Развитие творческих способностей детей и подростков в условиях детского хореографического коллектива

Большой вклад в разработку проблем творческих способностей, внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. С.Л. Рубинштейну, Б.М. Теплову принадлежит заслуга в разработке проблемы способностей в психологии. Исследованием специфики творчества занимался В.И. Андреев, проявление творческих способностей изучали Д. Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин. Методика обучения танцам раскрыта в работе Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В.Кветной «Учите детей танцевать». В работе Н.И. Бондаренко представлена методика хореографической работы. Проблеме развития творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии посвящены исследования Н.И. Бочкаревой.

Однако, не смотря на большое количество литературы, проблема развития творческих способностей детей и подростков в условиях хореографического коллектива остается по-прежнему актуальной. Анализ деятельности учреждений культуры и общеобразовательных школ по художественному воспитанию детей и подростков свидетельствует, что они не стали ещё базой достаточно широкой и результативной работы по развитию творческих способностей детей средствами хореографии. Проблема воспитания таланта, развития творческих способностей в условиях детского хореографического коллектива требует дополнительного изучения.

Выше изложенное обусловило выбор темы исследования — «Развитие творческих способностей детей и подростков в условиях детского хореографического коллектива».

Объект исследования — развитие творческих способностей у детей и подростков.

Предмет исследования — процесс художественного воспитания детей и подростков средствами хореографического искусства.

Цель данного исследования заключается в исследование особенностей развития творческих способностей детей и подростков в условиях детского хореографического коллектива.

Задачи данного исследования:

1. Дать характеристику творческих способностей, выявить особенности их проявления;

2. Проанализировать роль хореографии в развитии творческих способностей детей;

3. Исследовать специфику развития творческих способностей детей и подростков в коллективе «Терпсихора».

Методы исследования:

База исследования: танцевальный коллектив «Терпсихора».

Работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.

Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

13 стр., 6208 слов

Проблема карманных денег у детей и подростков (на примере Германии ...

... на детей в Германии выдают пособие. В итоге этих реформ в середине 2003 года покупательная способность детей и подростков в Германии оценивалась в 7,5 млрд. евро в год. Как карманные деньги ... аспектами жизни немецкой молодежи; 2. сравнить материальное положение немецких и русских подростков; 3. исследовать отношение к проблеме «карманных» денег в Германии и России. К методам исследования , ...

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей детей и подростков в условиях детского хореографического коллектива» анализируется современное состояние исследуемой проблемы, раскрывается понятие творчества и творческих способностей, определяется роль искусства в развитии творческих способностей, рассматриваются особенности проявления творческих способностей в хореографии.

Во второй главе «Исследование особенностей развития творческих способностей детей и подростков в хореографическом коллективе «Терпсихора» дана общая характеристика деятельности танцевального коллектива «Терпсихора», проведена диагностика развития творческих способностей детей и подростков, определены методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей и дан анализ полученных результатов.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы и предложения.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей детей и подростков средствами хореографии

1.1 Понятие творческих способностей и особенности их проявления

Проблемы развития способностей разрабатывалась в работах таких исследователей, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, Л. А. Венгер и др.

Под способностями, по Б.М. Теплову, понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, которые, однако, и не сводятся к этим особенностям [41,19].

В понятии «способности», по мысли Б.М.Теплова, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [41,41].

Согласно концепции Б.М. Теплова, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими. Задатки влияют, но не решающим образом, на процессе формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания [41,31].

С.Л. Рубинштейн подчёркивает, что способности — это результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются [38,321]. Рассматривая проблему способностей, также подчеркивает прежде всего связь способностей с личностью как психологическим образованием. Он считает, что развитие способностей связано с развитием высших психических функций, с развитием всей личности, ее характера и т.д.

Способности теснейшим образом сопряжены с развитием других сторон личности, из-за чего успехи и неудачи в воспитании этих сторон постоянно либо положительно, либо отрицательно сказываются на развитии способностей.

4 стр., 1816 слов

Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...

... формирует свое «Я». Изобразительная деятельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности [21,с.154]. Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных ...

