Урок русского языка в 10 классе «В людей можно верить»

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Виктора Сергеевича Розова «Дикая утка».

Цели урока:

1. Обучающая цель урока: сформировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту, подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту

2. Развивающая цель: совершенствование навыков анализа текста, развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся

3. Воспитательная цель: формировать нравственные качества, воспитание любви к родной природе, к Родине, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: иллюстрации, текст, опорные схемы

Эпиграф урока: Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…, Хороших людей слишком мало., И все-таки их большинство., Андрей Дмитриевич Дементьев

Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого из нас. На выпускном экзамене по русскому языку в 11 классе вам предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Надеюсь, что данное занятие пройдет для вас с пользой. Мне бы хотелось, чтобы вы не боялись слова «сочинение», знали, как писать его. Ведь это самая интересная часть работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей">экзаменационной работы. Творческое задание позволит проверить, насколько сформированы ваши речевые умения и навыки.

Как вы думаете, какие именно умения и навыки проверяет третья часть экзаменационной работы? Расскажите об этом, опираясь на критерии оценивания сочинения.

Ответ:

Третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения,

создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст,

9 стр., 4021 слов

Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...

... сочинения. Мы можем в качестве аргументов сделать ссылку на эти письма. V. Работа с текстом. К записям в тетрадях мы ещё вернёмся, а сейчас я попрошу вас провести анализ ... работа на уроке была успешной? (слайды 2,3 ) III.Этап обобщения и систематизации знаний - Вначале совершим небольшой экскурс в часть С , чтобы вспомнить, как пишется экзаменационное сочинение. Выступление ученицы (работа ...

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка,

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Остается добавить, все это немаловажно не только для дальнейшей успешной учебной деятельности в высшем учебном заведении, но и для дальнейшего профессионального роста.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся,

правильно выполнивший задание части 3 работы, – 23.

Рекомендуемое время выполнения части 3 работы, состоящей из

одного задания с развернутым ответом, – 120 минут. (Ср.Общая продолжительность ЕГЭ по русскому языку- 3,5 часа(210 минут).

Итак, внимательно прочитаем задание, предложенное в 3 части экзаменационной работы:, Напишите сочинение по прочитанному тексту., Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных, Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов., Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком., Вашему вниманию предлагается фрагмент из автобиографической прозы Виктора Сергеевича Розова «, Сообщение учащегося.

Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913 года в Ярославле, в семье Екатерины Ильиничны и Сергея Федоровича Розовых. В Костроме Виктор Розов учился в школе, а после работал на текстильной фабрике «Искра Октября». Окончив в 1938 году училище при московском театре имени Революции (ныне — театр имени Вл. Маяковского), посвятил всю свою жизнь театру, дав начало целой династии служителей русской сцены.

Он автор около 20 пьес в жанре социально-психологической драмы, написанных на материале современности и обращенных в основном к проблемам нравственности. Уже в первых пьесах « Ее друзья» (пост. в 1949) и « Твой пут» , пост. в 1953) обозначились черты художественной манеры и круг интересов Розова: точность бытописания, любовь к простым житейским истинам, внимание к юношеским характерам. Пьесы Розова неоднократно экранизировались. Всемирный успех выпал на долю фильма « Летят журавли» (1957, реж. М.К.Калатозов; главный приз Международного кинофестиваля в Канне, 1958), поставленного на основе лучшего произведения Розова, пьесы о любви, верности и предательстве из времен Великой Отечественной войны « Вечно живы». Среди других произведений драматурга инсценировка « Брат Алеша» по роману Ф.М.Достоевского « Братья Карамазовы» ; драма о судьбе вернувшихся с войны «афганцев», комедия « Скрытая пружина» ; «пьеса-фантазия» « Гофман» , полемическая публицистика.

2 стр., 729 слов

по направлению «Война и мир — к 150-летию великой книги»: что ...

... эпопеи. Аргументы из произведений Л.Н. Толстой «Война и мир», Об отношении к войне Болконский хотел построить блестящую карьеру офицера, а потому относился к войне восторженно. Он гнался за славой, однако оказалось, ... из них придётся писать сочинение. Вас могут попросить поразмышлять о счастливых и несчастливых семьях, о любви и долге, о героизме и патриотизме, о войне, да и ещё много о чём. ...

В. С. Розов — Лауреат Государственной премии СССР (1967), профессор Литературного института имени М. Горького, председатель Комитета защиты отечественной культуры. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденами Дружбы, «Знак Почета», медалью «За оборону Москвы».

Учитель: Прочитаем текст. Подумайте, какой предстает война перед читателем?, Чтение текста.

Война… Для одних (таких все меньше) — это старые, пожелтевшие треугольнички с фронта, бережно, из поколения в поколение, хранимые в семье.

Для других — песни военных лет: «Соловьи», «Землянка», «Дороги»…, Для кого-то — до боли простые строки Сергея Орлова:, Его зарыли в шар земной,, А был он лишь солдат…, Учитель: Чем была война для Виктора Розова?, Сообщение ученика.

