Практическое изучение основ техники релиз на х современного танца в хореографическом коллективе

Джек Кол — считается отцом-основателем джазовой техники. Он был вдохновителем для Мат Матроска, Боб Фосса, Джером Робина, Гвен Верден и многих других хореографов.

Боб Фосс — знаменитый джазовый хореограф, создавший новую форму джаз-танца под влиянием исполнительства Фреда Астера и стилей бурлеск и водевиль.

Луиджи- танцор, создавший специальную технику разогрева (джазовый экзерсис, призванный подготовить тело для танца) после того, как он стал, парализован в автомобильной аварии.

Джером Роббинс — хореограф многих известных мюзиклов: Питер Пэн, Король и я, Скрипач на крыше, Смешная девчонка и Вестсайдская история Он также основал балетную труппу Ballets USA [9] .

Основные техники направления Соматик

Направление Соматик (Somatic) — совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей, и применяющих концепцию целостности тела, ума и духа. В то время как существуют различные мнения на то, какие методики следует относить к Соматик, большинство теоретиков разделяют спектр соматических дисциплин на две категории: соматическая психология и структурно-функциональные методики. В 1988 году с целью объединения усилий и создания единой программы, этических норм и теоретической базы была создана Международная Ассоциация Соматической Терапии и Образования (ISMETA), в которую вошли все наиболее признанные представители направления. В настоящее время в неё входят более 20-ти крупных организаций, имеющих отношение к различным школам. Соматические техники и методы часто используются в качестве вспомогательных в современном танце. Виды соматических техник:

1. Техника Александера (Alexander Technique) — метод, созданный между 1890 и 1900 гг. австралийским актёром Фредериком Маттиасом Александером (1869—1955), обучающий правильному движению и расслаблению, что позволяет танцовщику улучшить координацию и научиться владеть своим телом. Основное преимущество метода — свободное владение опорно-двигательным аппаратом как основным инструментом танцовщика.

2. Основы Бартеньефф (Bartenieff Fundamentals) — — система упражнений, созданная и развитая на основе LMA ученицей Лабана, танцовщицей Ирмгард Бартеньефф в 1960-70-х гг., гармонизирующая движение и обучающая правильному и экономичному использованию тела в движении.

3. Анализ Лабана (Laban Movement Analysis) — Рудольф фон Лабан (1879—1958), теоретик, вдохновитель танцевального экспрессионизма, «свободного танца». Посвятил многие годы созданию системы анализа и записи танца, предложил универсальную теорию движения, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, Время, Сила (энергия) — три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения, создав две концепции — хореотику и евкинетику. LMA — «Laban Movement Analysis» является одной из наиболее действенных методик для обучения хореографа.

13 стр., 6344 слов

Основоположники модерн-танца

... что эти школы совершенно не похожи друг на друга по стилю и технике танцевания. Модерн — танец немыслим без человека, который воплощал бы идею в своем ... и хореографов. В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица. В танце — модерн существенным является попытка исполнителя выстроить ...

4. Техника Фельденкрайс (Feldenkreis Technique) — терапевтический метод, базирующийся на работах теоретика движения Моше Пинхаса Фельденкрайса (1904—1984), в основе которого лежит способ осознания тела через движение путём наблюдения за колебательными движениями в суставах, что даёт возможность восстанавливать и улучшать координацию движений, сбалансированно развивать и воспитывать устойчивость и гибкость, как позвоночного столба, так и всего тела; помогает лучше понять свое тело: избавиться от боли в суставах, расслабить зажимы, привычные образцы движения меняются, освобождаясь от ненужного усилия, и приобретают легкость, эффективность и комфорт.

5. Техника Скиннер релиз (Skinner Release Technique) — система кинестетического тренинга (тренинга мышечного чувства), которая концентрируется на восприятии и представлении о движении. Техника разработана в 1960-х гг. американской танцовщицей и хореографом Джоан Скиннер (1923—2006).

