Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста во всех её проявлениях

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры — т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Целью курсовой работы является изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста во всех её проявлениях.

Задачи:

  • раскрыть понятия что такое дошкольный возраст, музыкальная деятельность, методы музыкального воспитания;
  • изучить виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
  • выявить формы организации музыкальной деятельности;
  • разобрать методы обучения восприятию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Объект исследования — музыкальная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет — использование различных методов обучения в процессе обучения детей видам музыкальной деятельности

Методы исследования

  • изучение научной литературы по данной тематике;
  • анализ ФГОС ДО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

дошкольный музыкальный воспитание обучение

Глава 1. Теоретические основы обучения музыке детей дошкольного возраста

1.1 Понятие «дошкольный возраст», «музыкальная деятельность», методы музыкального воспитания»

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений — вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели — воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность.

11 стр., 5093 слов

Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной ...

... дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка». Глава 1. Теоретический аспект исследования 1.1 Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении детей Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка ...

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», — писал он.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание — это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании — это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание — это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание — это формирование музыкальной культуры человека.

Искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

4 стр., 1903 слов

Бальный танец как фактор физического воспитания личности детей

... ГЛАВА II. Социальное значение бальных танцев. 2.1 Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс. Развивая культуру танца у детей, правильнее рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием. Танец - это мелодичный и ритмичный ...

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.

Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить его с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкального воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста. Методы музыкального воспитания осуществляются в условиях непосредственного контакта педагога с детьми, его влияния и действенной помощи в процессе их активной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уровень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую общую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой. Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие кар тины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.

23 стр., 11099 слов

Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

... возможности восприятия музыки глухими детьми. Определить влияние музыки на развитие детей с нарушениями слуха. Выделить методы музыкального воспитания во внеурочное время в школе глухих. ... и понимающими хорошую музыку. С помощью музыкального воспитания совершенствуются творческие способности детей. Все виды музыкальной деятельности - восприятие музыкальных произведений, их исполнение, создание - по ...

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:

  • быть высокоидейными, способствовать пробуждению и раз витию гуманных чувств;
  • быть художественными;
  • эмоционально насыщенными;
  • содержательными и занимательными по сюжету;
  • мелодичными;
  • простыми по форме и доступными по содержанию.

наглядно — слухового метода

словесный

художественно-практический метод,

В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к большей самостоятельности. В связи с этим на музыкальных занятиях, в процессе практической деятельности педагог использует и другие методы, позволяющие ему влиять на содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень овладения ими материалом.

Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учитывая их возрастающую активность, большие возможности, педагог в одних случаях пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выполнения (пение песни, ее фрагментов, исполнение движения танца), в других применяет метод опосредованного педагогического воздействия на самостоятельную деятельность детей.

В старшей и подготовительной группах педагог-музыкант пользуется методом проблемного воспитания и обучения, особенно побуждающего и развивающего у детей самостоятельные поиски решений для выполнения творческих заданий, которые им предлагает педагог. В творческой поисковой деятельности у ребенка развиваются познавательные способности, проявляется интерес к выполняемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стремление к правдивому воспроизведению его в движении.

При выборе методов и приемов руководства учитывается уровень общего и художественного развития детей данной возрастной группы, их индивидуальных и возрастных особенностей (группы в целом и отдельного ребенка), музыкальных способностей, склонностей, интересов, возможности самостоятельных способов действий, а также перспективы их дальнейшего художественного музыкального развития.

В процессе музыкально-художественного обучения детей целесообразное сочетание и использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педагогического процесса.

Каждый основной метод — наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический — заключает в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все указанные методы и приемы музыкального воспитания и обучения действуют во взаимосвязи, способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно-образовательной работы с детьми.

3 стр., 1087 слов

Приобщение детей к музыкальному искусству

... приобщения детей к музыкальному искусству подобрать музыкальное произведение и провести занятие с детьми старшего дошкольного возраста. Выбор музыкального произведения для беседы «Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в ... были живы в душе композитора всегда. В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Воткинской ...

Широкое творческое применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует ее, помогает творчески работать.

1.2 Общая характеристика видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Осваивая любую форму музыкальной деятельности дошкольников, важно учитывать следующие принципы:

  • комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
  • систематичность;
  • постепенность;
  • последовательность;
  • повторность.

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки — ее восприятие и анализ.

Слушание музыки

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам — высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Все это помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания.

творческая исполнительская деятельность,

Хоровое пение

Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания детей к исполнению песен. Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организо ванности, волевых усилий.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат — является своеоб разным видом дыхательной гимнастики.

Обучение игре на музыкальных инструментах

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

Музыкально-ритмические упражнения

Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... душу». В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Музыка — искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление ...

Глава 2. Формы организации музыкальной деятельности в ДОУ

Современное дошкольное образование стремится к тому, чтобы воспитать разносторонне — развитую, творческую, самодостаточную личность по средствам реализации общей образовательной программы и дополнительного образования детей в стенах ДОУ. Для успешного функционирования любого педагогического проекта, образовательной программы педагогу необходимо творчески подходить к осуществлению педагогического процесса, искать все новые и новые формы его организации. Неслучайно, сегодняшние педагоги активно используют методы индивидуализации педагогического процесса, проблемного обучения, стремятся к интеграции образовательных областей, внедрения ИКТ в занятия — все это способствует более эффективному погружению детей в мир знаний, овладению ими необходимыми навыками и умениями, развитию способностей каждого ребенка.

Музыкальное искусство — это многогранный мир переживаний, чувств, эмоций, переданный специфическим «музыкальным языком», который ребенок начинает познавать с самых первых дней своей жизни. На протяжении всей жизни, человека сопровождает музыка. А вот, как и в какой форме будет организованна встреча с музыкальным искусством — это зависит от уровня профессионализма педагога — музыканта, от развитости общей культуры воспитателя, от желания родителей привить общую культуру ребенку.

Раскроем основные формы организации музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (музыкальное занятие, музыка в повседневной жизни ДОУ, музыка на физкультуре, развлечения, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность), постараемся охарактеризовать каждую из них.

музыкальное занятие.

Главная цель музыкального занятия

Каждое музыкальное занятие — это путешествие в музыкальную страну, знакомство с которой развивает у ребенка музыкальные способности, формирует основы вкуса, совершенствует умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.

Особенность музыкальных занятий заключается в том, что в рамках одного занятия происходит чередование различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота).

Педагог сразу же обучает нескольким видам музыкальной деятельности, поэтому трудность построения занятия в том, что необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения различные по тематике и настроению. Сложность ещё заключается и в том, что последовательность разучивания учебного материала может быть разной в том или ином виде деятельности и не совпадать. Например, на пении может быть произведение, в котором прорабатываются сложные мелодические скачки, точное интонирование мелодии, работа над дикцией, а в слушании — первичное знакомство с произведением, его разбор (сколько частей, какой характер, какие музыкальные средства выразительности использованы и т.п.), на ритмике — совершенствование и самостоятельное исполнение движений под знакомую музыку. В таких условиях педагог должен учитывать умственную, физическую, эмоциональную нагрузку дошкольников, преемственность в развитии музыкальных способностей, преемственность в освоении навыков, умений и знаний, преемственность в разучивании музыкального репертуара, вариативность и соответствие возрастным возможностям детей. Чтобы музыкальное занятие было интересным для детей, педагог должен быть увлечен своим трудом и заражать своей любовью к тому, что он делает воспитанников.

4 стр., 1734 слов

Беседа о содержании музыкального произведения «Шествие гномов» ...

... вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности. 2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Предварительная работа: 1. Игра на детских музыкальных инструментах. 2.Прослушивание пьесы «Шествие гномов» Эдварда Грига. Оборудование: музыкальное произведение Э. Грига в аудиозаписи, ноты для ...

но и в повседневной жизни ДОУ

на прогулке.

занятие по изобразительной деятельности

при чтении литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/formyi-muzyikalnoy-deyatelnosti-v-dou-muzyikalnyie-zanyatiya/

Музыкальные предпочтения воспитанников проявляются ещё и в детских играх, в которые дети играют на протяжении всего дня. Дети могут играть в оркестр, в концерт, просто танцевать в группе, исполнять песни и попевки, выученные на занятиях. В этом случае воспитатель помогает детям распределять роли, подбирает подходящие для этого записи: народные плясовые, танцевальные произведения.

Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия,, Цель любого развлечения

Для того чтобы каждое развлечение было интересным и неповторимым, необходимо креативно подходить к содержанию мероприятия, отбирать только высоко художественные музыкальные произведения, качественно их исполнять. Важно помнить о доступности музыкального и литературного репертуара, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, уровня их развития; о продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей. Дело в том, что развлечения могут быть направлены на более активное участие детей в качестве исполнителей. Здесь педагоги преследуют цель активизировать, объединить творческие проявления детей, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и доставить радость. Есть развлечения, где дети выступают в качестве зрителей или слушателей. Такие развлечения проводят взрослые и поэтому в сценарий включается более сложный репертуар, а содержание носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями того или иного искусства и пр).

Формы организации развлечений многообразны и вариативны, так как зависят от целей, задач, жанра, а также самого репертуара. Это может быть композиция, концерт, спектакль, игра, соревнование, викторина, аттракцион, карнавал, театрализованное шествие.

Педагоги-музыканты и воспитатели одни из главных организаторов праздников в ДОУ. Безусловно, что музыка становится ведущим компонентом праздника и соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющим в подборе музыки: праздник осени, Новогодние утренники, встреча Весны, День защитника Отечества, Восьмое марта, 9 мая и др.

15 стр., 7121 слов

Музыкальные произведения Роберта Шумана и Петра Чайковского

... музыкальных произведений Чайковского. 1. Фортепианная музыка Шумана: циклы миниатюр; типичные образы и выразительные средства 1.1 Великий композитор – Роберт Шуман Немецкий композитор ... на творчество Шумана оказал Мендельсон. На него Шуман, по собственному выражению, «смотрел, как на ... был младший из пяти детей. С семи лет ... талант на множество оригинальных музыкальных шуток. Между тем любовь ...

Самая главная цель любого праздника

Кроме, вышеперечисленных форм организации музыкальной деятельности, можно выделить и самостоятельную музыкальную деятельность детей вне занятий, утренников и праздников , когда по своей собственной инициативе ребенок поет, танцует, подбирает мелодию на детских музыкальных инструментах, играет в концерты, театры, спектакли. Для того чтобы ребенок свободно выражал свои пристрастия и музыкальные предпочтения, в группе должны быть созданы все условия: музыкальная среда «музыкальный уголок», музыкально-дидактические игры, театральный уголок, наличие магнитофона, проигрывателя и прочее.

Таким образом, музыкальное искусство — это источник развития эмоциональной сферы дошкольника, возможность проявления его творческого потенциала, развития фантазии и воображения. Следуя от музыкального занятия, развлечения, праздника к самостоятельным музыкальным проявлениям, ребенок реализует свои внутренние музыкальные потребности, совершенствует музыкальные способности, формирует личностные качества (уверенность в себе, доброжелательность, толерантность по отношению к другим участникам педагогического процесса, лидерские качества), адаптируется к социальным нормам, воспитывает эстетический вкус, формирует общую культуру.

Включение музыкального искусства в жизнь дошкольников — это необходимое условие развития гармоничной личности, обогащения духовной и нравственной культуры каждого ребенка. Конечно же, огромная ответственность ложиться на плечи взрослых участников педагогического процесса: педагога — музыканта, воспитателей и родителей, поскольку они являются проводниками в этот многогранный мир переживаний, чувств, эмоций, переданный специфическим «музыкальным языком». О роли и личности педагога в педагогическом процессе можно рассуждать много и бесконечно, но это уже другая тема для разговора.

2.1 Методы обучения восприятию музыки детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки — ее восприятие и анализ.

Слушание музыки — одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку — дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

4 стр., 1630 слов

Специфика музыкальной деятельности дошкольников

... воспитательные возможности музыкального искусства. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: выявить взаимосвязь между видами музыкальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста. Для выполнения цели, были выдвинуты ЗАДАЧИ: Рассмотреть возрастные психологические особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Проследить ...

Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено).

Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.

Одно из произведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы.

Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.

Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.

Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы).

Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Так же после прослушивания можно дать детям творческое задание — передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению.

Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

  • специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
  • использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
  • использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам — высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

В методике слушания ведущее место занимает выразительное исполнение песни, пьесы педагогом, эмоционально затрагивающее слушающих детей. Большой интерес у них вызывает инсценирование песни, применение игрушек, что позволяет зрительно представить динамику музыкального образа.

Из вышесказанного, следует отметить, что слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

  • слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;
  • слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра;
  • слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности. Неоднократно слушая произведения, дети постепенно запоминают их, у них развивается вкус, определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые среди них.

В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:

  • целостное восприятие, осознание общего характера произведения
  • дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении;
  • осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие.

Заключение

В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов и мышления. Поэтому очень важно расширять их представления о музыке всех времен и стилей.

Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребенка, т.к.музыка — источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец музыка — это источник мысли и огромное средство самовоспитания. Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребенок осознает собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.

Главной задачей музыкального развития дошкольника является формирование у детей системы музыкальных способностей, основ музыкальной культуры, развитие эмоционально-чувственной сферы, приобщение маленького слушателя к шедеврам музыкального искусства.

Для успешной музыкальной деятельности в ДОУ необходимы следующие условия:

  • соблюдение принципа свободы;
  • накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • развитие основных музыкальных способностей;

— Желание педагогов и воспитателей раскрыть творческую «жилку» в каждом ребенке и привить им любовь к музыке.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/formyi-muzyikalnoy-deyatelnosti-v-dou-muzyikalnyie-zanyatiya/

1. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М.: АСТ, Донецк, Сталпер, 2005.

2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика — Синтез 2011

3. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984.

4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду М.: 1989

5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.

6. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. / Ред. О.П.Радынова — М.: Просвещение, Владос, 1994.

7. МетловН.А. Музыка — детям М.: Просвещение 1985 Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1978.

8. Радынова О. Слушаем музыку: Книга для воспитателя и музыкального руководителя. — М., 1990.

9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 1994.

10. Цыпляева О. В. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).

— СПб.: Реноме, 2012.