Современный балет и его характеристика

«Современный танец — это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх и перед незнакомым».

Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Сейчас в нашей стране происходит подъем современного танца, он живет и активно развивается на ряду с другими видами хореографического искусства. Существуют различные школы, труппы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем танцевания. Ведь современная хореография — это прежде всего авторская хореография. Она стремится выразить все устремления сложного противоречивого внутреннего мира человека, помогает понять самих себя, запутавшихся в сложном лабиринте собственных действий и помыслов.

Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения. В основе танцевальной школы лежит не тренирующий, а обучающий и воспитывающий факторы.

«Сцена требует от исполнителя умения приобретать и развивать навыки, но для этого необходимо обладать определенной танцевальной подготовкой. Качество танцевальной подготовки, необходимой танцовщику и хореографу, определяется его готовностью к выполнению поставленных задач. Поэтому в процессе воспитания перед учащимся ставятся задачи различной технической трудности, решения которых основано на разнообразных видах и формах танца. Творческое воспитание направлено на поиск решения задач психофизического действия с использованием полученных знаний и с поиском новых. Уровень танцевальных знаний, полученных обучающимся, определяется его способностью решать задачи в различных предлагаемых обстоятельствах средствами танца».

Сейчас предоставлено много возможностей для обучения современному танцу. Во многих крупных городах России, а также заграницей проходят много различных семинаров, ADF, где можно овладеть любыми техниками танцев модерн, джаз и другими стилями. Но существуют и свои минусы, так как в нашей стране существует очень мало школ современного танца, где танцовщик мог с детства систематически обучаться различным техникам и получить полное образование в этой сфере, также очень мало литературы по современной хореографии на русском языке. Проблема обучения танцу модерн состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ столько и стилей, техник, своих особенностей. Поэтому приобретя танцевальный опыт в одной профессиональной труппе или школе, можно владеть прекрасной техникой, но не выдержать манеру и особенность другого. Так что начинающий балетмейстер или педагог данного направления, владеющий базой современного танца, может создать свой индивидуальный стиль.

27 стр., 13305 слов

«Современный танец»………………………………………………………………61 Приложение ...

... танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения. Целью обучения современным танцем служит умение передавать заданные эмоции и чувства. Современная хореография ... в системе дополнительного образования детей. Цель работы: теоретически обосновать актуальность использования современного танца при формировании хореографических навыков подростков, ...

балет модерн контемпорари хореограф

Глава 1. Современный балет и его характеристика

1.1 Классификация современного балета

XX век значительно повлиял на развитие балетного искусства. Классический стиль постепенно начинает обрастать новыми элементами танца, изменяется и образ каждого танцора. Классический танец становится превосходным базисом для развития абсолютно другого направления в балете. Стоит отметить, что современный танец или балет в стиле модерн начал развиваться в Соединенных Штатах Америки в начале XX века. Развитие современного танца становится для известных балетмейстеров возможностью показать свое мастерство. Ведь в это время русские балетные традиции, сложенные за долгий период времени, практически не пополняются новыми элементами и не учитывают современных тенденций танцевального искусства.

Реакцией на такой кризис стало создание балетного стиля модерн. Современное искусство танца должно было способствовать наиболее полному выражению чувств и идей автора в движениях танцоров. В соответствие с этим классические элементы балета пополняются новыми танцевальными позициями. В современном балете нет места уже классическим позициям ног и рук, а на смену традиционным пачкам у балерин приходят удлиненные одежды, которые делают образ утонченным. Современный балет отказывается от сложного выворота ног, от высоких прыжков и удлинений рук и ног. Многие танцоры начинают выступать босиком, а пуанты и пачки не являются основной одеждой балерины. Современный балет основывается не на сольных партиях отдельных танцоров, на парном выступлении. Кроме того, современный балетный танец, благодаря определенной свободе движения и танца, не стесненной многочисленными правилами, позволяет увлечься балетом уже в зрелом возрасте. Ведь танец в стиле модерн не требует отличной техники, в нем главное — природная пластика тела, позволяющая выполнять сложные движения. В последнее время современный балет получил широкое распространение. Различные элементы классического балета гармонично сочетаются с новыми танцевальными движениями, что дает свободу вариаций и комбинаций, а это придает танцу особую выразительность. Современный балет — это, прежде всего, танец эксперимента.

1.2 Модерн

Классический танец (балет) можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца.

13 стр., 6344 слов

Основоположники модерн-танца

... выражения внутреннего мира человека. Это танец пространства, танец без границ… ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА — МОДЕРН Это направление — целиком детище ХХ века. В доставленном переводе модернтанец — современный танец. В дальнейшем этот термин ...

Танец модерн отрицает или считает необязательными многие характерные черты классического танца — выворотность, удлиненность конечностей, воздушность прыжков и танец на пуантах. В танце модерн танцоры часто выступают босиком и широко используют партерную технику. Существует много школ и направлений танца модерн, сильно отличающихся по технике. Многообразие выразительных элементов танца модерн делает его значительно более демократичным и позволяет успешно выступать людям, пластически одаренным, но начавшим танцевать уже взрослыми или не обладающими достаточными данными для классического балета.

В настоящее время классический балет и танец модерн развиваются во взаимном влиянии. Многие выдающиеся танцоры одинаково сильны и в том и в другом стиле, и многие хореографы свободно комбинируют характерные пластические элементы обоих направлений танца.

Понятие модерн-танца возникло в русле распространенного во второй половине ХIХ века стиля модерн.

Этот стиль включал в себя, с одной стороны, черты элитарной культуры, с другой — в нем присутствовал революционный дух масс, господствующий в то время. Основная задача заключалась в том, чтобы высокие элитарные каноны спустились до низов. Модерн постепенно приобретал черты массовости. «Эксклюзивная культура» отходила на второй план. Своеобразие стиля модерн заключалось в том, что акцент в нем делался на созерцании — за основу в модерне взято этическое восприятие. Кроме того, философия модерна заключена в определенную форму, цель которой — гармоничное восприятие. Внутри этого стиля, в ответ на кризис классического балета, возникали попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства. От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Так в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления появилась новая форма танцевания, названная «модерн-танец». Представители модерна откинули все каноны и взялись за открытие нового — новые темы и сюжеты, которые они находили, непременно следовало выражать новыми средствами. Танец модерн отличается изящностью, нестандартностью, высокой долей импровизации. Хореография, ее форма строится в соответствии с идеей танца. В модерн-танце используются фигуры классической школы танцевания, но он все равно характеризуется исключительностью. Большое внимание уделяется графике движения, форме фигур, ритму и ракурсу исполнения.

Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший связь голоса, жеста и эмоции. Он утверждал, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний. Одной из учениц Дельсарта была Женевьева Стебан, впоследствии преподававшая на курсах Айседоре Дункан — американской танцовщице, которая считается основоположницей свободного танца — предтечи танца модерн. Айседора Дункан (1878-1927) открыла путь новому в хореографическом искусстве. Она написала книгу «Танец будущего», в которой изложила свои мечты о создании нового человека, для которого танец будет более, чем естественным делом. Её «танец будущего», возвращённый к естественным формам, оказал большое влияние на многих деятелей искусства, стремившихся освободиться от академических догм. Источником вдохновения Дункан считала природу. «Когда я танцую босая по земле, я принимаю греческие позы, так как греческие позы как раз и являются естественными положениями на нашей планете». Импровизационность, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке, простые сценические декорации — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.

7 стр., 3024 слов

Детский танец в классических балетах

... развитию. В работе будут раскрыты особенности детской хореографии, детского классического танца. Осуществление этих целей будет осуществляться с помощью многостороннего изучения вопроса детской хореографии, в связи ... профессиональных занятий хореографией обучение необходимо начинать с самого раннего возраста (3 – 4 года) и детские танцы в классических балетах всегда являлись первой ступенью на ...

Танец модерн — общее название танцевального искусства, преимущественно первой половины XX века, во многом определившего пути развития современной хореографии — результат ухода от строгих норм балета в пользу творческой свободы хореографов. Эта система танца объединяет множество относительно самостоятельных направлений. Термин «Танец модерн» («мodern dance») появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, он вытеснил другие термины («свободный танец», «дунканизм», «танец босоножек», «ритмопластический танец», «выразительный», «экспрессионистский», «абсолютный», «новый художественный»), возникавшие в процессе развития этого направления. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии. Толчок был дан Айседорой Дункан в Америке, Далькрозом и Дельсартом во Франции, Рудольфом Лабаном в Германии. В отличие от джазового или классического танца, это направление, как никакое другое, связано с именами своих исполнителей и хореографов, поскольку создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.

Будучи художниками с необычным мышлением, они воздействовали на свое окружение, создав плеяду талантливых учеников. На сегодняшний день термином «модерн» принято называть танцевальную технику, выработанную Мартой Грэм, Дорис Хамфри, Рудольфом фон Лабаном, Хосе Лимоном, Мерсом Каннингхемом, Лестером Хортоном, Пиной Бауш, Эриком Хоукинсом и другими талантливыми мастерами танца. Этим людям обязаны своим появлением целые школы, танцевальные направления по всему миру. Эти школы совершенно не похожи друг на друга по стилю и технике танцевания. Многообразие выразительных элементов танца модерн делает его значительно более демократичным. Первая школа модерн-танца «Денишоун» (Dan Shawn Company) была открыта в 1915 году благодаря американским танцовщикам и хореографам Рут Сент Дени (1878-1968) и Тэд Шоун (1891-1972).

Название этой школы на долгие годы стало символом профессионального танца модерн. Основатели танца модерн, как правило, отрицали академический классический танец как выразительное средство, позволяющее воплотить на сцене переживания и проблемы современного человека, но признавали классическую школу как необходимый тренинг для танцовщика. Для каждого представителя танца-модерн форма не являлась главной, важно было донести до зрителя определенный смысл, переживание, эмоции. Модерн-танец — это своеобразный пласт в искусстве танцевания, не похожий ни на классический балет, ни на джаз-танец, ни на бальные танцы. Как и все эти направления, он обладает своей, неповторимой спецификой, изяществом, энергетикой.

13 стр., 6062 слов

Значение рисунка танца при создании художественного образа в хореографии

... танца при создании художественного образа в хореографии. Создать методические рекомендации по разработке и подбору рисунка танца. Уровень изученности. Захаров Р.В. — это великий танцор и балетмейстер, который в своей работе «Сочинение танца. ... также более или менее широкое включение пантомимы в танец. В качестве главного средства выразительности пантомима использует жесты, поэтому ее иногда называют ...

Основу современного модерна заложили известные американские хореографы Хани Хольм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, они создали основные понятия и положения. Появляются первые труды теоретиков модерна. Весомый вклад в развитие модерна внесли европейцы Рудольф Штайнер и Эмиль Жак Далькроз (Швейцария), Рудольф фон Лабан (Австрия), разработавшие соответственно основы «эвритмии», «эуритмики» и «экспрессивного танца». Идеи теоретиков подхватывают и практики. Курт Йосс пробует соединить выразительность, классический танец и пантомиму. Мэри Вигман исследует эмоции, пытается передать в танце страх, отчаяние, боль. Ученики Вигман продолжают ее творческий поиск, их новшества получили широкое распространение в США. Например, Грет Палукка внесла в модерн технику высоких прыжков, Марта Грэхем разработала технику «усилия» и «расслабления» («contraction» и «release»), которая сегодня принята во всем мире. Основные особенности модерна можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движение, форма) и внутренние (психологические и духовные).

Основное отличие всех техник танца модерн — использование гравитации и работа с весом тела, отсутствие стремления скрыть усилие, затрачиваемое при движении, нарушение вертикальной оси держания тела, фокусирование внимания на центре тела и работа с ним. Оригинальная окрашенность привычных движений и необычность переплетения различных форм танцевальной пластики открывает новые грани возможностей человеческого тела. Пластика, ритм, настроение модерн-танца находятся в непосредственной зависимости от конкретного танцовщика. Модерн-танцу свойственна сиюминутность, высокая доля импровизации. Танец модерн отрицает или считает необязательными многие характерные черты классического танца — выворотность, удлиненность конечностей, воздушность прыжков и танец на пуантах. Модерн небогат внешними аксессуарами — исполнители предпочитают простые туники и трико, часто танцуют босиком. В танце модерн широко используется партерная техника. Исполнители модерна обогатили искусство танца множеством оригинальных танцевально-пластических средств. Идея модерн-танца исключительно важна. Только она помогает стать танцу эмоционально и чувственно «нагруженным». Все экспрессивные средства танца модерн направлены на демонстрацию некой идеи.