Таким образом, способности — сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.

Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Способности делятся на общие и специальные. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других.

Самый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо.

Проблема творческих способностей разрабатывалась в работах В.И. Андреева, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина и др.

По определению С. Л. Рубинштейна, «творчество требует от человека определенного напряжения усилий, настойчивость в достижении цели» [38,57]. Л.С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, «все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства» [15,67].

Я. А. Пономарев отмечает, что «к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество» [36,48]. В.Н. Дружинин среди общих способностей выделяет интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность — общая творческая способность (преобразование знаний) [21,79].

Д. Б. Богоявленская рассматривает творчество в процессуально-деятельностной парадигме. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемого. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

15 стр., 7105 слов

» Развитие творческих активности младших школьников. Особенности ...

... Бавлы , МБОУ «Гимназия № 4» РТ. Статья на тему «Развитие творческой активности младших школьников. Особенности проектной деятельности по изобразительному искусству в 1 классе » на сайте «Инфоурок» Структура работы: введение, две главы, заключение общее, список ...

Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты.

К числу основных черт творческой личности Д. Б. Богоявленская относит когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях [5,117].

Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель.

Можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это, по мнению Д. Б. Богоявленской, и есть творчество. В. Н. Дружинин подчеркивает главное в таком подходе — творчество как активность личности, заключающаяся в возможности выхода за пределы заданного [21,79].

В целом, исследователи, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечают ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

  • наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
  • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • новизна и оригинальность процесса или результата.

Итак, творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творческое начало рождает живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Творческое начало играет огромную роль в самих занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что творческие способности характеризуются новизной и оригинальностью, необычайностью применяемых средств; выполнением самостоятельных действий, требующих логического анализа и догадки, открытия нового способа решения творческой задачи.

1.2 Роль хореографии в развитии творческих способностей детей

Хореография, хореографическое искусство (от греч. choreo — танцую) — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела.

10 стр., 4900 слов

Воспитание детей искусством хореографии

... искусства в воспитании культуры детей 1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография ... о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное ... хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, ...

Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности.

Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рождённые в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы хореографии. Она основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого [34,19].

Хореография — искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую. основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танцы некоторых восточных и африканских народов, — это уже разновидность музыки. Вместе с тем хореография — зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда—роль костюма, декоративного оформления и др.).

Искусство хореографии зародилось в глубокой древности. Уже в первобытную эпоху возник танец как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Он был основан на воспроизведении соответствующих движений, имел первоначально религиозно-магическое значение, был неотделим от обрядов. В классовом обществе произошло разделение танца на народный и профессиональный.

Народный танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами (танцевальные пантомимы в Др. Китае и Др. Индии, древнегреческие дионисийские игры, русские масленичные игры и др.).

В нём находили выражение чувства народа, особенности национального характера, отражались различные стороны его жизни. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа. Уже в античности существовал профессиональный танец в качестве зрелища, аналогичного театральному.

С конца 16 века начал формироваться балет, сначала существовавший в виде интермедий и дивертисментов в оперных и драматических представлениях мифологического характера, а в 18 в. выделившийся в самостоятельное искусство. На протяжении всей своей истории профессиональное искусство хореографии опиралось на народный танец, заимствовало и претворяло многие его элементы [44,34].

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Являясь искусством подлинно интернациональным, танец переносится из страны в страну, постоянно обогащаясь и развиваясь.

Танец отражает менталитет народа, народную самобытность, выражает внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, чувства и мысли. Характер образности того или иного танца во многом определяется традиционными чертами и сложившимися формами танца.

5 стр., 2170 слов

Практическое изучение основ техники релиз на х современного танца ...

... [2]. Глава 2. Практическая часть 2.1 Практическое изучение основ техники релиз на уроках современного танца в хореографическом коллективе На вводных занятиях предполагается исследование, которое помогает участникам сфокусировать ... улучшения осанки, гибкости и чувства равновесия. Пилатес назвал свой метод «искусство контрологии» или «мышечный контроль», тем самым, подчеркнув, что сознание тоже ...

Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

В современной хореографии различается танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и балет).

В балете хореография является центром синтеза искусства, органически объединяя в себе музыку и театр.

Сценический танец — один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.

Балет — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца.

В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, современный танец и актерское мастерство [26,29].

Хореографическое искусство включает различные виды искусств — музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления.

Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития.

Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Танец как один из видов хореографического искусства — является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития.

В век технологий и малоподвижного образа жизни, танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения.

На протяжении многовековой истории танца танцевальная культура способствовала формированию образа человека и становлению личности. Хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности, в том, что искусство танца развивают воображение и творческие способности детей [35,43].

25 стр., 12106 слов

Развитие культуры общения ребенка, воспитывающегося в условиях детского сада

... развития и культуры общения детей дошкольного возраста. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих ЗАДАЧ: Изучить теоретический аспект развития понятия культуры общения. Определить влияние окружения ребенка на развитие культуры общения детей. Рассмотреть психолого-педагогические программы развития речи и культуры общения детей, ...

Хореография — средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность еще и творческого развития.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность.

Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности. Язык танца — это, прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.

Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность.

Степень взаимодействия изобразительных и выразительных начал в хореографии зависит от того, какая сторона пластической выразительности в системе изобразительно-выразительных средств (танцевальная или пантомимная) доминирует при создании конкретной хореографической образности.

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.

Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения.

Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров.

Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску.

В идеале сам танец — пластическая музыка. Поэтому существование в произведении двух компонентов — музыки и танца — результат сложного процесса работы над органикой их соединения.

Музыка в любом своем проявлении создает прежде всего содержательную основу танца. Давая развитие эмоционального состояния образов, сопоставляя разные его стадии, музыка предлагает танцу действенную линию для пластических характеристик действующих лиц и событий. Этому, безусловно, способствует процесс работы по выявлению ритмическо-структурной общности.

4 стр., 1859 слов

Математической сказки – путь развития способности к творчеству

... гармонизирует процесс правильного понимания «картины мира» является процесс сочинения сказки. Сказки любят все, но особенно дороги они детям. В сказочной форме легче увидеть и принять проблему. Для ... не пропускает уроки. Кафе «Модуль» Шульга Анастасия, 6а класс В Великой Математической Республике Объединенных Чисел вспыхнула очередная гражданская война между положительными и отрицательными числами. ...

Как правило, танцевальная форма находится в различной степенной зависимости от временных и структурных характеристик музыки: темпа, ритма, метра и формы построения (периода, предложения, фазы).

Среди них наиболее строги соотношения темпа музыки и танца.

Одна из первых характеристик танца — это темп музыки. Темп всегда обусловлен содержанием и характером музыки. В практике музыкально- танцевальной работы чаще всего применяются темпы: умеренный, довольно быстрый, быстрый, неторопливый, медленный.

Первый этап работы над темпом — это следование темпу музыкального произведения, необходимо научить воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Темп — это не просто скорость звучания, это художественная характеристика, которая влияет на эмоциональное восприятие музыкальной мысли. Поэтому, если не совпадает темп исполнения музыки и танца, это всегда читается как расхождение. Надо найти такой объем движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе удобно, естественно и целесообразно. Необходимо также научить ребенка сохранять устойчивость в танце. Очень полезна тренировка в выдерживании взятого темпа танца. Важна задача по научению детей переключаться из одного темпа в другой, изменять темп танца в соответствии с изменением темпа музыки [25,45].

Следующей характеристикой танца является метр. Естественно, что трехчетвертное строение такта найдет иное пластическое выражение, чем двухчетвертное, но не в формальном совпадении с долями, а в более сложном временном характере, который задает тот или иной размер и его метрический рисунок.

Третья временная характеристика танца — музыкальный ритм, имеющий огромное влияние на восприятие танца в целом. Музыка и танец живут в едином телесном и метрическом измерении, при этом достаточно свободно соотносятся в ритме, рождая ритмический контрапункт. Таким образом, композиция танца в значительном соотношении с метрической структурой и формой музыкального произведения.

