ВКР: Сказки народов Приамурья как средство формирования представлений о народных промыслах Дальнего Востока в старшем дошкольном возрасте

Культура родного края становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми регионального культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С. Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и других.

Ведущее место в сохранении и развитии народных традиций, в духовном развитии подрастающего поколения занимают народные промыслы. Это один из древнейших видов художественной деятельности человека. В народных промыслах обобщены представления, эстетические идеалы, мудрость народа, живущего в конкретных культурно-исторических, экономических и природных условиях. В них нашло отражение мировоззрение народа, включающее в себя мироощущение, миропонимание, мероприятие и мировоздействие.

На необходимость и значение использования народного творчества своей географической местности в образовании дошкольников указывали как педагоги прошлого (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е. Водовозова, Е. Тихеева), так и современные исследователи (А.П. Усова, Н.Ф. Виноградова, Т.Г. Казакова, Забогатеева, Р.Ш. Халикова и другие).

Все они склоняются к тому, что развитию личностной активности ребенка, проявляющейся в его стремлении к самореализации, творчеству, способствует только устойчивый интерес к региональным культурным ценностям. Одну из ведущих ролей в подобном процессе развития играет изучение народной сказки.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

33 стр., 16036 слов

Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения ...

... веков (Н. Зоркая). как процесс формирования языка экранного искусства (Л. Зайцева). Кино в России" (1896 — 1926) .'Материалы к истории русского кино. Часть 1 (1896 — 1913) — книга Б. Лихачева ... кино в процессе становления отечественного кинематографа, обозначены общезначимые начала и национальные отличия. В- ... советской кинематографией. Ведь вопреки социальному взрыву, культура не кончается, продолжает ...

Актуальность исследования заключается в том, что современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. И одним из самых малоизученных направлений является использование сказки народов, населяющих нашу многонациональную страну с учетом регионального компонента, и проживающих на определенной географической местности, при воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти — шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Цель исследования – выявить эффективность сказок народов Приамурья в формирование представлений о народных промыслах Дальнего Востока в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования – формирование представлений о народных промыслах Дальнего Востока в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования – сказки народов Приамурья как средство формирование представлений о народных промыслах Дальнего Востока.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические аспекты проблемы формирования у старших дошкольников представления о промыслах Дальнего Востока через анализ психолога – педагогической литературы и методической литературы;

2) проанализировать условия ДОУ для проведения работы по ознакомлению старших дошкольников с народными промыслами Приамурья;

3) выявить уровень представлений о народных промыслах Дальнего Востока дошкольников к русской народной культуре (народным промыслам);

4) опробация сказок для формирования представлений сказок о народных промыслах.

Гипотеза исследования: сказки народов Приамурья явиться средством формирования представлений о народных промыслах Дальнего Востока в старшем дошкольном возрасте.

Методы исследования:

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
  • Педагогический эксперимент.
  • Количественная и качественная обработка результатов исследования.

Базой исследования: является Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 1 общеразвивающего вида г. Благовещенск.

67 стр., 33126 слов

Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ

... формированию патриотических чувств у дошкольников в ДОУ «Солнышко». Проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием средств фольклора в ДОУ. В работе использованы такие теоретические методы исследования, как анализ литературы, обобщение, ...

В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании. [2].

Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» .[7].

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого — подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно — центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.[5].

Самовоспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.

Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно — экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. [1].

Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России. [5].

10 стр., 4623 слов

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

... воспитание обучение ушинский педагог По окончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, ... на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, ...

Считая народность источником деятельности и развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование.

Ушинский критиковал всех, кто недооценивал богатый многовековый опыт великого русского народа в области воспитания и, не учитывая интересов народа, механически насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно», — писал Ушинский. [9].

Русское же дворянство, как известно, подражало вкусам и нравам зарубежной аристократии, нигилистически относилось ко всему отечественному и воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, отчуждая их от всего отечественного как «простонародного». Такое направление господствовало и в закрытых учебных заведениях, где знание французского языка и словесности служило показателем «хорошего тона». Чуждое всему русскому направление воспитания проникало в гимназии, где господствовали классицизм и гербартианская педагогика. Изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялось мало внимания. Все это препятствовало развитию просвещения на своей, народной основе. Истинное воспитание, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное — язык, свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли… что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». [7].

И он не только в форме критики повёл беспощадную борьбу против насаждения на русской почве чуждой русскому народу системы воспитания, но и построил свою оригинальную педагогическую систему на основе идеи народности, на основе требований жизни русского народа. Определяя задачу самобытного развития русской жизни, Ушинский писал: «Теперь уже нельзя только продолжать дело, начатое Петром Великим, только усваивать то, что появляется за границей. Теперь следует самим отыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а для того, чтобы найти истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надобно сродниться с ними, сделать их потребностями своей собственной душа и, удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу историческую дорогу вперёд». [10].

7 стр., 3143 слов

К.Д. Ушинский -крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи

... педагогических системах, постро­енных на абстрактных идеях. Основой воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, является воспитание семейное, в котором кон­кретизируются цели и задачи общественного воспитания. К.Д. Ушинский Применительно к России К.Д. Ушинский ... воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культур­но-исторические традиции народа, ...

К.Д. Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Он указывал, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом до того, что невозможно перенести их на чужую почву. Отмечая вредность заимствования одним народом у другого педагогических идей или опыта, без учёта характерной специфики жизни и общего духа каждого народа, Ушинский заключает: «Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [11].

Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. «Но это пользование оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше характера в общественном образовании народа, тем свободнее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов».[11].

В развитии человечества существуют общие закономерности, и они повторяются любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жизни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образования разных народов.

Эти различия определяются, следовательно, не случайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспитания проявляется народность как основная идея воспитания. «Народ без народности — тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».[11].

Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитания.

17 стр., 8010 слов

Религия и воспитание человека

... религиозное воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия сопровождает историю всех народов ... понимания корней христианской веры - проявляется и в ... традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и богопознания. Душа народа - тайна не меньшая, чем душа и ...

В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каждый народ имеет свои особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы». [11].

К.Д. Ушинский был глубоко прав, отмечая динамичность воспитательного идеала народа, его развитие, связанное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отражаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризненным в прошлом, имеет в глазах современного человечества совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамериканцев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал человека, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным». [7].

К. Д. Ушинский, конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе и воспитательный, исторически обусловлен, что в нем присутствуют элементы национальные, что «народный идеал человека видоизменяется еще в каждом народе по сословиям». Народ вырабатывает свой идеал человека стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется, прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература, все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляют его действительную школу». [7].

По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспитание, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на формирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравственный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление — одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения… что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». [1].

9 стр., 4067 слов

Что такое воспитание 15.3. : Воспитание человека. Несколько интересных сочинений

... людях совесть и ясность в уме. А.Чехов 7 Структура сочинения-рассуждения Т ТЕЗИС-ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВОГО СЛОВА, ТРЕБУЮЩЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЯ. СМЫСЛОВОЙ ВОПРОС: «ЧТО ЭТО ТАКОЕ?» (1-3 ... воинским, гражданским. Есть родительский долг, сыновний, дочерний. Благородство, Благородный человек, Благородство души, Воспитание, Самовоспитание Совесть – это способность нести нравственный самоконтроль. ...

Ушинский считал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и изменяется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.

Воспитание будет подлинно народным и по своей направленности, и по своему содержанию в целом, если им руководит сам народ, если сама система народного образования зависит от самого же народа, от его мнений и практического руководства. [4].

Таким образом, общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания, у каждого народа своя особенная национальная система воспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен и деле воспитания есть драгоценное наследие дни всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.

Таков общий дух учения Ушинского о принципе народности воспитании.

Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народности Ушинского содержит следующие элементы:

1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ.

2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из основных принципов воспитания.

3. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его счастье, за его прогресс.

3 стр., 1107 слов

Художественная обработка материалов животного происхождения в Приамурье

... колорит художественной обработки материалов животного происхождения в Приамурье: Характерной чертой искусства народов Приамурья является ... производства и художественной обработке, по орнаментальным мотивам, форме и народным промыслам. Из ... меха и в Эстонии. 2. Материалы художественной обработки материалов животного происхождения в Приамурье: Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех ...

5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина — личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные», — писал Ушинский.

6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности — недопустимо. [6].

Эти требования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате идеалистического понимания им законов развития общества встречаются, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора воспитания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности. За что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно — демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским. [8].

Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы:

1) В основу воспитания был положен труд.

2) Воспитание и обучение проводились на родном языке.

3) Школа представляла центр воспитания и обучения детей в системе других факторов воспитания.

4) Система образования обеспечивала женщине получение образования наравне с мужчиной.

5) Система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами народа.[3].

В старшей группе воспитатель обязательно планирует занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть рассказы педагога о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковской игрушки, а также знакомство со сказками, песнями, загадками, пословицами.

Ознакомление дошкольников с народным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к произведениям народа, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. [6].

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом надо определить наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми выставочных залов и музеев, организации встреч с народными мастерами. Во многих дошкольных учреждениях педагоги оформляют мини-музеи народного творчества, русские «избы» и «горницы», где дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства.

17 стр., 8185 слов

Выпускная аттестационная :: «Формирование изобразительных умений ...

... к народному искусству, искусству родного края. Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства. Декоративные ...

На базе таких мини-музеев иногда организуются изостудии и кружки народного творчества, театральные студии, где педагоги дополнительного образования имеют возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами. [5].

Определив, с какими видами декоративно-прикладного искусства будут знакомиться дети, старший воспитатель намечает последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывает связь тематики занятий, планируемых воспитателями, с работой музыкального руководителя и преподавателя изостудии. При разработке циклов занятий в разных возрастных группах следует учитывать возраст детей, а также уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:

  1. Организация выставок.
  2. Беседы по ознакомлению с искусством.
  3. Занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации.
  4. Чтение.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию).

При этом задача воспитателя — научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских изображений. [6].

На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

  1. Cоздание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ.
  2. Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций.
  3. Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора).
  4. Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора.
  5. Сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий. [9].

Отдельно следует сказать о чтении народных литературных произведений, если вначале идёт чтение народного произведения, то затем начинается новое задание – беседа, упражнения, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа со структурой текста. Все рисунки и сочинения детей воспитатель должен поместить в альбом детского творчества. В последствие можно устроить выставку.

Таким образом, сделать занятия по знакомству с народным искусством интереснее, разнообразнее воспитателю поможет использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев. [10].

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем крае, да и в нашем городе живет много представителей народов Приамурья. Это – нивхи, нанайцы, орочи, эвенки, русские и т.д. [12].

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький нивх, и маленький нанаец, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. [17].

Национальная культура малочисленных народов может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей. [9].

Изучение традиций, быта коренных народов Приамурья позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов целесообразно начать с изучения краеведческого материала.

Предполагается создание в группе экспозиции мини-музея «Народы Приамурья», в которой подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов, живущих в Амурской области. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

Целесообразно разработать систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста и составление картотеки подвижных игр. [13].

На ООД со старшими дошкольниками необходимо рассказывать детям о народах Приамурья их быте, культуре, читать стихи, сказки, знакомить с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. Изучение сказок народов Приамурья являет приоритетным направлением при изучении культуры Приамурья. Процесс работы со сказкой может быть интегрирован, то есть, разбит на методические блоки:

  1. Социально – коммуникативное развитие:
  • Перед прочтением сказки необходимо провести: экскурсии в центр культуры народов Дальнего Востока, краеведческий музей, занятия по познавательному развитию о культуре, быте, обычаях, обрядах, праздниках народов Приамурья.
  • Ознакомление непосредственно с самой сказкой.
  • (актуализация знаний после прочтения), языковая работа, проведение бесед, пересказ.
  1. Художественно — эстетическое развитие:
  • Социально – коммуникативное развитие : (драматизация небольших сказок, фрагментов, потешек, если есть возможность пословиц).
  • Изодеятельность (рисование декораций к театрализованному представлению по мотивам сказки, аппликации также для декораций, лепка главных героев, повторение декоративного элементов орнамента при подготовке костюмов театрализованного представления).
  1. Физическое развитие (изучение народных игр, забав и упражнений, отражённых в сказках).

Итак, для реализации данной работы целесообразно использовать следующие методические приемы:

1. Беседа;

2. Чтение художественных произведений;

3. Экскурсии, прогулки;

4.Творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация, конструирования, театрализация, игры, инсценировка сказок).

Приобщение детей к чтению и изучению сказок Приамурья помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих наш родной край, их обычаях, традициях, фольклоре; учить уважительному, толерантному к ним отношению; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. [17].

  1. И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОК НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ КАК

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Содержание работы на констатирующем этапе по формированию представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного

возраста

Исследовательская работа по проблеме формирования представлений сказок о народных промыслов Дальнего востока народов Приамурья. В подготовительной группе дошкольного возраста проходила в три этапа: первый этап – констатирующий, втором этап — формирующий, третий этап — контрольный.

На базе Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения № 1, г. Благовещенск, Амурской области.

Экспериментальная группа включала в себя 30 детей.

Так, целью констатирующего этапа было изучение условий подготовительной группы муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 1 г. Благовещенска в подготовительной группе с 1 сентября по 6 октября 2014 года.

Цель исследования: п роанализировать условия ДОУ для проведения работы по ознакомлению старших дошкольников с народными промыслами Приамурья ; анализ предметно-развивающей среды; анкетирование воспитателей и родителей воспитанников; выявление уровня представлений детей о народных промыслах по методике Бабаевой Татьяне Игоревне.

Задачи исследования:

  1. Изучить педагогический опыт воспитателей по формированию представлений о народных промыслах у старших дошкольников.
  2. Провести диагностику представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста (через сказки народов Приамурья).
  3. Обработать результаты педагогического исследования. Сделать выводы.

Для проведения констатирующего эксперимента была взята группа детей шести лет в количестве двадцати пяти дошкольников в подготовительной группе:

Илья Б., Руслан В., Никита В., Павел Г., Анна В., Надежда Г., Екатерина Д., Лиза Е., Матвей Ж., Юра Н., Илья К., Полина К., Артем К., Дарина К., Егор Л., Александра Л., Андрей М., Сергей Ч., Лера М., Света Н., Евгений П., Иван П., Сева К, Алиса П., Нестер С., Настя С., Полина Б., Эвелина С., Настя Ш., и Дарина Щ.

Нами были проведены диагностики, целью которой было, выяснить на каком уровне знания детей о народных промыслах. Для этого предлагался ряд заданий.

Необходимо рассмотреть особенности формирования представлений о традиционных народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика позволит определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционным промыслам народов Приамурья.

Анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с народными промыслами в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) показал, что атрибуты частично соответствует старшему дошкольному возрасту. В уголке по ознакомлению с окружающим (по изодеятельности и ознакомлению с художественной литературой) отсутствует дидактический материал по таким народным промыслам, как:

Полхов-Майдан, Жостово, Матрешки, Сергиево-Посадские игрушки, Филимоновские и каргопольские игрушки, а также отсутствует дидактический материал по ознакомлению с промыслами местных умельцев. Достаточно разнообразные народные игрушки выставлены на полке гжельских мастеров, хохломская посуда, русские деревянные игрушки. Во время занятий и индивидуальной работы, дети имеют свободный доступ к материалу, т.к. они трогают материал игрушки для передачи более точного образа продукта деятельности.

На констатирующем этапе проведено анкетирование воспитателя МДОАУ ДС № 1 Алываевой Виктории Станиславны с целью: выявления использует ли она игры, праздники, развлечения и ООД для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Проанализировав ответы воспитателя, следует сделать вывод, что в вопросах ознакомления детей с народными промыслами малокомпетентен. А именно его проявляется в том, что:

— воспитатель не считает нужным введение в стенах детского сада кружковой и индивидуальной работы с детьми по ознакомлению с народоведческим содержанием;

— в режимных моментах практически не используются фольклорные формы работы;

— воспитатель использует разовые мероприятия для приобщения детей с культурой народа (беседы, занятия);

— в группе не используются детские игры, которые знакомят воспитанников с прикладным народным творчеством, традициями и национальными обрядами.

Нами было проведено анкетирование (Приложение 2) родителей воспитанников старшего дошкольного возраста, которое включало в себя вопросы по следующим направлениям: знание родителей о народных традициях и как они понимают влияние народности на развитие ребенка; какие народные предметы быта есть в семье, и какие формы ознакомления с народностью используют.

Анкетирование родителей в таблице 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) показало, что:

87 % от всех опрошенных родителей могут рассказать своим детям о том, как жили их предки; 10 % не смогут поведать детям о жизни своих предков, и 3 % опрошенных родителей не смогли ответить на данный вопрос.

93 % родителей, могут рассказать, какими ремеслами занимались их предки, но 7 % из числа опрошенных не смогут об этом рассказать своим детям.

93% родителей смогут рассказать детям о том, как предки защищали родину, а 7 % нет. 100 % опрошенных родителей знают русские праздники, что очень хорошо. 59 % от числа опрошенных считают, что детям нужно давать толкование старославянских слов (быт, вписать), но 41 % считает, что детям это не нужно.

69 % родителей считают, что нужно соблюдать обряды и традиции, 31% считают, что это детям не нужно. 100 % родителей считают, что необходимо сохранять уважение к предметам.

Также 100 % родителей считают, что они должны знать народные сказки и былины.

59 % родителей думают, что детям нужно знать о геральдике России, но

41 % родителей не считают нужным рассказывать детям об этом.

Родители, которые считают, что детям нужно знать об истории государства оказалось 63 %, а 37 % думает обратное.

83% родителей не считают нужным рассказывать детям об истории становления Дальнего Востока, 10% уверенны, что детям это нужно и лишь 7% не смогли дать точный ответ на вопрос.

У 63% опрошенных родителей присутствуют дома старинные вещи дедушек и прабабушек, у 37% они отсутствуют.

В следующем вопросе произошла перестановка процентов, все оказалось наоборот, где 37% рассказывают ребенку об этих вещах, а 67% считают, что ребенок еще не вырос для таких знаний.

В подготовительной к школе группе 83% родителей посещают музеи, а 17% не считают нужным культурно развиваться.

В результате беседы с родителями, нами было выяснено, что дома родители не проводят никакой работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о народных промыслах. Большая часть родителей никогда не слышали и не знали, о том, что входит в понятие народные промыслы коренных жителей Дальнего Востока, какие бывают культурные и народные традиции в оформлении одежды и жилища эвенков, нанайцев и т.д. Ни один родитель не знал о том, что существуют сборники сказок народов Приамурья в областной детской и взрослой библиотеках. В ходе беседы выяснилось, что родители заинтересовались данной темой и предложили воспитателя провести ознакомительно-просветительскую работу, народных промыслов, традиций, обычаев и сказок коренных жителей Приамурья и народов, населяющих Дальний Восток.

Таким образом, есть необходимость использование различных формы взаимодействия дошкольного учреждения и родителей для их просвещения по вопросу приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре в целом.

Диагностическая ситуация № 1 «Раньше было…, а сейчас…» Бабаева Т.И.

Цель – изучить своеобразие представлений о традиционных предметах быта.

Предъявление задания: «Я буду называть старинные предметы, а ты говори, какие сейчас есть похожие предметы: лапти (ботинки), чугунок (кастрюля), сарафан (платье), печь (плита), кокошник (шляпка), кафтан (куртка), рукомойник (раковина), лавка (стул, табуретка, диван), люлька (кроватка)».

Оценка по ситуации давалась в количественном выражении (по баллам):

3 балла: ребенок называет предметы, которые предложены в списке (8-9 шт.);

2 балла: ребенок называет 5-6 предметов из списка;

1 балла: ребенок может назвать меньше 5 предметов.

Результаты фиксировались в таблице 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

В ходе диагностики было выявлено, что высокий уровень представлений о традиционных предметах быта русской культуры имеют 7 детей из 30, что составляет 23%. Ребятам очень хорошо знакомы такие слова, как лапти, сарафан, чугунок, печь, кокошник, кафтан, рукомойник, лавка. Анна Власенко единственная из всей группы детей смогла сказать, что изменилось со времен

Цель – выявить особенности представлений детей об основных народных промыслах (дымка, гжель, городец, хохлома, матрешка).

Стимульный материал: подборка иллюстраций с промыслами.

Предъявление задания. Рассмотри картинки. На них изображены 5 самых известных русских народных промысла. Назови их. Как ты узнал, что на этих картинах изображен именно этот промысел? Расскажи, что ты знаешь о данном промысле.

Результаты диагностирования фиксировались в таблице 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Итоги определялись по критериям разработанные Бабаевой Т.И.

3 балла: ребенок называет все народные промыслы

2 балла: ребенок называет 3-4 предмета из предложенных иллюстраций

1 балл: ребенок может назвать 1-2 промысла или вообще не называет.

В ходе диагностики нами были сделаны выводы по уровням особенностей представлений об основных народных промыслах, а именно дымка, гжель, городец, хохлома, матрешка.

Было выявлено, что высокий уровень представлений об основных народных промыслах имеют всего 3 детей из 25 — это говорит о том, что дети имеют полное представление о данных народных промыслах, поскольку хорошо сориентировались в иллюстрациях, предоставленных как стимульный материал для диагностической ситуации. С такими промыслами, как гжель дети не справились, т. е. не смогли назвать ее историю, также и с дымковской игрушкой были трудности.

Средний уровень особенностей представления об основных народных промыслах имеют 22 ребенка — эти дети могут назвать от 3 до 4 предметов. Не смогли ребята назвать, такие промыслы как: особенности и история дымковской игрушки и гжельской росписи.

Низкий уровень особенностей представления об основных народных промыслах имеют 5 детей – они могут назвать 1-2 промысла. Эти дети не могут

Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие народные промыслы, культурные традиции народов Приамурья, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.

Ни один ребенок не смог вспомнить и рассказать сказки народов Приамурья.

Таким образом, проведенные нами диагностики явились основание для системной работы по формированию представлений о народных промыслах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

  1. Содержание обучающего эксперимента по формированию

представлений о народных промыслах у старших дошкольников посредством сказок народов Приамурья

Цель которого звучит так – формирования сказок народов Приамурья при ознакомлении дошкольников с народными промыслами Дальнего Востока. Нами был составлен план обучающего эксперимента, который включал: беседы об Амурской области, ознакомления с промыслами народов Приамурья, рассматривание иллюстраций, чтение сказок народов Приамурья Дмитрия Нагишкина. Эксперимент, обучающий проходил в трех этапах.

Подготовительный этап, который включал в себя, ознакомление с народами Приамурья, а именно с жизнью, бытом, основными видами деятельности, народными промыслами.

2 этап: включал в себя ознакомления детей со сказками народов Приамурья (использовали сборник «Амурских сказок Дмитрия Нагишкина»).

3 этап: включал в себя ознакомление дошкольников с народными промыслами через Амурские сказки народов Приамурья (нанайские, ульчиские, нивсхие, удэйские, эвенки) с такими промыслами как изготовление деревянной утвари, берестяными изделиями, изготовления одежды, рассматривание орнаментов, охота и проведение дидактических игр.

Предполагаемый подготовительный этап основывался на получения знаний о традициях и обычаях малых народов Приамурья. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).Детям рассказывалось о местах проживания нивхов, ульчей, нанайцев, удэгейцев про их основные промыслы – это охота, рыболовство, изготовление деревянной утвари, одежды, (например, изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон крапивы или конопли. Одежда делилась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, погребальную и свадебную).

Украшения орнаментом в первую входят изображения драконов, птиц, животных, насекомых, пресмыкающихся и земноводных. Из зооморфных мотивов в амурском орнаменте чаще можно встретить изображения рыб и птиц. Рыбы обычно изображаются парами, головами друг к другу. Среди птиц в орнаментике встречаются изображения лебедей, уток и орлов. Нередко они представляются в орнаменте в геометрической форме и держат во рту рыбу или лягушку. Крылья птиц часто подняты к верху, а хвосты представляют собой пышные завитки. Тело изображается в виде S-образной спирали, а иногда приобретают очертание рыбы.

Вторая включает изображения листьев, цветов, родовые древа. Третью группу входят разновидности облачных узоров, а четвертая – различные геометрические мотивы. Зооморфные мотивы наиболее богато представлены в орнаменте нанайцев, ульчей, нивхов, в меньшей степени — у негидальцев, орочей и полностью отсутствуют у орков, удэгейцев.

Данный материал для детей был интересный, слушали внимательно с увлечением. Рассказ сопровождалось показом презентация. Также детям раздавались во время беседы иллюстрации, это для того чтобы дети четко смогли, рассмотреть, что изображено, какие узоры были использованы для оформления одежды и утвари.

Таким образом, использование наглядности способствовало более быстрому усвоению материала. На заданные вопросы воспитателем дети смогли ответить на вопросы, затруднения были. Но в это время подхватывали другие дети и отвечали на вопросы, которые знали ответ. Полученные знания способствовали повышению культуры детей, позитивному отношению к малым народностям.

На втором этапе дети знакомились со сказками народов Приамурья – это «Амурские сказки» Дмитрия Дмитриевича Нагишкина.

Чтение воспитателем нанайской сказки «Айога», где внимание детей было направлено на то что, девочка Айога одета в национальный костюм. Вопросы воспитателя были направлены как на закрепление содержания и восприятие сказки, так и на анализ народных узоров, которые легли в основу оформления нанайского халата (нанайцы в своих орнаментах передавали пожелание иметь большую и крепкую семью, удачу на промысле, приплода в стадах, привлечение удачи, отвод злых духов.) . С детьми проговаривались элементы. Женская одежда состояла из длинного халата, коротких штанов и ноговиц, пристёгивавшихся к нательному поясу. Обувь шили из рыбьей, кабаньей и другой кожи. На голове летом носили большую берестяную коническую шляпу. Женщины носили под халатом нагрудник с металлическими подвесками. Характерным женским украшением была носовая серьга. Все части одежды нанайцы покрывали спиральным, а также животным и растительным орнаментом (петухи, драконы, лягушки, ящерицы).

Что они видят на картине, какие узоры они видят. В причудливых завитках ленточного узора мы увидим стилизованные изображения животного мира тайги: зверей, птиц, змей, с присущими им повадками, движениями, назвал спираль «душой амурского орнамента». Она присутствует везде, на предметах любого назначения и в любом материале то есть то, что хорошо знакомо мастерице. (Приложение 9).

Чтение удэгейской сказки «Недобрая Ладо» здесь дети пронаблюдали, что бывает с людьми, которые не ухаживают и не ценят труд людей. Дети рассматривали, в чем она была одета, как одежда была ее сделана. Рассматривали, какие она использовала предметы быта.

Детские колыбельки нанайцы делали из дерева или бересты. Обязательно украшали орнаментом, выполнявшим роль оберега. На дно люльки насыпали черемуховую стружку.

Ковры украшали, напоминает нам рыбку, зверька, ящерицу, паука; на ветках деревьев сидят птички, в вышине плывут облака, а внизу плещут волны. Ковер, из ткани украшенный орнаментом в виде аппликации был главным украшением их жилища. Квадрат или ромб представляет собой своеобразную, в амурском стиле розетку с тончайшей разработкой деталей. Хорошие мастерицы сами придумывают узоры. Красота и многообразие этих маленьких композиций бесконечны. Из огромного числа ульчских и нанайских ковров невозможно найти двух одинаковых. Искусству создавать новые и новые вариации орнамента в едином амурском стиле учатся с детских лет.