В зависимости от того, какова идея танца, строится хореография, ее форма. Построение танца в основе своей имеет визуальное восприятие человека. Все движения должны быть гармоничны, одно движение перетекает в другое, подобно тому, как человек плавно и органично идет по земле, или же словно дерево, качающееся под порывами ветра. При этом все движения должны демонстрировать состояние души исполнителя, идею, роль, с которой на момент сроднился актер-танцовщик. Именно по причине попытки достичь большего олицетворения идеи, модерн-танцу свойственна частая смена фигур. Хореография должна полностью соответствовать музыке. Модерн-танец может исполняться не под ритм, но всегда под музыку. Подъем в музыке соответствует «подъему» в хореографии и наоборот. Все музыкально и гармонично. Используя серьезную, напряженную классическую музыку, танцоры модерна рассказывают зрителям о самых сокровенных тайнах человеческой души. Модерн — это танец, стремящийся выразить духовные потребности человека. Естественность и свободное самовыражение танцоров в импровизации служат этой цели наилучшим образом. Модерн — не просто техника, это мироощущение. В этом достоинство модерна, его эмоциональное богатство — танец поражает до глубины души напряженностью и глубиной ничем не прикрытых эмоций.

7 стр., 3460 слов

Современный танец

... призывали к естественности, освобождению человека от требований, налагаемых на него современной цивилизацией. Танец модерн Танец модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — начало. XX вв. в США ...

Модерн — это авангард балетного танцевального искусства, который ставит рисковые эксперименты над классическим танцем. Модерн развился вопреки классическому балету, в нем танцоры стремились выйти за рамки классики — это некий эпатаж, шокирующий привычный взгляд зрителя. Ярким примером тому служат постановки известных классических балетов в стиле modern, имеющие очень мало общего с традиционными балетными постановками. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки — танец полностью зависит от фантазии хореографа. В этом стиле танцевали величайшие танцовщики — Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Андрис и Илза Лиепа, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников и многие другие талантливые исполнители, некоторые из них танцуют до сих пор.

Модерн постепенно трансформируется в пост-модерн. Первые отголоски пост-модерна появляются в 50-е годы, представители которого (Пол Тейлор, Элвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк, Уильям Форсайт), отказавшись от опыта предыдущих поколений, принялись активно экспериментировать. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки, на крыши, отрицая форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо («хепенинг»).

Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. В это же время появляется контактная импровизация, инициатором которой был Стив Пэкстон. 60-е годы ознаменовали развитие пост-модернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых движений. Яркими представителями пост-модерна являлись Борис Эйфман — российский хореограф, балетмейстер, один из ведущих хореографов мира и Морис Бежар — французский танцовщик, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов второй половины XX века. Их хореография в большей мере ассоциативна и импровизационна. Знаменитый манифест «Нет», отвергающий все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения — это, наверное, ярчайшая крайность этой волны новой мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не способствовали успешности танцевального шоу — и спустя недолгое время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова появились в лексиконе хореографов современного танца.

Модерн — живой, постоянно развивающийся, свободный от канонов и условностей танец. Хореографы постоянно ищут новые движения, экспериментируют с новыми формами танца, музыкой и пространством. Танец модерн быстро завоевал своих поклонников в разных странах мира. Труппы танца-модерн имеются в Швеции (Танцевальный ансамбль И. Крамера), в Голландии (Нидерландский танцевальный театр), в Венгрии (Печский балет), в Израиле («Батшева» и «Инбал»), на Филиппинах (Танцевальная труппа культурного центра искусств), в Лондоне (Лондонский современный театр танца под руководством Р.Коэна), во Франции (Балетный театр Жозефа Руссильо).

8 стр., 3893 слов

Для термина хореография см другие значения

... а.м. в хореографии служит музыка, содержание которой воплощается танцовщиком через танец. Однако техники а.м. в хореографии, существующие на ... на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития ... балетной школы. Автором книги по технике д.к.т. является Н. Н. Серебренников. Характерный танец др. наим. — народно- ...

Широкую известность приобрел модерн также в Японии, Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. На Кубе сложилась своя школа модерна. В России и в Украине созданы студии модерн-танца во многих городах. Под влиянием русской культуры хореографы России создают новое направление модерна — «русский модерн». Результаты их деятельности высоко оценены как в Европе, так и в Америке.

В заключение — шутливое определения Тома Парка: «Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн.»

1.3 Контемпорари

Контемпорари — театр танца, искусство движений, которые рождаются от сокровенных мыслей и чувств танцора. Это направление современной хореографии впитало в себя немного танцевальной культуры Запада (модерный, классический танец, джаз), немного искусства танца Востока (йога, цигун, тай цзи цюань), и в этом слиянии стилей и техник появился красивый, гармоничный, естественный танец-выражение личного «Я».

Заглядывать внутрь человеческой души, познавать себя, учиться накапливать эмоции, мысли и энергию, чтобы отдавать их зрителю — это особенности Contemporary dance, которые сближают его с йогой. Поэтому особое внимание во время занятий уделяется умению дышать, осознавать своё тело, вес, голос, эмоции. Используются специальные техники, которые учат координировать сознание и тело. И если в классической танцевальной школе нужны годы тренировок, чтобы развить силу мышц, то благодаря йоге, танцоры Contemporary dance обладают потрясающими физическими возможностями для самовыражение в танце.

В процессе обучения танцу в стиле Контемпорари упражнения выстраиваются от простых к сложным.

Значительная часть уроков посвящена упражнениям в партере (работа с полом), технике расслабления (release techique), растяжкам (стретчинг).

