Детский танец в классических балетах

Темой данной курсовой работы — «Детский танец в классических балетах». Объект исследования – искусство классического танца, предмет – особенности и специфика детской хореографии.

Балетное искусство является одним из самых эстетичных, с точки зрения формы воплощения, видов искусства. Оно представляет собой синтез пластического, музыкального и драматического искусств. В связи с этим, прикосновение к данному виду искусства в детском возрасте положительно влияет на формирование многих аспектов воспитания и развития ребенка. Прежде всего, у детей формируется эстетический вкус и чувство прекрасного. Поскольку музыка является неотъемлемым атрибутом танца, грамотно подобранное музыкальное сопровождение занятий способствует формированию музыкального вкуса. Кроме того, занятия танцами спос обствуют раскрытию эмоциональности и артистизма ребенка.

Танец не случайно является одним из самых любимых детьми видов искусства. Многие дети с радостью готовы посвятить свое свободное время занятиям танцами и обучению искусству хореографии.

Приобщение детей к прекрасному с самого раннего возраста становиться особенно актуальным в наше время, в обстановке социальных и финансовых кризисов. Часто в современных семьях на первое место выходят вопросы материального благополучия. Вместе с тем, вопросы воспитания нравственности и развития художественного вкуса отходят на второй план. Истинные эстетические ценности постепенно уступают место поверхностной красоте: будь-то отношения между людьми, либо общепринятые «нездоровые» стандарты красоты. Все основные силы человека направлены на выживаемость в современной реальности и материальному обогащению.

Одному из великих мастеров принадлежит высказывание о том, что истинное искусство очищает, обогащает душу человека и приносит гармонию в мир. А Мэри Кларк в очерке о Галине Улановой говорит следующее: «Я уверена, что языком балета можно сказать зрителям много важного, раскрыть великую истину жизни, ее красоту и глубину человеческого сердца».

По словам известного советского хореографа Владимира Васильева, зрители ходят на балетные спектакли затем, чтобы увидеть на сцене усовершенствованный, идеализированный мир, полный красоты.

Нужно отметить, что язык классического танца универсален. В балетном искусстве применяется общепринятая терминология. Подобно тому, как музыканты любой национальности применяют общепринятую для музыкального искусства итальянскую терминологию, танцоры во всем мире применяют для обозначения движений и их комбинаций французские термины.

11 стр., 5112 слов

Роль искусства в жизни человека

... музыкой, живописью. Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир! Роль искусства в жизни человека | ... -obshchestva-esse сочинение на тему: Искусство в жизни человека Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого ... будущего. Вопросы о роли искусства в обществе, об ответственности художника за свой труд нашли отражение в повести ...

Данная курсовая работа имеет своей целью показать, как посредствам хореографии можно заложить в сознание детей основы эстетического воспитания и способствовать их личностному развитию. В работе будут раскрыты особенности детской хореографии, детского классического танца. Осуществление этих целей будет осуществляться с помощью многостороннего изучения вопроса детской хореографии, в связи с чем поставлены следующие задачи:

1) Изучение исторического развития классического танцевального искусства и его основных принципов;

2) Изучения специфики детской хореографии и влияния танцевальных занятий на формирование общих и специальных способностей детей, а, так же, на развитие их личностных качеств;

3) Изучение исторических аспектов существования детского танца на балетной сцене;

4) выявления факторов, влияющих на формирование положительной мотивации детей к занятиям хореографией, особенности детского восприятия сцены;

5) установление особенностей подбора детского хореографического репертуара и репетиционной работы с детьми.

Фрагмент работы для ознакомления

Арнеса, интерес к детству как таковому, как и само понятие «детство» практически отсутствовали в культуре европейского средневековья. Ученый отчасти объясняет это тем, что взрослое общество тех времен в значительной степени состояло из детей и юношей.В культуре классицизма детские образы все еще не занимали сколько-нибудь значительного места. По мнению писателя М. Эпштейна, представителей эпохи классицизма более всего занимало всеобщее, образцовое в людях, а детство, в рамках их сознания, представлялось как возрастное уклонение от нормы и личностная незрелость [4].

В эпоху просвещения впервые появляется интерес к ребенку, как к объекту воспитания. Об этом свидетельствует возникновение специальной детской литературы, преследующей дидактические цели. Однако для представителей этой эпохи детство, отрочество и юность еще не являются самоценными этапами жизненного пути, а представляются только подготовкой ко взрослой жизни, имеющей главным образом служебное значение [4].

