Комментировать проблему? Да ерунда! Перескажи своими словами часть текста, относящуюся к ней, — и все! Комментарий — это как пересказ, ну, вроде комментария футбольного матча: мы его смотрим, а комментатор нам его еще и пересказывает!
{Реплика из чата)
Знаешь, мой дорогой читатель, если ты последуешь этому совету, то я тебе смогу только посочувствовать! За критерий 2 ты получишь всего 0 баллов! Прочти требования к нему: «Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов». Значит, комментарий и пересказ не одно и то же, верно? Да и спортивные комментаторы не пересказывают ход игры, а поясняют ее, критикуют действия игроков, рассуждают о действиях судей и поведении зрителей и т.п. Давай вновь обратимся к словарям, чтобы понять, что же означает слово «комментарий».
- Комментарии — рассуждения, пояснительные замечания ПО поводу чего-либо. {Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)
- Комментарий — 1. пояснения; 2. примечания; 3. толкование. {Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник.)
с опорой на исходный текст
Напомним критерии оценки 1 этого вида работы.
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Баллы |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет | 3 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но
экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, |
1 |
1 Использованы материалы портала информационной поддержки Единого государственного экзамена (ege.edu.ru).
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Баллы |
или
в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или
прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста |
0 |
Обрати внимание!
Комментарий должен осуществляться ТОЛЬКО с опорой на прочитанный текст. Чтобы получить высший балл по данному критерию, тебе необходимо привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста на его основе .
Примерами-иллюстрациями могут быть
- элементы явного цитирования;
- элементы неявного цитирования (использование экзаменуемым авторских опорных слов и моделей синтаксических конструкций );
- ссылки на номера предложений;
- ссылки на абзацы.
Это важно помнить!
- Назначение цитаты — подтвердить сказанное, но не повторять его.
- У цитат, важных для понимания проблемы исходного текста, должен быть акцент на её аспекты.
- Неточность цитирования или искажение цитаты приводят к фактическим ошибкам.
- Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.
- Если в цитате есть местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.
Как же справиться с данным заданием?, Обратимся к следующему тексту.
(1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2)Ее я никогда не называла бабушкой — только мамой.
(З)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых ее детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего…
(6)Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7)Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама».
(8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть ее мамой. (10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (П)Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своем упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.
В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она — членом, а затем и председателем родительского комитета.
Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.
(17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной — ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».
(21)Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть — дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр — близко от нашего дома.
(26)Я была домашним ребенком — не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28)Мать отпустила меня с тетей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на мое посланное из Анапы в Москву письмо (живем с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
(30)…В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31)Опасаясь за нее и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без нее?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (ЗЗ)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне еще надо дорастить тебя».
(По Т. Щегловой)
Давай проследим развитие авторской мысли в тексте. Для этого нужно:
- исходный текст разделить на микротемы — предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
- выделить основную мысль каждой микротемы;
- сформулировать данную мысль;
- записать ее в виде пункта плана;
- используя глаголы (см. таблицу, данную ниже), показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.
Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы | Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п. |
Глаголы, передающие мысли, особо важные автору | Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (н а чем?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает {ч т о?), указывает (н а что?) и т.п. |
Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции | Автор считает, утверждает, что…; убежден в том, что; делает вывод, что… |
Проследим развитие авторской мысли на примере прочитанного текста, сформулировав основную мысль каждого абзаца (микротемы).
Основная мысль каждой микротемы | Комментарий | |
Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства. | Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью (предл. 5).
|
|
Основная мысль каждой микротемы | Комментарий | |
Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери. | Т. Щеглова позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую ее женщину (предл. 11).
|
|
Мать свою жизнь подчинила интересам внучки. | Автор помогает также понять причины, по которым бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая ее и обучая умению жить в мире с собой и окружающими людьми. | |
Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становилось невыносимым. | ||
Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена. | ||
Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой. | ||
Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придает ей силы бороться с болезнью. | Т. Щеглова заставляет нас задуматься и о подвиге материнства, и об истинном значении слова «Мать». |
Запомни, что нельзя заменять комментарий
- пересказом содержания исходного текста;
- описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного;
- цитатой из текста;
- переписанным текстом рецензии задания 24;
- анализом средств выразительности;
- выражением собственного отношения к проблеме.