6. Метод Боди-майнд сентеринг (Body-Mind Centering) — постоянно развивающаяся система исследования, тренировки, оздоровления и интеграции тела и сознания, основоположником которой является американский преподаватель и терапевт Бонни Бэнбридж Коэн, создавшая свою школу этого направления в США.

7. Метод Пилатес (Pilates)- система упражнений, направленная на интеграцию сознания и тела, и создание более стройной фигуры. Система была создана более 90 лет назад Джозефом Пилатесом, направленная на растяжку, укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости и чувства равновесия. Пилатес назвал свой метод «искусство контрологии» или «мышечный контроль», тем самым, подчеркнув, что сознание тоже участвует в работе мышц. Метод Пилатеса вобрал в себя элементы различных спортивных направлений и стилей от Китайской гимнастики до йоги, но при этом имеются основополагающие принципы, которые сводят эти элементы в единую систему Пилатеса.

Контактная импровизация — техника в которой сохранение партнерами физического контакта дает возможность для исследования и работы с телом и со всеми аспектами движения.

Танцевальная импровизация — техники, позволяющие танцующему выйти за рамки привычных паттернов движения, изучая возможности своего тела и создавая новые движения.

Техника релиз (освобождения) (Release Technique) — основывается на естественных движениях и положениях тела и опирается на принципы уменьшения напряжения, используя дыхание и инерцию для облегчения движения [7] .

1.3 Техника релиз

Техника разработана в 1960-х гг. американской танцовщицей и хореографом Джоан Скиннер (1923—2006).

Джоан Скиннер начала танцевать с раннего детства и после окончания колледжа продолжила свою танцевальную карьеру в труппе Марты Грэм. Во время одного из турне труппы Джоан повредила межпозвоночный диск, после чего не могла продолжать танцевать. Пройдя курс лечения, танцовщица почувствовала себя лучше, но после нескольких занятий травма снова дала знать о себе. Вернуться к полноценной танцевальной жизни Скиннер смогла только после работы с Александером.Джоан Скиннер, испытав на себе положительный эффект принципов движения и формирования осанки Александера, смогла создать в 1960-х годах собственный метод Скиннер Релиз Технику (Skinner Releasing Technique).

31 стр., 15086 слов

Сценическое движение

... подготовкой. 3. Изложить содержание предмета «Основы сценического движения», то есть: а) определить общую цель и педагогические задачи; б) описать технику упражнений и их частные методики; в) описать ... объективной техники пианизма, без которой не может быть исполнителя. Они так же необходимы актеру, как вокализы певцу. Движенческое воспитание и образование в предмете «Основы сценического движения» ...

Говорят и пишут, что разработанный Скиннер подход именно ее студенты определили как «Releasing».Подход Скиннер интегрирует такие сферы, как танец, импровизация, музыка, литература, медитация и все это для создания атмосферы и условий многомерного осознавания, в которых тело учится естественному, экологичному движению. Хотя изначально Техника Скиннер создавалась как техника танца, предполагающая оптимальное отрегулирование выстроенности тела, баланса, соотношение силы и пластичности Джоан считает, что ее технику можно применять в терапевтических целях в разных сферах: спорт, психотерапия, реабилитация, обучение вокалу и др.

Выделяют 4 основные цели метода Скиннер:

  • многомерное регулирование скелетной системы;
  • установление многомерного баланса;
  • автономия частей тела при движении;
  • экономное движение, движение с минимальным усилием и расходом энергии.

Особое место в СРТ (SRT) занимают образы-проводники или направляющие образы, которые используются для снятия излишнего напряжения и приглашают к появлению такое качество движения, которое совершается с наименьшим усилием. Использование таких образов интегрировано с работой по выстраиванию всего тела. Используемые образы составляют две категории: специфическую и тотальную. Специфическая категория образов включает переживание движения, совершаемого разными частями тела, без усилий. Тотальная – направлена на общее состоянии многомерного осознавания, как, например, ничего неделание. Такое состояние дает возможность по-новому почувствовать свое тело и проявиться новым кинестетическим паттерном использования мышц.

