По картине Ю. М. Ракши «Земляничная поляна»

По картине Ю. М. Ракши «Земляничная поляна» 1

Составление плана сочинения

(Нет, необходимо составить план.)

1. Путешествие в мир картин русских художников.

2. Снег на полотнах известных мастеров:

  • а) первый снег А. А. Пластова;
  • б) теплый снег А. К. Саврасова;
  • в) радужный снег И.

Э. Грабаря.

3. Разгадка секрета художников.

(План сложный, так как есть не только основные пункты, но и подпункты плана.)

  • О чем мы будем писать во вступлении сочинения? (Во вступлении сочинения следует написать о том, в какое необычное путешествие мы отправились и какова его цель.)

(Необходимо сказать о том, какого цвета снег на картине и почему он именно такой.)

(Тип речи — описание.)

(Тип речи — рассуждение).

а) первый снег А. А. Пластова; (описание + рассуждение)

б) теплый снег А. К. Саврасова; (описание + рассуждение)

в) радужный снег Н. Э. Грабаря. (описание + рассуждение)

(Мы путешествовали в мир картин русских художников.)

  • Где мы побывали благодаря художникам и что увидели? (Мы побывали на пороге деревенского дома, полюбовались первым падающим снегом; посетили маленький уютный дворик, прошли вместе с девушкой-красавицей по заснеженной солнечной дороге.)
  • Какой снег мы увидели на картинах? (Увидели, что снег далеко не всегда белый, он может быть передан художниками самыми разными цветами.)

(Мы разгадали один из главных секретов художников — секрет цвета снега.)

— Как вы думаете, от чего зависит цвет снега на картинах? (Цвет снега зависит не только от состояния природы, но и от замысла художника, который с помощью цвета передает свое отношение к изображаемому.) Вот об этом вы и скажете в заключении сочинения.

(Учащиеся устно составляют сочинение, один-два ученика рассказывают его.)

Написание сочинения

Учитель предлагает учащимся написать сочинение-описание с элементами рассуждения на тему «Какого цвета снег», используя составленные рабочие материалы, опираясь на план сочинения и его структурную схему.

6 стр., 2530 слов

Какого цвета снег сочинение какого цвета снег

... картине А. А. Пластова: мы рассмотрели, какого цвета снег на картине и выяснили, почему художник изобразил его именно таким. Автору важно ... по каждому из подпунктов основной части сочинения? (Необходимо сказать о том, какого цвета снег на картине и почему он именно ... ответить на первый вопрос (какого цвета снег на картине) каким типом речи вы воспользуетесь? (Тип речи - описание.) А если вы будете ...

Приводим примерный вариант сочинения:

Сегодня на уроке мы отправились в необычное путешествие — путешествие в мир картин русских художников А. А. Пластова, А. К. Саврасова, И. Э. Грабаря. Мы рассмотрели несколько удивительных картин и раскрыли один из секретов творчества живописцев — секрет цвета снега. На каждой картине художники изобразили одно и то же время года — зиму, главной приметой которой является снег. Но на каждом полотне цвет снега совершенно разный.

На картине А. А. Пластова мы увидели снег белый, чистый, свежий, с голубоватым оттенком. Чтобы показать первый белый снег, автор использовал нежные голубые, серые, чуть зеленоватые краски. Но это сочетание мягких спокойных цветов создает впечатление именно белого цвета. Секрет А. А. Пластова заключается в том, что он показывает нам кусочки земли, которые еще не засыпаны снегом. Темные ветки берез, серые ступеньки крыльца, даже большая ворона-клякса на свежевыпавшем снегу делают его еще более белым и чистым.

