Конспект по музыке «Ночной пейзаж.Ноктюрн», 6 класс

На уроках мы с вами знакомились с вокальными и инструментальными серенадами Ф. Шуберта и В. Моцарта («Маленькая ночная серенада»).

Эти произведения относятся к жанру ноктюрна.

(Слайд 8) Запишите определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом. Сочинения, которые передают настроение человека, находящего под впечатлением образов ночи.

(Слайд 9)

Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку. Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается

Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.

Вспомните, что такое квартет?

  • Квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты. (Слайд 10)

Но по составу инструментов квартеты могут быть:

однородные (например, струнный квартет)

смешанные (например, фортепиано, скрипка, альт и виолончель).

Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа., Чаще всего квартеты имеют четыре части:

1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа;

2-я часть – скерцо (шутка);

3-я часть – ноктюрн;

4-я часть – финал.

Квартет относится к камерной музыке.

(Слайд 11)

Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, — прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал…) Чтение .

Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.

Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин, Размышления:, Эта беседа-согласие или беседа-спор?

Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.

2 стр., 1000 слов

Урок музыки «Ночной пейзаж. Ноктюрн» план-конспект по музыке (6 класс)

... 2-я часть – скерцо (шутка); 3-я часть – ноктюрн; 4-я часть – финал. Квартет относится к камерной музыке. (Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого числа слушателей и исполнителей). Квартет №2 Бородин ... ноктюрн. (Слайд 8) Запишите определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом. Сочинения, ... анализа, ...

Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда все погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

(Слайд 12)

Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки: тишина,

покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление, трепетность.

(Слайд 13)

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Ф. Тютчев

Послушайте Ноктюрны П. Чайковского и Ф. Шопена. Определите кому, какой ноктюрн принадлежит? Сравните их, по каким особенностям вы это определили.

Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена., Ответы детей:

Сопоставить ноктюрны со стихами Тютчева.

(Слайд 14,15)

Рассмотреть живописные полотна западноевропейских художников — К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое — старый мост Баттерси».

(Изысканный силуэт моста растворяется в сумеречной мгле. А море сливается с небом в единую синеватую гамму.)

Работа над песнями.

IV . Подведение итогов. (Слайд 12)

  • Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
  • Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Адрес публикации: