Пример написания сочинения по тексту Лактионова. Анализ сочинения по тексту Лактионова, Текст по Лактионову:
(1) Верность истине, верность самоотверженная, порою одержимая, заглушающая даже протестующий глас инстинкта самосохранения, пожалуй, одно из наиболее ценных человеческих качеств. (2) Как тут не вспомнить благородные и мужественные слова выдающегося русского учёного Николая Вавилова: «Пойдём на костер, будем гореть, но от убеждений своих не отречёмся!» (З) Такая непоколебимая, несокрушимая преданность не может не вызывать уважения.
(4) Однако важно не перепутать верность истине и слепой фанатизм. (5) Конечно, эту разницу порою очень трудно увидеть, как бывает сложно различить осторожность и трусость, терпимость и беспринципность, ревность и любовь, месть и справедливость. (6) Но эта разница существенна, она таится во внутренних побуждениях человека, определяет его стремления, его интересы, его идеалы. (7) Фанатик слеп и глух и, как это ни покажется парадоксальным, корыстен. (8) Да, да, именно корыстен. (9) Он заключает с убеждением выгодный союз: оно обеспечивает ему материальную или духовную состоятельность, он ему — свою нерассуждающую преданность. (Ю) Давайте вспомним хрестоматийный пример фанатизма: во время Второй мировой войны японские камикадзе гибли, атакуя самолётами американские корабли. (П) Зачем они это делали? (12) Да обещано им было многое: рай после смерти, вечность. (13) Ради этого не жалко было и своей жизни.
(14) Иные, более сложные отношения с идеей у тех, кто служит истине. (15) Такой человек прекрасно понимает, что за убеждения можно идти в огонь и на плаху, но, если жизнь докажет несостоятельность этих убеждений, тогда следует отказаться от них. (16) Истина дороже, чем личное убеждение. (17) Предположим, учёный, отстаивающий некую теорию, которая была для него святая святых, после долгих экспериментов убеждается в её ложности. (18) Если он учёный истинный, то он, конечно, признает свою ошибку и будет искать разгадку в другом месте, а своё заблуждение будет расценивать как важный, закономерный и естественный путь к истине.
Истина, красота, добро
... что мы называем цивилизацией. Эта триада: истина, красота, добро. Истина знаменует рациональную сферу человеческой жизни, красота – эстетическую, добро – этическую. Как мы увидим ниже, все три категории взаимосвязаны между собой. Итак, начнем ... и гении-злодеи: вспомним хотя бы профессора Мориарти, персонажа Конан-Дойля). Вот пример истины точной: «10 х 10 = 100». Интересно, что это равенство верно и ...
(19) Куда как сложнее в этом отношении людям искусства, для которых истины срастаются с внутренними убеждениями, нравственными принципами. (20) Им, конечно, нелегко признавать ошибочность прежних взглядов, для этого требуется много мужества. (21) Вспомним тяжкий опыт Льва Толстого, который неоднократно отказывался от прежних взглядов, вспомним Достоевского, который начинал свой путь революционером, а потом разоблачал всяческое насильственное изменение хода истории… (22) Не шаткость, не легкомыслие были виною этих внутренних перемен, а верность истине.
(23) Человеком страстной веры, завораживающим всех глубиной и силой своих убеждений, был Белинский. (24) Не случайно его называли «неистовый Виссарион». (25) Однако и он не был фанатичным приверженцем своих идей.
(26) Однажды — это было в начале его пути — он написал статью, которую многие сочли верноподданнической одой власти. (27) И следствием этого стал такой эпизод. (28) Один знакомый Белинского захотел представить его своему товарищу, инженерному офицеру. (29) Знакомство с великим критиком тогда считалось одной из звёздных минут в жизни почти каждого человека. (ЗО) Одни из лести, другие из честолюбия, третьи из искреннего желания ощутить магию его личности искали с ним встречи. (31) Но инженерный офицер спросил: «Тот ли это человек, который написал статью «Бородинская годовщина»? (32) Услышав утвердительный ответ, он коротко бросил: «Нет». (ЗЗ) Белинский же не обиделся, не оскорбился. (34) Нет, он подошёл к этому офицеру и пожал ему руку: «Сразу видно, что вы порядочный человек!»
(По А.Лактионову)
Основные проблемы |
Авторская позиция |
1. Проблема верности истине. (Что значит быть верным истине?) |
1. Верность истине означает готовность отказаться во имя неё от убеждений, если жизнь докажет их несостоятельность. |
2. Проблема поиска истины. (Почему поиск истины так важен для каждого человека?) |
2. В поиске истины человек обретает смысл жизни, силы для борьбы за то, что он считает правильным, ценным. |
3. Проблема отличия фанатизма от преданности истине. (Чем отличается верность своим убеждениям от слепого фанатизма?) |
3. Верность истине способствует нравственному развитию личности, а фанатизм отнимает у человека право думать, превращает его в слепое орудие; фанатизм корыстен. |