В эпоху романтизма, по словам Н.Я. Берковского, был установлен культ ребенка и детства. В противоположность тому, что в XVIII веке ребенка воспринимали как маленького взрослого, о чем свидетельствует даже детская одежда того времени, в эпоху романтизма период детства признается ценным сам по себе, а не в качестве подготовки ко взрослой жизни. Внимание представителей эпохи романтизма направлено на те элементы детского сознания, которые будут утеряны во взрослом возрасте [4].

В каждую эпоху тот или иной образ детства непосредственно зависел от представлений общества о природе и возможностях человека. Однако, в каждой культуре, имел место не один, а несколько взаимодополняющих образов детства, и каждому из них соответствовал определенный стиль воспитания. Каждый стиль воспитания, в свою очередь, имел многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации.Пифагор в своей философской школе заложил первые кирпичики в фундамент теории эстетического воспитания, где музыка, являвшаяся синонимом красоты и гармонии, наравне с танцем и поэзией отожествлялись с разумной упорядоченностью цивилизованного мира [5].

4 стр., 1903 слов

Бальный танец как фактор физического воспитания личности детей

... при обучении бальной хореографии. Речь идет не о том, что детей необходимо научить танцевать полонез или мазурку, а также другим танцам того времени, а, прежде всего, о воспитании культуры ...

Танцевальное образование играет большую роль в общем развитии детей и способствует выявлению танцевальных способностей, что может стать решающим при выборе ребенком будущей профессиональной деятельности. Занятия танцами в детском возрасте способствуют развитию гибкости, выносливости и общего тонуса мышц, а так же, развитию хорошей координации частей тела. Доказано, что дети, занимающиеся хореографией до школы, опережают своих сверстников в развитии. Как любая деятельность, направленная на получение результата, занятия танцами способствуют становлению волевых качеств личности. Кроме того, классический танец формирует у ребенка чувство прекрасного.Для профессиональных занятий хореографией обучение необходимо начинать с самого раннего возраста (3 – 4 года) и детские танцы в классических балетах всегда являлись первой ступенью на пути становления профессионального танцовщика. С этих номеров начинается отработка артистических навыков, дети познают основные законы сценического искусства [6].

Первым уровнем воспитания ребенка в процессе обучения хореографии является его образование и обучение как исполнителя. На более глубоком уровне обучение хореографии должно формировать личность ребенка, способствовать развитию в нем нравственно — этических и эстетических качества и общей личностной культуры. Почти во всех в балетах Мариуса Петипа присутствуют детские хореографические номера. Великий балетмейстер осознавал, что основы сценического мастерства закладываются в раннем возрасте. Например, в таких, как «Раймонда», «Спящая красавица», были заняты и младшая, и средняя, и старшая группы, и выпускные ученики. Детские номера всегда становились жемчужиной спектакля. Постановкой детских номеров в классических балетах занимались и такие выдающиеся хореографы, как А.В. Ширяев, Л.В. Якобсон, Л.М. Лавровский, Ф.В. Лопухов, О.М. Виноградов.Вот некоторые из номеров, составивших великое наследие в детских хореографических номерах:Детский венгерский танец из балета «Раймонда» в хореографии М. Петипа; Полонез и мазурка из балета «Пахита»;Норвежские номера Евгении Петровны Снетковой-Вечесловой;Детские танцы из балета «Сольвейг» Леонида Вениаминовича Якобсона;Детский танец из балета «Щелкунчик»; Детский танец из балета «Тщетная предосторожность» в постановке Олега Виноградова;Танец «Сороконожки» из «Айболита»;Балет «Двенадцать месяцев» Бориса Фенстера.Одним из выдающихся балетмейстеров – постановщиков, ставившим детские танцы в балетах был Олег Михайлович Виноградов [7].

Для балета «Тщетная предосторожность», шедшего в 70-е годы на сцене малого театра оперы и балета, а в 90-е на сцене Мариинского театра, Виноградов поставил очаровательный детский танец, в основе которого были старинные французские народные движения. В хореографии использовались мелкие и четкие па де буре, чередовавшиеся с оригинальными поворотами. Необычными были положения рук, ранее никогда не встречающиеся в исполнении французских народных танцев. Этот танец исполнялся в сцене свадьбы Лизы и Колена. В процессе репетиций с детьми Олег Михайлович тщательно показывал им движения, объясняя, что танцевать нужно, как будто скользя на коньках. Очень большое внимание Виноградов уделял постановке корпуса, требовал от учеников, чтобы корпус всегда был живым. Детям, как правило, очень нравился этот танец, и они изо всех сил старались выполнить все указания балетмейстера. Дуэтный номер артистов балета на фоне детского кордебалета выглядела замечательно. Красочное действие, происходившее на сцене, по своей внешней форме напоминало старинную французскую гравюру. Зрители всегда очень хорошо принимали этот очаровательный танец, исполняемый юными начинающими артистами балета.Для балета «Доктор Айболит», поставленного Борисом Александровичем Фенстером на музыку, написанную И.В. Морозовым, был сочинен забавный менуэт Сороконожки, исполняемый детьми. Когда на сцене появлялась длинная зеленая гусеница, голова которой была украшена гигантским красным бантом, зрители всегда восторженно встречали ее [7].