Это типичные ошибки.
задание 20
Обратимся к рассказу Александра Павловича Чехова, брата известного писателя А.П. Чехова., Слезы крокодила
(1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.
(4)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. (5) — Что она такое? (б)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха…»
Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14)Их создало само человечество. (15)Оно само породило этот бич. (16)А для чего, спрашивается, для чего?»
Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю… стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факелыцики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет… (26)Мишура!..»
- Что вам, Семен Иваныч?
- Да вот затрудняюсь оценить костюм.
(29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит — детишки больны, лечить надо.
(30) — И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен… (33)«Нда-с, так вот она — жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (Зб)Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание… (37)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет…»
- Что там еще?
- Шубку старуха принесла… (41)Сколько дать?
(42)— Мех заячий… (43)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед… (45)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…
(А. П. Чехов)
Способ 1
Обратимся к заданию 20., Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
- Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.
- Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.
- Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых.
- Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.
- Поликарп Семенович, стремясь помочь беднякам, не берет с них процентов.
Безусловно, это варианты 1, 3, 4. Они не что иное, как аспекты проблемы лицемерного отношения к людям, которые и следует прокомментировать.
Вариант комментария:
Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С. Иудина, автор обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира, (предл. 4-11).
Ал.П. Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. . Однако его диалоги с помощником (предл. 27-31, 39^44) позволили понять, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.
Способ 2
Анализируем композиционные и художественные приемы, используемые писателем для сатирического изображения П.С. Иудина:
- Заглавие рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слезы ?
Случайно или намеренно А.П. Чехов изменил его на слезы крокодила?
- Говорящая фамилия персонажа.
- Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий.
- Авторская ирония.
Вот какие варианты комментариев были написаны учениками:
а) «Фамилия героя свидетельствует о многом: она позволяет увидеть авторское отношение к этому человеку, подчёркивает главное моральное качество ростовщика — его двуличие. Высокие мысли и низкие поступки — вот что характерно для Иудина (предл.27-38).
Поэтому Ал.П. Чехов совершенно справедливо выносит в название текста слово «крокодил»: это плотоядное животное всегда опасно, и его слёзы фальшивы так же, как и мысли хозяина ломбарда.
б) «Объектом иронии автора становятся философские размышления Иудина, которые вступают в противоречия с его гнусными поступками (предл.40-46).
Ведь безжалостная привычка обирать людей, оказавшихся на грани нищеты, стала нормой его жизни; ростовщик действительно жестокий «крокодил».
Думается, что теперь ты легко сможешь написать комментарий к следующему тексту, используя рекомендации этой главы.
(1)В мое купе вошли двое пассажиров. (2)Это были мужчина в темном широком плаще и с ним паренек лет девяти-десяти. (3)В купе было полутемно, и мальчик зажег у своего места ночничок для чтения.
(4)Их приглушенные голоса, которыми они время от времени перекидывали друг другу короткие фразы вроде: «А зубную щетку ты не забыл?» — «Нет, не забыл» — звучали как-то не совсем по-обычному, особенно голос отца. (5)Из двоих мне лучше был виден мальчик, сидевший на нижнем месте напротив меня. (6)Сняв куртку, он оказался в желтоватом кургузом костюмчике. (7)Светлый, неуклюжий, он больше всего походил на маленькое соломенное чучело, не страшное даже птицам.
(8)Мужчину со своей верхней полки я не видела: видны были только его руки — опрятные, небольшие, с розовыми ногтями. (9)Красивые руки. (10)У мальчика, напротив, руки были зажатые, худенькие. (11)Они лежали, покорно скрещенные на колене.