Девочка Ладо была одета покроя повседневного халата являются глубоко запахивающиеся полы, причем левая пола заходит за правую. Алый или голубой блестящий шелк выступает как в рамке из черных и красных обрамлений. Кайма подола украшена подвесными медными прорезными бляшками. Плоские бляшки особой формы, вписывающиеся в равносторонний треугольник, в свою очередь, имели в прошлом широкое распространение и сохранились в старинных украшениях, что женщины вместе с халатом обычно надевают на себя традиционные серебряные украшения: плоские круглые браслеты с чеканкой, серьги в виде подвесок. (Приложение 10).

На этом этапе же дети знакомились с изготовление деревянной утвари и были перечислены предметы этого вида промысла (сундучки, коробки, шкатулки, ложки, блюда, столика для еды, скамеечки для сидения, колыбельки, корыта).

Чрезвычайно разнообразной была деревянная утварь у нивхов, ульчей и нанайцев. Они долбили чашки и миски диаметром до 30 – 40 см, корыта. Длинные, до 120 см, употребляли для кормления собак; в маленьких, 25 – 30 см, орнаментированных, подавали пищу гостям на медвежьих праздниках. Делали ульчи и прямоугольные ящики, покрытые резьбой, сундучки в которые складывали приданное невесты, множество всевозможных коробок – круглых, овальных, высоких и низких, больших и малых для одежды и украшений. Все эти предметы были расписаны узорами.

Для Амурского орнамента характерно причудливое переплетение. Разнообразное сочетание волнистых линий, завитков чаще всего они изображали природу и животный мир (например, фигуры птиц, разных форм рыбы, листья растений, насекомых).

Любым орнаментов была свойственная строгая симметрия, узор помещали на изделии, так что он становился неотъемлемой частью самого предмета. (Приложение 11).

Малые народности занимались изготовлением берестяных изделий, таких как: лодки, веера, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия, так же изготавливали сумочки, мешки, ведра, шляпы и корзины. Охотники и рыбаки покрывали берестой шалаши в летнее время, её употребляли на подстилки для спанья в шалашах. Бересту добывали мужчины. Для того чтобы сделать какой – нибудь предмет из бересты им чаще всего приходилось нагревать осторожно над огнем, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также легко расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий. Сшивали они берестяные изделия из крапивной ниткой и склеивали рыбьим клеем. Из тонких слоев расслоённой березы вырезали детали орнамента, окрашивали их в черный цвет и приклеивали рыбьим клеем к стенкам сосудов или пришивали к основе тонкой ниткой очень мелкими и редкими, почти незаметными стежками, причем нитки так же окрашивали в цвет узора. Предметы имели орнаментальный характер: «строчкой», косыми или прямыми линиями, крестиком, «ёлочкой», «скобочками». (Приложение 12)

Проведена беседа на тему: Изделия из волокон, ниток Плетеные изделия . (Приложение 13).

Дети узнали, что несмотря не на отсутствие ткачества, народы Амура издавна занимались изготовление ниток, из которых плели неводы, сети, ремни. Для этого использовали крапиву, дикую коноплю. Эти растения росли возле домов. В сентябре – октябре крапиву срезали длиной 50 – 60 см, связывали ее в пучки и сушили, подвесив в амбарах, а обрабатывали ее зимой, когда они обычно занимались изготовлением и берестяной утвари, для сшивания которой тоже нужны были короткие нитки крапивы. Каждый стебель крапивы расщепляли надвое заостренной палочкой. Для этого его клали на специальную доску, твёрдую сердцевину отделяли и выбрасывали, а из наружных частей выбирали волокна. Работали с крапивой, надев на пальцы наперстки из рыбьей кожи. Длинные нити для сетей. Из ниток плели пояса, особенно хорошо этим владели ульчи. Готовые нитки или уже сплетенную сеть для прочности вываривали в воде с золой. К женским праздничным пояса ульчи и нивхи пришивали куски ткани трапециевидной формы, богато орнаментированные. Для выведения узора мастерицы выбирали нити основы разных цветов. Узор получался геометрический, состоящий из мелких треугольников разной формы и величины, симметрично расписанных на основе. Иногда по длинному краю выводили кайму.

С детьми была проведена беседа с использование иллюстрации «Национальная одежда и её характер отличия» Детям было предоставлено три иллюстрации, на одной из которых представлен халат ульчей, его особенность в том, что воротник, подол, края рукавов были сшиты мозаичным способом из шкур животных. Но так же халат украшен узором в виде различных завитков, халат сочетает себе разные цвета (красный, синий, белый, черный), что придает яркость и эстетичность виду. Обувь сшита из оленьей шкуры. Дети отвечали на вопросы во время беседы. Когда дети рассматривали иллюстрации, то они на узоры сразу же обратили внимания. Потому, что орнамент был похож (на кого-нибудь из животных).

Они сразу перечислили все узоры, какие видели. Были эмоциональны во время беседы. У детей еще больше появилось вопросов, почему все узоры были выполнены животными. Для них это было интересно, дети были удивлены во время просмотра иллюстрации. (Приложение 14).

На второй иллюстрации была продемонстрирована женщина, которая выполняла трафаретный узор для рукавиц, так же здесь изображены предметы деревянной утвари (столик, дощечка на которой и выполнялся трафарет узора).

Рукавица на половину сшиты из меха, а вторая половина из шкуры на которой выполнен узор в виде цветков, завитков нити которыми сделан узор разных цветов, что придаёт рукавицам яркость.

Следующая иллюстрация удэгейской девушки, которая одета в халат синего цвета. Который орнаментирован узором в виде волнистых линий, пересекающих друг друга, завитки узоров выполнен нитками разных цветов.

Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность — свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички — это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

Проводилась беседа об Амурской области, об особенностях её природы коренных жителях. Во время беседы детям рассказывалось, когда обосновался город, когда появились малые народы Приамурья. Демонстрировала иллюстрации народов. Также детям рассказывалось, какие у нас есть в городе достопримечательства (триумфальная арка, Амурский областной театр драмы, кукольный театр).