Сам термин «композиция танца» трактуется по-разному. Композиция — сочинение, составление, соединение, связь. В рамках этих четырех смысловых прочтений танцевальная композиция — это сочинение единого целого из различных танцевально-пластических элементов.

Еще одной характеристикой танца является рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой — движенческим строем хореографического произведения.

Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении.

Движения танца — это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Всякое движение не статика, но оно может быть в различной степени динамично и в зависимости от этого, но по-разному используется. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается.

Подбор жвижений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца несет в себе элементы национального художественного творчества [25,59].

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на развитие творческих способностей.

Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение, развивает танцевальные способности.

Народный танец является уникальным средством развития творческих способностей. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Однако следует обратить внимание на то, что не любой народный танец хорош и приемлем для детского исполнения, зачастую народные пляски заключают чуждое ребенку содержание.

Можно назвать целый ряд русских танцев, которые построены на ухаживании юноши за девушкой, на том, что девушки хотят показать парням свою стать, свою красу, а парни покоряют партнерш удалью, виртуозностью и ловкостью. Или, скажем, существует в Северной Осетии прекрасный в своей торжественности танец «Симд», полный рыцарственного преклонения мужчины перед женщиной.

Конечно, дети настолько восприимчивы, что могут внешне механически освоить и «вызубрить» танцы такого рода, но впечатление от этих номеров, очевидно, будет самое огорчительное. Дети не могут передать существа такого танца.

Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу педагога, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизация).

Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца [39,59].

Процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Танцевальные способности — это комплекс индивидуальных способностей, психических свойств ребёнка, влияющих на успешность деятельности в танце.

В основе развития специальных танцевальных способностей лежит оптимизация двигательных, эмоциональных и познавательных процессов. Способности к танцу выражаются не только в двигательных, физических и музыкальных способностях ребёнка, но и в умении применить эти способности при формировании творческих навыков.

Само по себе, обучение танцам — это сложный и творческий процесс, строящий из нескольких этапов:

1) Первый этап — освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца.

2) Второй этап — совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями.

Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Этим этапом можно завершить так называемый всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, высказали желание продолжить свое образование могут перейти к третьему этапу обучения.

3) Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Наиболее вероятной формой занятий здесь становится студийно-кружковая. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар.

Первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.

В основу первого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением [37,34].

На следующем этапе занятия должны носить тренировочно-накопительный характер. Их суть состоит в совершенствовании базовых знаний, умений и навыков хореографического творчества, в накоплении содержания первоначального художественного опыта. На данном этапе формируется устойчивый мотив к занятиям хореографическим творчеством.

В дальнейшем происходит обучение поиску собственного художественного стиля и творческого метода. В это время осуществляется формирование творческой потребности, доминантами которой становятся самостоятельность, продуктивность деятельности, «страсть к творчеству», происходит анализ собственного хореографического творчества, делаются выводы, на основании которых корректируются художественные замыслы и способы их реализации, намечается дальнейшая перспектива pocтa, выдвигаются новые цели и задачи, связанные с будущей деятельностью. Характерные личностные проявления: творческая свобода, художественный эксперимент, профессиональный риск, творческая самодеятельность, сформированность установки на самореализацию.

Особым образом организованная деятельность, которая порождает потребность в собственной танцевальной деятельности, есть психологическое условие развития танцевальных способностей.

Итак, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что хореография является уникальным средством развития творческих способностей. Как танцевальное образование, так и танцевальное воспитание призваны обеспечивать условия для всестороннего развития личности человека: психофизического, социального, эстетического, нравственного становления учащихся.

танцевальный художественный воспитание хореография

Глава 2. Исследование особенностей развития творческих способностей детей и подростков в хореографическом коллективе «Терпсихора»

2.1 Общая характеристика деятельности танцевального коллектива «Терпсихора»

Хореографический коллектив «Терпсихора» существует на базе Дома культуры Иловлинского района (с. Лог).

В настоящее время Дом культуры — центр досуга с большим диапазоном форм работы, направленных на развитие духовности и общей культуры населения.