Рост, вес и комплектация танцоров не имеет большого значения, потому что Contemporary dance основывается на знаниях о возможностях человеческого тела. Для этого танцевального стиля характерны также чередование напряженных натянутых мышц и неожиданного расслабления, внезапные остановки (часто на прямых ногах), падения и подъемы, балансирование. Исполнители Контемпорари будто тяготеют вниз, к полу, но их движения сохраняют лёгкость и выразительность.

Неотъемлемая часть занятий в классе — импровизация. Это синтез всего, чему научился танцор, и его внутреннего мира, умение выражать себя в танце, чувствовать себя и своё тело. Танцоры обучаются технике контактной и свободной импровизации, которая приносит удовольствие и ощущение полёта в лёгком, красивом, свободном Contemporary dance.

Глава 2. Современные балетные театры Украины

2.1 История возникновения современного балетного театра в Украине

Интерес к модерн танцу в Украине и в большей степени к контемпорари (Contemporary Dance), который является более свободным стилем по сравнению с канонизированными техниками модерна, начал проявляться около 10 лет назад. Украинские хореографы наконец-то получили возможность выезжать за границу в ближнее и дальнее зарубежье, участвовать в мастер-классах известных европейских и американских преподавателей и доносить полученную информацию до своих учеников.

6 стр., 2956 слов

Детский танец в классических балетах (2)

... детского репертуара и репетиционной работы; 4) развития и воспитания нравственности, осознания прекрасного (от одухотворенности образа до эстетики движения, красоты музыки). Исторические аспекты детского танца в классических балетах Хореография ... постепенно становятся профессиональными навыками, и формируют артистов балета. В Мариинском театре начала 20-го столетия действовали традиции великого ...

Одной из первых школ современной хореографии на Украине стала Днепропетровская Школа Современной Хореографии «Другие танцы», плодотворно работающая с 1996 года. В школе обучают различным жанрам современной хореографии: модерн танец, контемпорари, импровизация. Эта же школа является инициатором и одним из организаторов фестиваля «Свободный танец», который проходит в Днепропетровске с 2002 года и неизменно привлекает внимание публики постановками известных европейских хореографов современного танца. В Киеве подготовкой танцоров современной хореографии занимается Хореографический Колледж «Кияночка», который обучает детей с 4 — летнего возраста. Кафедры современной хореографии на сегодняшний день работают почти во всех творческих ВУЗах Украины. Существует также большое количество частных школ танца, в которых представлены такие стили как модерн-джаз и контемпорари. Однако необходимо отметить, что, как правило, уровень преподавания в этих школах очень низкий, во многих из них преподаватели не имеют никакого хореографического образования и опыта. Первым фестивалем, который показал что такое танец котемпорари (Contemporary Dance) украинскому зрителю был фестиваль «Танец 21 века» проходивший в Киеве на сцене Национальной Оперы с 1998 года. Несмотря на то, что фестиваль имел большой успех и, кроме фестивальной, имел также конкурсную и образовательную программы, он просуществовал всего несколько лет. В программе мастер-классов этого фестиваля принимало участие большое количество украинских танцоров и хореографов, некоторые из которых на сегодняшний день имеют уже свои собственные танцевальные компании. Первый конкурс молодых хореографов в жанре современной хореографии «Взгляд в будущее» прошел в Киеве в 2007 году и стал настоящим событием в жизни хореографов Украины. На конкурсе были показаны лучшие работы хореографов страны, прошедшие предварительный отборочный тур.

Кроме того хореографы имеют возможность показывать свои новые работы в жанре современной хореографии в рамках конкурса им. Сержа Лифаря, ежегодно проходящего в Киеве.

Первым репертуарным театром современного танца в Украине стал киевский театр «Киев-Модерн Балет», руководителем которого является молдавский хореограф Раду Поклитару. Театр был создан в 2007 году при поддержке Фонда Владимира Филиппова. На сегодняшний день в репертуаре театра несколько одноактных балетов, которые с успехом идут в Украине. Спектакль театра «Кармен.ТВ» в 2008 году стал лауреатом театральной премии «Киевская пектораль».

На сценах киевских театров часто идут постановки независимого театра танца «Джаз-балет Black O!Range», основанного в 2008г. хореографом Антоном Овчинниковым. Спектакли творческого коллектива, работающего в технике джаз-модерн и контемпорари, характеризует высокая эмоциональность и техническая выразительность. Труппа театра является постоянным участником престижных международных фестивалей, регулярно организовывает мастер-классы современного танца отечественных и зарубежных хореографов.

Существуют также и другие театры современной хореографии, к сожалению, не имеющие постоянного репертуара, но периодически представляющие свои работы украинскому зрителю.

4 стр., 1840 слов

Балет в эпоху просвещения. Реформы Ж.Ж. Новерра

... хореографии именно балета, существуют и в наши дни. Например, проблема «бесчувственного», «бесхарактерного», «безпантомимного» танца. Пантомимный танец послужил прототипом для современного балета. ... Новерр призывал создать действенный, т. е. содержательный и выразительный, танец, в котором события, ... В Вене Новерр поставил целый рад небольших балетов: «Китайские превращения», «Прусские рекруты» и ...

В настоящее время в Украине наблюдается всплеск интереса к направлениям джаз-модерн и контемпорари в связи с большим количеством телевизионных танцевальных проектов, которые пропагандируют современный танец в его различных формах. Даже люди, которые никогда не занимались хореографией, начали увлекаться им. Наверное, одним из следствий этого процесса и стало появление большого количества школ танца, предоставляющих услуги очень низкого уровня (некомфортные залы, неподготовленные преподаватели, отсутствие материальной базы) в погоне за деньгами на волне возросшего потребительского спроса. Если сравнивать развитие этого направления танца в Украине и в России, то можно смело сказать, что наша страна отстает, минимум, лет на пять. Уже несколько лет в Москве работает «Агентство российских театров танца», которое собирает информацию о существующих в России театрах танца, фестивалях, новых проектах и организовывает их кооперацию и продвижение. Существует около десятка ежегодных фестивалей современного танца, каждый из которых имеет свое лицо. На театральных подмостках не только Москвы, но и других городов России постоянно идут танцевальные спектакли, которые уже завоевали своего зрителя. В России также существует несколько профессиональных танцевальных театров современной хореографии, которые поддерживаются государством, и стали редкими гостями своей страны, ведь большую часть своего времени они проводят на гастролях в Европе и США, где уже стали бессменными участниками многих международных фестивалей. Эти коллективы имеют постоянные труппы, помещения и возможности профессионального роста. В Украине же развитие современных видов танца происходит в основном благодаря стараниям энтузиастов. Несмотря на это, качество украинского исполнения постоянно растет и остается только надеяться, что и наш, украинский, зритель проявит не меньший интерес к постановкам современных танцевальных театров. Ведь тогда и танцоры ощутят, что их творчество по-настоящему востребовано.

2.2 Киев модерн-балет

Создание в 2006-ом году именно в Киеве театра современной хореографии «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ», возглавляемого Раду Поклитару, одним из известнейших молодых балетмейстеров Европы, — большое событие в современной художественной жизни, которым Украина может действительно гордиться. Ведь имя этого хореографа всегда связывают с наиболее интересными экспериментами и смелым прочтением всемирно известных театральных сюжетов, обновлением и обогащением формы и лексики современного танца. Театр Раду Поклитару задуман как театр авторский, где формирование репертуара и художественные приоритеты определяются постановками одного хореографа с собственным неповторимым стилем. В труппе 18 танцовщиков, которые, несмотря на свой молодой возраст, являются настоящими профессионалами современного танца. Одним из приоритетных направлений является шлифование танцевального мастерства артистов балета — классический танец преподаёт народный артист Украины Сергей Бондур, современный — Кристина Шишкарёва (модерн-джаз), Алексей Бусько (flying low) и Руслан Баранов (контактная импровизация).

Сценической речью с молодыми артистами занимается Мария Храпачёва. В репетиционной работе над постановками ассистентом хореографа выступает заслуженный артист Украины Анатолий Козлов.

О ПОСТАНОВКАХ: «ЩЕЛКУНЧИК»

Это самый масштабный проект молодого театрального коллектива — декорации и костюмы поражают своей роскошью и фантастической живописностью. Либретто и хореография спектакля далеки от всех принятых образцов детского балетного спектакля — это версия «Щелкунчика» адресована людям, любящим современный театр, заставляющий зрителей думать и соучаствовать в творческой жизни персонажей. Флёр сладкой балетной новогодней сказки, окружающий балет П.И.Чайковского, развеивается, когда на первый план выходит автор «Щелкунчика и Мышиного короля», — великий писатель романтик Э.Т.А. Гофман (1776-1822).

Серьёзное исследование Гофманом подростковой психологии, облеченное в форму фантасмагорической истории, это то, что вдохновляло авторов новой сценической версии великой балетной партитуры XIX века — хореографа Раду Поклитару, художников Андрея Злобина и Анну Ипатьеву и труппу театра «Киев модерн-балет».

«ДОЖДЬ», «БОЛЕРО»

«Дождь» — это философский рассказ в форме хореографической сюиты о судьбах людей, помимо своей воли объединённых в одном времени и пространстве. Этническая музыка и контрастная ей музыка И.С.Баха, словно голоса говорящих на разных языках людей, служат великолепной рамой для хореографии Раду Поклитару. «Болеро» Мориса Равеля — легендарная балетная партитура XX-го века, в исполнении артистов театра «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» получила абсолютно непредсказуемую, смелую трактовку, пронизанную противоречивым духом нашего времени.

«КАРМЕН.TV»

Балет на музыку Жоржа Бизе «KAРМЕН.TV» — это первая премьера театра «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ», которая состоялась 25, 26 октября 2006 года на сцене Национального академического драматического театра им. Ивана Франка. В 2007-ом году театр получил сразу две премии «Киевская Пектораль» — за ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ ГОДА («KAРМЕН.TV»), а также за ЛУЧШУЮ РАБОТУ БАЛЕТМЕЙСТЕРА (Раду Поклитару).

Причём, надо отметить, что на приз за лучшую постановку претендовали также два сильных драматических спектакля Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Но, несмотря на это, балет «КАРМЕН.TV» победил. Новый пластический язык, прогрессивные режиссерские решения, неформальная трактовка сценического пространства, экспрессивная световая партитура — всё это в полной мере можно отнести к спектаклю «Кармен.TV». Всем известная история цыганки, героини новеллы Проспера Мериме, получила в этом балете новую, неожиданную трактовку. Благодаря новаторской хореографии Раду Поклитару, сценическая жизнь персонажей спектакля наполнилась пронзительными современными интонациями, сохранив при этом весь шарм Испании 19-го века, а музыка оперы «Кармен», как всякое гениальное произведение, дала возможность создать абсолютно новый спектакль, не изменив при этом духу Жоржа Бизе, обессмертившего севильскую цыганку. Динамичное действие балета с первых минут захватывает зрителя, заставляя с неослабевающим вниманием следить за происходящим на сцене.

«Веронский миф: ШЕКСПИРИМЕНТЫ»

Это второй спектакль театра «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ». После зрительского успеха «Кармен.TV», авторы решили обратиться к другой великой мифологеме европейского театра — к «Ромео и Джульетте». Постановка Раду Поклитару, свободная от штампов традиционной балетной лексики, позволяет зрителю по-новому сопереживать героям Шекспира. Декорации Андрея Злобина и костюмы Анны Ипатьевой заставляют нас, сидящих в зале, балансировать на зыбкой грани между эпохой Ренессанса и современностью. «Веронский миф: ШЕКСПИРИМЕНТЫ» — это яркая, драматичная история, рассказанная языком современной хореографии. Литературной основой балета стали сонеты и «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира. Перед нами раскрывается сложный, полный внутренних противоречий, мир театральной жизни. Молодые актеры, решившие поставить спектакль про веронских влюблённых, сами не замечая этого, перестают быть простыми исполнителями своих ролей. В реальной жизни они оказываются в эпицентре страстей шекспировских героев. Музыка П.Чайковского, Г.Ф.Генделя и эпохи Ренессанса.

Первая в Украине современная опера-балет «Le Forze del Destino / СИЛЫ СУДЬБЫ»

Современная интерпретация классических произведений Джузеппе Верди, Арриго Бойто, Джакомо Пуччини, Камиля Сен-Санса, Альфредо Каталани — Павел “Picasso” Шевчук (Paularis Music Group).

Динамичный музыкально-хореографический спектакль основан на оригинальном либретто хореографа Раду Поклитару. В постановке задействовано 9 артистов. Главную роль исполняет молодая оперная певица Алёна Гребенюк, живой голос которой и всепоглощающий звук современной музыки сопровождает действие на сцене (Главный приз на конкурсе клипов «Euro Video Grand Prix-2006» в Албании).

На сегодняшний день это один из немногих представленных в Украине арт — проектов международного уровня, где сосредоточены молодые, креативные силы нескольких стран с целью создать высокое произведение искусства. Авторы создали этот спектакль, опираясь на лучшие классические примеры, интерпретируя их современным языком через призму современного восприятия действительности, используя новые высокие технологии звука и сценографии. РАДУ ПОКЛИТАРУ — один из наиболее талантливых молодых балетмейстеров Европы, творчество которого вызывает огромный зрительский интерес и оживленные споры. Его имя стало известным в конце 90-х годов, когда на различных Международных балетных конкурсах, поставленные Р.Поклитару хореографические миниатюры неизменно завоевывали высшие награды, покоряя неповторимым своеобразием пластического языка, музыкальностью и драматургической выстроенностью. На сегодняшний день хореограф является автором более двадцати одноактных и полнометражных спектаклей, осуществленных на разных сценах, среди которых Большой театр России и Русский камерный балет „Москва”, Национальные оперы Молдовы, Латвии и Беларуси. Киевских зрителей Раду Поклитару увлек и взволновал хореографическим решением одноактных балетов „Картинки с выставки” на музыку М. Мусоргского и „Весна священная” И.Стравинского на сцене Национальной оперы, а также постановкой уникального оперно-балетного спектакля “ Le Forze Del Destino ”, соединяющего классический вокал, экспрессивную современную пластику и режиссуру. (Этот проект осуществлен «Фондом искусств Владимира Филиппова».)

Каждая из работ балетмейстера — смелый эксперимент и дерзновенный поиск, привлекающий неожиданным прочтением всемирно известных театральных сюжетов, обновлением и обогащением формы и лексики современного танца, всегда подчиненный музыке и глубоко раскрывающий сложный внутренний мир человека.

По словам самого Раду Поклитару, ему близок танец свободный, ничего не отрицающий и воспринимающий любые стили: «Если мне кажется целесообразным использовать движения классического танца в моем спектакле, я его использую, точно так, как и движения танца-модерн. Когда у тебя отсутствуют табу, твоя палитра становится богаче. Это может показаться эклектикой, но, оперируя многими стилями, я чувствую себя по-настоящему свободным».

Спектакли Р. Поклитару были показаны на Международных музыкальных фестивалях и гастролях в Великобритании, Франции, США, Голландии, Румынии, Италии.

Глава 3. Лучшие хореографы современного балета в Украине

3.1 Раду Поклитару

Раду Витальевич Поклитару (род. 22 марта 1972, Кишинёв, МССР) — балетмейстер, создатель театра «Киев модерн — балет».

Родился в семье солистов балета Молдавского академического театра оперы и балета Людмилы Недремской и Виталия Поклитару. Начал заниматься классическим танцем в возрасте 4,5 лет в студии при Кишинёвском Дворце пионеров. Учился в Московском Академическом хореографическом училище (1983—1984), Одесской балетной школе (1984), Кишиневском музыкальном училище им. Штефана Няги (1985).

В 1986 году поступил в Пермское государственное хореографическое училище, которое закончил в 1991 году по классу Александра Григорьевича Сахарова (специальность — артист балета).

В 1991 году поступил на работу в Большой театр оперы и балета Беларуси. Танцовщик ярко выраженного характерного, актёрского дарования.

В 1994 году поступает в Белорусскую Академию музыки на созданное отделение хореографии. 21 апреля 1996 года состоялся балетмейстерский дебют Раду Поклитару — на сцене Белорусского хореографического колледжа состоялась премьера миниатюры «Точка пересечения» на музыку Арканджело Корелли в исполнении Ольги Гайко и Алексея Овечкина. В 1999 году Раду Поклитару защищает диплом по специальностям: хореограф (по классу Валентина Николаевича Елизарьева), искусствовед (по классу Юлии Михайловны Чурко) и преподаватель теории хореографии. Дипломным спектаклем балетмейстера стал «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, поставленный в 1999 году на сцене Большого театра балета Республики Беларусь.

Первую известность Раду Поклитару принесли миниатюры, создаваемые им для танцовщиков, участников международных конкурсов артистов балета. Особенно плодотворным оказался творческой союз молодого хореографа с солистами Минского музыкального театра Юлией Дятко и Константином Кузнецовым. Среди работ, созданных творческим трио, миниатюры: «Багатель» на музыку Л.Бетховена, «Белорусская причитальная», «Его музыка» на музыку Р.Блэкмора, «Адажио» на музыку П. Чайковского, «Импровизация на фоне стены, увитой плющом» на музыку И. С. Баха, «Три грузинские песни», «Баркаролла» на музыку Ж.Оффенбаха, а также одноактные спектакли «Мгновения» по поэзии К.Бальмонта, «Мир не кончается у дверей дома» на музыку Ж.Депре и Г. Малера, «Видение розы» на музыку К. М. Вебера, «In PIVO veritas» на ирландскую народную музыку и музыку эпохи Ренессанса. В сезоне 2000—2001 работал главным балетмейстером Молдавской национальной оперы. Из-за смены политического руководства страны, министра культуры Молдовы и дирекции театра, хореограф был вынужден уйти с этой должности.

С 2001 по 2006 год — свободный художник. В этот период на сценах Украины, Беларуси, Латвии, России им были созданы балеты, которые закрепили за Раду Поклитару славу одного из главных проводников современного танца и прогрессивной балетной режиссуры на постсоветском пространстве. «Картинки с выставки» на музыку М.Мусоргского и «Весна священная» И.Стравинского в Национальной опере Украины им. Т.Шевченко, «Семь смертных грехов» К.Вайля в Пермском театре оперы и балета, «Золушка» С.Прокофьева в Латвийской Национальной опере и многие другие масштабные творческие проекты Раду Поклитару всегда становились событиями, получавшими живой отклик зрителей и художественной элиты.

Знаковым в судьбе хореографа стало создание в творческом тандеме с известным английским режиссёром Декланом Доннелланом спектакля «Ромео и Джульетта» в Большом театре России (2003).

Огромный общественный резонанс, бурная полемика в прессе и кулуарах театра стали реакцией на появление новой, революционной версии знаменитого балета в репертуаре главного музыкального театра страны.

В 2006г. Раду Поклитару возглавил Киев — модерн — балет. Спектакли Р. Поклитару были показаны на Международных музыкальных фестивалях и гастролях в Великобритании, Франции, США, Голландии, Румынии, Италии.

3.2 Своеобразный стиль хореографии Оксаны Задорожной

Родилась 4 июля 1983 года в городе Луганске. Первые шаги к танцам помогли сделать бабушка с дедушкой, они отвели девочку в бальную студию. Спустя несколько лет начались серьезные тренировки и поездки на соревнования по бальным танцам в России, СНГ и Украине, где Задорожная неоднократно занимала первые места. В тот период Оксана поняла, что танцы — ее призвание, и останавливаться на достигнутом ей не хотелось. Она отправилась в Киев — было огромное желание продолжать заниматься бальными танцами, выходить на более профессиональные высоты. Девушка подала документы, желая поступить на отделение бальной хореографии, в университет культуры имени Поплавского. Приемная комиссия была удивлена яркой и раскованной, уже сформировавшейся на то время индивидуальной подачей хореографии Оксаны и, не придя к обоюдному решению с точкой видения бальных танцев преподавателей, девушка решает забрать документы. Но воля случая решает вмешаться и познакомить Оксану с Олегом Черным, который, заметив интересную девушку, предложил поступить к нему на экспериментальную кафедру эстрадного танца. Практически в то же время Оксана была приглашена на работу в балет «Дельсарт», который поражал зрителей оригинальной подачей танца джаз-модерн, неординарностью движений и необычным подбором музыки. Начались первые гастроли, пришли первые заработанные деньги, выступления с известными артистами, первая популярность. Это было очень захватывающе, и совсем не хотелось останавливаться. Поэтому, научившись множеству полезных и важных профессиональных вещей в сотрудничестве с балетом «Дельсарт», Оксана решает идти дальше самостоятельно. После «Дельсарта» к Оксане сразу поступает предложение работать в балете у Оксаны Билозир. Это было немного необычно, так как хореография и музыка были ближе к народным, но Оксана и туда смогла привнести свой стиль и сделать эту хореографию более модной и смотрибельной. Там она познакомилась со Светой Сафроновой, которая уже долгое время работала с Билозир. В последствии Оксана приведет Свету в «А. р. м. и. ю» на замену беременной Юли Кавтарадзе. С Билозир ребята объездили очень много стран Европы, даже побывали в Америке, которая произвела на Оксану неизгладимое впечатление, и она еще очень долго будет мечтать попасть в эту страну снова, так как именно там находится мировой центр развития хореографии. Но мечты остаются мечтами, а нужно жить украинской реальностью… Поэтому, Оксана снова выбирает иной путь, и отходит от работы с балетом Оксаны Билозир на свою, сложную и интересную дорогу.

Девушке сразу предлагают проявить себя в новом балете «GB», который только формировался другим очень интересным хореографом Татьяной Денисовой, выступления которой всегда поражали Оксану. И она, не раздумывая, согласилась, потому что и здесь для нее открывались новые танцевальные рубежи, хореография, основанная на других стилистических принципах, на другой внутренней подаче. Это была поистине женская очень сексуальная и яркая хореография, которая была близка внутреннему состоянию и настроению Оксаны. Выступления балета были сделаны по подобию «Мулен руж» или «Лидо», однако совершенно в другой стилистике, более модной и современной, более динамичной. Необычный балет сразу же заметил продюсер Ани Лорак Юрий Фалеса, и пригласил к сотрудничеству. Последовали съемки в клипе и многочисленные выступления. Это сотрудничество было таким ярким, что не могло не привлечь внимание общественности. Продолжая фанатично работать над собой, Оксана открыла для себя классический танец, что было совсем иной стороной ее возможностей, еще неизведанной. Ей удалось изменить культуру своего тела благодаря постоянным урокам классического танца. Это было нелегко, потому как им занимаются с детства. Но так как классика — основа любой хореографии, она была необходима, чтобы подготовить себя к дальнейшим экспериментам…

Просуществовав в Украине 2 года, балет «GB» едет со своей программой в Германию на хороший, но длительный контракт. Понимая, что в такой ситуации дальнейшее профессиональное развитие невозможно, Оксана покидает балет и остается в Украине…

Оксана соглашается на первое попавшееся предложение — уехать на месяц по контракту в Ливан, ребят пригласили выступать балетом на ливанской «Фабрике звезд». Именно в этой поездке T-rock увлек Оксану новой, уличной хореографией — это в корне отличалось от всего, чем девушка занималась до этого — начиная от движений, заканчивая стилем одежды и даже мышлением. Именно это и зацепило девушку, и начались тренировки с T-rockом по стрит-дэнсу. Тем более что «черная стритовская» культура всегда очень интересовала и привлекала Оксану. Было очень сложно перестроить себя на совершенно другой лад. По приезду в Киев Оксана решает идти в балет «Free-art». Все к этому шло, но… На горизонте появилась новая фигура в мире хореографии Украины — Юрий Бардаш, основатель балета «Quest», который на общей тренировке отметил отличительную харизму и стремительность танца Оксаны, и пригласил ее к себе в солистки, как единственную девушку в составе мужского балета. Пошли изнурительные тренировки и постановки. Из-за своей необыкновенности балету было тяжело пробиться на эстраду, так как «Quest» много экспериментировал и искал новые подходы в танце, что не всегда было понятно зрителю. Однако общее желание добиться успеха вскоре привело к результатам — балет начали приглашать на различные выступления, привлекать к работе с разными артистами, к съемкам в клипах. Работа сводит «Quest» с уже успешной исполнительницей Гайаной, и она приглашает к себе на работу двух ярких персонажей — Юру Бардаша и Оксану Задорожную. Ребята начинают гастролировать по стране, и данный тандем исполнителя и танцоров оказывается очень успешным — все выступления воспринимаются зрителями на ура. Цельное сочетание яркой и харизматичной исполнительницы, плюс колоссальная динамика и раскованность танцоров, создают необычное настроение на сцене. Позже Задорожная станет хореографом-постановщиком для нового балета Гайтаны…