Художник А. К. Саврасов пригласил нас в гости в небольшой дворик. Его картина так и называется «дворик». На этом полотне он показал зиму, которая близится к концу. Здесь снег совсем другого цвета. Мы видим пожелтевший, потерявший свою первоначальную свежесть и белизну снег. Теплые кремовые оттенки он имеет даже там, где никто не ходит: на крышах домов, на поленнице дров. Почему снег на этой картине именно такого цвета? Следы людей и птиц, рассыпанный корм, бревенчатые стены построек, темные голые деревья, дым, идущий из печной трубы — все эти детали как бы делятся своими теплыми цветами со снегом. Автор хотел нам показать теплый, уютный, обжитый дворик, где живут добрые и хорошие люди, потому и снег выполнен художником в теплых желтовато-коричневых тонах.

Наше третье путешествие мы совершили в яркий солнечный день. Картина И. Э. Грабаря «Мартовский снег» помогла нам в этом. На этом полотне самое главное — снег, который занимает почти все пространство картины. Каких только тонов и оттенков снега здесь нет! На переднем плане картины снег розовато-золотистый, в тени деревьев голубой, а на заднем плане снег более светлый, однотонный. Снег искрится, переливается на ярком солнце. Такой сверкающий снег на картине потому, что автор хотел показать нам снег уходящей зимы, приближающейся весны, снег, который пропитан солнцем. Яркие краски создают радостное настроение, потому что цвет снега говорит о том, что скоро придет настоящая весна.

Наше путешествие закончилось. Благодаря художникам, мы полюбовались первым снегом, побывали в гостях на уютном дворике, почувствовали близость скорой весны. А еще мы открыли один из секретов художников. Оказывается, снег не всегда белый, он может быть самым разным. Его цвет зависит от состояния природы и от замысла художника, который передает свое настроение и отношение к изображаемому с помощью цвета.

Т е м а V

Описание животного по картине, МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Программа по развитию связной речи предусматривает обучение учащихся 5 класса описанию животного.

Наблюдения свидетельствуют о том, что учащиеся этого возраста проявляют большой интерес к произведениям художников-анималистов (animal — животное).

Подготовку к сочинению-описанию животного желательно начать на уроке изобразительного искусства, где учащиеся могут познакомиться с творчеством художников-анималистов. Учитель знакомит ребят с картинами и рисунками анималистов («Медведь», «Наводнение», «Лошадь с жеребенком» А. Н. Комарова, «Арктические волки» А. Сичкаря, «Обиделся», «Белка» Л. Гамбургера, «Лисенок», «Собака», «Волчата» Е. И. Чарушина и др.) Хорошо, если, сравнивая эти изображения животных, учитель по изобразительному искусству обратит внимание детей на различную манеру художников изображать зверей, поможет учащимся почувствовать разницу в позах, в характере животных. Учитель может обратить внимание детей на то, что художник вкладывает в изображения животных человеческие черты характера.

8 стр., 3711 слов

Что изображено на картине первый снег. Картина Пластова «Первый ...

... Федерации, и включённом в Федеральный перечень, картина «Первый снег» иллюстрирует способность художника в статичных картинах передавать сильные эмоциональные состояния . Сочинение по картине «Первый снег» Пластова 7 класс 2.Главные герой 3. Второстепенный ...

В книге мы предлагаем несколько методических разработок уроков по анималистическому жанру живописи (А. Комаров «Наводнение», «Медведь», Л. Гамбургер «Обиделся», «Белка», А. Сичкарь «Арктические волки»).

Учитель может выбрать из предложенных уроков один. Выбор той или иной картины зависит от задач урока, от того, каким временем располагает учитель и, конечно, от того, в каком классе будет проводиться работа по картине (сильном или слабом).

Картины А. Комарова «Наводнение», «Медведь» выполнены в реалистичной манере, близки и понятны пятиклассникам. Работа по этим картинам поможет учителю подготовить учащихся к самостоятельному описанию животного, изображенного на другой картине например Л. Гамбургера «Обиделся» или к составлению сказки о животном, например, про медвежонка Тепку.