Основная задача Дома культуры заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Основные направления уставной деятельности Дома культуры:

  • организация методической и практической помощь коллективам художественной самодеятельности и мастерам народных промыслов;
  • организация работы кружков, студий, творческих лабораторий, школ традиционных промыслов и ремесел;
  • развитие творческого потенциала молодежи;
  • обобщение и распространение историко-этнографических экспедиционных материалов;
  • привлечение молодежи к участию в мероприятиях, направленных на проведение досуга с интенсивной интеллектуальной направленностью;
  • участие в организации и проведении районных, областных семинаров по проблемам народного творчества;
  • систематизация сценарной, репертуарной и методической литературы и формирование справочно-информационного фонда;
  • организация исследовательской работы по возрождению национальных культур народов;
  • проведение экспедиций по сбору фольклора.

В ДК ведутся занятия по следующим направлениям: художественное (фольклор, прикладное искусство, керамика, хореография, рок-н-ролл), туристическое, спортивное, литературно-драматическое.

Кроме занятий в студиях, ведется интересная клубная жизнь: организуются творческие вечера, праздники, досуг и отдых в выходные дни и во время школьных каникул — экскурсии и походы, поездки в загородные и туристические лагеря.

Славится Дом культуры своим творческим потенциалом. В ДК существует фольклорный ансамбль «Коляды», театр-студия «Маски», хор русской песни, хореографические и бальные коллективы.

Все коллективы ведут большую концертную деятельность, организуют концерты-отчеты, принимают участие в городских, областных праздниках, народных гуляниях, благотворительных акциях и марафонах. На базе Дома культуры проводятся областные и международные праздники и фестивали.

Приоритетное направление в деятельности Дома культуры — работа с детьми и подростками, основная цель которой — воспитание гражданина с активной жизненной позицией, любящего родную землю, знающего свои истоки — патриота, готового служить Отечеству.

Здесь созданы оптимальные условия для развития творческих способностей детей и подростков. Визитной карточкой Дома культуры являются яркие, красочные театрализованные представления, игровые познавательно-развлекательные и конкурсные программы, популярные во многих поселках района.

Занятия в Доме культуры свидетельствуют об устойчивом росте желающих заниматься различными видами творчества. Традиционно приоритет отдан хореографическому, вокально-хоровому, театральному жанрам, наметилась тенденция увеличения числа фольклорных коллективов.

На базе Дома культуры работает танцевальный коллектив «Терпсихора». Руководитель коллектива: балетмейстер Мурзенко Юлия Викторовна. Коллектив «Терпсихора» объединяет более 30 человек в возрасте от 4 до 18 лет. За годы существования коллектива множество детей приобщились к искусству танца.

Цель творчества танцевального коллектива «Терпсихора» — воспитание в детях любви и уважения к культуре народа, его искусству и духовным ценностям, сохранение и обогащение русских народных традиций в хореографическом искусстве.

Репертуар коллектива разнообразен. В репертуаре следующие номера: русские народные танцы, хореографические композиции других национальностей, танцы патриотической тематики. С концертными номерами коллектив приглашают для участия в городских и областных мероприятиях. Коллектив имеет много наград, удостоен звания лауреата областных конкурсов, дипломант межрегиональных конкурсов.

Занятия ведутся по возрастным группам. Большое внимание уделяется сценической культуре и манере исполнения народного танца.

В коллективе функционируют следующие группы:

  • младшая (дети от 4 до 7 лет);
  • средняя (дети и подростки 8-13 лет).

  • старшая (подростки и молодежь 14-18 лет).

В коллективе реализуются следующие образовательные программы: «Ритмика» и «Хореография».

Курс «Ритмика» — рассчитан на 3 года обучения, где дети овладевают начальными танцевальными навыками, координацией движений, ориентацией в пространстве. Главные задачи курса: развивать эмоциональную сферу ребенка, умение выражать эмоции в мимике и пантомимике, творческое воображение и фантазию, музыкальность (развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание); музыкальный слух, чувство ритма. А также развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности, координации движений, гибкости и пластичности.