Были заданы вопросы, какие памятники дети знают. На вопросы ответили с интересом, оказалось, что дети хорошо осведомлены. Так же во время беседы детям было рассказано и показано старые фотографии города. И так же было показано новые фотографии. Это беде дала детям знание, что бы они научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, уважение к культуре родных мест, где дети живут. (ПРИЛОЖЕНИЕ 16)

Проведена дидактическая игра «Собери ковёр». Эта игра мозаика, где детям предполагается наглядная работа выполненного ковра, а детям предоставляется квадрат бумаги, готовые детали узора, которые дети должны расположить на квадрате и потом наклеить на квадратный лист бумаги, эта игра проводилась с той целью. Чтоб показать детям суть мозаичных работ. Конечно, затруднения были у детей, они не могли распределить узора, так чтобы ковер выглядел эстетическим. Когда дети попробовали сделать сами своими руками ковер и теперь знают, как выглядит мозаичные изделия. (Приложение 12)

Дидактическая игра «Узнай элементы узора» (Приложение 12)

Дидактическая задача: уточнить и закрепить представления об основных элементах гжельской росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Детям выдавались большие карты, где был изображен промысел, и малые карты, где были узоры, подходящие к росписи, но какие-то были правильными, а какие-то нет. Все дети, которые принимали участие в игре справились с поставленной задачей, нами был использован прием пассивных движений, только в том случае, если ребенок просил о помощи, но больше старались справиться самостоятельно. Во время дидактической игры, ребята называли элемент узора (бутон, листочек, завиток, сеточка, птичка), т.е. видно, что дети ориентируются в отдельных элементах гжельского промысла.

Дидактическая игра «Составь узор» (Приложение 12)

Дидактическая игра: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, — на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

К данной игре были подобраны большие карты и узоры, где на больших была посуда или игрушка, а узоры нужны были для составления композиции. Описывая свою композицию, Илья Б. сказала «У меня будет блюдечко и з городка, где рисуют синюю посуду – гжельская, тут есть и птичка, и клеточки». Например, Вероника Д. описала свою композицию следующим образом: «Моя кружечка для мамы, она любит голубой цвет, и я ей его сделала. Посередине меня большой голубой цветок, а сбоку я сделала маленькие листочки». У Нади была заполнена не вся кружка.

Третий этап, который включал в себя ознакомление дошкольников с народными промыслами Приамурья через Амурские сказки Дмитрия Дмитриевича Нагишкина. С первым промыслом, которым знакомили детей – это поделки деревянной утвари, а также через иллюстрации знакомство проходило с изделиями из бересты. Эта удэгейская сказка «Маленькая Эльга». В этой сказки детям показано как отец делал деревянные игрушки (т.е. деревянная утварь), детям были заданы вопросы:

— Какие предметы деревянной утвари прозвучали в это сказке?

— Какие охотничьи снаряжения остались Эльге от отца?

— Как отец Эльги выполнял деревянные игрушки?

Дети отвечали на вопросы верно и внимательно слушали дополнительный материал. К этой сказки сопровождалась иллюстрацией, на одной из них видны берестяные изделия, при рассмотрении иллюстрации детям заданы вопросы:

— Скажите, что вы ведете на картинке?

— Из какого материала сделаны изделия?

— К какому промыслу они относятся?

Не все дети смогли правильно ответить на вопрос, – какой вид промысла.

При рассмотрении иллюстрации обращала внимания на то, каким они способом выполнены. А так же что предметы берестяные изделия были оформлены, орнаментированы яркими различными узорами. Контуры узора продавливаются костяной палочкой или обушком ножа на мягком листе бересты. Узоры вырезаются из окрашенной в черный цвет бересты, и пришивается к изделию сухожильными нитками. Аппликация из тонкой рыбьей кожи, также окрашенной в черный цвет, наклеивается на поверхность предмета рыбьим клеим или же пришивается сухожильными нитками, как узор из бересты. Иногда узор на толстой коре изделия выдавливался небольшими деревянными или металлическими шаблонами с разрезными по форме рисунками.

Через сказку «Кукушкино богатство» — познакомить детей с охотничьим промыслом. В этой сказке дети хорошо прослушали сюжет охоты на соболя, а также охотничьи снаряжения (лук, копьё, нож) все предметы были расписаны узорами по-своему. Дети слушали внимательно, рассматривали иллюстрации по сказки. Детям. Задавались вопросы такие:

— Перечислить предметы охотничьего снаряжения?

— Сказать, из чего сшит был охотничий костюм, какими узорами был он расписан?

Назвать всё, что делали охотники со шкурами соболей?

Дети отвечали на вопросы, но с помощью воспитателя больше затруднение вызвал вопрос – перечислить предметы охотничьего снаряжения. Собирались на промысел, охотники приобретали или заготавливали сами луки — самострелы с набором наконечников для установки на мелких и более крупных животных, капканы на пушных зверьков: соболя, колонка и белку; гида — большое копье прихватывалось на случай встречи с опасным хищником. Кроме того, у охотников всегда имелись различные амулеты: металлические пластинки с магическими узорами, костяные палочки, а также металлические, деревянные или костяные фигурки. (Обозначали, обитатели духи — «помощники», они заботились, их кормили, смазывая рот жирным).

