«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «ИНДИГО»

Пение было и остаётся одной из самых широких и общедоступных форм художественной деятельности людей, являясь мощным средством воспитания детей и молодёжи, способствует росту музыкальной и общей культуры подрастающего поколения.

Актуальность исследования

Проблема развития и воспитания детского голоса стоит сегодня очень остро. Это большое количество появившихся вокальных студий, центров раннего развития, рост хоровых студий. Сегодня время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. В тоже время проблема физиологической незрелости детского голоса и методов работы с ним, остается открытой, несмотря на то, что этой проблемой занимались вокальные педагоги разных времен.

Степень изученности проблемы

Многочисленные исследования педагогов-музыкантов (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Е.Я.Гембицкая, Н.Л.Гродзенская, В.В.Емельянов Е.М.Малинина, Д.Е.Огороднов, Г.П.Стулова и другие) указывают на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Формированию певческих навыков посвящены работы С. Н. Гладкой, А. Луканина, В. В. Каменского, А. Г. Менабени; специальные вопросы развития детского голоса рассматриваются в работах Н. Д. Орловой; изучению физических характеристик голосов детей посвящены работы Е. А. Рудакова и В. П. Морозова.

Цель исследования, Задачи исследования:

— проанализировать п

— изучить опыт педагогов-вокалистов по развитию детского певческого голоса;

— изучить основные певческие навыки, которые формируются у детей дошкольного возраста;

Объект исследования, Предметом исследования, Методы исследования –, Теоретическая значимость исследования, Научная новизна, Практическая значимость, Структурно, Глава I Теоретические основы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста

1.1. Психофизиологические особенности формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста

Дошкольным возрастом принято считать возраст детей от 0 до 6 лет. Это возраст основного фундаментального физического развития. Увеличение массы тела, роста ребёнка, жизненной ёмкости объёма лёгких, развитие голосового аппарата, развитие связок и костно-мышечного аппарата ребёнка.

26 стр., 12567 слов

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...

... теме. 2.Изучить процесс развития творческих способностей 3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия е возникновения и организации 4.Провести опытно-экспериментальную работу подтвержающие театрализованной деятельности на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: ...

Костная система дошкольника находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей ещё не завершено, а в костной системе ещё много хрящевой ткани. Так же ещё только начинается процесс окостенения кисти и пальцев руки, поэтому мелкие и точные движения пальцев и самой руки довольно затруднены и утомительны для ребёнка. Происходит функциональное формирование мозга, развиваются систематическая и аналитическая функции коры головного мозга. Постепенно формируется соотношение процессов торможения и возбуждения. Преобладает в большей степени процесс возбуждения, так как дети в высокой степени возбудимы.

Основной деятельностью детей в этом возрасте становится познание. Познание мира, осознавание себя, поэтому у детей дошкольного возраста сильно развито познавательное чувство, через тактильные ощущения, визуальные, слуховые.

Дошкольный возраст — это наиболее благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей, а то и необходимой, в гармоничном развитии дошкольника. Так как воспитание слуха и голоса ребёнка оказывает положительное влияние на развитии речевого аппарата, а речь, как известно, является материей для основы мышления и логики.Так же пение помогает решить многие проблемы звукопроизношения. Систематическое вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей. Пение не только может доставить удовольствие ребёнку, но и развивает его дыхательную систему, которая отвечает за формирование сердечно-сосудистой системы Из этого следует, что когда ребёнок невольно занимается дыхательной гимнастикой — он укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь спектр музыкальных способностей, это и музыкальная отзывчивость на музыку, и развитие ладового чувства, так же развиваются музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Несомненно, что пение активизирует умственные способности, а так же развивает нравственные и эстетические предпочтения детей. Артикуляционный аппарат детей младшего возраста так же нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его развитию: правильное положение губ ребёнка, умение правильно открывать рот, освобождение артикуляционного аппарата от зажатости, от напряжения нижней челюсти, язык во рту должен находиться свободно — всё это влияет на физиологию артикуляционного аппарата и пения.

Эмоциональное развитие ребёнка в три года характеризуется проявлением чувств и эмоций таких как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим его людям. Ребёнок способен на эмоциональную отзывчивость: сопереживать, успокаивать сверстника, если тот плачет, чем-то ему помочь. Ребёнку может быть стыдно за плохие поступки. Но, взаимоотношения, которые ребёнок устанавливает на четвёртом году жизни со своими сверстниками и родными очень неустойчивы и зависят от ситуации. В этом возрасте большим эмоциональным стабильным состоянием отличаются девочки. Так же, к трём годам у ребёнка появляется способность оценивать свои результаты, а так же пригялдывать к тому, что и как получается у других,это способствует представлению более ясной конечной цели и ребёнок старается усовершенствовать свои навыки и стремится к более совершенному результату. Поэтому дети в этом возрасте уже огорчаются, если у них что-то не выходит или выходит, но не так. В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, поступки и действия довольно ситуативны. В этот период у ребёнка высокая потребность в движении, он часто бывает криклив и не знает в какое русло направить свою энергию.

8 стр., 3639 слов

Про маму на лезгинском языке для 7 класса

... покладистая. Ее все уважают и любят. Я очень горжусь своей мамой. 4. Сочинение на тему мама для 1, 2 класса Мама – это самый родной и близкий человек для всех людей. ... похвалы. Вариант 3 Самый родной человек для меня, как и для каждого ребенка — мама. Она дала мне жизнь, и за это я ей очень благодарна. С ...

Три-четыре года — это самый благоприятный возраст для начала занятий пением, так как идёт формирование физических качеств ребёнка. Накапливается определённый запас представлений о свойствах разных предметов, о явлениях окружающей среды и самого себя. В этом возрасте, как правило, уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Ребёнок должен быть знаком с основными цветами, а это красный, жёлтый, зелёный, синий. При правильном развитии он должен справляться с такой задачей, как выбор из нескольких карточек разных цветов тех карточек, цвета которых назовёт взрослый. Если же с ним заниматься музыкой, он должен различать высоту звука — высокий, низкий, средний. Так же малыш способен правильно определять формы предметов — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Умеет выбрать самый большой предмет и самый маленький.

В три года дети практически осваивают пространство своей комнаты, либо игровой комнаты детского сада. Освоение пространства одновременно происходит с развитием речи. В три года у ребёнка только-только начинает формироваться чувство времени, до этого что такое время ребёнок не понимает. Для него не существует завтра, вчера, для него есть только сейчас. И если мама говорит, что уходит на пять минут, то для ребёнка значит,что мама ушла навсегда, так как он не понимает что такое пять минут, поэтому дети часто капризничают, когда мама куда-то отлучается. Так же ребёнок только начинает остваивать себя на экране, или в зеркале. Если ребёнку в два года показать его отражение, он никак на это не среагирует, потому что не сможет понять, что в зеркале он. Только с трёх лет малыш начинает понимать себя, своё отражение и в зеркале, и на экране монитора. Для того, чтоб помочь ребёнку понять, что он в зеркале, можно использовать известный эксперимент с красной губной помадой. Мама ставит себе на щёку жирную красную точку и глядит в зеркало вместе с малышом. Потом мама ставит жирную точку на щёку малышу и даёт посмотреть ему ещё раз в зеркало. Тем самым малыш понимает, что рядом с мамой находится он, понимает своё отражение, как он выглядит и т.д.

Внимание детей четвёртого года жизни довольно непроизвольно. Он не может долго заниматься одной какой-либо деятельностью дольше пяти-десяти минут, но если занятие очень увлекательное, то ребёнок может увлечься и посвятить этому занятию гораздо большее время, но всё равно не более 15-20 минут. Поэтому занятия музыки или каких-либо ещё дисциплин длятся в основной по двадцать-дридцать минут, из которых половина времени — это игровая тематика.