Курс «Хореография» — это основной цикл обучения — рассчитан на 5 лет. В программу обучения входят такие предметы как:

1) Классический танец — основа хореографии. Здесь большое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног и головы. У детей вырабатывается пластичность и крепость голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Урок так же включает танцевально-тренировочные упражнения классического тренажа, формирующие у детей хорошую осанку, гибкость, координацию. Это способствует подготовке двигательного аппарата к выполнению более сложных танцевальных комбинаций в последующих классах.

2) Народно — сценический танец предполагает изучение разнообразной манеры исполнения народных танцев, многочисленные виды русского танца: хоровод, перепляс, пляски, кадрили и пр. Так же дети знакомятся с обычаями и манерой исполнения танцев народов мира.

3) Современный танец. На этих уроках дети знакомятся с основами танца модерн, и различными стилями джазового танца.

4) История хореографического искусства. Задача этого предмета — овладение основными этапами развития хореографического искусства. Учащиеся познают особенности деятельности профессиональных коллективов народного танца. Старшие ученики проводят исследовательскую работу по поиску материалов о творческой деятельности Государственных ансамблей танца бывшего Советского Союза. Значительное внимание отводится истории русского и зарубежного балета. Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся танцоров и балетмейстеров.

5) Музыкальная грамота знакомит с основами музыки: характером, музыкальными размерами, темпом, ритмом, музыкальными долями и пр.

6) Сценическая практика самое любимое занятие вех учащихся школы. Это репетиции, постановки танцевальных номеров, концерты, конкурсные поездки и пр.

В младшей группе решаются следующие задачи: выработка навыков танцевального движения; обучение ритмике и основам пластики; овладение отдельными приемами классического танца; постановка корпуса; выработка навыков индивидуального ритмического действия (одиночного танца) под заданную музыкальную композицию.

В средней группе происходит выработка танцевального движения в различных школах и направлениях классического танца; овладение приемами отдельных танцевальных направлений; выработка навыков коллегиального действия (парного и группового танца).

В старшей группе осуществляется: выработка навыков свободно-композиционного движения в народных и характерных композициях; овладение всеми приемами «классического станка» и умение работать в их различных сочетаниях; выработка навыков свободного пластического движения независимо от партнерского обеспечения.

Задачи основ хореографии:

1) Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.

2) Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития детей и подростков, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей детей и подростков в области истории, географии, литературы, фольклора.

3) Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.

4) Обеспечить эмоциональную разгрузку детей и подростков, воспитать культуру эмоций.

5) Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения.

6) Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность в двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Содержание программы «Хореография» представлено в Приложении.

Классической хореографией в коллективе занимаются дети и также подростки. С раннего возраста закладывается правильная осанка и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. Также важно с детства внимательно следить за тем, чтобы скорость роста скелета не опережала скорости роста мышц. На занятиях классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.

На занятиях народными танцами воспитанники знакомятся с танцевальными культурами разных национальностей, региональных особенностей, фольклора и традиций; изучают комплекс упражнений, обеспечивающих необходимый разогрев мышц и формирующих правильные положения стопы, осанку, постановку рук в характере того или иного танца. Далее следует отработка танцевальных элементов, комбинации движений в характере изучаемых народных танцев. Затем осуществляется постановка и репетиция композиции народного танца.

На занятиях осуществляется развитие творческой активности, ассоциативного мышления, памяти, воображения, умения выразить свои чувства, развитие коммуникативных способностей, умения импровизировать, освоения основными танцевальными движениями; развитие индивидуальности.

В мероприятия воспитательного характера входят проведение отчетных концертов, выступления ребят в школе, клубе, в дни празднования значительных дат.

Воспитание в детях любви и уважения к культуре народа, его искусству и духовным ценностям, сохранение и обогащение русских народных традиций в хореографическом искусстве отличает творчество коллектива «Терпсихора».

2.2 Особенности развития творческих способностей детей и подростков в танцевальном коллективе «Терпсихора»

Хореография — искусство, любимое детьми. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции — радость, удовольствие.

