Характеристика ученого из сказки тень шварц. Готовое характеристика героя по произведению «тень» шварца

В драме героев значительно больше, чем в сказке: в сказке Андерсена — 4 героя (ученый, тень, королевна и поэзия), в пьесе Шварца — 14, не считая , участников массовых сцен.

С одной стороны, это обусловлено . Ведь «Тень» Е.Л. Шварца — произведение драматическое. Но, с другой стороны, выбор и количество персонажей обусловлены идейным замыслом автора. Чтобы понять, зачем Шварцу понадобилось вводить дополнительных персонажей , нужно проанализировать их характеры.

Почти все персонажи пьесы двойственны. Так Пьетро, хозяин гостиницы, и Цезарь Борджиа, журналист, служат оценщиками в городском ломбарде. А все оценщики — людоеды. Поэтому фраза, сказанная Цезарем Борджиа «человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать» приобретает гораздо более страшный смысл, чем тот, который можно было предположить, не зная этого (легче всего сделать человеку гадость в его отсутствие, потому что в русском языке слово «съесть» может употребляться в значении «погубить», «уничтожить», «устранить»).

Попадая в сказку Шварца, слово утрачивает свой . Цезарь-Борджиа и Петро — типичные людоеды и съедят любого, кто будет мешать им достигнуть цели — власти и денег. Но есть и различия в их характерах: Петро ужасно вспыльчив, чуть что хватается за пистолет, речь его кишит проклятиями, тогда как Борджиа старается произвести на всех «хорошее впечатление», выражается манерно, изысканно. Но от этого он не менее страшен: в газете он убивает словом, а не пистолетом.

Наибольший интерес у меня вызвала Юлия Джулии. «Красива и близорука, не видит дальше собственного носа», — так можем сказать мы о ней. Она «умеет читать по лицам сановников» — в других людях разбирается плохо. Твердо знает, что из ее окружения никому доверять не стоит, поэтому с ее лица никогда не сходит улыбка. К тому же всегда улыбаться так удобно, ведь «можно повернуть и так и эдак». Такую привычку она приобрела в . И, продолжая улыбаться, она предаст ученого, лишь ей пригрозили потерей популярности. И это не случайно. Ведь она именно та девочка из сказки, которая наступила на хлеб Создавая образы министров, автор находит интересный прием : они не говорят полными словами, речь их обрывиста. Поднаторев в интригах и предательствах, они понимают друг друга с полуслова. Это люди-маски, не способные испытывать искренние чувства: два лакея министра финансов по первому требованию придают ему позу крайнего удивления или крайнего возмущения в зависимости от того, чего требует ситуация. Честный человек кажется им гораздо опаснее вора или шантажиста: с таким человеком нельзя договориться при помощи известного им метода — купить. Значит, остается только один выход — убить. Становится страшно за страну, которой управляют такие безнравственные министры.

1 стр., 420 слов

Образ и характеристика Петро Мелехов в романе Тихий Дон Шолохова

... своими похождениями к Мелеховой. Дружба его с Петром прекратилась в тот момент, когда он узнал, что брат нашего героя, Григорий, был тайным любовником ... был убит своим соседом, большевиком Мишей Кошевым. Образ и характеристика Петро Мелехов в романе Тихий Дон ... очень любил проводить время со своими племяшами - "Петро постоянно кормил Мишатку и баловался вместе с ним". Участвуя в Первой Мировой Войне, ...

Не вызывает сочувствия и принцессе: «она отравлена дворцовым воздухом» и жить с хорошим человеком просто не сможет. Как и пророчил ее отец, она в своей жизни не совершит ничего достойного, раз приняла человека за тень, а тень за человека. В этом она повторяет королевну из сказки. И хотя Луиза понимает ошибку, исправить уже ничего невозможно.

Неоднозначен в пьесе образ доктора. «Он махнул на все рукой», живет незначительными, пустыми событиями, но у него , он бескорыстно помогает Христиану-Теодору. Доктор хорошо разбирается в людях и в жизни. Он советует ученому смотреть на все сквозь пальцы, махнуть на все рукой и овладеть искусством пожимать плечами. Сам он уже давно не борец, он смирился, но это не сделало его счастливым. В ремарках автор пишет о нем: «…молодой человек, в высшей степени угрюмый и сосредоточенный».