Мышление трёхлетнего ребёнка в этом возрасте наглядно-действенное, что-либо складывает или вычитает он путём прибавления или убирания каких-либо игрушек. Так и в музыке, ребёнок не сможет понять, что музыка имеет свойство быть высокой или низкой, это можно объяснить через игру. Или через тактильные ощущения на интсрументе: дать ему потрогать клавиши, прислушиваться к высоте звуков или через ассоциативные представления, например, высокие звуки — это одно животное, низкие — это другое. Естественно, с высокими звуками у детей будет ассоциироваться мышка, зайчик, птичка, а с низкими — слоник и другие большие животные.

21 стр., 10367 слов

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного ...

... эффективного развития у дошкольников музыкально-сенсорных способностей в процессе музыкальной деятельности; На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы является развитие музыкально – сенсорные способностей у детей старшего дошкольного возраста. Предмет дипломной работы – музыкально ...

Музыкально-художественная деятельность в этом возрасте у детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств», поэтому нужно организовывать практическую деятельность: просматривать картинки, разные иллюстрации по тому или иному музыкальному образу. Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок понимает что значит громко-тихо, высоко-низко, грустно-весело, так же может различить разницу в ритме. Начинает появляться большой интерес к музыкальной деятельности, такой как: слушание музыки, музыкально-ритмическим движениям, танцам, пению и т.д.

Сказанное выше помогает утверждать, что ребёнок не рождается с готовыми умениями без проблем воспринимать что-либо. Даже несмотря на то, что ребёнок уже с первых дней своей жизни может смотреть на предмет и рано обнаруживает чувствительность к звукам, а так же и к голосам людей, его надо систематически учить смотреть и рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает.

Пение занимает ведущее место в системе музыкального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Пение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на детей, так как в нём сразу сочетаются музыка и слова. Именно пение помогает свормировть правильное дыхание, укрепляет голосовой аппарат и лёгкие. Так же в пении воспитываются такие важные качества личности как выдержка, организованность, воля. Хочу перечислить основные задачи певческой деятельности:

  • Развитие музыкальных способностей;

  • Развитие музыкально-слуховых представлений;

  • Развитие ладового чувства, а так же чувства ритма;

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

  • Развитие эстетических эмоций, интересов и оценок;

  • Развитие вокально-певческих умений и навыков;

  • Воспитывание духовно-нравственной культуры ребят;

  • Развитие физической культуры детей.

Обучение детей певческим навыкам связано с задачей осторожного развития детского голоса и обязательного сохранения его естественного звучания, так как детский голос обладает особыми качествами, которые отличают его от голоса взрослых. Лёгкость и звонкость детского голоса зависят именно от слабого развития грудного резонатора, который передаёт разную окраску детского голоса. Если неправильно извлекать звук, то голос у детей приобретает заметно низкое звучание. Так как детские лёгкие очень малы по ёмкости, поэтому чувствуется ограничинность силы детского голоса. И чрезмерно громкое пение так же губительно отражается на голосовых связках ребят. Громкий разговор, пение или крик не только портит голосовые связки, но и снижает слух. Охрана детского голоса в первую очередь предусматривает правильное обучение пению. Поэтому нужно подбирать репертуар, который соответствует детскому диапазону. Детский диапазон — это объём звуков, который определяется интервалом от самого низкого до самого высокого звука, в пределах которого хорошо звучит детский голос.

30 стр., 14686 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы, Предмет дипломной работы В связи с объектом ...

В обучение пению с детьми нужно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, которые способствуют отдельным определённым функциям голосовго аппарата, потому что построены на коротких ритмичных вокальных фразах. Для этого использую музыкальные дидактические игры, которые в наибольшей степени помогают ребёнку лучше усваивать музыкальный материал с помощью игры. Примеры дидактических игр я приведу в приложениях и расскажу о них во второй главе. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком новый мир применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры развивают у ребят самостоятельность, способность самим различать свойства музыкальных звуков, а так же обогащают детей новыми впечатлениями и знаниями. Музыкальные игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны, чтобы у ребёнка вызвать интерес (яркие картинки, интересные задания) и мотивацию к пению, танцам, играм. Макаренко А.С. говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба». В дидактических играх действут сразу два начала — это учебно-познавательное и игровое-занимательное. Все музыкально-дидактические игры направлены на то, чтобы развить у ребёнка внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Так же приучают к оценке собственных возможностей, активизируют умственные способности.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящими перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей ребят хорошо помогает дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах не только музыкальной деятельности, но и в других областях. В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Но, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, но может и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание и восприятие музыки, он основной, потому присутствует во всех остальных видах музыкальной деятельности. Слушание музыки имеет свои задачи: знакомить детей с произведениями русских и зарубежных композиторов, исполнителей, а так же слушать современных и классических композиторов. Слушание помогает обогатить музыкальный багаж, наполнить копилку музыкальных знаний первоначальными сведениями о музыке, воспитывая музыкальный вкус и знакомить детей с простейшими средствами музыкальной выразительности.

11 стр., 5094 слов

Развитие художественно-творческих способностей дошкольного возраста

... творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, ... что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет ...

Музыкальное развитие ребёнка главням образом должно осуществляться естественно и непринуждённо, так как дать возможность почувствовать детям красоту и силу воздействия музыки — это очень сложная задача.В пении, как и в других видах исполнительсва, ребёнок может открыто проявлять своё отношение к музыке. Проблема постановки певческого голоса дошкольника является одной из наиболее сложных задач и менее разработанной в современном мире, поэтому эти проблемы наиболее актуальны. Развивать певческий голос, стараться сформировать певческие навыки можно и нужно начинать у детей именно дошкольного возраста с помощью музыкально-пластической деятельности. Музыкально-пластическая деятельность пронизывает всё занятие, она применяется наряду и с вокальными упражнениями, и с развитием детского певческого голоса. Музыкально-пластическая деятельность необходима детям не только для того, чтобы помочь им развлечься, но и для укрепления их физического здоровья, развития умственных способностей.

Итак, развивать детский певческий голос необходимо именно после 3-х лет, так как именно в этом возрасте уже сформированы все физиологические и психологические характеристики ребёнка, которые необходимы для занятий пением.

Песня — это самый доступный материал по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. И как известно речь — это основа мышления ребёнка. Можно занять ребёнка пением именно тогда, когда формируется речь, чтобы ребёнок мог в большей степени проявить свои творческие способности, проявить себя, показать своё отношение к музыке, к окружающим, к миру и самому себе. Искусство пения ещё в период античности считалось признаком образованности, наличием образования. В настоящее время развитие вокальных данных у детей благотворно влияет на формирование слуха, речи, мышления и творческой любознательности. Методика обучения детей пению проста:

  • Это хоровые навыки, то есть ансамбль и строй;

  • Это вокальные навыки, то есть дыхание, дикция и звукообразование;

По мере взросления ребёнка и усвоения им одних певчеких навыков, далее появляются другие, всё более сложные вокальные навыки. В первый год занятий, а это возраст трёх лет, ребёнок должен петь обязательно в сопровождении взрослого человека и для разучивания берутся самые простые песни. Занятия должны быть систематическими. Уже ближе к школе дети должны исполнять материал самостоятельно и коллективно, без подпевания взрослого.Если что-то не получается на помощь всегда придёт игра, именно благодаря ей ребёнок сможет лучше усвоить и запомнить материал надолго. Большое место занимает постановка дыхания, правильное дыхание необходимо ребёнку для того, чтобы регулировать силу звука, которую воспроизводит ребёнок. На помощь этому придут разные дыхательные упражнения.

11 стр., 5440 слов

Методика развития музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста

... исследования: музыкальное восприятие детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: методы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Проблема: выбор методов развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе. Цель исследования: раскрыть особенности методики развития музыкального восприятия детей ...

Трёхлетний возраст — это возраст наиболее благоприятный для того, чтоб начать заниматься пением. Ведь пение не только помогает раскрыться ребёнку — это ещё и красиво, а так же и полезно для всего организма маленького человечка.