В технике Джоан, как и в методе Александра, существуют рекомендации, вербальные послания телу, например: «Пусть ваша голова плавает на верху позвоночника, плечи опущены и развернуты, ребра направлены вниз к ступням, спина расширяется во всех направлениях».

Также Скиннер Релиз Техника предполагает работу в парах. Партнеры, наблюдая за движениями или позами друг друга, вербально или с помощью прикосновений помогают осознавать и отпускать мышечные напряжения. Прикосновения дают возможность почувствовать очень быстрый кинестетический эффект освобождения напряженных зон или более свободного движения той или иной части тела. Такая практика называется «графики» – упражнения, помогающие в осознании паттернов мышечных напряжений. СРТ использует в работе спонтанные движения, которые возникают под влиянием образов или в процессе изучения движения. Скиннер релиз техника объединяет техническую работу с творческим процессом. В настоящее время СРТ продолжает оказывать глубокое влияние на многих современных танцоров и перфомеров, использующих в своей работе движение [2].

Глава 2. Практическая часть

2.1 Практическое изучение основ техники релиз на уроках современного танца в хореографическом коллективе

На вводных занятиях предполагается исследование, которое помогает участникам сфокусировать внимание на различных участках тела и снять излишнюю напряженность.

29 стр., 14050 слов

Слепой лежал тихо сложив руки и улыбаясь

... 1 страниц) Грин Александр Голос и глаз Слепой лежал тихо, сложив на груди руки и улыбаясь. Он улыбался бессознательно. Ему было велено не шевелиться, во всяком случае, делать движения только в случаях строгой ... конце комнаты. Его грудь стала судорожно вздыматься, и он, не замечая рыданий, неудержимо потрясающих все его истощенное, належавшееся тело, стал осматриваться, как будто читая книгу. ...

Атмосфера занятий спокойна, заполнена образами, направляемыми ведущим, с разнообразным музыкальным сопровождением, что поддерживает участников и дает возможность развиваться в комфортной и безопасной обстановке. Каждый из участников может продолжить движение с комфортной для него скоростью и комфортным для него способом, подступаясь к врожденной, пластичной грации и внутренним творческим импульсам.

Методика исполнения

  1. Лёжа на спине, закрываем глаза и чувствуем точки соприкосновения тела с полом, отдаём вес полу. «Втекаем в пол» : пятки ,икры ,бёдра, ягодицы, грудной отдел, затылок и руки.
  2. Соединяем большие пальцы рук перед собой в замок и концентрируемся на них.
  3. Вытягиваем руки перед собой наверх ладонями друг к другу. Поднимаем плечи – тянемся за пальцами наверх, затем вниз, затем снова на вверх и т.д.
  4. Продолжаем лежать на спине, руки в стороне. Отрываем руку от пола – сначала кисть, потом локоть, плечо и, скручивая, ведём по телу , следуя за рукой , переворачиваемся на бок. Рука не останавливается , идёт за пальцами наверх и назад, переворачиваемся в исходное положение.
  5. Следуем за рукой через объём. Отрываем поочередно – кисть, локоть, плечо. Опускаем руку также через «объём», укладываем руку – сначала плечо, локоть, кисть.
  6. Ведём руку через низ по кругу и за ней , затем центр, нога отрывается от пола в последнюю очередь и переворачиваемся таким образом на живот. Обратно ведём рукой через верх по кругу и за рукой укладываемся в пол в исходное положение.
  7. Соединяем носки и разводим в стороны . Идёт работа в тазобедренном суставе. Затем ускоряемся , понимаем, что в быстром темпе это движение можно выполнять не напрягая мышцы.
  8. Стопы параллельно, толкаем себя стопами так , чтобы импульс проходил от пяток до макушки.

Работа через «сферу». «Сфера»-область, пределы распространения.

