Дети на оперной сцене

Эссе Путиной Оксаны, ученицы 9 «Б» класса МАОУ СОШ №40

Пермский театр оперы и балета давно славится своими интересными и яркими постановками. «Борис Годунов» не является исключением. Благодаря огромной работе режиссера, актеров, музыкантов, художников и других людей, работавших над оперой, постановка получилась по-настоящему зрелищной.

Поразили декорации, которые воссоздали атмосферу

Так случилось и с Борисом. Неслучайно он сходит с ума. Сцена сумасшествия, так оригинально решенная режиссером, удивляет, ошеломляет. Интересная находка – Нечто, надвигающееся на царя и поглощающее его. Сцена смерти Бориса в спектакле впечатляет, в то время как у Пушкина она не отличается яркостью, кажется читателю внезапной, неожиданной. Мы видим, насколько велики «черные» дела правителя. Они переполнили чашу божеского терпения и уничтожили его самого, так как ничто не может служить оправданием убийства.

Самозванец повторяет ошибки Бориса Годунова, и мы понимаем, что его судьба также предопределена. Ставший на путь тьмы неизбежно погибает во тьме. Таков главный нравственный урок, данный нам автором и режиссером. История говорит, что Гришка Отрепьев правил, но совсем недолго. Жизнь его закончилась трагически.

Следуя

Размышляя вслух…

Эссе Чигориной Татьяны, ученицы 9 «Б» класса МАОУ СОШ №40

«Борис Годунов» — музыкальная драма, с которой мы познакомились совсем недавно на сцене Пермского театра оперы и балета. Проблематика ее очень актуальна. Судьба русского народа в разные исторические периоды складывалась по-разному, но всегда трагично.

В опере большое количество лиц, народных типов. Калики перехожие, монахи, хозяйка корчмы, юродивый, крестьяне и горожане – образы многолюдной толпы, частички живой души Руси. Сцены с их участием вызывают многие чувства: сострадание, гнев, улыбку, радость от сознания своего внутреннего превосходства. Не народ убил царевича и призвал к правлению Бориса Годунова. Не он породил на Руси Смуту.

3 стр., 1310 слов

Творчество Бориса Пастернака в оценке современников поэта

... творчестве Бориса Пастернака его современников. В своей работе я рассмотрела только небольшие фрагменты поэзии Пастернака. Для того чтобы изучить все творчество Пастернака, требуется время и все не уместить в небольшой по ... грозы», 1958) Склонность к музыкальной импровизации объясняет убежденность поэта в том, что «..И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд» («Февраль. Достать чернил ...

Как и в жизни, на сцене драматическое сосуществует с комическим. Сцена в корчме – тому подтверждение. Она наполнена энергией, живостью, лукавством и интересна еще и потому, что спектакль почти лишен женских образов. За рамками его остались все эпизоды с Мариной Мнишек, а Ксения Годунова играет весьма незначительную роль.

Народный дух и дух исторической эпохи – главное, что отличает оперу «Борис Годунов». Видимо, этим определялся отбор одних эпизодов и исключение других. Режиссер отразил желание Пушкина и Мусоргского показать народ как живое лицо истории. Это не безликая масса. Мы видим на сцене то горожанина, то стрельцов, слышим их мнение по поводу происходящего. Народ не безмолвствует. Он любопытствует, спорит, обвиняет и жалеет. Роль его на протяжении спектакля различна. Московский люд привлекают для одобрения или низвержения властителей, приказывают. Народ, по мнению Бориса, легко усмиряем (мы видим на сцене повешенных).

Он не разделяет чувств бояр, но соглашается с ними и при этом ищет какую – то свою правду. Голос народа с его жалобами на голод, лишения в начале спектакля перерастает в грозный гул в конце. За несколько часов на глазах зрителей образ этот проходит огромную эволюцию (требование хлеба — требование исторической справедливости). Музыка в финале звучит громко, торжественно.