1.2. Основные методики по развитию певческих навыков

детей дошкольного возраста

Есть очень много современных методик, их настолько много, что классифицировать их крайне сложно. Одни методики называются по тому, что они развивают, другие методики названы в честь своих создателей. Попробуем распределить их на «творческие» и «физические». Самые важные методики — это «физические», так как до года у ребёнка жизнь — это целая эпоха: в это время он учиться есть, переворачиваться, держать головку, сидеть, стоять и выговаривать первые слова, поэтому всё это связано с физическими нагрузками. А вот от года большую роль играют «творческие» методики, так как развивается детское мышление, память, речь и кругозор. Перечислим некоторые из них, а так же заденем некоторые физические методики:

  • Борис и Елена Никитины. Они доказали на примере своих детей, что в каждом ребёнке заложен большой потенциал физического развития. Именно они рассказали, что у ребёнка есть три самых главных рефлекса:

  1. Рефлекс хватания. Если положить в ладошку малыша палец или карандаш, то он крепко за него удержится.

  2. Плавательный рефлекс. Если ребёнка опустить в воду, он не будет спокойно лежать, он начнёт перебирать ножками и ручками.

  3. Рефлекс хотьбы или шаговый рефлекс. Ребёнок учится ходить с помощью отталкивания от пола.

Это доказывает, что если начать развивать у ребёнка эти рефлексы с рождения, то он начнёт раньше ходить, бегать и плавать.

  • Масару Ибука. Ему принадлежит нашумевшая книга «После трёх уже поздно», в которой он рассказал, что максимально плодотворное развитие способностей лежит в ребёнке именно до трёх лет, так как в это время у него формируется: характер, имунитет, поведение в обществе, манера общения с окружающими людьми. Его книга придаёт безразмерный оптимизм и учит относиться с уважением к новорождённому.

  • Китаев и Трунов. Динамическая гимнастика. Они рассказывают, что динамическая гимнастика удовлетворяет потребности в движении ребёнка именно до года. Их методика основана на опыте далёкого прошлого, когда ещё на Руси ребёнка брали подмышки и устраивали ему тактильные карусели, то есть кружили в разные стороны, подбрасывали и т.д. Таким образом родители дают ребёнку возможность двигаться, так как сам он себя ещё реализовать не может.

    25 стр., 12434 слов

    Методика гендерного развития подростков посредством культуры танца

    ... методику гендерного развития подростков посредством культуры танца. Глава I. Теоретические основы методики гендерного развития подростков посредством культуры танца 1 Сущность понятий «гендер», «гендерная культура», «полоролевое поведение» Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и ... профессиональная деятельность/домашняя работа) и так далее ... и просветительных воздействий на ребенка, ...

  • Фридрих Фребель — это немецкий педагог 19 века, известен как основатель первых детских садов. Иму принадлежит изобретения блоков, с помощью которых дети могут понять свойства геометрических фигур, методика направлена на то, чтобы ребёнок умел соединять части в целое.

Самое главное для родителей на этом этапе — это научиться радоваться вместе с ребёнком, выделять положительные эмоции. Не зря существует поговорка: » Ребёнка можно воспитать до пяти лет, после, его можно только перевоспитать». Помогите понять ребёнку такие чувства, как взаимопонимание, сострадание, проявлению заботы, любви и ласки. Это намного важнее того, чтобы ставить перед ребёнком цель «досрочного» обучения чтению.

Итак, переходим к творческим методикам.

Творческие методики подразумевают в себе бережное развитие интеллекта, памяти, каких-либо творческих умений и навыков, либо это занятия музыкой, пением, рисованием, лепкой, письму, счёту, энциклопедическим знаниям и т.д. Но и творческие способности можно разделить на несколько разделов:

  • Развитие интеллекта. Логические задачи, примеры, пути решений.

  • Развитие способностей в изобразительном искусстве. Рисование.

  • Развитие в ручном искусстве. Лепка из пластелина, глины и прочего.

  • Развитие гуманитарных способностей. Обучение грамоте, красивому письму. Сюда же входит и развитие математических способностей. Счёт- складывание, вычитание. Простейшие математические задачки.

  • Развитие музыкальных способностей. Сюда входит весь спектр музыкального мира: это и игра на каком-либо инструменте, пение в хоре, сольное пение, изучение музыкальной грамоты и т.д.

Упомянутая ранее семья Никитиных, которая помогает раскрывать в каждом ребёнке индивидуальность. Они наглядно показали как можно развиваться с помощью игры. Они известны в нашей стране,а так же и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Главное отличие методики Никитиных — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества и изобретательности детей. К тому же они могут увлесь всех членов семьи, в том числе и родителей. Игры учат детей переходить от простых заданий к более сложным. Важный момент в играх Никитиных — никогда не стоит делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. Заговорили о них в конце пятидесятых годов двадцатого века в подмосковном посёлке Болшево. Весь посёлок удивило то, что Никитинские дети бегали босиком по снегу и просто излучали здоровье, а так же поражали всех своим своим интеллектом в три-четыре года. Именно тогда, в 1960-1970 гг Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые исполняются и по сей день. Борис Павлович ( 1916-1999 ) и Елена Алексеевна ( род. в 1930г ).

13 стр., 6296 слов

Педагогический вклад Е.А. Флериной в развитие теории и методики ...

... пронизана любовью к ребенку, желанием создать условия для его развития, стала по-настоящему подлиной и народной. Самыми изученными исследованиями Е.А. Флериной являются научные работы в области изобразительноого творчества детей. На международных ...

Их игры рассчитаны на совместное времяпрепровождение родителей с детьми. Плюс игр в том, что они могут изменяться, подстраиваться к каждому игроку, что-то может убираться, что прибавляться. Так же это развивает логическое мышление и фантазию. В основном игры задуманы в виде головоломок, которые направлены на развитие логического и образного мышления. Таким образом каждая игра состоит из нескольких задач, которые нужно решить с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков, картона или пластика. Задачи написаны для ребёнка в различной форме: в виде плоского рисунка, в виде модели, а так же письменной или устной инструкции, чтобы ребёнку было удобнее понять разные способы передачи информации. Задачи расположены в порядке возрастания сложности. Эти игры могут подойти как для двух-трёх-летнего ребёнка, так и для взрослого. Но, Никитинская методика не может быть единственной в развитии ребёнка, она может отлично служить дополнением к другим методикам.

Известный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов. Создал свою методику, в которой он определяет особенности голосового аппарата и физиологические особенности дошкольников, а так же их певческие навыки и умения и диапазон детей в разных возрастных группах. Он делал большой акцент на то, что педагог, работающий с дошкольниками сам должен иметь хорошие вокальные данные, он говорил, что песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр и на прогулках, тем самым постепенно входя в детскую жизнь, но это возможно только в том случает, если воспитатель умеет и любит петь.

Николай Афанасьевич Метлов — советский педагог-музыкант, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Ему принадлежит очень много музыкальных сочинений и научных трудов. Родился он в Москве в 1885 году (1971г).

Он написал такие произведения, как «Детские оперы-игры» (1959г), «Теремок. Шесть русских народных сказок» (1960г) и др. Программы, разработанные Метловым стали основой для создания последующих программных документов. Так же Метлову принадлежит идея создания детского оркестра, сначала шумового, а затем и смешанного. Ведь, как известно, в оркестре у детей развиваются: игра на ударных музыкальных инструментах способствует выработке чувства ритма, расширяет тембровые представления; мелодические музыкальные инструменты развивают ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, а так же весь спектр музыкального представления. Всё это способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств у детей.

Методика Сесиль Браи-Лупан. Свою методику оно создавала с особой нежностью, очень любя своих дочерей и отдавая им всю себя. Сесиль Лупан родилась в Бельгии в 1955 году. В Брюсселе она получила образование актриссы и долгое время выступала на сцене. Так же была известна как Бран. Но с рождением дочери молодая мать открывает для себя новый завораживающий мир «раннего» обучения и развития детей. В настоящее время она живёт в Париже, часто выступает с лекциями и занимается с детьми.