Урок по рисунку Л. Гамбургера «Белка» построен так, что позволяет организовать работу не только над описанием внешности животного, но и повторить основные приметы разговорного стиля речи в форме диалога. Причем происходит это на основе сюжетно-ролевой игры, что значительно повышает интерес учащихся к уроку и активизирует их речевые возможности.

Отличительной особенностью урока по картине А. Сичкаря «Арктические волки» является использование текстов, которые позволяют дать пятиклассникам понятие о научно-популярном стиле речи и повторить сведения о художественном стиле. Урок по данной картине целесообразно проводить в более сильном по уровню подготовки классе, а также в классах с углубленным изучением русского языка.

Апробация приведенных здесь разработок свидетельствует о том, что работа над произведениями анималистического жанра способствует развитию наблюдательности, аргументированному выражению учащимися своего отношения к изображенному на картине животному и употреблению эмоционально-оценочных слов. К тому же описание животных по картинам художников-анималистов готовят пятиклассников к сочинению по другим источникам (по наблюдению, на основе жизненного опыта, по воображению).

Урок 13

Сочинение-описание по картине А. Н. Комарова «Наводнение»

Цели урока:

1) познакомить пятиклассников с описанием животного, изображенного на картине;

2) подготовить их к самостоятельному письменному сочинению по аналогичной картине;

3) ввести в словарь школьников слово «анималист».

Оборудование:

Ход урока

Рассказ о художнике

Алексей Никанорович Комаров — заслуженный деятель искусств. Любимая тема А. Н. Комарова — различные животные в той естественной среде, в которой они обитают на воле. Комаров — художник-анималист. Большой знаток природы, он умеет тонко и достоверно передать характер, повадки зверей. Не случайно о его рисунках говорят, что они открывают мир животных.

9 стр., 4479 слов

Описание зайца наводнение. -описание по картине А.Н. Комарова ...

... зайца, а ещё другим животным в беде. Художник нарисовал хорошую, добрую, привлекающую внимание картину. Проблема счастья в произведениях Чехова сочинение ... радость А.Н. Комарова «Наводнение» Тема: Р/р Описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Цели: ... сочинение «Весенние приметы». Послушаем сочинения. Чтение сочинений, 2-3 сочинения., Вопрос классу: Каким настроением проникнуты сочинения ...

Все произведения А. Н. Комарова проникнуты любовью к родной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, — по словам художника, — украшение природы! Как бриллиант!» А. Н. Комаров широко известен как иллюстратор многих детских книг, букварей, журнала «Мурзилка», научных трудов.

Беседа по картине

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины А. Н. Комарова «Наводнение» и говорит, что до сих пор они знакомились с картинами, написанными масляными красками, а теперь познакомятся с картиной, выполненной акварелью.

(Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения).

  • Расскажите, где и как он сидит? (Он сидит на толстом сучке старого крепкого, кряжистого дерева, низко над водой, затопившей остров. Заяц от страха весь съежился, напрягся, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы.)

— Каким изобразил художник зайца? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? (Голова у зайца продолговатая, мордочка светленькая, с широкой темно-коричневой полосочкой посередине. Глаза крупные, большие-большие, зрачки расширены от испуга. Под глазами красивый темный ободочек. Уши длинные, стоят торчком, чуткие, настороженные, словно два локатора, на кончиках рыжеватых ушей черные пятнышки. Шерсть у зайца на грудке желтоватая, на брюшке светло-серая, дымчатая, на спине темно-серая, бурая с коричневым оттенком, как будто в крапинку. Чувствуется, что она пушистая, мягкая.)

—Что можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя? (Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Не растерялся в опасный момент, нашел выход из создавшегося положения.)

  • Можно ли судить по этой картине о том, как художник относится к животным, к этому зайцу, попавшему в беду? (Можно. Видно, что художник любит животных, сочувствует зайцу, жалеет его и надеется на его спасение.)

— Расскажите, как могло случиться, что заяц оказался на дереве. (Наступила долгожданная красавица-весна. Небо по-весеннему голубеет. Черный, рыхлый снег уже не может выдержать теплых лучей солнца. Повсюду текут и звенят разговорчивые ручьи. Вода поднимается выше берегов, затопляя поля, луга и кустарники, образуя маленькие острова. На одном островке, под кустом, спал заяц. Ему так крепко спалось, что он не слышал, как шумит и бурлит прибывающая вода. И только когда вода прикоснулась к его лапкам, зайка вскочил, огляделся. В страхе он начал метаться по островку, а вода все прибывала и прибывала. Зайчику показалось, что его ничто не спасет. И вдруг он увидел сухое могучее дерево. Это был старый ветвистый дуб. Русак подбежал к нему и стал прыгать на толстый нижний сук. Несколько раз бедняжка прыгал на дерево, но каждый раз обрывался и падал вниз, в холодную воду. Наконец он достиг цели. Так заяц оказался на дереве.)

Словарно-стилистическая работа

Составление предложений со словами «анималист», «акварель». В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров. («Художник-анималист А. Н. Комаров правдиво и с любовью изображает животных». «Мне очень нравятся забавные рисунки художника-анималиста Чарушина». «В своих картинах художники-анималисты наделяют животных человеческими чертами характера». «Акварельные краски разводят водой». «Картина А. Н. Комарова «Наводнение» выполнена акварелью». Мне нравятся рисунки, выполненные акварелью».)

1 стр., 406 слов

Природа на полотнах Шишкина и Левитана (описание по картине художника)

... о соснах. Глядя на любую из картин Шишкина, я словно слышу голос этого художника: "Я нашел этот чудесный уголок природы — порадуйтесь и вы ему". Март... Первые шаги весны. ... очеловечивание природы. Великий русский художник умеет создавать не только правдивый образ природы, но и все то, что переживает человек, любуясь праздником осени или весны. Человека, как и на картинах Шишкина, ...

Составление плана

Коллективно составляется и записывается план описания животного:

1) внешний вид (голова, глаза, уши, туловище, цвет шерсти);

2) поза;

3) повадки;

4) характер;

5) мое отношение к картине.

Описание картины

Приводим пример устного описания картины А. Н. Комарова «Наводнение».

На картине А. Н. Комарова «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево.

Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого кряжистого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода? От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком. Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие, словно дымка. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Голова у зайца большая. Круглые глаза смотрят испуганно. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно.

Заяц-русак со страхом смотрит на воду, которая подходит к самому дереву. В воде, как в зеркале, отражаются темные силуэты деревьев.

Картина мне нравится и не нравится. Нравится потому, что на ней очень хорошо нарисована жизнь природы весной, ее красота. Не нравится потому, что неясна судьба бедного зайки. Спадет вода или поднимется, спасется заяц или утонет?

Урок 14

Сочинение-описание по картине А. Н. Комарова «Медведь»

Цели урока:

1) научить описывать изображенное на картине животное;

2) подготовить учащихся к составлению сказки о животных;

3) ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: «анималист», «композиция»;

4) активизировать лексику, связанную с умением выражать свое отношение к картине.

Оборудование урока

Ход урока

Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике

анималист

Какими же качествами должен обладать художник-анималист? При каком условии он сможет умело изображать животных? Ведь далеко не каждый умеет рисовать животных, кому-то, например, лучше удается изображать людей. Давайте послушаем, что об этом говорит известный художник-анималист В. А. Ватагин в своей книге «Изображение животного». Прочитайте текст по карточкам, которые я вам раздала (учитель заранее раздает ученикам карточки, на которых цитаты из книги В. А. Ватагина «Изображение животного»).

К а р т о ч к а № 1

«Какими же качествами должен обладать художник-анималист?

Первое, и самое главное условие — это особая заинтересованность животным миром, любование им, любовь к нему, к его формам».