Царь Борис на протяжении спектакля вызывает разные чувства. В своем неодолимом желании удержаться на троне, править он рождает у нас недовольство и неприязнь. Его смерть – справедливая кара за убийство царевича, за то, что к власти пришел незаконно. Чаша страданий заслужена им, но мы и жалеем его тоже. Одиночество, предательство – тяжелые испытания, которые выпали на его долю. Мы поддерживаем его в стремлении защитить своих детей, быть для них хорошим отцом.

Сцена с Юродивым – эмоциональная кульминация оперы. Актерская работа здесь особенно удалась. Отчаяние, мука, трагическая предрешенность судьбы Бориса и судьбы народа – все слышится в этой арии.

Опера Мусоргского – история страдания не только отдельных людей, но и всей Руси. Проживая с героями разные события, становишься взрослее, нравственно богаче, совершеннее. Она многое дает в понимании истории и собственной души.

Письмо Сцене

Астафьева Елизавета, ученица 7 «Б» класса «Гимназии № 5»

Здравствуй, Сцена! У тебя такая интересная жизнь, у тебя ключевая роль во всех постановках. Ты знаешь все закулисные сплетни «Кто с кем, кто в кого влюблён», но ты знаешь и правду. Ты видишь как уставшие актёры приходят к тебе, им надоело всё это закулисье со всеми его сплетнями… Им хочется настоящей жизни, настоящей роли, они приходят к тебе настоящие, без масок. Они любят тебя, потому что могут довериться, ведь ты-то никогда и никому не расскажешь…

Ах, какая ты счастливая! На тебе выступают корифеи оперы и балета. По тебе пролетает Золушка в своих хрупких пуантах, ты чувствуешь ледяную походку Снежной королевы, по тебе стучат каблучки юной Розины, ты содрогаешься от жёстких шагов Бориса Годунова. Ты слышишь манящий голос Кармен, ты хочешь кинуться в пляс под арию Фигаро, ты плачешь под арию Юродивого… Мне очень запомнилась эта ария, больше всего, я забыла о чём поет Годунов, я забыла, кто такой Гришка Отрепьев, я была поражена Юродивым. В его бреду читается вся история, надо лишь чуть-чуть подумать о чем поётся. Его слова запутаны, но это не делает его плохим, наоборот, хочется с ним поговорить, спросить, что он думает о жизни. Ведь жизнь его многому научила, и знает он побольше любого графа. Надо только научиться слушать и слышать, а не отвергать таких людей и сразу станет легче жить, и сразу больше людей будут тебе помогать, их не станет больше, просто ты их услышишь… Ещё мне понравилась сцена на границе литовской. Хозяйка этого дома была очень обаятельная, она не красавица из какого-нибудь гламурного журнала, она настоящая. Я почувствовала её отношение к происходящему, её широкую русскую душу. Про таких как она говорят «кровь с молоком». Я бы очень хотела посмотреть на неё в жизни, мне кажется она очень добрая, душа компании. Мне кажется, к таким хозяйкам к таким хозяйкам тянутся люди, ведь увидев человека однажды, ты не можешь его забыть. Скажи, Сцена, я права? Мне кажется, у тебя такая же душа. Все люди тянутся к тебе, а актёры, я уверена, хотят приходить на тебя снова и снова.

Ах, какая у тебя богатая жизнь! У тебя есть сотни нарядов – и богатый дворцовский наряд от Щелкунчика, и пугающий огонь от Дона Базилио, и простой наряд от хозяйки корчмы на границе литовской. Мне очень запомнился один твой наряд. Мы с классом ходили на оперу «Борис Годунов». В начале оперы на заднем плане висела икона, она была завешена сеткой. Мне с моего места было видно только глаза, я даже сначала не поняла, кажется мне это или это правда декорации. Глаза были так хорошо видны, казалось они смотрят на меня и как бы спрашивают: «Всё ли понятно?». От этого взгляда никто не ускользнёт, он видит всех. А на тех, кто не слушает или не хочет слышать, он смотрит укоризненно. А может быть, это ты смотрела на зрителей? Тебе, наверное, очень нравится эта постановка, ты хочешь сама смотреть её и видеть как рады зрители. Меня притянули твои глаза. Я не смотрела на людей на площади, я смотрела в глаза и слушала, а ты мне всё объясняла: кто твой любимый актёр, кто сейчас выйдет на сцену, что происходит. Ты видела что мне нравилось и на все мои возникающие вопросы отвечала. Это подтверждает, что у тебя широкая русская душа. Мне очень понравилось с тобой говорить, пусть не вслух, а взглядом… Потом убрали сетку, стала видна вся икона и твой взгляд куда-то исчез… Я искала его чтобы спросить что-то, уже не помню что, но не нашла…