Что касается её методики, то основана она на методики Глена Домана, вернее обработка его методики. Она решила испробовать её на своих дочках, что-то у неё получилось, а что-то нет. Так вот Сесиль попыталась улучшить и добрать необходимое в эту методику, благодаря которой она стала очень тонко чувствовать мир своих детей и давать им именно то,что они хотят и в нужный момент. Она старается наилучшим образом развить интеллект. В то же время она уделяет большое место плаванию, по методики Клэр Тиммерманс. Она составила целые методики по обучению истории искусства, рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. Все результаты, которые она достигла описываются в её книге «Поверь в своё дитя». Цель книги — это дать ценные советы молодым и не только родителям, которые желают открыть мир для своего ребёнка с самого раннего детства. Плюсы в её книге — это то, чо все материалы можно легко найти под рукой — докупать ничего не нужно. Минусы же в её методике — это то, что она с рождения учит детей плаванию, а в настоящее время не все мамы решают отдать своих детей на проныривание.

Глен Доман — врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.

Алиса Анатольевна Самбурская — кандидат педагогических наук, психолог-педагог, а так же автор методики обучения детей чтению, письму и математике на основе музыкальной деятельности.

Любая деятельность обеспечивается функциональной работой мозга, связаной с восприятием и переработкой информации. По данным психофизиологов в период формирования мозга, а это до 7-9 лет вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария, познавательная деятельность детей до семи лет имеет непосредственный, целостный и образный характер, но, к сожалению, многие методики основаны на развитие исключительно левополушарного восприятия. Это ведёт за собой проблему мотивации — дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе. Таким образом, современная жизнь подразумевает под собой такие педагогические технологии, которые должны быть:

  • Нацелены до более раннее обучение;

  • Должны обеспечивать детям более качественные и глубокие знания, создающие базу для последующего обучения;

  • Ориентироваться на психическое, физическое здоровье ребёнка и учитывать психофизиологические потребности каждого возраста;

Ещё в древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм:

  1. На интеллект;

  2. На духовную сущность человека;

  3. На физическое тело;

Современная наука только доказывает нам эти направления.

Как музыка влияет на физическое тело?

  1. Музыка стимулирует процессы восприятия и памяти;

  2. Музыка улучшает арифметические и вербальные способности;

  3. Повышает мышечный тонус;

  4. Стимулирует яркое проявление эмоций;

  5. Музыка оказывает воздействие на частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

  6. Музыка активизирует творческое мышление;

Можно так же с уверенностью сказать, что правильно подобранная музыка способна вцелом оптимизировать деятельность мозга. Когда речь идёт о маленьком ребёнке, мозг которого только формируется, то очень важно, чтоб он слушал и после рождения и даже до рождения только красивую и «богатую» музыку. Восприятие музыки можно смело считать ведущим видом музыкальной деятельности, потому что оно доступно человеку даже до рождения и потому, что сопутствует всем остальным: поём ли мы, музицируем, сочиняем, танцуем — мы всегда слышим музыку. Давно доказан тот факт, что правильно подобранная музыка помогает в большей степени развить интеллект.

Как музыка влияет на интеллектуальную деятельность?

Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содеожит около триллиона клеток, из которых сто миллиардов — нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Музыкальная деятельность обеспечивает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга.

Профессор Чеффилдского университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод», которые приносит музыка. Ею были выделени следующие интеллектуальные эффекту, выделенные в результате музыкальных влияний:

  • Улучшение памяти;

  • Повышение уровня речевых навыков;

  • Улучшение концентрации внимания;

  • Улучшение моторной координации;

  • Повышение уровня читательских навыков;

Алиса Самбурская считает, что в обучении всех детей, без исключения, должна присутствовать музыка.

Лев Семёнович Выготский — 1896г. Советский психолог. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Выготский развил культурно-историческую теорию развития психики: по Выготскому следует различать нисшие и высшие психические функции, а так же два плана поведения:

  • Натуральный (природный) — результат биологической эволюции;

  • Культурный (общественно-исторический) — результут исторического развития общества.

Гипотеза, выдвинутая Выготским предлагает новое решение проблему соотношения нисших и высших психических функций. Главное в них — это уровень произвольности, то есть нисшие психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут управлять самостоятельно.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённым Выготским понятие «зона ближайшего развития». ЗБР — это область не созревших, но созревающих процессов. То есть это задачи, с которыми ребёнок не в силах пока справиться самостоятельно, только в сопровождении взрослого, то есть уровень, на котром ребёнок может справиться с задачей только в сопровождении взрослого.

Педагогическая система Марии Монтессори — характеризуется как метод, в котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. В системе Монтессори дети учаться по своему желанию, следуя собственной мотивации, без принуждения взрослого. Взролый играет роль наставника, который только лишь помогает или объясняет тот или иной материал, в котором заинтересовался ребёнок. Девих методики Монтессори гласит: «Помоги мне сделать это самому». В Монтессори системе дети сами выбирают с кем они хотят заниматься и чем именно. Для Марии Монтессори было очень важно дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, которые отвечают его психологическим потребностям.

По Марии Монтессори процесс развития детской личности делится на четыре этапа:

  1. Первая стадия детства — от 0 до 6 лет;

  2. Вторая стадия детства — от 6 до 12 лет;

  3. Юность — от 12 до 18 лет;

  4. Взросление — от 18 до 24 лет;

Каждый из этих этапов составляет самостоятельный отчётливый отрезок развития.

Рассмотрим фазу первой стадии. Это важнейшее время жизни, пожалуй, самое важное из четырёх. Потому что именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори считала, что в это время ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности. В ходе своего развития ребёнок проходит «чувствительные» и «сензитивные» периоды. В это время ребёнок очень чувствителен к возбуждениям со стороны окружающей среды. Таким образом Монтессори разработала свой учебный материал, который ориентируется исключительно на чувственные восприятия ребёнка.

А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунская разработали учебное пособие, которое рассматривает вопросы теории и методики музыкального воспитания детей именно дошкольного возраста. В книге отмечается своеобразие музыкального опыта современного ребёнка, его вкусов и предпочтений. Раскрывается концепция развития ребёнка как субъекта музыкальной деятельности и вариативные технологии её реализации в сфере дошкольных учреждений. В книге затронуты и раскрыты такие понятие как: детская музыкальная деятельность;

  • Ребёнок-слушатель;

  • Ребёнок-исполнитель;

  • Ребёнок-сочинитель;

Читателями книги могут стать такие люди:

  1. Те, кому интересны проблемы развития и воспитания ребёнка дошкольного образования;

  2. Те, кто неравнодушен к музыке;

  3. Те, кто хочет помогать растущему поколению больше взаимодействовать с музыкой и те, кто хочет обогатить собственную музыкальную культуру;

Методика Н.А.Ветлугиной. Родилась в 1909 г. Доктор педагогических наук, музыкант. В СССР все детские сады работали по программе Н.А.Ветлугиной. Целью методики является развитие у детей дошкольного возраста общей музыкальности. Ветлугина считала, что это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности:

  • Восприятие музыки;

  • Исполнительство;

  • Творчество;

  • Музыкально-образовательная деятельность;

В её программе выделены три формы занятий:

  1. Фронтальные (со всей группой);

  2. Индивидуальные (с одним ребёнком);

  3. Небольшие группы (от 3 до 7 человек);

В каждой форме должны присутствовать все виды исполнительства — это и пение, и музыкально-ритмические движения, и игра на детских инструментах. Главной задачей является овладение — овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар произведений строится на произведениях композиторов-классиков. В пении Ветлугина акцентировала влияние на певческие упражнения, всевозможные попевки.

Кира Владимировна Тарасова — родилась в 1935 году. Окончила филосовский факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, а так же вокальный факультет музыкально-педагогического университета имени Гнесиных. Основные научные достижения связаны в области теоретической концепции развития музыкальности в онтогенезе. Опубликовала шестьдесят научных работ, в том числе и монографию, а так же серию инновационных программ и методик в области музыкального воспитания дошкольников.

Карл Орф — родился в 1895 году. Композитор, педагог, немецкий учёный. В своей системе он объединил методику Айседора Дункан, Жан Жака Далькрозе и свои работы. Его методика музыкального воспитания опирается на музыкальный фольклор. Важнейший принцип его методики — вовлечь в коллективную музыкальную деятельность всех детей путём музицирования. Так же активно обращался к скороговоркам. На музыкальных занятиях с детьми Орф особое внимание уделял ритмико-речевым и речевым упражнениям, а так же развитию певческого канала. Движение, пение, игра соеденены в единое целое. Главной целью было развить творческий потенциал личности ребёнка. Ему принадлежит «Шульверк» — это пятитомное собрание пьес для хорового исполнения в сопровождении фортепиано или ритмических упражнений. Сборник построен на народных песнях и старинной музыке.

