В жанре «Без срока давности»

«Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др.Москва, «Просвещение», 2019 г

  • Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. ОГЭ. Готовимся к итоговой аттестации. Москва «Интеллект — Центр», 2019 г., 192 стр.
  • Фадеев А.А. Роман «Молодая гвардия», Москва «Художественная литература», 2003 г
  • Интернет – ресурсы, сайты https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/21/metodika-obucheniya-napisaniyu-sochineniya-rassuzhdeniya
  • https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pravila_napisaniya_sinkvejna_192724.html
  • Сайт: мыучимсярф
  • Технологическая карта урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Организационный момент

    цель этапа: пробуждение интереса к уроку, повышение мотивации учащихся, формирование позитивного отношения к теме урока

    Создает положительный мотивационный настрой.

    Наш урок начнем с ассоциативной разминки. Я называю слово, а вы – ассоциацию. Что бы вы представили, услышав слова «война», «Германия», «память», «9 Мая», «Великая Победа», «1941-1945 года», «проблема», «аргументы», «рассуждение», «свое мнение», «вывод»

    Обсуждают, уточняют, предлагают

    Личностные: самоопределение, внимание, уважение к окружающим

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

    Предметные: целеполагание

    Актуализация знаний цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

    Как вы думаете, какова тема урока?

    — Какова цель нашего урока?

    — как вы думаете, чему она будет посвящена?

    — А для чего нужны знания о написании эссе?

    В 2020 году наша страна будет отмечать 75 лет Великой Победы в Великой Отечественной стране. В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась эта ужасная война.

    — Что вы знаете о тех страшных днях?

    -Кто из вашей семьи воевал в те ужасные годы?

    Формулируют цели, задачи. Записывают тему урока.

    Делятся своими мыслями по поводу Великой Отечественной войны

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений;

    Предметные: целеполагание; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие.

    Регулятивные: саморегулирование в ситуации затруднения

    Подготовительный

    Работа с эпиграфом.

    Раскройте смысл этого четверостишия. О чем оно?

    Найдите ключевые слова в каждой строчке. Как вы думаете, что отражают они?

    Найдите грамматические основы каждого предложения(Задание 2 ОГЭ) Какое это предложение?

    Дайте характеристику предложению

    — Какие типы речи вы знаете? В чем их особенность?

    Беседа по написанию сочинения — рассуждения

    Работают с эпиграфом, находят грамматические основы

    Личностные: Какое значение и какой смысл имеют для ученика полученные знания

    Регулятивные:

    прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

    познавательные: поиск и выделение необходимой информации

    коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Изучение новых знаний и освоение новых способов действий

    Усвоение теоретических сведений по теме урока.

    Алгоритм написания эссе (приложение 1)

    Учитель раздает эссе, совместно анализируют их, находят ошибки в составлении эссе (Любые эссе о Великой Отечественной войне, взятые из сети Интернет, здесь важно, чтобы дети поняли алгоритм написания эссе и могли находить неточности в его составлении)

    Читают, думают, спорят. Самостоятельно анализируют тексты

    Регулятивные: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму

    Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать

    свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Закрепление знаний и способов действий

    Задание 1. Пунктуационный тренинг (Задание 3 ОГЭ)

    Время эти понятия не стерло,

    Нужно только поднять верхний пласт,

    И дымящейся кровью из горла

    Чувства вечные хлынут из нас…. (В. Высоцкий)

    — Записываем четверостишие, расставляем знаки препинания, находим грамматические основы

    С помощью алгоритма написания эссе давайте попробуем устно нарисовать сочинение в жанре эссе

    — Ваша позиция

    — Какие аргументы вы приведете ,опираясь на свой жизненный опыт?

    — Какой сделаем вывод?

    Задание 2 Работа с текстом

    А Фадеев говорил: «Ничто так не сближает детей, как пережитые вместе трудности»

    — Как вы понимаете эти слова? В чем их смысл?

    Отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия» — текст демонстрируется на слайде. (Прежде чем начнется работа с текстом нужно рассказать о писателе и о его романе), заинтересовать детей на самостоятельное прочтение романа.

    Текс (приложение 2)

    …Олег стоял перед фельдкомендантом Клером, стоял с перебитыми руками, с запавшими щеками, отчего резче обозначались его скулы. Виски у него были совершенно седые. Но большие глаза из-под золотистых ресниц смотрели с ясным, с еще более ясным, чем всегда, выражением.

    Перед Клером, закосневшим в убийствах, потому что он ничего другого не умел делать в жизни, стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества. И он говорил:

    — Страшны не вы, — вы уже разбиты и обречены, — страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труд…

    Напрасно эти господа в белоснежном белье надеются уйти от суда истории. Забрызганные кровью, они уже стоят перед его грозными очами… Я жалею только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества за справедливый, честный строй жизни. Я шлю мой последний привет всем, кто борется за него!..

    Олег Кошевой был расстрелян тридцать первого января днем, и тело его вместе с телами других людей, расстрелянных в этот день, было закопано в общей яме.

    …. Над могилой павших молодогвардейцев их товарищи, оставшиеся в живых, дали клятву отомстить за своих друзей. На могиле был сооружен временный памятник — простой деревянный обелиск, на гранях которого были написаны имена всех погибших за родину бойцов «Молодой гвардии».