Каждый охотники имел футляр для наконечников самострела принадлежностью снаряжения охотника. (Приложение 18)

Чтение Удэгейской сказки «Семь страхов» . В этой сказки хорошо выделено взаимоотношения между героями сказки. А на иллюстрации к сказке видна сцена охоты, на которой хорошо виден охотничий костюм, охотничье снаряжение. Одежда для охотников и рыбаков делали почти исключительно из различных шкур, кож, ровдуги, хотя не которые предметы в этих комплектах одежды был из тканей. После чтения сказки с детьми рассматривала иллюстрацию, по которой детям задавались вопросы. И тогда им сложнее было ответить на заданные вопросы воспитателем. Ответы детей не соответствовали иллюстрации. Тогда детям далось повторно рассмотреть, и они с помощью воспитателя смогли ответить на вопросы. Во время чтения сказки воспитателем дети были немного не внимательны. Они хотели сразу знать, чем же закончилась сказка. Самыми интересными и затрагивающими моментами была охота.

Для охотника добыча первого любого зверя была важным событием. Он благодарил духов за успешный промысел, делал жертвоприношения и снова просил охотничьей удачи. Обдирая шкуру, охотник уговаривал зверя, чтобы тот в дальнейшем не отказывался попадаться на его самострелы. По его мнению, зверь должен снова возродиться и вернуться в тайгу, чтобы передать своим «собратьям» приглашение. Обычаи запрещали во время промысла громко разговаривать, шуметь в тайге и на рыбалке, брать чужую добычу. Охотники боялись спугнуть зверя даже упоминанием о предстоящем промысле. Об этом говорили ни дома в семье, ни в пути к зимовью, особенно на месте охоты. Запрещалось произносить название зверей, их именовали так: тигр – черт тайги (пурен амбани), медведь — старик (мапа), пушные звери – черви, блохи, лоскутки, косточки. Считалось, что звери слышат и понимают человеческую речь и, узнав о замыслах охотника, могут разбежаться. (Приложение 17)

2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа

На основе констатирующего этапа нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого было сравнить результаты диагностик на начало исследовательской работы и на конец исследовательской работы.

Для этого нами были проведены повторные диагностики на выявление уровня сформированности представлений о народных промыслах.

Таким образом, результаты обследования показали, что почти все дети в экспериментальной группе имели к концу опытно — экспериментальной работы сформированные представления. Дети проявляли интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства. В основном правильно называли, знали и различали художественные промыслы: русскую матрешку, изделия Хохломы, Городца, Гжели и Полхов — Майдана, игрушки филимоновские и дымковские. Дети могли произвести самостоятельный анализ изделий народных промыслов (городецкие, хохломские, гжельские, филимоновские, дымковские, матрешки), определяли из какого материала они сделаны. Правильно называли предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывали подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5.

Дети также могли сравнить два изделия, выделить сходство и различие двух видов декоративно – прикладного искусства. Они проводили последовательное сравнение по сходству и различию.

Следовательно, уровень знаний детей повысился.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, сказки народов Приамурья как средство формирования представлений о народных промыслах Дальнего Востока в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, в русской педагогической системе великого одним из ведущих является учение К.Д. Ушинского о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности по К.Д. Ушинскому является идея народности.

Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы:

1) в основу воспитания был положен труд.

2) воспитание и обучение проводились на родном языке.

3) образовательные учреждения представляли центр воспитания и обучения детей в системе других факторов воспитания.

Начало приобщения детей к народному искусству следует начинать уже в дошкольном возрасте. В старшей группе воспитатель обязательно планирует занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть рассказы педагога о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с росписью игрушки, а также знакомство со сказками, песнями, загадками, пословицами. При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы: организация выставок; беседы по ознакомлению с искусством; занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации; чтение и драматизация русских народных потешек, сказок; проведение праздников и досугов.

Особенно занимательно и интересно изучение культуры малых народностей в таком регионе, как Приамурье, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций. Национальная культура малочисленных народов Приамурья может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций. Знакомство детей дошкольников с национальными традициями народов целесообразно начать с изучения краеведческого материала. На занятиях со старшими дошкольниками необходимо рассказывать детям о народах Приамурья их быте, культуре, читать стихи, сказки, знакомить с различными играми, в которые дети с удовольствием играют.

Особое внимание следует уделить сказке. При изучении сказок Приамурья целесообразно использовать следующие методические приемы: беседа, чтение художественных произведений, экскурсии, прогулки).

Приобщение детей к чтению и изучению сказок Приамурья помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих наш родной край, их обычаях, традициях, фольклоре; учить уважительному, толерантному к ним отношению; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-dalnego-vostoka/

1. Вершинина, Н.А. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр / Н.А. Вершинина // Дошкольное воспитание. – 2004. — №6. – С. 42-49.

2. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.

3. Горбова, О.В. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр / О.В. Горбова // Дошкольное воспитание. – 2004. — №6. – С. 43-46.

4. Дубровская, Е.А Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / Е.А Дубровская, С.А Козлова. — М.: Академия, 2002. — 340 с.

5. Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство: парциальная программа / Н.В. Ермолаева. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 144 с.

6. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: методическое пособие. / И.А.Лыкова. — М.: Карапуз-Дидактика, 2007.- 250 с.

7. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста / О.А. Скоролупова. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 128с.

8. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 1999. — 368 с.

9. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования / О.А. Соломенникова. – М.: Академия, 2006. – 200 с.

http://sad41.oskoluno.ru/?topic=9

11. http://www.bestreferat.ru/referat-194153.html

12. http://gendocs.ru/v22359. html

13. http://xreferat.ru/71/3518-1-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-detskom-sadu.html

14. http:// /detskii-sad/risovanie/dekorativnoe-risovanie-v-rabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-ornam.html

15. http:// /detskii-sad/raznoe/konsultatsiya-dlya-vospitatelei-oznakomlenie-doshkolnikov-s-narodnym-dekorativno.html

16.

17. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98671665

18.

19. http://www.zavuch.info педагогический форум

20.

21.

22.

23.

24. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1518580.html ?page=3

25.