Выводы по главе I

Одним из главных условий развития детского творчества является приоритетное внимание к таким видам деятельности как: игровая, учебная, художественная, театрализованная, изобразительная и музыкальная. Ведущие специалисты в области художественного детского творчества — Ветлугина, Гогоберидзе, Алиев, Метлов постоянно подчёркивали значение и большие потенциальные возможности этих направлений в дошкольном возрасте.

Музыкальное воспитание или музыкальная деятельность — одна из главных составляющих эстетического воспитания. Играет большую роль во всестороннем развитии дошкольника. Так же для всестороннего развития дошкольника важно формирование духовной, эстетической, музыкальной, творческой сфер. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» — писал о музыке В.А.Сухомлинский. Занятия музыкой развивают сферу чувств, самопознание. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека, она может заставить радоваться и плакать, мечтать и страдать, грустить и думать. А так же учит разбираться в окружающем мире и его людях.

Если музыка будет служить на занятиях фоном, то она усилит эмоции и поможет сделать наиболее яркими образные представления детей. А что как ни музыка оказывает воздействие на развитие интеллектуальной сферы ребёнка. Музыкальной воспитание — это уникальное и универсальное средство развить в ребёнке все вышеперечисленные качества. Открыть для ребёнка новый мир идей, творчества и настроения. Развить эмоции, интересы, мышление и воображение. Добиться хороших результатов во всём этом этом поможет Музыка!

Глава II Методика развития певческих навыков

у детей дошкольного возраста

2.1. Детские центры раннего развития города Казани., Специфика работы детского центра «Индиго»

Актуальность проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста в настоящее время является бесспорной., так как она непосредственно связана с новым пониманием образования детей. Система дополнительного образования в современных российских условиях рассматривается как важная составляющая образования, так как она может позволить преодолеть кризис детства, а так выявить одарённых и талантливых детей. В настоящее время в Российской Федерации система дополнительного образования воспринимается как сфера услуг, услуг специфических, так как они связаны с формированием личности человека, воспроизведением интеллектуальных ресурсов, развитием культуры.

В настоящее время имеется ряд работ российских учёных, которые исследуют систему дополнительного образования, его сущность, специфику и содержание: В.И.Андреев, А.Г.Асмолов, В.А.Березина, В.П.Голованов, Д.Н.Грибов, М.Б.Коваль и многие другие. Идеи внешкольного образования начали появляться ещё в

19 веке. Первые внешкольные учреждения назывались: «Дневной клуб лоя приходящих детей» (1905 год), «Сетлемент» (1906 год), «Детский труд и отдых» (1909 год), «Бодрая жизнь» (1911 год) — детская летняя трудовая колония.

В конце 19 начале 20 века деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей на стредства местных педагогических обществ. В то же и появился известный тремин «внешкольная работа». М.Б.Коваль акцентировала, что «помощь фойти растущему поколению в культуру, освоить её и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами».

Исследователь О.Е.Лебедев характеризует 20-30 гг. 20 столетия в России формированием системы внешкольных учреждений для детей, обладающей большим социально-педагогическим потенциалом. Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50 гг. 20 века, по мнению исследователя Лебедева, характеризуется реализацией четырёх основных социально-педагогических функций:

  • Профессиональное и гражданское самоопределение детей;

  • Дополнительное образование;

  • Методическая форма;

  • Коммуникативная форма;

В эти годы деятельность внешкольных учреждений приобретает парадность и формализм. В 60 гг деятельность приобретает «деятельностный» характер. Распространяется методика коллективного совместного дела. Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений явились 70-е гг, именно в этот период определились самые главные направления социально-педагогической деятельности.

На рубеже 20-21 вв произошли важные изменения в программе дополнительного образования детей дошкольного возраста. Стало привычным разрабатывать свои методики, авторские для реализации потребностей развития детей. Наметилось несколько учебных направлений:

  1. Развитие сенсорных процессов;

  2. Математическое развитие дошкольников;

  3. Развитие определённого стиля развития мышления, логики;

  4. Развитие интеллектуально-творческих способностей детей;

В настоящее время система дополнительного образования дошкольников переживает период становления. Так как она не имеет государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельно определять смясл и ценность своей деятельности, исходя из интересов детей с учётом специфики его свободного времени.

В Казани есть множество детских центров раннего воспитания для развития ребёнка исключительно во всех сферах деятельности, так как с запада в Россию пришла мода на раннее разностороннее обучение детей, а с ними пришли и различные методики. Хочу ознакомить с самыми яркими и престижными детскими центрами города Казани и рассказать про их специфику работы.

Наиболее яркий и отличающийся своей индивидуальностью является клуб «Золотые бусины». Принимает детей от 0 до 6 лет. Этот клуб единственный в Казани, который полностью работает по системе Марии Монтессори. К клубе представлен весь спектр развивающих игр, разработка которых принадлежит Монтессори. В клубе царит особая атмосфера. Каждый ребёнок сможет найти в нём своё увлекательное занятие без принуждения взрослых. Воспитате в этом клубе должны лишь присматривать за детьми и помогать в нужный момент, например, когда ребёнок не целесообразно или неправильно использует учебный материал. Педагог должен внятно и понятно, доступным языком объяснить и показать ребёнку как работать с тем или иным материалом. Но так же в клубе проводятся и развивающие занятия, такие как: музыка, английский, математика, русский язык, хореография.

Плюс клуба в том, что ребёнок учится полной самостоятельности с самого раннего детства, в три года он сам может обеспечить себя обедом, то есть накрыть на стол. В это дело входит: постелить скатерть, не забыть поставить цветы и салфетки, помыть руки, взять столовые приборы, налить в тарелку самостоятельно первое или положить второе. В конце трапезы дети самостоятельно убирают со стола, например.

Минус клуба, пожалуй, единственный — дети не имеют возможности оставаться там на целый день, как в обычном детском садике.

Семейный центр «Драгоценность» — это школа семейного опыта. Школа предоставляет развитие во многих сферах деятельности. Группы распределены на несколько возрастов:

  • С 9 месяцев до 1 года;

  • С 1 года до 1,5 лет;

  • С 1,5 лет до 2 лет;

  • С 2-х до 2,5 лет;

  • С 2,5 до 3-х лет;

  • От 4-х до семи лет;

Клуб работает на основе методических программ, разработанных Никитиными, Лазаревым, Монтессори. В школе проводятся занятия ритмикой, подвижными играми, пальчиковыми играми, развитием речи и голоса, игра на музыкальных инструментах, развитие слуха, а так же детское творчество: занятия лепкой и рисованием.

Детский клуб «Мама Я». Принимает детей от 9 месяцев до 14 лет. Каждая возрастная группа имеет своё тематическое название:

  • «Открываю мир» — для детей от 9 месяцев до 1,5 лет;

  • «Маленький гений» — для детей от 1,5 до 3 лет;

  • «Хочу учиться» и «Волшебный мир»- для детей от 3 до 7 лет;

  • «Музыкальные открытия» — для детей от 3 до 14 лет;

В школе дети обучаются музыке, английскому языку, математике, русскому языку. Так же проводятся тематические занятия по окружающему миру. Присутствует ИЗО-студия и студия АРТ-терапии. Английский язык дети учат только с трёх лет, а вот занятия музыкой и музыкальная сфера пропитывает ребёнка уже с девяти месяцев.

Детский развивающий центр «Дошколёнок». Центр принимает детей от одного года до шести лет. Занятия предусматривают как раннее развитие так и подготовку к школе. Английскому языку дети могут обучаться уже с двух лет. Так же в центре присутствуют занятия для эстетического развития малышей. В эстетическое развитие входит: музыка, ритмика, танцы, хореография, рисование и детский фитнес. Развивающий детский центр работает по системе программ Монтессори, Зайцевых, Никитиных.