Когда я пришла домой

С нетерпением жду нашей следующей встречи!

С уважением, Елизавета Астафьева, ученица 7 «Б» класса «Гимназии № 5»

Отзвуки театра

Эссе Пикулевой Анастасии , ученицы 5 «Г» класса МАОУ СОШ № 16

Радость, восхищение, любование были всеобщими. В.В. Стасов

На сцене оперного театра я увидела события давно минувших времен, которые последовали за смертью царя Ивана Грозного.

Главный герой оперы Борис Годунов, который стал царем несмотря на то, что не принадлежал к царской династии. Борис Годунов страдает, сомневается, нужна ли была жертва – невинный младенец, сын Ивана Грозного – Дмитрий, убитый им в Угличе. Его гложет чувство вины и муки совести, страх перед будущим. Тревога в музыке передает его тягостные предчувствия.

В опере меня поразило ещё и то, что вместе со взрослыми на сцену вышли ученики. Среди зрителей были ученики общеобразовательных школ города. «Борис Годунов» — уже третий спектакль, в котором дети выходят на сцену с профессионалами.

Очень интересен образ Юродивого. Мне запомнился эпизод, когда у Юродивого забрали копеечку. После этого Юродивый пел жалобную песню: «Месяц едет, котёнок плачет, Юродивый, вставай, Христу поклонися…» Мне было его очень жаль и стыдно за людскую жестокость по отношению и так уже обиженному Богом человеку.

Чувства и мысли совершенно разных людей: величавого и в то же время страдающего Бориса, и стоящего на самом низу общества Юродивого, удалого русского народа, раскрывается в музыке: она то окрашена в трагические тона, то заполнена народными причитаниями, то безудержной удалью Варлаама и Мисаила в весёлой песне «Как во городе было во Казани…»

Опера заставляет меня задуматься: стоит ли идти на такие жертвы ради достижения цели, и всегда ли цель, к которой ты стремишься, оправдывает средства, которыми ты её достигаешь.

Отзвуки театра

Эссе Беловой Виолетты , ученицы 5 «Г» класса МАОУ СОШ № 16

И вот моя новая встреча с театром. С нашим знаменитым на весь мир Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского. Я была на опере «Борис Годунов» впервые. Первый раз я пришла в театр оперы и балета в 5 лет. Когда я вошла в зал, меня поразила очень большая люстра, висящая на потолке, очень удобные кресла из бархата, а на потолке были удивительные рисунки. Навсегда сохранился в моей душе образ прекрасной героини из балета «Лебединое озеро». Музыка Чайковского помогла мне поверить, что добро побеждает зло.

Опера «Борис Годунов» — совсем другое произведение. Несмотря на то, что оно очень сложное, всё равно мне очень понравилось. Вначале занавес был открыт, потом вышли два человека: мужчина и женщина. Они рассказали нам немного об истории создания спектакля.

Эта опера началась с увертюры. Музыка была живой, и по ней можно было понять, что нас ожидают очень серьёзные и даже страшные события. Оркестровое вступление звучало горько и как-то безысходно. Отказ от престола, моление простых людей, детей, венчание Бориса на царство – значительные события нашей истории. Это Смутное время. В музыке звучала тревога, когда пел народный хор. Каждая мелодия выплывала вслед за последующей. Все герои ярко пропевали свои партии. У артистов этой оперы очень хорошо получалось передать смысл, эмоции и чувства персонажей. Например, музыка передаёт скрип пера Пимена, его спокойную речь, строгий образ старца.