14 стр., 6795 слов

Современный балет и его характеристика

... развития современной хореографии - результат ухода от строгих норм балета в пользу творческой свободы хореографов. Эта система танца объединяет ... культуры, с другой - в нем присутствовал революционный дух масс, господствующий в то время. Основная задача заключалась в ... в этой сфере, также очень мало литературы по современной хореографии на русском языке. Проблема обучения танцу модерн состоит еще в ...

В синхронности исполнения заключалась основная сложность этого номера. Протанцевав свой менуэт, Сороконожка постепенно скрывалась за кулисами, сопровождаемая долго не смолкавшими аплодисментами, кокетливо кивая огромной головой и помахивая маленьким хвостиком. Данный номер по своей образности и костюму является очень оригинальным для сценической практики учащихся младших классов хореографического училища. Основными задачами образовательной программы детской хореографии является воспитание эстетического вкуса и высокого физического развития детей. В процессе занятий ребенок должен научиться чувствовать свое тело, отделять движения одних частей тела от других, выражать эмоции с помощью движений. Кроме физического развития уроки хореографии должны способствовать развитию творческих основ личности. Хореографическое искусство представляет собой синтез музыкального, физического и драматического искусств, и, поэтому, способствует выработке художественного вкуса и общей культуры ребенка.На начальном этапе занятий (3,5 – 5 лет) занятия должны проходить в игровой форме. В программу обучения должны входить занятия ритмикой, преподавание основ хореографии и общее физическое развитие. На данном этапе у детей должны формироваться: чувство ритма, координация движений, непроизвольное внимание, артистизм [6].

При обучении детей основам классического танца необходимо учитывать основные этапы изучения движений, такие как: Начальное ознакомительное разучиваниеуглубленное разучивание и переход к стадии совершенствованиясовершенствование, упрочнение умений, формирование навыков оптимального использования в различных условиях. Стоит отдельно обратить внимание на правила построения урока классического танца с учениками, прежде не занимавшимися хореографией. На первом уроке педагогу необходимо провести организационную беседу, в рамках которой он должен обозначить требования, предъявляемые к ученикам на занятиях в хореографическом классе: форма одежды, культура поведения, расписание. Затем педагог должен ознакомить учеников с правилами расположения учеников в танцевальном зале. На первом уроке целесообразно начать занятия с постановки корпуса, познакомить учеников с элементами музыкальной грамоты, разъяснить значение музыки в искусстве хореографии [6].

Педагог должен внимательно изучить профессиональные задатки каждого из учеников, к ним относятся: выворотность, подъем стопы, растяжка, координация. Именно на первых уроках целесообразно проведение партерного экзерсиса. Сначала необходимо выполнять упражнения, направленные на напряжение и расслабление мышц ног, затем – упражнения на выворотность ног. В течение первых недель занятий педагогу необходимо познакомит учеников с существующими в классическом танце позициями ног, рук и правильным положением тела.2.2 Выявление факторов положительной мотивации детей к занятиям хореографическим искусствомОдним из основных факторов, от которого зависит эффективность процесса обучения любой деятельности и, в частности, хореографическому искусству является мотивация учеников к деятельности. Особенно важным является осознание учеником того, зачем он занимается хореографией, иными словами, наличие внутренней мотивации и увлеченности процессом деятельности. Мотивация является стержнем психологии личности и определяет поведение человека при осуществлении той или иной деятельности. Внутренние мотивы к деятельности должны формироваться, отвечая следующим характеристикам:осознанность, поскольку для мотивации к высоким достижениям, ребенок должен осознавать для чего он занимается данным видом деятельностимотивы, побуждающие ребенка к занятиям должны иметь устойчивый характер, чтобы стремление к достижениям сохраняло свою силу на разных этапах деятельностимотивы должны быть многофункциональными, включая в себя побудительную, организующую и смыслообразующую функцииПсихологически, внутренней мотивацией ребенка при выполнении творческой деятельности является познание окружающего мира и выражение отношения к нему, в данном случае, по средствам движения. И это выражение всегда направлено на окружающих, будь то сверстники или взрослые. О присутствии общественной мотивации в творческой работе ребенка говорит тот факт, что уже на начальных этапах познания деятельности, у ребенка появляется желание, чтобы на его работу кто-то смотрел и оценивал ее. Эту особенность целесообразно использовать в педагогике в качестве стимулирующего фактора. При создании общей атмосферы уважения, понимания по отношению к результатам творческой деятельности ребенка, у него будет формироваться положительная мотивация к совершенствованию своих умений и навыков в хореографическом искусстве, достижению новых целей [17].