Школа Артёма Анатольевича «Дошколята» — принимает детей от двух до семи лет. Школа проводит подготовку детей и родителей к школе, а так же семинары и тренинги и консультация детского семейного психолога. В своей работе школа опирается на проверенные временем методики, используют современные педагогические методики, осуществляют методическую помощб родителям. Цели школы:

  • Развитие способностей ребёнка путём погружения его в увлекательный мир игры и учёбы;

  • Адаптация детей к окружающему миру, к новой деятельности;

  • Формирование необходимых жизненных и учебных навыков;

Школа работает по методике Н.А. Зайцева. Развивают математические и вычислительные способности. Проводят занятия подвижных и настольных развивающих игр. А так же есть занятия для развития моторики рук: рисование, лепка. Кроме всего этого есть ритмопластика и танцевальная студия.

Детский развивающий центр «Кораблик». Развивает детей во многих направлениях: повышение уровня интеллекта, танцы, вокал, рисование, музыка, лепка, сенсорика, логопед, песочная психотерапия, детский фитнес, иностранные языки.

Детский развивающий клуб «Тёма». Главная цель — всестороннее развитие личности и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Детский центр раннего развития «Глобус» — принимает детей от 1,5 до 12 лет. Проводит развивающие занятия. Каждые занятия имеют своё название:

  • «Вместе с мамой» и «Вместе с мамой по-английски»;

  • «Мир вокруг нас»;

  • «Скоро в школу»;

Так же в центре присутствует театральная студия, ИЗО студия, шахматная студия, театр танца «Дорога из города».

Для дошкольников есть подготовка к школе «Мир вокруг нас» ориентирована на детей от трёх до семи лет.

«Скоро в школу» для детей от шести до семи лет;

«Маленькая школа» для детей от двух до трёх лет;

«Монтессори класс» для детей от трёх до семи лет.

Семейный творческий центр «Мандаринка». Приоритетными для клуба являются три направления:

  1. Просвещение;

  2. Досуг;

  3. Творчество;

Через просвещение центр стремится передать знания в сфере психологии, музыки, истории, искусства, здорового образа жизни. Для занятий творчеством в клубе создана особая атмосфера, чтобы дети могли творить, фантазировать и заниматься творчеством.

Развивающий детский центр «Бэби-клуб» — бережное развитие интеллекта. Основныит методиками их обучения являются методики Зайцева и Монтессори, а так же собственные методики клуба. В клубе работает система непрерывного усовершенствования методик. Более 150 педагог еженедельно обмениваются собственными наработками в области бережного развития интеллекта ребёнка дошкольного возраста. Клуб учитывает психологические и физические особенности детей. Преподаватели клуба постоянно совершенствуют свои знания в области педагогики, для этого преподаватели «Бэби-клуба» посещают различные семинары в разных городах России отбирая при этом самое лучшее, что в дальнейшем используется для работы с детьми. Клуб набирает детей от восьми месяцев до шести лет. Основное занятие клуба включает в себя: счёт, геометрию, логику, пространственную ориентацию, упражнения на развитие сенсорики, моторики, артикуляционную гимнастику, логоритмику, чтение по методике Зайцева, оздоровительную гимнастику по Валявскому, музыкальную зарядку по Железновой и другое различное творчество.

Детский развивающий центр «Индиго». Принимает детей от девяти месяцев до семи лет. В центре есть английский язык, его начинают преподавать с четырёх лет. ИЗО студия с четырёх лет. Танцевальная студия с четырёх лет. Занятия музыкой. Занятия с логопедом. Занятия с психологом.

Занятия музыки проходят один раз в неделю. Занятия включают в себя:

— Игра на музыкальных инструментах;

— Знакомство с музыкальными инструментами;

— Музыкальная ритмика с помощью шумовых инструментов;

— Музыкальные подвижные игры;

— Слушание музыки;

— Музыкальные угадайки;

— Музыкальная пальчиковая разминка на основе Железновой;

— Оркестр из шумовых инструментов;

— Музыкальная импровизация;

— Пение;

— Музыкальные распевки;

— Ритмически-слоговые упражнения;

2.2. Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста

«Человеческий голос — это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры», Золтан Кодаи.

Одной из важнейших задач распевки является не только подготовка певческого аппарата к работе, но и формирование у детей основных певческих навыков. Таковыми являются:

  • Певческое дыхание и опора звука;

  • Максимально точное интонирование;

  • Высокую певческую позицию;

  • Общую певческую установку;

  • Ровность звучания;

  • Дикционные и орфоэпические навыки;

На первоначальном этапе необходимо развивать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь каких-либо тонкостей в том или ином упражнении. В дальнейшем, при систематических занятиях, будут всё больше развиваться и закрепляться упражнения, а так же совершенствование и развитие певческих навыков. Фундаментом вокальной русской школы является метод М.И.Глинки — «Концентрический метод» — он и может быть основой певческого воспитания дошкольников. Что включаетв себя «Концентрический метод»? Рассмотрим подробнее:

«Концентрический метод» включает в себя стабильные упражнения, которые разработал сам М.И.Глинка, они подходят для систематического использования из года в год. Так же они подходят для работы и с мало подготовленными певцами и с профессионалами, а так же для детей и взрослых. Сущность метода:

  • Развивать голос следует исходя из натуральных звуков;

  • Работать нужно без торопливасти, без спешки;

  • Диапазон голоса для слабо разработанного голосового аппарата составляет несколько тонов, а для хорошего певческого аппарата октава. Ни в том, ни в другом случае не должно быть зажатости;

  • Петь нужно на умеренном голосе, не громко и не тихо;

  • Необходимо «причесать» все звуки по громкости, чтоб ни один не выделялся;

  • Наибольшее внимание нужно уделять свободному пению и качеству звучания;

  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

Хочется отметить, что все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьезбережения.

Перейдём, непосредственно, к вокальным упражнениям.

Дошкольный возраст особенный в плане того, что им приходится по другому подавать материал, большое значение имеет заинтересованность детей в происходящем, если дети заинтересованы в пении, то и результат будет хороший. Заинтересовать детей можно с помощью музыкальных игр, всевозможных картинок, иллюстраций и игрушек, а так же наглядных пособий и материалов, музыкальных дидактик. Именно в игре самоутверждается как личность, у него развиваются: положительные реакции, интерес, образ, фантазии, речевое общение, движение, а главное — непроизвольное обучение детей с помощью игры не нарушает их психофизическое состояние. Практика доказывает, что в процессе игры проходится и усваивается гораздо больший объём работы, нежели в обычной учебной ситуации. Перед тем, как начать петь можно использовать следующие двигательные упражнения, которые помогают достичь расслаабления мышечной зажатости и правильной осанки:

1. «Идём на рынок» — представляем, что выбираем самый красивый арбуз, он тяжёлый, мы его стараемся поднять (дети наклоняются), но арбуз очень тяжёлый и мы его отпускаем, тем самым выпрямляемся и выдыхаем.

2. «Примерка пиджака» — описывать круговые движения плечами вперёд (мы одели пиджак) и назад (мы пиджак сняли).

Это упражнение заставляет детей расслабить плечевые мышцы и приготовить грудную клетку к пению.

3. «Пружинки» — по команде педагога дети поднимаются на носочки, через некоторое время опускаются. Это упражнение помогает достичь правильной певческой установки с опорой на ногах.

Это упражнение можно заменить с использованием музыкальной игры, например, в моей практике такое упражнение называется:

4. «Музыкальные кисточки» — под игру на инструменте (педагог играет на фортепиано), дети должны ходить по кругу с поднятыми руками и кистями рук рисовать пальчиками воображаемые рисунки. Как музыка заканчивается, дети должны остановиться и подняться на носочки — тем самым застыть и не шевелить пальчиками. Игра может продолжаться не более трёх раз.

Далее, перед тем как мы размяли корпус и дети уже могут принять певческую установку, нужно размять артикуляционный аппарат, чтобы дикция была чёткая. Благодаря артикуляционной гимнастике дети знакомятся со всем, что есть у них во рту: языком, зубами, губами, нёбом. Я взяла за пример ртикуляционную гимнастику Е.В. Логиновой, это музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №5 «Светлячок» (г.Няндома).