Больше всего меня поразил образ царя Бориса. Он очень хотел власти, поэтому совершил преступление, убил маленького царевича Дмитрия. Но он терзается им всю жизнь. Переживает, предчувствует возмездие за этот грех. Его арии величественны, торжественны и трагичны.

Декорации подчёркивали, что грех должен быть наказан Богом, поэтому на заднем плане сцены менялись иконы, а справа ходили монахи, которые били в колокола.

Мне было очень жаль Юродивого и царя. На самом деле царь был отзывчивым, величавым, в то же время одиноким, немного грозным. Мне было жалко Юродивого , потому что после слов он был убит. А люди нарушили нравственное правило: нельзя убивать божьего человека. По характеру Юродивый был смелым, потому что он мог сказать всю правду в лицо любому, даже если это царь. Именно Юродивый напоминает Борису о его страшном грехе. Всё закончилось очень трагично. Не оставив наследников на престол, Борис умирает. Он многие годы мучился, ему мерещился призрак убитого царевича, терзала совесть, и он пытался об этом забыть, но у него не получалось.

На мой взгляд, самыми волнующими эпизодами спектакля были избрание Годунова царём, прошение голодного народа под стенами Кремля стать царём, выход детей из зала, видение Бориса. Я была очень взволнована, когда Юродивый похвастался копеечкой и мальчишки её отобрали. Тогда он заплакал и сказал всю правду в глаза Борису. Я ещё раз почувствовала, как горько быть униженным и обиженным. Нельзя забывать о добросердечии в любое время, в любом веке.

Я бы с удовольствием послушала эту оперу ещё раз. Музыка побуждает нас быть добрыми, не совершать гнусных поступков.

Отзвуки театра

Эссе Обуховой Марии, ученицы 5 «Г» класса МАОУ СОШ № 16

В нашем городе музыку можно услышать в органном концертном зале, а также в знаменитом на весь мир театре – Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского, великого русского композитора.

Такая встреча произошла у меня и ребят из моего класса 29 февраля. Нас пригласили в оперный театр! Как только я вошла в фойе, у меня закружилась голова от красоты и важности этого здания, а также от значительности всего происходящего. Я в оперном театре! Всё было так красочно и великолепно украшено, что я даже боялась к чему-нибудь прикоснуться. Вскоре мы пошли наверх. Лестница была очень красивой, как и всё остальное. Когда мы подошли к капельдинеру, она сразу же показала нам нужную дверь и места. Мы сели.

Погас свет, и на сцену вышли мужчина с женщиной. Они рассказали о спектакле и конкурсе эссе. Вскоре из оркестровой ямы послышалась громкая, но печальная музыка. Спктакль открыла увертюра. Звучали голоса скрипок, виолончелей и других инструментов. Слышны были и ударные, и духовые. Печаль в музыке усилилась, и в этот момент занавес поднялся. Действие было настолько захватывающим, что я не могла отвести глаз.

Именно скрипки помогли мне представить скрип пера спокойного монаха Пимена, который ведёт летопись, говорит плавно, не торопясь. Он рассказывает Гришке Отрепьеву, как был убит маленький царевич Дмитрий.

Вот на сцене огромное количество людей. Поют детский и взрослый хор, они звучат как плач и вой: «На кого ты нас покидаешь, кормилец?». Так плачущие люди обращаются к Борису Годунову, который отказывается стать царём. В этот момент мне было жутковато. Как же будет житься на Руси?

Несмотря на такие серьёзные вопросы жизни, мне спектакль очень понравился! В этом спектакле меня поразило всё: и как пел хор, и как актер играл Бориса Годунова, и Юродивый. Все было настоящим, что даже, когда играли колокола, мне показалось, что на сцене они настоящие. А ведь это были декорации! Звон колоколов изображала оркестровая музыка.