2 стр., 794 слов

«Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность ...

... правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________ В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, ... централизованное распределение ресурсов Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности 10. Высшим законодательным органом власти РФ является ... это движение общества вперед Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам ...

Роль чувств и эмоций в искусстве огромна. В процессе создания балетного спектакля, каждый его участник вкладывает в общее дело свои чувства и энергетику, и этот мощный заряд всеобщей энергии на выходе передается зрителю. Мало кого энергетика сцены оставляет равнодушным. Особо восприимчивы к этому дети. Одна из учениц Вагановой, Елизавета Громова, пишет в своих воспоминаниях: «Когда давали свет, нашим глазам во всей своей сказочной красоте открывался чудесный мир балета. Глаза разбегались от чудесных превращений, ярких костюмов, изумительных танцев» [7].

С чем же связано такое сильное эмоциональное воздействие на сознание ребенка? Дело в том, что все происходящее на сцене воспринимается ребенком как нечто волшебное, а игра сама по себе созвучна внутренним детским потребностям. Все дети обладают развитым воображением и фантазией, что является основой любого художественного творчества.В процессе обучения хореографическому искусству у детей следует развивать осознанное отношение к выполняемым задачам, добиваться от учеников точного понимания своих действий – как сценических, так и танцевально-технических. В процессе постановки перед ребенком той или иной сценической задачи, необходимо стремиться пробудить в нем фантазию и добиться сознательного сценического поведения и активного отношения к творчеству. Только в этом случае, даже самые сложные элементы и сценические задачи станут подвластными для его исполнения. При создании танцевальных композиций для детей, важно виртуозно и творчески использовать те элементы, движения и комбинации, которые уже усвоены начинающими исполнителями в процессе учебной работы. Каждая постановка должна включать в себя новые комбинации и сочетания уже освоенных движений, в этом случае будет происходить процесс взаимообогащения учебной и творческой работы, а работа балетмейстера — постановщика будет двигать вперед учебную работу, развивая технические и актерские навыки исполнителей. 2.3. Особенности подбора детского репертуара и репетиционной работыПри подборе детского хореографического репертуара, балетмейстеру следует учитывать, что исполнительские возможности детей ограничены физиологическими рамками. Поэтому постановщик должен тщательно отбирать танцевальные движения, используя различные их комбинации. Он должен уметь из небольшого количества движений и элементов построить много вариантов танцевальных фраз. В этом отношении интересными являются работы таких крупнейших хореографов как Л.Якобсон, П. Вирский и Б. Фенстер.Создавая хореографические комбинации и фразы для детей, хореограф должен стремиться к доступности хореографического языка. Танцевальные движения должны одновременно быть интересными, но достаточно простыми для исполнения. Не стоит перегружать комбинации обилием разных ритмических фигур и технических сложностей. Излишние сложности исполнения на начальном этапе занятий могут отрицательно повлиять на формирования мотивации ребенка к занятиям. Вместе с тем, если язык и композиция танца будут доступны для его осознания и имеющейся технической базы, это будет побуждать его к работе. Полезным при работе с детьми является метод предварительной этюдной работы в хореографии. Этюдная работа, с одной стороны, направлена на развитие и совершенствование технических элементов танца и актерского мастерства, а с другой — помогает закрепить полученные знания и умения по средствам сочинения под руководством педагога комбинаций из знакомых движений у станка и на средине. Хореографический этюд, по сути, является небольшим танцем, с помощью которого решается определенная художественная или педагогическая задача. В работе с детьми используются игровые этюды с последующим обогащением найденной сцены танцевальным содержанием. Специфика танцевальной композиции является определяющим фактором при формировании детского танцевального репертуара. При включении в репертуар той или иной танцевальной композиции, хореограф должен детально изучить ее актуальность и целесообразность с точки зрения ее воспитательного воздействия на ребенка, пробуждения его творческого интереса, усовершенствования его исполнительского мастерства. Формирование репертуара должно исходить из критериев интереса постановки с точки зрения творчества, ее яркости в отношении сценического воплощения. Так же , важным фактором, влияющим на подбор репертуара должно стать стремление педагога к раскрытию индивидуальности каждого из учеников. Безусловно, необходимо учитывать и возрастные особенности детей.Кроме того, важным элементом эстетического воспитания детей является и подбор музыкального сопровождения к хореографическим зарисовкам. Не секрет, что успешность танцевальной постановки во многом зависит от правильности и целесообразности выбора музыкального произведения, сопровождающего ее, а так же глубины проникновения постановщика в содержание музыкального произведения. Известным фактом является то, что при излишней сложности для восприятия ребенка музыкального сопровождения урока или музыкальной основы танцевального, он быстро охладевают к занятиям. И, напротив, достаточно простая для восприятия и доступная для детского сознания музыка пробуждает фантазию ребенка, увлекает его, помогает преодолеть трудности. Танцевальная музыка для детских постановок должна выбираться в соответствии со следующими критериями:танцевальность образностьясная мелодиячеткий ритмический рисунок. Более того, музыкальные произведения, входящие в репертуар детского коллектива, знакомят детей с творчеством классических композиторов и фольклорной музыкой. В связи с этим балетмейстеру детского хореографического ансамбля необходимо серьезно и обдуманно подходить к выбору используемого музыкального материала. Следует принимать во внимание не только доступность и удобство постановочного материала, но и учитывать его образовательную ценность в эстетическом и культурном смысле для осуществления воспитательных целей. Музыка создает эмоциональную основу танца, определяет его характер и динамическое развитие. Синтез музыки и движения является органичным для природы ребенка. Восприятие музыки в танце является активным, оно стимулирует действие. Танцевальное действие обусловлено определенной образно — хореографической формой, организованной во времени и пространстве. В такого рода созидательной активности заложены основы музыкально-пластического воспитания, что является одной из основных задач обучения хореографическому искусству.В начале XX века, швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жак-Далькрозом, была разработана система музыкально-ритмического воспитания, до сих пор остающаяся одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире.