Она состоит из простых образных словосочетаний:

«Язычок проснулся» — толкать языком в правую и левую щёку;

«Язычок, покажись» — покусать кончик языка;

«Зубов не страшись» — высовывать язык вперёд и убирать назад;

«Зубки кусаются» — покусать нижнюю и верхнюю губу;

«Губки смеются» — в улыбке открыть верхние зубы;

«Губки обижаются» — вывернуть нижнюю губу;

«Чистые зубки» — провести языком между верхней губой и зубами;

«Губки, зубки улыбаются» — улыбнуться.

К артикуляционной гимнастике можно добавить дыхательную. Она помогает научиться петь через правильное дыхание, не поднимая плеч. Нужно следить за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи, тем самым положив руку на живот мы должны чувствовать, чтоб он наполняется воздухом а плечи сободны и не поднимаются. Для этого можно подобрать самое лёгкое упражнение:

«Задувание свеч» — набрать побольше воздуха в лёгкие, не спеша, не поднимая плеч, чтоб надувался живот и выдыхать, будто задуваешь свечи. Нужно формировать короткий вдох и длинный выдох.

Чтобы дети почувствовали высоту звука, можно использовать игровое распевание. Оно основано на таких попевках, как «Маша и медведь», «Лиса и воробей», всё это сопровождается иллюстрациями, чтобы дети визуально лучше могли понять музыкальный образ. Попевки поются в двух регистрах: высоком и среднем. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность образов помогает детям лучше сравнивать и исполнять их голоса, и играть в них, что придаёт им артистизма.

Одно большое упражнение, котороя я придумала для того, чтобы дети могли не просто распеться, но и вспомнить ритм, а так же заняться пальчиковой гимнастикой и ритмикой.

«Отгадай ритм» («Отгадай мелодию»):

На интерактивной доске или на простой доске пишется определённый ритм в двух вариантах, а так же мелодия в двух вариантах:

Выбери правильный ритм:

1.

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 1

2.

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 2

Педагог должен обратить внимание детей на ритм, разобрать с ними какая нота длинная, а какая будет короткой. После этого этапа педагог должен прохлопать руками ритм или исполнить один из вариантов ритма на шумовом инструменте (можно использовать маракас) . Дети, визуально наблюдая где короткие, а где длинные длительности должны выбрать правильный ритм, затем все вместе простучать.

Выбери и спой правильную мелодию:

1.

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 3

2.

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 4

Педагог перед проигрыванием определённой мелодии разбирает с детьми длительности, потом проигрывает один из вариантов либо на фортепиано, либо на флейте, либо можно просто спеть. Дети должны определить какой вариант спел педагог.

* Задания могут усложняться, вместо двух вариантов может быть и три, но желательно не более пяти вариантов.

* Я использую для ритмики самодельный материал из картонных коробочек, которые наполнены разными наполнителями, которые создают разное звучание (рис, гречка, бусины и т.д.)

Рис.1

Так же дети очень любят пальчиковые разминки-распевки Е. и С. Железновых. Я использую их на своих занятиях в распевке для того, чтобы сконцентрировать внимание детей на пении и успокоить их, тем самым приготовить к пению, а пальчиковая игра не даст заскучать. К таким распевкам лучше всего показывать иллюстрации, по которым дети сами будут догадываться какую будут петь распевку.

Рис.2

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 5

«Обезьянки»:

Обезьянки вышли погулять,

(Выполняем движение «фонарики»)

Обезьянки стали танцевать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Одна из них ушла домой поспать,

(Ладони прижимаем друг к другу и кладём под щёку)

Потому что надоело танцевать.

(Выполняем стряхивающее движение рук)

Такие упражнение у Железновых обычно идут с музыкальным сопровождением, фонограммой, поэтому очень удобно выполнять движение под фонограмму, можно полностью быть с детьми и выполнять с ними движения, а так же правильно петь, так как на фонограмме песню обычно исполняет ребёнок и дети стараются копировать.

«Паучок»:

Рис.3

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 6

(Одна из рук — «веточка», её вытягиваем вперед. пальцы растопырены.

Другая рука — «паучок», который гуляет по «ветке»)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

(выполняем стряхивающее движение кистями рук)

Паучков на землю смыл.

(хлопаем ладонями по коленям)

Солнце стало пригревать,

(руки поднимаем вверх, перекрещиваем, растопыриваем пальцы)

Паучок ползет опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Обычная музыкальная распевка с инструментом.

Для дошкольников очень важен зрительный образ, наглядная иллюстрация. Поэтому, когда мы начинаем петь простые вокальные распевки, дети могут заскучать о том, о чём поют, поэтому даже в коротких распевках нужно чем-то занять концентрацию внимания детей, например, к каждой распевке я показываю детям определённые тематические картинки, и раз за разом дети уже запоминают какая распевка стоит за каждым рисунком.

1. «Розочка» :

Рис.4

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 7

Эта простая распевка на Legato . Главная задача педагога при работе над звуковедением — добиваться кантиленного пения:

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 8

2. «Скубидубиду»:

Рис.5

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 9

Всем детям знаком известный мультик про пёсика «Скубидубиду», он позитивный и смешной, вызывает у детей море положительных эмоций. Эта распевка отличается от предыдущей тем, что её следует петь на Staccato . Распевка развивает гласные «У», «И». Помогает детям научиться быстро менять положение губ от «И» до «У».

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 10

3. «Пчёлка»:

Распевка начинается с верхней ноты, в отличие от предыдущих и имеет нисходящую мелодию. Здесь нет определённого штриха исполнения, эта распевка близка по мативу к короткому напеву, так что её следует исполнять как песню или как мотив песни.

Рис.6

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 11

Наглядный пример иллюстрации помогает детям понять, что пчёлка жужжит именно так, как они поют. Упражнение развивает такие гласные как «У», и согласную «Ж». В основном, буква «Ж» получается с третьего раза, так как буква для детей довольно сложная.

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 12

Распевание — это начальный этап пения. Он имеет две функции:

  • Разогревание голосового аппарата детей и настройка к пению;

  • Развитие певческих и технических навыков, это помогает достичь качественного звучания в песне;

a cappella.

Так же очень полезные упражнения идут на одной ноте разные буквы: «а,э,и,о,у». Или слоги: «ма, ме, ми, мо, му». В этих упражнениях важно контролировать силу звука, чтоб никакую букву ребёнок не выделял, главное здесь — это ровность звука.

Дидактическая музыкальная игра

Цель: развитие звуковысотного (ладового) слуха.

Задачи:

  • Дать основы музыкальной грамоты;

  • Развивать основы творческого музицирования;

  • Развивать артистизм;

  • Развивать певческие навыки исполнения;

Игра состоит из карточек, на которых нарисован нотный стан, карточки раздаются каждому ребёнку. К карточкам прилагаются ноты из картона, можно использовать просто маленькие кружочки.

*Но если дети знакомы с ритмическим рисунком, лучше вырезать ноты со штилем.

Задание: каждый ребёнок должен составить небольшую попевку, из 5-7 нот, которую должен будет спеть после того, как педагог проиграет её на фортепиано.

Рис.7

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 13

Рис.8

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 14

Рис.9

 вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста 15

Выводы по главе 2

Пение — один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение определённых целей:

  • Формирование музыкальной и духовной культуры ребёнка;

  • Развитие музыкальности, ладового слуха, чувства ритма, способности к восприимчивости, сопереживанию, любви;

  • Развитие образного и ассоциативного мышления;

  • Творческого воображения;

  • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • Воспитание устойчивого интереса к музыке, а так же музыкального вкуса учащихся;

Пение — это наиболее благоприятный вид деятельности для того, чтобы развить в ребёнке человечность, открыть для него весь мир. Музыка многогранна и несёт в себе множество смыслов, которые постепенно открывает для себя малыш.