Музыка передавала каждое мгновение и чувства героя. Например, ария Бориса: «Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей измученной душе!». Почему мучается царь? Мусоргский в музыке отразил все, что происходило в спектакле: и горечь страдания, и мучения царя. Он пришёл к власти ценой убийства маленького царевича, поэтому угрызения совести такие сильные. Я сочувствовала Борису Годунову, никто не мог ему помочь, и он был обречён на смерть.

Актеры исполняли свои роли так хорошо и профессионально, что я поверила всему, что происходило на сцене. Мне казалось, что я нахожусь в том Смутном времени – в эпохе Бориса Годунова. Все декорации выглядели такими настоящими и живыми, что даже хотелось задеть их руками: храм, иконы, колокола. Все костюмы были превосходны, казалось, что перео мной стоит настоящий царь: величавый, строгий, мудрый.

В этой опере страдают все: простой народ, царь, его дочь. Особенно страдает Юродивый. И в тот миг, когда он погибал, музыка зазавучала резко и громко. Мне даже стало страшно, но потом страх прошел. Но я была в отчаянии, что свершилось зло.

Смерть Бориса от мучний, наверное, всё-таки была справедливым возмездием и искуплением греха убийства. А что такое добро, что такое зло, нам помогает понять музыка.

Отзвуки театра

Эссе Гудковой Анастасии, ученицы 5 «Г» класса МАОУ СОШ № 16

Оперный спектакль мне понравился, потому что он создан на реальных событиях, которые происходили в Москве в 1598-1605 годах, в Смутное время. «Борис Годунов» — это народная драма. Текст был создан А.С. Пушкиным, а оперное либретто сочинил сам композитор М.П. Мусоргский. Кому быть царём на Руси? Это и становится главным вопросом в опере.

Мусоргский замечательно передал каждое действие души героев в музыке. Спектакль состоял из ярких картин, которые менялись одна за другой, а мы узнавали о жизни бедных людей, царя Бориса и его семьи.

На удивление зрителям, на сцене выступали и дети. У них очень хорошо получилось передать дух того времени, горе народа, оставшегося без царя. Совсем юные, они замечательно пели свои партии. Благодаря костюмам и смене декораций зрителям было легко перенести все события, которые так красочно раскрыл в музыке для нас Мусоргский.

Во дворе Новодевичьего монастыря собрался народ, чтобы умолять на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Из монастыря доносилось пение народа об избрании Бориса на престол. Хор звучал встревожено, музыка напоминала причитания из русских народных песен.

В другой сцене собравшийся народ в Кремле славил Бориса, который венчается на царство. Царь велел созвать весь народ на пир – «Всех, от бояр до низшего слепца». Народ славил царя, и со сцены, и вдалеке доносился колокольный звон. Удивило меня то, что звон колоколов звучал из оркестровой ямы. А казалось, что это монахи на сцене бьют в колокола. Музыка тоже была героем спектакля. Она заставляла меня сочувствовать, сопереживать героям.

Больше всего моё внимание привлекла сцена с Юродивым и голодными мальчишками. Жалобно звучала ария Блаженного, когда у него отняла последнюю копеечку стайка насмешливых мальчишек. Очень хотелось помочь ему в этот момент, защитить, вытереть слёзы.

А сама трагедия в опере зарождалась именно в тот момент, когда Борис Годунов вспоминает об убийстве царевича Дмитрия. В сцене с курантами у Бориса началось помутнение разума из-за совершенного греха. С одной стороны, Борис – мудрый царь, арию свою он исполняет торжественно. С другой стороны, он пришёл к власти, совершив зло. Поэтому он обречён на гибель. Скорбно звучит его ария «Скорбит душа».

В конце оперы Борис Годунов умирает жуткой смертью – его преследует призрак маленького царевича. В последние минуты жизни он подзывает к себе сына Феодора и дает ему наказ: справедливо править Русью. Затем он молится, просит небо о милости к своим детям и умирает. Я увидела царя Бориса любящим отцом, умным, нежным, глубоко несчастным человеком.

Спектакль закончился. Мы вышли из зала, а в душе осталось много чувств. Ведь мы впервые послушали оперу, причём столь исторически и нравственно содержательную. Я надеюсь, это была не последняя наша встреча с оперным искусством, а лишь только начало нового этапа нашей культурной жизни.