3 стр., 1069 слов

Учебное пособие: Литература: Учимся писать Рабочая тетрадь Изд. 2-е, доп

... права, можно разделить на следующие виды: – Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.) – Электронные образовательные ресурсы ( ... Последовательность уроков предъявлена в логике экзаменационной работы по литературе на основе модульного принципа. 231 руб Пособие содержит теоретические сведения по всем темам, проверяемым на ...

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... другую – настоящую – музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskiy-tanets-s-predmetami/

Библиографический список:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskiy-tanets-s-predmetami/

1) Слуцкая С.Л. Танцевальная Мозаика. М.: Линка-Пресс 2006 г. стр. 99

2) Т. Барышникова Азбука хореографии. С-Пб.: Респект, Люкси, 1996г. стр. 7,8,129,128,130

3) А. Я. Ваганова. Основы классического танца, С-Пб.: Лань, 2002 г.

4) Д.И. Фельдтштейн Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997г. стр. 23,37,32,35

5) А.Ф. Лосев , В.П. Шестаков Античная музыкальная эстетика. М.: музыкальное издательство, 1960г. стр. 57

6) Т.И. Васильева Тем, кто хочет учиться балету. М.: ГИТИС, 1994г. стр. 48

7) Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов. Хрестоматия. С-ПБ.: Лань, 2000 г. стр. 33,62,41

8) Басин Е.Я., Крутоус В.П.Философская эстетика и психология искусства. –М, Гардарики, 2007г. стр.71

9) А. Мессерер Уроки классического танца С-ПБ.: Лань, 1997г. стр. 127

11 стр., 5474 слов

Психология педагогического общения

... исследования Цель курсовой работы изучение психологии педагогического общения. Задачи исследования: рассмотреть теоретические аспекты психолого-педагогического общения выявить психолого-педагогическое общение в процессе профессиональной деятельности Структура работы, Глава 1. Теоретические аспекты психологии педагогического общения 1.1Понятие о педагогическом общении Одной из ...

10) Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность. М.: Академия, 2000г. стр. 64

11) Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994г. стр. 74

12) Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997г. стр. 50

13) Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001г. стр. 59

14) Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос, 2003г. стр. 103

15) Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004г. стр. 97

16) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. стр. 45

17) Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991г. стр. 38

18) Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958г. стр. 65

19) Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов М.: Академия, 2004г. стр. 87

20) Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2005г. стр. 120

21) Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука, 2000г. стр. 92