Но в это время творческая деятельность балета «Quest» переходит на новый этап, он прекращает работу с Гайтаной и начинает плотное сотрудничество со Светланой Лободой. Новая творческая линия очень привлекала Оксану, и она полностью отдавала себя в работе, на концертах, но это был совсем другой танец, не такой, как раньше — более агрессивный, экспрессивный, с большим количеством мужских элементов и более мужественной подачей. Это также привлекало внимание зрителя и коллег, и они отмечали уже сформировавшуюся новую звезду на украинском олимпе хореографии. Оксана подает свой танец совсем иначе — так, как никто не делал в украинском шоу-бизнесе и спортивном и танцевальном мире. Здесь намешано очень много стилей, пластики и движения, и таким образом выработалась своя отличительная манера, которая так и завораживает зрителя своей неповторимостью — на сцене творится поистине взрывная хореография… Продолжается активная гастрольная деятельность с Лободой, съемки в клипах, Оксана занимается с артисткой — учит ее своей хореографии, которую Светлана в последствии будет использовать в съемках своего видео, на концертах… Но Оксане становится тесно в рамках подтанцовки, она начинает думать о выпуске своего промо-ролика — хочется показать весь спектр своего профессионализма, красиво оформленный в рамки видео-сюжета. К тому же Задорожной действительно есть что показать — разноплановость ее творческой личности, многостилевость ее движений, музыку своего танца. Так создались первые два промо-ролика, придуманные Оксаной, совсем в двух разных танцевальных стилях, которые вы можете увидеть (….) Первое видео было создано под впечатлением эпизода в личной жизни Оксаны. Ее эмоции были настолько сильными, что девушке захотелось выплеснуть их в творчестве, но сделать это так, как не делал еще никто в Украине. В видео цельно живут все составляющие: и идейность музыки, и атмосфера, и оригинальная съемка. Немаловажную роль сыграл дуэт с очень талантливым хореографом Константином Томильченко (балет «Soul B»).

Это видео произвело большое впечатление и на Светлану Лободу, которая решает снять видео-клип на песню «Счастье» по сюжету ролика Оксаны Задорожной («Мне очень приятно, что Светлана оценила мою работу и решила взять почву для своего клипа и преподнести эту идею широкому зрителю. Надеюсь, что в последствии я смогу сделать что-то подобное и для «А. р. м. и. и»).

Второе видео делалось в стиле «street-dance», чтобы показать универсальность хореографической подготовки Оксаны, и просто потому, что это ее любимый стиль. Оба видео снимал режиссер Филипп Ли. Знакомство и сотрудничество с ним было большим плюсом для Оксаны, именно он стал режиссером, который видит и понимает, как правильно показать танец на пленке.

Команда балета «Quest» и Светланы Лободы продолжает работать, однако появляются первые разногласия и повод к расставанию. Оксана уходит из балета «Quest» по соображениям несовместимости характеров ребят и ее взгляда на их сотрудничество. Но при этом Задорожная остается ведущей танцовщицей у Светланы Лободы. В балет к Лободе добираются новые люди. Светлана советуется с Оксаной по поводу профессионализма танцоров, ведь ее мнению она очень доверяет. В этот момент и появляется Ирина Степанова, с которой в последствии Оксана и уйдет в проект «А. р. м. и. я». Несмотря на то, что Оксану пытаются переманить разные балеты (Тины Кароль, Гайтаны, «Soul B», «Free-art» и другие начинающие проекты), Задорожная остается преданной Лободе, потому что в данный момент это оптимальная ситуация, когда она может отдавать себя на сцене и при этом заниматься своим личным развитием. Начинают появляться первые звездные клиенты украинской эстрады для уроков хореографии (Евгения Власова, Аня Седакова, DіLемма, Лама, Лурдес, SMS, Blondie).

Оксана учит артистов новому подходу к ощущению себя на сцене, она нашла новую гармонию в хореографии — как, благодаря внутренней индивидуальной наполненности, идеально выглядеть на сцене. Оксана поняла, что дело даже не в движениях, а в том, как вы несете себя зрителю и что чувствуете… Физически подать себя — это уже второе дело. Именно благодаря этому индивидуальному подходу Оксана заявила о себе, как о хореографе-инноваторе, который больше работает над внутренней манерой ученика и над его индивидуальностью. А это самое сложное, ведь бывают технически хорошие танцоры и сильные вокалисты, но на них неинтересно смотреть — у человека просто не хватает собственного стиля. Это и стало главной задачей Оксаны — раскрывать в людях личность посредством хореографии. Выработав в себе свой собственный подход к танцу, Оксана понимает, что готова начать свое дело и делиться опытом, учить своему мастерству не только людей шоу-бизнеса, но и открыть широкой аудитории возможность наслаждаться гармонией музыки, своего тела и впоследствии красивым танцем. Так появились первые шаги к открытию танцевальной школы Оксаны Задорожной под названием «Mystique», впоследствии переименованную в «Zадорожная dance school». Нарабатывается первая клиентура, эти ребята остались преданными школе танцев Задорожной до сих пор («Кстати, танцуют круто!)))»).

Но заниматься полностью продвижением школы Оксана не может, так как количество гастролей и репетиций не оставляют времени, и девушка подбирает команду единомышленников, которым нравится ее творчество, ее идеи и они готовы сотрудничать. На этих ребят в школе ляжет основная ответственность в период, когда Оксана займется проектом «А. р. м. и. я», но это будет позже…