К а р т о ч к а № 2

«Второе условие — умение чувствовать животное. Это качество помогает найти в животном самое характерное и выразительное, самое привлекательное. Это чувство естественно связано с чувством любви к животному. Ведь мы особенно чутко относимся к тому, что любим. Мы не устаем открывать в любимом самые лучшие качества, находить самые выразительные черты — все, что равнодушный и враждебный взгляд не замечает. С этими двумя качествами анималист родится, их нужно только развивать».

49 стр., 24028 слов

Сборник экологических сказок для старших дошкольников

... по цепочке; сочинение детьми собственных сказок (индивидуально или в микрогруппах и дома с родителями); красочное оформление своих произведений; - Среди интересных приемов – инсценирование фрагментов экологических сказок. Сказки, наполненные экологическим содержанием, например, сказка, где ...

К а р т о ч к а № 3

«Третье необходимое качество можно приобрести — это знание животного. Чем больше и глубже будет знать художник то, что он изображает, тем лучше. Это знание никогда не будет излишним. Знание формы, строения и анатомии, жизни и повадок животного — необходимые условия для создания полноценного образа».

(Большой интерес к животным, любовь к животному, знание животного).

Теперь вы знаете, что нужно для того, чтобы стать художником-анималистом. Сегодня мы с вами познакомимся с картиной одного из таких художников. Это Алексей Никанорович Комаров. (См. предыдущий урок, рассказ о художнике.)

— Сегодня мы с вами познакомимся с картиной А. Комарова, которая называется «Медведь». Ребята, а что вы знаете про этих зверей? Как они выглядят? ( Медведи — это очень большие животные. Ростом они выше человека. Чаще всего медведи бывают бурого или белого цвета)

(Истории о Михаиле Потапыче, сказка «Три медведя».)

— Когда-то по ярмаркам ходили скоморохи с медведями, которые выделывали разные штуки или танцевали под музыку. А чтобы еще больше развеселить публику на медведей надевали человеческую одежду. Во многих местах медведь стал чуть ли не священным животным. В некоторых индейских племенах медведей почитают, так как, согласно древнему поверью, мертвые соплеменники воскресают в медвежьем обличье. У других индейцев одолеть медведя считается геройством. Удачливый охотник украшает себя зубами и когтями убитого медведя. Едва ли не в каждой стране есть символизирующее страну животное. Очень часто иностранцы, характеризуя Россию, вспоминают медведя. Почему-то именно это животное чаще других связывается с Россией. Кстати, именно медведь символизировал Олимпийские игры в Москве (1980 г).

Ребят что вы знаете про характер, повадки медведя? Что любит употреблять в пищу это животное? (Медведи неуклюжие, нерасторопные. Зимой они впадают в спячку. Питаются медведи ягодами, могут съесть мясо других животных, но больше всего любят мед.)

— Вы правильно сумели подметить по поводу любимого лакомства медведей. Конечно, это мед. Обратите внимание, слово «медведь» даже начинается почти так же, как и слово «мед». А кто же добывает мед? (Пчелы.)

Беседа по картине, Демонстрация

  • А что это за домик такой на дереве, из которого вылетают пчелы и в который протягивает лапу медведь? ( Это улей .)
  • Да, конечно, это пчелиный улей. Но почему вдруг на дереве? (Возможно, какой-то человек решил разводить пчел и построил для этого улей. Вряд ли улей смогла бы построить птица.)
  • А почему вы думаете, что такой домик птице тяжело было бы построить? (Он сделан из досок. Для его постройки нужны гвозди. Птицы же гвоздями не пользуются. Основной их материал при постройке — это ветки.)

(Вокруг одни деревья. Скорее всего, это лес.)

Это его построение

  • Композиция картины — это тоже построение, соотношение и взаимное расположение частей, фигур на картине художника. (Запись на доске.)

Он очень большой и толстый

— Давайте внимательнее посмотрим на его шерсть. Что вы можете про нее сказать? (Шерсть у него темная, почти черная, а кое-где коричневая. Сразу видно, что она пушистая и теплая. Она согревает медведя зимой. Кое-где шерсть даже вьется.)