(12)Поезд тронулся. (13)Мальчик достал из дорожной сумки книгу и погрузился в чтение. (14)Мужчина спросил его: (15)—Донат! (16)Что ты читаешь?
- Мальчик покорно ответил:
- — Артур Конан Дойль, «Долина ужаса».
- — Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл». (20)Пора бы привыкнуть.
- В английских словах конечное «эль» звучит не мягко, а твердо.
- Повтори, пожалуйста, имя автора.
- — Артур Конан Дойл, — послушно сказал мальчик.
- — Так-то лучше. (25)Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на конце?
- — Так ребята говорят… нашего класса.
- — Не надо подражать «ребятам нашего класса». (28)Мы должны быть не хуже их, а лучше. (29)Не ниже по развитию, а выше. (ЗО)Многие ли из них могут читать того же Конан Дойла в подлиннике? (31 )А ты можешь. (32)3нание английского языка — признак культурного человека. (ЗЗ)Английский — это латынь нашего времени. (34)Ты меня понял?
- — Понял, — чуть слышно отозвался Донат.
- — Не слышу. (37)Повтори громче.
- — Понял, — почти крикнул мальчик.
- — Ну, это уже слишком. (40)Так ты весь вагон разбудишь. (41)Повтори еще раз, умеренным голосом: «Понял тебя, папа».
(42)— Понял тебя, папа, — чуть помедлив, повторил мальчик. (43)Еле заметное раздражение скрипнуло в его голосе.
(44)— Учись себя контролировать, — продолжал отец. (45)— И вообще что это за чтение — «Долина ужаса»? (46)Развлекательная беллетристика, не больше. (47)В твоем возрасте пора иметь другой круг интересов. (48)Я, например, в десять лет уже читал классиков — Толстого, Достоевского, Лескова, Стендаля. (49)Почему-то я до сих пор не смог привить тебе любовь к классической литературе…
(50)Впрочем, я не из тех отцов, которые докучно опекают своих сыновей. (51 )Мягко направлять — мой метод воспитания. (52)Читай, пожалуй, хоть «Долину ужаса», если она тебя занимает. (53)Когда-нибудь ты, Донат, сам созреешь и начнешь читать достойные книги…
(54)«Что за странное имя — Донат? — подумала я. (55)— До сих пор не встречала еще человека с таким именем. (56)Отец, видно, специально подыскивал имя позаковыристее».
(57)Помолчав, мужчина предложил Донату умыться на ночь; тот покорно удалился с полотенцем через плечо. (58)Минуты через две Донат вернулся. (59)«Уже?» — неодобрительно спросил отец. (60)«Уже», — подтвердил Донат. (61)«Покажи руки». (62)Донат показал. (63)«Ну, так и быть, можешь ложиться». (64)Теперь уже отец взял мыльницу и с полотенцем через плечо проследовал в коридор. (65)Я исподтишка наблюдала за мальчиком. (66)А он вел себя странно.
(67)Из глубины своей дорожной сумки мальчик вынул тетрадь, вырвал из нее лист. (68)Он положил его на вагонный столик и, заслоняя лист рукой, стал что-то писать. (69)Когда он ненадолго отвел руку, я увидела, что он писал. (70)Красивым почерком, редким у наших школьников, он выводил, строка за строкой, одни и те же слова: «Долина ужаса. Долина ужаса. Долина ужаса…»
(71)Исписана была уже почти вся страница. (72)Вдруг, услышав какой-то шум в коридоре, мальчик схватил лист и, скомкав, сунул его в карман, бросил тетрадь обратно в сумку, разделся и нырнул под одеяло…
(73)Вернулся отец мальчика, улегся спать. (74)Поезд мерно покачивало, было тепло и уютно.
(75)Все было бы хорошо, но слова «долина ужаса» не давали мне покоя. (76)Что хотел сказать мальчик, выписывая без конца эти два слова?
{По рассказу И. Грековой «В вагоне») Переходим к анализу авторской позиции.