    — Как вы думаете, какова основная мысль текста?

    — Обозначьте проблему. Какие доказательства приведете?

    — Запишите это в тетради

    Выполняют задания, упражнения, находят проблему в тексте и пути ее решения, анализируют текст

    С помощью алгоритма делают наброски на написание эссе

    Делятся результатом своей работы

    Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

    Личностные: оценивание усваиваемого содержания

    Обобщение и систематизация

    знаний и способов

    Деятельности (подведение итогов)

    Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

    Так их много под вечной охраной гранита.

    Но знай, внимающий этим камням,

    Никто не забыт, и ничто не забыто.

    Так можем ли мы утверждать, что, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе?

    Что значит помнить? Как надо помнить?

    Зачем нам, живущим через много лет после Великой Победы, помнить о тех годах?

    Составить синквейн по теме эссе «Без срока давности»

    Высказывают свое мнение, делятся впечатлением

    Вспоминают понятие «синквейн» и составляют его

    Взаимопроверка

    Рефлексия цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

    — Какие понятия разобрали?

    — Удалось решить поставленную задачу?

    — Где можно применить полученные знания?

    Оцените свою работу на уроке , работу класса.

    На экране незаконченные предложения. Ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.

      1. Сегодня я узнал….
      2. Было интересно…
      3. Было трудно…
      4. Я понял, что…
      5. Теперь я могу…
      6. Я приобрел…
      7. Я научился…
      8. У меня получилось…
      9. Меня удивило….
      10. Мне захотелось…

    Дают ответы на вопросы учителя.

    Анализируют работу на уроке через самооценку.

    Предметные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха;

    Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет чужих мнений

    Домашнее задание Учащимся дается инструкция по ее выполнению

    Выучить алгоритм написания эссе.

    Написать сочинение в жанре эссе на тему «Без срока давности»

    Записывают задание в дневник.

    Если инструкция непонятна, задают вопросы

    Приложение 1

    Алгоритм написания эссе:

    1. Формулировка проблемы исходного текста.

    2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

    3. Отражение позиции автора исходного текста.

    4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

    5. Заключение.

    Приложение 1

    Алгоритм написания эссе:

    1. Формулировка проблемы исходного текста.

    2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

    3. Отражение позиции автора исходного текста.

    4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

    5. Заключение.

    Приложение 1

    Алгоритм написания эссе:

    1. Формулировка проблемы исходного текста.

    2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

    3. Отражение позиции автора исходного текста.

    4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

    5. Заключение.

    Приложение 1

    Алгоритм написания эссе:

    1. Формулировка проблемы исходного текста.

    2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

    3. Отражение позиции автора исходного текста.

    4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

    5. Заключение.

    Приложение 2.

    …Олег стоял перед фельдкомендантом Клером, стоял с перебитыми руками, с запавшими щеками, отчего резче обозначались его скулы. Виски у него были совершенно седые. Но большие глаза из-под золотистых ресниц смотрели с ясным, с еще более ясным, чем всегда, выражением.

    Перед Клером, закосневшим в убийствах, потому что он ничего другого не умел делать в жизни, стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества. И он говорил:

    — Страшны не вы, — вы уже разбиты и обречены, — страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труд…

    Напрасно эти господа в белоснежном белье надеются уйти от суда истории. Забрызганные кровью, они уже стоят перед его грозными очами… Я жалею только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества за справедливый, честный строй жизни. Я шлю мой последний привет всем, кто борется за него!..

    Олег Кошевой был расстрелян тридцать первого января днем, и тело его вместе с телами других людей, расстрелянных в этот день, было закопано в общей яме.

    …. Над могилой павших молодогвардейцев их товарищи, оставшиеся в живых, дали клятву отомстить за своих друзей. На могиле был сооружен временный памятник — простой деревянный обелиск, на гранях которого были написаны имена всех погибших за родину бойцов «Молодой гвардии».

    Приложение 1.

    …Олег стоял перед фельдкомендантом Клером, стоял с перебитыми руками, с запавшими щеками, отчего резче обозначались его скулы. Виски у него были совершенно седые. Но большие глаза из-под золотистых ресниц смотрели с ясным, с еще более ясным, чем всегда, выражением.

    Перед Клером, закосневшим в убийствах, потому что он ничего другого не умел делать в жизни, стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества. И он говорил:

    — Страшны не вы, — вы уже разбиты и обречены, — страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труд…

    Напрасно эти господа в белоснежном белье надеются уйти от суда истории. Забрызганные кровью, они уже стоят перед его грозными очами… Я жалею только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества за справедливый, честный строй жизни. Я шлю мой последний привет всем, кто борется за него!..

    Олег Кошевой был расстрелян тридцать первого января днем, и тело его вместе с телами других людей, расстрелянных в этот день, было закопано в общей яме.

    …. Над могилой павших молодогвардейцев их товарищи, оставшиеся в живых, дали клятву отомстить за своих друзей. На могиле был сооружен временный памятник — простой деревянный обелиск, на гранях которого были написаны имена всех погибших за родину бойцов «Молодой гвардии».