3 стр., 1412 слов

Тайна цвета в картине И.И. Левитана «Весна – большая вода». ...

... вода» и попробуем раскрыть тайну цвета в данной картине, собрав рабочие материалы к сочинению. Запись темы урока. Открываем учебники, рассматриваем репродукцию картины. Рассказ о художнике. Исаак Ильич ... звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы. Беседа по картине. 1. Что изображено на картине? ( голые деревья, оставленная у берега лодка, деревня в отдалении, разлившаяся река) ...

  • Вы сказали, что шерсть у медведя коричневая, а какой же еще синоним можно подобрать к слову «коричневый»? (Бурый.)
  • Правильно, ребята. Тем более мы с вами знаем, что медведи бывают и бурые, и белые, Перед нами бурый медведь.

(Морда у медведя немного вытянутая, рыжего цвета. У него темные маленькие глазки, открытая пасть)

(Кофейный.)

(Скорее всего это утро, просто все в тумане. Видно, медведь проснулся и решил полакомиться медом.)

— Медведь залез на дерево в лесу. А какая же природа вокруг? Какие цвета применяет художник при ее изображении? (Вокруг дерева, на которое лезет медведь, целый лес. Правда, не зеленого, а темно-синего цвета. Потому что все заволокло туманом. Небо мутно-серого цвета, кое-где сиреневое.)

(Видно, что дерево это очень старое.)

(У меня вызывает симпатию этот мишка, так рано отправившийся за лакомством.)

Словарно-стилистическая работа

Учитель предлагает ученикам задания:

коричневый

медвежий угол

Составление плана

(Можно рассказать о художнике.)

(«Забавная сцена», «Смешная сценка», «Лакомка», «В поисках еды».)

(О том, какой мишка большой, какая у него шерсть.)

(Когда мы будем говорить об эпизоде, изображенном на картине.)

(Нужно описать лес, в котором происходит эта сцена: какие там деревья, каких цветов.)

  • В каждом сочинении есть и заключительная часть. В этой части вы сможете высказать свое мнение об этой картине, объяснить, почему вам понравилась или не понравилась эта картина, что более всего запомнилось, привлекло внимание.

План

1. Введение о художнике А. Комарове.

2. Основная часть. Описание картины.

  • «забавная сценка»;
  • медведь (туловище, морда, шерсть);
  • лес.

3. Заключение. Мое отношение к картине.

А теперь давайте опишем картину А. Комарова «Медведь» (описание составляется по рядам).

Устное составление сочинения

Художник А. Комаров очень любил животных. Он следил за их повадками, внимательно наблюдал то, как они относятся друг к другу. Может быть, поэтому он стал художником-анималистом.

На своей картине «Медведь» в самом центре художник изобразил забавную сценку. На мощное дерево, на самом верху которого улей, залез мишка. Он очень хочет полакомиться медом! Медведь так хочет попробовать медку, что даже не замечает пчел, которые летают вокруг. Да и о каких тут пчелах думать, когда перед тобой столько вкусного!

Медведь изображен как настоящий, очень правдоподобно. У него громадное туловище, лапы, шерсть у него, видно, мягкая и теплая. Может быть, поэтому он не замерзает во время зимней спячки. Шерсть на спине и на лапах бурого цвета. На спине кое-где встречается и шоколадный цвет, и кофейный. Морда у медведя немного вытянутая, с небольшими ушами, ярко-рыжего цвета. Художник даже зубы медведя изображает, подчеркивая тем самым, что медведь никак не может дождаться того момента, когда мед окажется в его лапах.

5 стр., 2283 слов

«Деревья в снегу»: описание зимнего пейзажа

... радость и тепло своим сердцем. План работы , . Для сочинения-описания «Деревья в снегу» можно воспользоваться следующим планом: Красота зимы. Город зимой. ... Внутри холма, под зимним, тёплым, мягким одеялом дремит медведь. Всё молчит, только веют студёные ветры. И стоят, ... в городе. Зайдешь в зимний лес — и очутишься в сказке. Деревья, кусты, пни, даже поваленные стволы так красиво укутаны в снежные ...