  1. Лежим на полу, руки в стороне, колени согнуты, стопы параллельно. Импульс идёт от колен, они падают на бок , мы двигаемся через бок, и поднимаемся. Движение заканчивается головой. Затем скользим рукой по полу (предварительно отдав вес на руку) и переворачиваемся за рукой обратно на спину.
  2. Более динамичное поднятие через большую «сферу». Импульс от колен. Руки и корпус (захватывая территорию) идут по полу через полукруг , поднимаемся , доходим до конечной позы (голова вист, корпус в виде дуги).

    Опускаемся также через сферу в исходную позицию . ноги подтягиваются, чтобы оказаться в параллельной позиции.

Выкладываем крест

  1. Разбиваемся по парам. Один человек ложится на спину , второй нажимает центром ладоней ему на бёдра, тем самым отдаёт вес телу( человек чувствует пол ).

    Затем, берём ногу, аккуратно поглаживаем её, немного потрясываем и выкладываем (тянем ногу по диагонали так, чтобы импульс отдавался в плечо).

    То же самое с левой ногой.

  2. Теперь нажимаем на плечи. Выстраиваем руки аналогично.
  3. Для ощущения вектора головы , расслабляем шею и вытягиваем.

Выход через сферу в позу «Собаки мордой вниз»

  1. Исходное положение, сидим с прямой спиной, ноги согнуты в коленях, стопы на полу в параллельной позиции, руки на полу упираются ладонями в пол.
  2. Начинаем движение с руки. Рука не прямая- в форме дуги
  3. Идём за рукой и головой до той степени, пока не исчерпается движение по амплитуде. Затем отрываем таз от пола , ставим руку на пол и нога, не отрываясь от пола делает полукруг вокруг другой ноги .При этом проходя через бок сохраняем баланс за счёт сферичности тела. Баланс при этом сохраняется так же из-за того, что самая высокая точка при переходе второй шарнир, смещённый в бок.
  4. Когда ноги и руки стоят на полу, таз поднят вверх и копчик тянется вверх.
  5. Стоим в позе « Собака мордой вниз».

Работа с центром

4 стр., 1972 слов

Первоначальная постановка левой руки скрипача

... постановке левой руки, следует иметь в виду, что она выполняет одновременно две различные по своему характеру функции: держание инструмента и игровые движения. Эти две задачи вызывают у учащихся на ... пальца к грифу целиком определяется индивидуальными особенностями строения кисти и пальцев играющего ГлаваII. Приспособления, облегчающие игру на скрипки, и проблемы постановки 2.1. Подушечка и мост Как ...

  1. Работа в парах, делая акцент на «центр» партнёра
  2. Скручивание в эмбрион
  3. Следовать за частью тела

В конце занятия изучение комбинации на основе техники релиз.

Заключение

В данной работе было рассмотрено изучение основ техники релиз на уроках современного танца в хореографическом коллективе.

В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты хореографического коллектива, современного танца и техники Релиз. Была проанализирована литература по современному танцу, использовались интернетные ресурсы.

Во второй главе была произведена практика на занятиях современного танца в хореографическом коллективе , используя теорию техники Релиз.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tehnika-reliz-v-sovremennom-tantse/

  1. http://londondance.com/articles/features/what-is-skinner-releasing-technique/
  2. blog/2010/aug/20/realeasing/
  3. makarenko-o-kollektive..html
  4. http://www.danceufa.ru/school/youth/contemporary%20dance
  5. skinner-releasing-technique
  6. http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-302.shtml
  7. http://www.bestreferat.ru/referat-209816.html
  8. Ивлева Л. Д. Методика педагогического руководства любительского хореографического коллектива: Учебное пособие/ Л.Д. Ивлева – Челябинск: ЧГАКИ, 2004.
  9. Макаренко А.С. Педагогическая поема.– К.: Рад. школа, 1973.
  10. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. — М.: Академия, 2004.
  11. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2004.
  12. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
  13. Такман, Б. Педагогическая психология: от теории к практике. – М., 2002.