Главная задача руководителя в воспитании детей и подростков — развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к движению, доставляя радость. Дети и подростки не только учатся танцевать, но и знакомятся с русской культурой, традициями и обычаями народов мира, развивают свои интеллектуальные и творческие способности.

Танцевальный коллектив должен поразить зрителей не только яркими костюмами, но и пластикой, отточенными синхронными движениями, интересной задумкой, сюжетом танца, оригинальной музыкой. Именно поэтому развитию творческих способностей детей и подростков уделяется значительное внимание.

В начале года был определен исходных уровень развития творческих способностей детей и подростков (средней группы).

С этой целью была проведена диагностика, включающая следующие задания:

1. Повторение танцевальных движений за педагогом;

2. Свободная импровизация под классическую музыку;

3. Создание танцевально-игрового образа под народную музыку;

Оценка результатов:

3 балла — четкое, ритмичное повторение танцевальных движений за педагогом; при свободной импровизации использование более 10 различных элементов; выполнение танцевальных движений под различное музыкальное сопровождение, эмоциональность в танце и тонкое обыгрывание музыкальных переходов, создание образа, оригинальное использование предметов в танце, умение сочетать нескольких стилей в танце, способность передать настроение через танец.

2 балла — повторение танцевальных движений за педагогом после нескольких показов; при свободной импровизации использование около 5 различных танцевальных элементов; копирование образа других исполнителей.

1 балл — повторения танцевальных движений вместе с педагогом после многочисленных показов; скованность в движениях, отсутствие индивидуальности, невозможность создать музыкальный образ.

0 баллов — отсутствие танцевальных движений.

Анализ результатов диагностики представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Диагностика развития творческих способностей детей и подростков.

Имя

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Общий балл

Вывод

1

Ира М.

2

2

2

6

Средний

2

Лена С.

3

3

3

9

Высокий

3

Оля С.

3

2

2

7

Средний

4

Маша К.

2

2

1

5

Средний

5

Света С.

1

1

1

3

Низкий

6

Аня Ч.

2

2

2

6

Средний

7

Инна К.

1

1

0

2

Низкий

8

Настя У.

3

3

2

8

Высокий

9

Наташа К.

2

2

2

6

Средний

10

Наташа М.

2

2

2

6

Средний

11

Даша Г.

2

2

1

5

Средний

12

Олег С.

1

1

1

3

Низкий

13

Жора К.

3

3

2

8

Высокий

14

Павел Ч.

2

2

2

6

Средний

15

Иван А.

2

2

1

5

Средний

16

Денис М.

1

1

1

3

Низкий

17

Антон В.

3

3

3

9

Высокий

18

Алеша Г.

1

1

1

3

Низкий

19

Алеша К.

1

1

1

3

Низкий

20

Игорь В.

3

3

2

8

Высокий

Итак, в результате диагностики был определен исходный уровень развития творческих способностей детей и подростков. Количество детей, у которых был отмечен высокий уровень, составило 5 человек (25 %), средний уровень был отмечен у 9 детей (45 %), низкий уровень отмечен у 6 детей (30%).

Таким образом, большое количество детей, имеющих низкий и средний уровень развития творческих способностей, обусловили проведения специальной работы. Главная цель: создать условия для раскрытия творческих способностей подростков с учетом их индивидуальных особенностей и опыта.

Исходя из этого, определяются следующие задачи:

  • способствовать раскрытию танцевальных творческих способностей;
  • сформировать художественный вкус;
  • воспитать нравственного человека;
  • укрепить физическое и психическое здоровье;
  • сохранить и поддержать индивидуальность;
  • улучшить физическое развитие;
  • развить инициативность, любознательность, самостоятельность;
  • привить желание учиться, готовность к образованию и самообразованию.

Основным средством поставленной цели занятий, является приобщение детей к искусству, развитие художественного вкуса, знаний, умений, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

Занятие строились по принципу «от простого к сложному», сначала идет разминка, повторение выученного на прошлом, занятии, потом учатся отдельные движения танца, которые соединяются в связки, что развивает память ребёнка и даёт ему возможность выстроить из этого набора целый танец.