Само дерево, на котором сидит мишка, находится в лесу. На заднем плане мы как раз видим много деревьев сине-зеленого цвета. Но от всех них отличается дерево, на котором сидит медведь: одна из веток дерева растет не вверх, как мы привыкли, а вниз.

Мне очень понравилась эта картина, ведь на ней изображено мое любимое животное. В зоопарке в первую очередь я всегда подхожу к клетке с медведем.

Работа над составлением сказки

— Ну что ж, вы с большим мастерством смогли описать медведя, изображенного на картине. А теперь попробуем придумать сказку об этом животном. Но перед этим вспомним, что же такое сказка, при помощи каких языковых средств можно любой рассказ превратить в сказку.

(Вымысел, фантазия.)

  • Правильно, ребята, в основе сказки выдумка, но выдумка полезная. Вспомните, еще А. С. Пушкин говорил:

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

(Волшебные, бытовые, сказки о животных, сказки-анекдоты, сказки-загадки.)

(«В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…».)

«красна девица».

хитрая лисица, трусливый заяц, неуклюжий медведь.

(Концовкой. Например, «Стали они жить-поживать, добра наживать…».)

  • Правильно, ребята! К тому же вы знаете, что в сказке можно встретить и присказку — слова, которые вводят в сказочную атмосферу. Все эти приемы помогают рассказчику заинтересовать слушателей.

Написание сказки

Учитель предлагает учащимся дома или в классе (на выбор) описать самостоятельно любое животное по наблюдению или по воображению (составить сказку о животном).

Пример сочинения-сказки

Жил-был в лесу медвежонок. Звали его Тепка. Как и все медведи, очень он любил поспать зимою и поесть сладкого меду. Проснувшись однажды весной, решил Тепка во что бы то ни стало добыть мед. На ту пору мимо пробегала хитрая лисица.

  • Что, лежебока, мечтаешь снова о сладком? Тогда иди быстрее в соседний лес, на одном из деревьев люди построили улей, — промолвила лисица.
  • Спасибо, кума. Свои люди — как-нибудь сочтемся.

Не медля ни минуты, мишка отправился в соседний лес. Совсем забыл он, что лису не просто так все называют хитрой: задумает какую-нибудь гадость и обязательно исполнит все при помощи свой хитрости.

Шел медведь, шел и, наконец, увидел дерево. Сразу почувствовал он запах сладкого меда. Правда, вокруг предательски летали пчелы, но это нисколько не остановило его, и он смело полез на дерево.

Добрался наконец Тепка до самого улья, просунул за медом свою неуклюжую лапу. Со всех сторон моментально на него налетели пчелы и жалят-жалят бедного мишку. Но не это самое страшное! Не успел Тепка как следует полакомиться медом, как вдруг услышал выстрел из ружья: за соседним деревом стоял какой-то человек в целился в него. Мгновенно сполз Тепка с дерева и бросился наутек: только его и видели. Неуклюжий-неуклюжий, а побежал, как настоящий спортсмен.

Едва не лишился жизни мишка. Теперь он припомнит хитрой лисице коварный обман!

5 стр., 2363 слов

Мишка косолапый по лесу идет… Детям о медведях

... мастер-классом. Вы узнаете как нарисовать медведя поэтапно и нарисуете его сами: Что почитать и посмотреть с детьми про медведей? Мы предлагаем вам ряд загадок, скороговорок, поговорок, стихов, сказок, ... все про мёд. Медведь неуклюж, да дюж. Медведь в лесу – что боярин в городу. Хорошо медведя в окно дразнить. Врасплох и медведь труслив. Сочинение № 2 на тему «Медведь — хозяин леса» Описание медведя ...

следующая страница >>