Язык художественного произведения

Риторический вопрос

Эта фигура речи представляет собой предложение в вопросительной форме, на которое не ожидается ответ. Очень часто используется как вспомогательное начало для эссе, сочинений, когда автор задает риторический вопрос для обозначения какой-либо проблемы, чтобы в дальнейшем ее раскрыть.

  • Пример . Кто не любил в свои семнадцать лет?

Риторические вопросы активно используются в журналистике и юриспруденции. Грамотно составленная речь с использованием вспомогательных риторических вопросов, помогающих правильно выстроить монолог и воздействовать на чувства окружающих, часто составляет солидный процент успеха хорошего юриста.

Риторическое восклицание (обращение)

Стилистическая фигура, представляющая восклицательное предложение, адресованное неодушевленному предмету, абстрактному понятию или отсутствующему лицу. Иногда такое предложение может состоять из одного слова.

Используется в художественном, публицистическом стилях литературы, в ораторском и театральном искусстве. Риторическое восклицание помогает выразить эмоции, воздействовать на чувства слушателя, погрузить читателя в соответствующую обстановку.

  • Пример . Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин).
Афоризм

Это лаконичное, законченное краткое высказывание, остроумно выражающее определенную мысль. Афоризмы рождаются в литературе, истории, кинематографе, когда автор, историческая личность или любимый герой из кинофильма произносят емкую, остроумную мысль. Часто при этом используется юмор.

  • Пример . «Шел в комнату – попал в другую». (А.С. Грибоедов). Голод – лучшее лекарство. (А.Суворов). Жить – хорошо! А хорошо жить – еще лучше! (фильм Л. Гайдая «Кавказская пленница»)

Много афоризмов придумывает сам народ, иногда приписывая той или иной известной личности собственные суждения. Много безымянных афоризмов, передающихся из поколения в поколение. Многие стали пословицами:

  • Пример. Баба с возу – кобыле легче.

Афоризмы передают менталитет народа, жизненный уклад и духовные ценности.

Инверсия

Фигура речи, представляющая собой предложение с заведомо неправильным (не прямым) порядком слов для усиления выразительного эффекта. Впереди-сказуемое, а потом- подлежащее. Применяется в случаях, когда необходимо акцентировать внимание собеседника на фрагменте высказывания.

Инверсия часто используется в стихосложении для: выразительности, ритмики; в угоду рифме; для акцентирования внимания читателя на определенном слове или группе слов.

  • Пример . За Родину сражались герои-партизаны . (Инверсия – за Родину сражались. Правильный порядок слов: Герои-партизаны сражались за Родину).

    Не надеюсь я на его аккуратность. (Инверсия: не надеюсь я. Правильный порядок слов: Я не надеюсь на его аккуратность).

Повтор

Лексический повтор служит для усиления признаков качеств, присущих тому или иному явлению, одушевленному существу, предмету. Также повтор указывает на многократность действий, обозначение большого количества чего-либо.

  • Пример . Зимы ждала, ждала природа. (А.С. Пушкин).
Анафора

Стилистическая фигура – единоначатие – когда каждая строка стихотворения или последующей фразы начинается одинаково:

  • Пример : Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь. (О. Мандельштам).
Сравнение

– это троп, в котором одно явление или предмет сопоставляется с другим. Сравнение бывает как выраженным, так и скрытым.

  • Пример выраженного сравнения: Как тень внезапных облаков морская гостья налетела… (О. Мандельштам).
  • Пример скрытого сравнения: Полетел он ясным соколом…(народная песня)

Скрытое сравнение чаще используется в фольклоре: народных песнях, сказках, былинах.

Эпитет

Самый распространенный троп, художественное, образное определение, передающее впечатления автора. Чаще, в качестве эпитетов выступают прилагательные, причастия

  • Пример : Распростерлось вперед поле чистое…(народная песня) Поле чистое – эпитет, показывающий широту и мощь русской земли.

Эпитеты, часто встречающиеся в фольклоре, называются постоянными:

Добрый молодец, солнце красное, красна девица.

Эпитетами могут быть не только прилагательные, но и существительные (приложения), наречие.

  • Пример : Бродяга-ветер волны носит …(народная песня)
Метафора

Метафора представляет собой яркое, образное выражение, употребленное в переносном значении на основании сходств при сопоставлении двух предметов.

  • Пример: Вдали простиралась щетка лесов.

Щетка лесов – метафора. То есть вдали виднелись верхушки деревьев, растущие вплотную, и издали напоминающие щетку.

Эх, тройка! Птица – тройка! (Н.В. Гоголь). Тройка лошадей названа птицей, поскольку мчит героя быстро, и это напоминает полет.

Олицетворение

— это перенос признаков живого существа на неодушевленные объекты.

  • Пример : Ветерок пробегал, шевеля верхушки деревьев.
Метонимия

– это замена слова другим, заменяющим собой цельное понятие, но оставляющим смысл (часть целого):

  • Пример: Шипенье пенистых бокалов. (А.С. Пушкин).

Здесь читателю становится ясно, что автор описывает шипенье не самих бокалов, а игристого вина.

Туманный альбион (Англия)

Гипербола

– преувеличение действия, предмета, явления. Используется в литературе для образности и создания у читателя эмоционального настоя.

  • Пример : Глаза громадные – как прожекторы. (В.В. Маяковский).
Литота

Литота-преуменьшение предметов.

  • Пример : Дюймовочка, мальчик с пальчик
Аллегория

— это изображение отвлеченного понятия через предмет, образ.

  • Пример : чаша со змеей – медицина. Крест – вера.
Оксюморон

– это стилистическая фигура, совмещающая два изначально взаимоисключающих понятия для усиления образности.

  • Пример : звонкая тишина, сладкая скорбь .Мертвые души

Тишина названа звонкой, так как настолько тихо вокруг, что «слышно» саму тишину.

Скорбь «сладкая», потому что человек сильно скорбит и упивается собственными чувствами, ничего вокруг не замечая.

Аллитерация

Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:

  • Пример: Били копыта, пели будто: гриб. Граб. Гроб. Груб. (В.В. Маяковский).

Здесь присутствует звукопись – аллитерация — постоянные повторы сочетаний согласных «гр», «б», имитирующие грохот копыт лошади по мосту.

Ассонанс

Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых гласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:

  • Пример : «Обернусь я, бедная, кукушкой, о Дунаю-речке полечу. И рукав с бобровою опу́шкой. Наклонясь, в Кая́ле омочу. («Слово о полку Игореве», плач Ярославны).

В тексте есть ассонанс – выраженные повторы гласных «о», «у», «а, имитирующие плач и стоны русской женщины, оплакивающей потерю мужа.