В июле 1941 Виктор Сергеевич ушел в народное ополчение. После тяжелого ранения руководил агитбригадой в Костроме, работал в передвижных фронтовых труппах, в Алма-Атинском ТЮЗе. Рассказать о военной судьбе Виктора Сергеевича лучше, чем сделал это он сам в автобиографической книге «Путешествие в разные стороны», нельзя, так искренни его воспоминания. Какой запомнилась ему война? Пролистаем страницы его произведений.

«Война была самым сильным потрясением моей жизни»,- пишет Виктор Розов в автобиографической прозе. «Мне выпало на долю тяжелое ранение и госпиталь. А я говорю судьбе: спасибо»,- продолжает он.- «Многого бы я не узнал без войны. Без всего этого моя чернильница была бы пуста. Да, да, жизнь должна измеряться не календарными листочками, а суммой впечатлений…Первый бой близ Вязьмы. Почти все из нашей батареи были убиты. Осталось два человека в живых: я и медсестра. Остальные все убиты. Полз я в канаве, по которой текла кровь. «Кровь текла рекой». Долгие дни и ночи на госпитальной койке… Привозят на койку напротив, освободившуюся, мальчишку лет шестнадцати, без двух рук и без двух ног. Ленинградец. Он зубами срывает бинты и кричит: «убейте меня, отравите меня». А в палате все лежачие, начинают требовать, чтобы того убрали от них. Чтоб не орал. Я Вам нравы рассказываю того времени. И его вынесли в коридор. В холодный. Спустя несколько часов принесли назад. Лежит молча. Вот так вот жестко обращались. Он выжил. Я даже его фамилию помню. Судьба так распорядилась, что я потом с ним виделся. В том же госпитале: Мне ковыряют ногу, на операционном столе. А рядом сидит молодой человек, которому щипчиками концы пальцев на руке отламывают. Этот паренек — студент консерватории. Представляете, что для него значат концы его пальцев. Сколько пережито было тогда… И не только мук и страхов. Сколько было доброго, светлого, необыкновенного!

Однажды госпитальная нянька спросила у забинтованного по горло Розова: – Розов, чего ты такой веселый?

  • А чего? – ответил он. — Ведь у меня нога болит, сам-то я здоровый.

Вот эту радость жизни Виктор Сергеевич сумел пронести через всю жизнь. В конце написанной им книги он так и говорит: «Я — счастливый человек». Он родился в воскресенье, в престольный праздник — день явления Толгской Богоматери. Это было счастливым предзнаменованием. Он сумел преодолеть все невзгоды, выпавшие на его долю. До 3 лет Виктор очень сильно болел, даже местный доктор не верил, что мальчик выживет, а он выжил, пережил разруху и голод Гражданской войны. Потом, уже взрослым, ушел на фронт, был тяжело ранен, но опять выжил. Мечтал и осуществил в жизни свою мечту. «Я писал так, как хотел и о чем хотел»: говорил о себе Виктор Сергеевич Розов.

Учитель: Итак, какой эпизод военной жизни в центре внимания писателя?

Ответ ученика: Виктор Розов изобразил здесь не бой с немцем, а борьбу в душе героев, т.е. война показана как время испытания человеческих качеств, экзамен на человечность. Драматурга привлекает нравственный выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям.

Формулируя основную тему драматургии Розова,, Давайте подумаем над вопросом, почему голодные бойцы отпустили уточку?, Ответ: 1) Она была очень красивой

Описание уточки: Утка была некрупная, молодая. Смотрела на нас изумленными бусинками глаз. У нее была изящная шея. Красавица уточка! Все залюбовались красавицей.

Какие средства выразительности использованы при описании уточки?

Эпитеты

Сравнение, Ряды однородных членов, Риторическое восклицание, Сравните уточку с бойцами (прием антитезы)

Бойцы

Уточка

Человек восемь бойцов

Одна

Чуть не скулили от голода

Грациозно озиралась

Мы-грубые, пропылённые, нечисто выбритые

Красавица

2) Уточка вела себя необычно для птицы: она не была напугана, она вырывалась. не крякала, а с любопытством озиралась. Она была еще молода и не ждала от бойцов- странных милых существ какой-либо беды. Бойцы не могли разрушить это наивное доверие

3) К тому же, на 8 человек маленькая уточка- все равно никто не наестся, если зажарить ее. А сколько возиться надо!

4) Когда-нибудь приедет же повар со своей походной кухней-таратайкой.

Как вы думаете, какая причина из названных была самой важной, чтобы отпустить уточку?

Почему герой не может забыть историю, связанную с уточкой? Какую проблему поднимает автор, рассказывая историю об уточке?

Актуализация знаний, Что такое проблема?

  • Какие известны способы формулировки проблемы?
  • С какими существительными сочетается слово «проблема»?
  • С какими глаголами сочетается слово «проблема»?
  • Назовите конструкции, с помощью которых можно сформулировать проблему, обсуждаемую автором текста?
  • В чём отличие темы от проблемы?

По ходу беседы учащиеся заполняют таблицу:

Критерий

1

Вступление

2

Формулировка проблемы

3