  • О чём будем рассказывать в заключении? ( В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею).

    10.

Устное составление описания картины по плану.

  • «Передо мной картина известного художника…»
  • Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).

« На картине изображена ранняя весна.»

  • Как будем заканчивать сочинение? ( Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство…»

11. Написание сочинения учащимися.

12. Итог урока

Чтение сочинений.