Заключение

Пение — это психофизиологический процесс, который связан с эмоциональным состоянием ребёнка. Правильное пение сопровожданется комфортом, не вызывает лишних эмоций. Это способствует положительному отношению ребёнка к мению и самому предмету музыки в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на умственное развитие ребёнка, развивает его основные психические функции. Таким образом, уроки музыки или уроки пения с раннего детства являются мощным средством их воспитания и развития.

Методы вокально-хоровой работы с детьми очень многоранны и сложны, так как они являются не только познавательным процессом, но и практическим умением детей.

В результате проделанной работы в моей работе можно сделать следующие выводы:

  1. Рассмотрение психофизиологических особенностей дошкольного возраста детей показало, что голосовой аппарат дошкольника ещё не сформирован полностью, из этого следует, что связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, и дыхание не всегда получается устойчивым, правильным.Организм находится в самом процессе роста. Активно развивается воображение, память, мышление.

  2. Основными певческими навыками, которые формируются в дошкольном возрасте, являются артикуляция, дыхание, звукообразование. Важным начальным этапом является распевание.

Занятия музыкой, а точнее пением затрагивает три основные сферы человека:

  1. Здоровье. В процессе пения восстанавливается работоспособность, пение положительно сказывается на общем состояние организма. Это научно доказано и обосновано.

  2. Духовность. Пение, музыка вносит общий жизненный смысл. Дарит духовную свободу. Развивает внутренний мир.

  3. Интеллект. В процессе пения стимулируется мыслительная деятельность, а так же развивается и укрепляется память.

В эстетическом развития личности занятия пением и музыкой в целом играют большую роль.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/vyipusknayapo-akademicheskomu-vokalu/

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.

2. Авторитетные психологи России: сб.науч.ст. / Рама Паблишнг. — Москва, 2010. — 528 с.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская; отв. ред. Т.А. Добровольская. — М.: Academia , 2001. — 246 с.

4. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей / В.А. Багадуров. — М.: Музыка, 1953. — 158 с.

5. Багадуров В.А. Воспитание детского голоса / В.А. Багадуров. — М.: Музыка, 1952. — 208 с.

6. Багадуров В.А. Начальные приёмы развития детского голоса / В.А. Багадуров — М.: Музыка, 1954. — 236 с.

7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина — М.: Музыка, 1989. — 112 с.

9. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.

Ю.С.Богачинская

11. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. Идеи для развития мелкой моторики / А.М. Диченкова. — М.: Феникс, 2008. — 220 с.

Н.М. Черноиваненко

13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики / Л.Б. Дмитриев. — М.: Музыка, 1963. — 674 с.

14. Добина Н.И. Развитие личности ребёнка 5-7 лет в детском саду / Н.И. Добина. — М.: Академия Развития, 2009. — 192 с.

15. Овчинникова Т.М. Личность и мышление ребёнка / Т.М. Овчинникова. — М.: Академический Проект, 2004. — 192 с.

16. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания / Д.Е. Огороднов. — М.: Лань, Планета Музыка, 2014. — 224 с.

А.Г. Арушанова

18. Пекерская Е.М. Вокальный букварь / Е.М. Пекерская — М.: Музыка, 1996. — 128 с.

19. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. — М.: Владос, 1997. — 496 с.

20. Стулова Г.П. Теория и практические работы с детским хором / Г.П. Стулова. — М.: Владос, 2002. — 176 с.

Интернет-источники

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/vyipusknayapo-akademicheskomu-vokalu/

1. Аидова К.В. Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

2. Джолова Р.Ю. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

3. Корнилова Л.М. Формирование и развитие певческой культуры у детей дошкольного возраста

4. Кулькова Н.П. Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Вокальное пение»

5. Машинистова Н.В. История становления дополнительного образования детей в России

6. Мотова Н.В. Программа работы вокального кружка

7. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. Работа с голосом

8. Серебрякова Т.Ю. Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

9. Сизоненко Н.Н. Музыкально-певческое развитие детей среднего школьного возраста в процессе вокального обучения [ Электронный ресурс ] : [ диссертация, 20 апр. 2006 г. ] Н.Н. Сизоненко. URL : (дата обращения: 15.03.2014).

10. Спирина В.В. Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста [ Электронный ресурс ] : [ научная статья, 10 апр. 2012 г. ] В.В.Спирина. URL : (дата обращения:15.03.2014).

Приложение 1.

План-конспект урока музыки для детей от трёх до четырёх лет

1. Музыкальное приветствие:

Учитель: «Как тебя зовут?» (пропевает вверх по пятиступенной гамме)

Дети: «Я Андрей» (пропевают вниз три звука)

2. Музыкальные распевки (примеры даны во II главе 4 параграфа), обычно используем не больше трёх.

3. Пальчиковая музыкальная разминка по Железновой «Обезьянки». Показ картинки для визуального восприятия и запоминания музыкального материала.

4. Шумовая ритмика. Раздаю шумовые инструменты (самодельные маракасы) и в ритм под весёлую мелодию стараемся ровно простучать ритмический рисунок.

5. Вспоминание музыкального материала, песни. «Песня львёнка и черепахи». Сначала дети проговаривают слова песни, хлопая в ладоши в такт.

6. Музыкальная игра «Платочки». Когда преподаватель играет на фортепиано – дети должны бегать и веселиться, показывать свои платочки. Когда музыка внезапно прекращается- дети должны сесть на подушки и спрятать платочки за спину. Игра может повторяться не более пяти раз.

7. Слушание музыкальных инструментов. Скрипка и флейта. Узнавание по картинкам. Описываем инструменты.

8. Повторение музыкального материала, разучиваемой песни. «Песня львёнка и черепахи».

9. Музыкальная игра «Карандашики». Когда педагог играет на фортепиано громко — дети должны бегать по комнате с вытянутыми ручками, а кистями изображать рисующую кисть. Когда педагог начинает играть тихо – дети должны встать на месте солдатиком, руки опустить по швам и изобразить карандаши.

Цель игры: научить различать детей « f » и « p ».

10. Музыкальная угадайка. Отгадать прослушанные ранее музыкальные инструменты: скрипка и флейта. Показать нужные картинки.

11. Игра на музыкальных инструментах.

12. Слоговая ритмика. Проговаривать слова на определённый ритмический рисунок.

13. Тематическая песенка «Разноцветная песенка». Педагог поёт песенку и когда называет определённые слова, то дети должны показать нужную картинку.

14. Игра «Пузырики». Развлекательная игра после занятия.

15. Раздача справедливых оценок.

Приложение 2.

План-конспект урока музыки для детей от пяти до семи лет

1. Музыкальное приветствие.

2. Музыкальная распевка.

3. Вспоминание музыкального материала. Песня «Бедный ёжик». Прохлопать ритмический рисунок проговаривая слова песни.

4. Музыкальная игра «Платочки». Развитие динамических оттенков у детей.

5. Шумовой оркестр. Простучать ритмический рисунок.

6. Сочинение своего ритма из длительностей. Простучать этот ритм. Сочинение своей мелодии. После проигрывания её педагогом, постараться максимально приближённо её спеть. С помощью педагога.

7. Музыкальная игра «Прятки». Педагог прячет игрушку в комнате. Когда дети её ищут, подсказкой правильного места служит игра на фортепиано в верхнем регистре. Если же педагог играет в нижнем регистре – то дети ищут в неправильном направлении.

8. Повторение музыкального материала. «Бедный ёжик».

9. Слушание музыки. Ассоциации.

10. Музыкальные инструменты. Слушание.

11. Выбор правильного ритмического рисунка. На доске нарисовать два ритмических рисунка. Педагог должен спеть один из них или простучать, а дети — выбрать правильный ритмический рисунок из двух (или из трёх).

12. Игра на музыкальных инструментах.

13. Игра «Музыкальное эхо». Дети должны как можно точнее повторить за педагогом ритмический рисунок. Либо хлопать в ладоши, либо исполнять на шумовых, либо использовать металлофон или другие музыкальные инструменты.

14. Музыкальная угадайка.

15. Раздача справедливых оценок.

Приложение 3.

«Разноцветная песенка»

План конспект урока музыки для детей от пяти до семи лет 1