Моя педагогическая философия (2)

любовь к делу и к ученикам, он –совершенный учитель

Л.Н. Толстой

Мечтать — не вредно, это знают все. И лучше всего это делать на мягкой, удобной подушке, для того чтобы рой ваших мыслей мог беспрепятственно обрести форму продолжительного и чудесного сновидения. Причем такого, в котором все случается именно так, как вы хотите. Ведь мечты большей частью сбываются только во снах. Так я думал раньше и, к счастью, заблуждался: оказывается, в бескрайнем океане жизни есть таинственный островок, где, словно по мановению волшебной палочки, исполняются многие желания. И этот островок называется школа. На первый взгляд, школа кажется удивительно тихим и безмолвным местом на земле: лишь изредка, через каждые 45 минут, перемены, как волны прибоя, нарушают тишину. Однако стоит побыть здесь подольше, и становится ясно, насколько обманчиво первое впечатление: повсюду здесь кипит и бурлит, опьяняя своей энергией и силой, Жизнь.

Не знаю, можно ли назвать судьбой то, что меня, кадрового офицера, опытного оперативника, работавшего в абсолютно другой системе и имевшего возможность более перспективной работы, занесло на этот « остров».

Я сейчас даже не могу определить точного чувства, которое я испытал от общения с детьми, но проработав первый год, уйти отсюда я уже не смог, в какой то момент осознав, что это для меня важно, а, может быть, как бы это пафосно ни звучало, даже предначертано свыше, воспитывать детей.

Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии – УЧИТЕЛЬ, я вспоминаю старую притчу:

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб своей семье»,

А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.

Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь — удивлять, увлекаясь — увлекать” – вот так я бы сформулировал основной тезис своей педагогической философии.

Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, — Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.

12 стр., 5608 слов

Каким должен быть учитель?

... учителям, ценить их. Лучшая благодарность учителю от ученика, как говорила моя любимая учительница, — это его готовность перенимать знания и успешность в будущей жизни. Сочинение-размышление «Каким должен быть учитель?», ... не скучали), так и для второй (чтобы догнали тех, кто их опережает). Наша учительница по английскому языку часто делит нас на команды, для того, чтобы никто ...

Помните древнюю мудрость?

Учитель — это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Именно вместе мы совершаем с учениками открытия, заглядываем в прошлое и пытаемся найти ответы в настоящем. Мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должен найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там “рассыпаны”.

Я всегда с глубоким чувством вспоминаю замечательную директрису школы, в которой учился, учителя с самой большой буквы – Бахтину Антонину Михайловну. Её жизнь, её педагогическая деятельность – это азбука для любого педагога. Её напутственные слова перед тем, когда я первый раз хотел посвятить себя педагогической деятельности, надолго останутся в моём сердце: «Игорь, ты для детей должен стать не только учителем, но и братом, отцом, другом, воспитателем, а иногда даже и няней. Ты детей должен любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Ребенок должен почувствовать, что он не одинок со своими проблемами, что его дела, его проблемы волнуют тебя не меньше. Запомни раз и навсегда: все начинается с любви». Можно ли сказать лучше? Наверное, это будет трудно.

Тогда первый раз я спасовал, не пошел в школу, испугавшись чего- то. Может, ответственности, может, чего- то незнакомого, неизведанного. О чем сейчас очень жалею. Я мог бы сделать гораздо больше, чем сделал сейчас, узнал бы больше, чем знаю сейчас, потому что всегда был согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится.

А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Приходя в школу, на урок, на занятия, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что проходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Дети неискренность и ложь распознают сразу. Они понимают и ощущают гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд.

Победа ребенка становится и моей победой. Именно в такие минуты я говорю сам себе: “Не ропщи на судьбу, и если избрал эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое — нести любовь и радость”.

Но, что скрывать, не всегда потраченные силы оборачиваются успехом, часто, то, что создается огромным трудом, рушится в один миг. И тогда появляется желание все бросить, но… приходит новый день, и я снова иду к детям, к своим коллегам учителям, ставшими родными, потому что я им нужен, а они мне, и все начинается сначала.

9 стр., 4490 слов

Первые дни ребенка в школе

... образование. Физическая культура» проходила учебную («Первые дни ребёнка в школе») практику в средней школе №21 города Барановичи, которая находиться ... о классе: сведения о учителях, годовые задачи работы класса, список детей, режим работы класса. Проходила я практику в кабинете 1 Д» класса. В ... задачи. На уроках проводились мини-соревнования, которые стимулировали детей. Также проводились игры и ...

Я ни о чем не жалею!

Я бесконечно люблю свою школу, искренне отношусь к её ученикам и учителям и верю, что у моей профессии большое будущее.

2010 год.