Отзвуки театра

Эссе Гудкова Максима, ученика 5 «Г» класса МАОУ СОШ № 16

Вдруг свет в зале погас, и зазвучала музыка. Спектакль начался. На уроках музыки и русского языка в школе я узнал, что опера всегда начинается с увертюры, предваряющей основное действие. Весь зал затих. Спектакль начался с прозрачной, тихой мелодии, которая почти сразу же стала тревожной и мрачной. Через несколько мгновений занавес открылся. На сцене находилось много артистов, в том числе и дети. Ребята были, как и взрослые, настоящими участниками спектакля.

Опера состояла из двух актов. Действие происходило в 1598-1605 годах на Руси, в Смутное время. В начале спектакля я разволновался, потому что во дворе Новодевичьего монастыря собрали народ молить Бориса Годунова встать на престол. Как мощно звучал хор! «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» — спрашивали люди. Я почувствовал в их пении огромную тревогу за своё будущее. Дети в платочках и сарафанах, их родители – весь русский народ был обеспокоен. Это ощущение страха возникло особенно тогда, когда дети выходили на сцену прямо из зала. Казалось, беда совсем рядом.

Я радовался вместе с народом в тот момент, когда Борис Годунов становится царём. Музыка подчёркивала величавый образ Бориса. Хор поет очень торжественно. А Борисом овладевает зловещее предчувствие. И музыка тоже становится трагической. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя: «Вокруг враги!» — говорил Борис. Я особенно сочувствовал царю Борису, потому что в конце оперы он умер тяжелой смертью. Ему мерещилась душа убитого царевича. Мучили угрызения совести. Мне кажется, душевные мучения Бориса всё-таки в какой-то степени искупают его преступление, когда он убил царевича Димитрия, чтобы пойти во власть. Всё это необыкновенно отражала музыка. Она произвела на меня сильное впечатление. Все эти торжественные, а иногда и скорбные звуки доносились из оркестровой ямы. В некоторых моментах загадочная музыка вызывала у меня жалость, а иногда и грусть, и радость с удивлением. Композитор Мусоргский смог так её написать, что я всё время испытывал разные чувства. Я даже не предполагал, что музыкальный спектакль может быть таким интересным!

В какой момент мне захотелось выйти на сцену? Помочь Юродивому, потому что он был в оборванной одежде, с большим крестом на груди, и его никто не воспринимал всерьёз. Он всегда говорил правду, все считали Юродивого блаженным человеком, и обидеть его считалось грехом. Я запомнил его жалобную песню «Месяц едет, котенок плачет, Юродивый, вставай…». Ведь именно этот герой напоминает царю Борису о его страшном преступлении. Царь-убийца! Очень страшно смириться с этим. Борис покорно говорит: «Молись за меня, бедный Николка».

В создании спектакля участвовали и художники: они писали декорации, рисовали эскизы костюмов. В оперном театре во время выступления актеров на заднике сцены находились большие и красочные картины. На фоне декораций происходили все действия оперы. Русский народ всегда верил в Бога, Иисуса Христа, поэтому поступкам людей всегда давалась строгая оценка, по-божески или нет поступил человек.

Всю эту очень сложную жизнь на сцене сопровождала величественная, радостная, а иногда и скорбная музыка. Всё производило на меня и других зрителей незабываемое впечатление. Ребята из моего класса внимательно слушали, даже никто не шалил. Слушая оперу, я услышал такие инструменты, как: скрипки, виолончели, трубы, и многие другие загадочные и завораживающие голоса. Также меня не меньше удивили костюмы героев, они были совсем разные. Какие красивые и роскошные костюмы были у царя, его дочери и бояр! Народ же был одет очень бедно. Я увидел и узнал, как одевались женщины, дети и мужчины в то время.

Я считаю, что ходить на оперные спектакли нужно и полезно, потому что на них мы узнаем много нового из истории нашей Руси, слушаем арии, хоры, встречаемся с музыкальным искусством.