Все эти герои, созданные с изрядной долей сатиры, парадирующие современное Евгению Львовичу общество, созданы для того, чтобы оттенить характеры ученого и Аннуциаты, которые является . Портрет, данный в ремарках, уже вызывает симпатию к этой героине: «Черноволосая девушка, с большими, живыми черными глазами». Глаза — зеркало души, живые глаза Аннуциаты уже дают ощущение, что она не может быть злой. Первые впечатления подтверждаются: девушка во всем помогает ученому, предостерегает его, лишь она не отшатнулась от Христиана -Теодора, когда его оклеветали. Я думаю, что Шварц через свою героиню показывает, что значит искренне и беззаветно любить. Никакая ложь не может опорочить ученого в глазах Аннуциаты, тогда как Луиза сразу же, не разбираясь, поверила Тени.

Наиболее значительно отличаются в драме и сказке характеры ученых. В драме Христиан — Теодор всеми силами сражается с тенью. Он уверен, что победит. Даже на казнь он идет не как жертва, а как боец, так и не смирившись со слепотой людей. Поэтому Шварц и воскрешает его — ему нужно продолжить противоборство с царством теней и победить. Такое упорство не может не увенчаться успехом еще и потому, что цель Христиана-Теодора — спасти весь мир, сделать всех людей счастливыми. Это бескорыстный и , не случайно только его речь не сопровождается ремарками «тихо», «шепотом». Ему не нужны ни деньги, ни власть. Во имя справедливости он не боится «оказаться один против целого мира», не боится идти на смерть: «Я думал погибнуть с честью, но победить — это куда лучше». Вера в победу, в торжество справедливости придает ему силы: «Ведь, чтобы победить, надо идти на смерть». Ученый не боится идти на смерть, он не перестает бороться, и поэтому побеждает.

Христиан-Теодор олицетворяет собой светлую сторону — мечты о счастье всех людей, любовь, доверие. Он личность. Может, поэтому Шварц дал своему герою имя.

35 стр., 17202 слов

Сэлинджер «Человек который смеялся» краткое содержание, ​

... заинтересована в подавлении огромных трудящихся масс народа»*. Желая рассмотреть в «Человеке, который смеется» только одну сторону политической действительности, а именно – угнетение народа аристократией, ... разумеется, органически подходила к системе художественных принципов Гюго. Критический пафос «Человека, который смеется», как и некоторых других произведений Гюго, основан на глубоком убеждении ...

Остальные персонажи, кроме Аннуциаты, воплощают теневые стороны нашей жизни, являются своеобразными иллюстрациями человеческих пороков.

Совсем иначе складывается судьба ученого из сказки Андерсена. Он погибает. Почему? Он не воспринимал тень как зло слишком долго, не боролся с ней. Когда тень пришла к ученому в первый раз, чтобы откупиться, он сам отпустил ее и даже пообещал никому не рассказывать ее тайны. Ученый пишет книги об истине, добре и красоте, но слова не подкрепляются делом. Когда происходит встреча с конкретным, а не отвлеченным злом, ученый теряется, не может ему противостоять. Тень называет своего бывшего хозяина своей тенью, он думает: «Ну это уже просто возмутительно!», но не принимает никаких действий, не может опровергнуть ложь. Он не боец, а лишь пассивная жертва.

Г.Н. Тубельская, говоря об пьесы, делает вывод, что « знаменитая сказка Андерсена была идейно и философски переосмыслена… Уже в прологе Шварц дает понять, что его ученый расстанется со своими иллюзиями, не станет считать зло чем-то нереальным, абстрактным. Он будет сражаться с реальным злом, в реальном мире.

Все, что важно для Андерсена — история возникновения Тени и ее откуп от ученого — все это не так уж важно для Шварца. Его интересует не возникновение конфликта, а его развитие. Конфликт доведен драматургом до высочайшей остроты, до настоящей социальности. Столкновение чудака, переставшего быть пассивной жертвой с царством теней, где тень естественна и уместна, а прислуживающие ей люди ведут себя как тени, — это столкновение очень надолго останется современным, так как человечность вечно сражается с царством теней». С мнением Галины Наумовны я соглашаюсь беспрекословно.

Странные приключения произошли с молодым учёным по имени Христиан-Теодор, приехавшим в маленькую южную страну, чтобы изучить историю. Он поселился в гостинице, в комнате, где до него жил сказочник Ханс Кристиан Андерсен. (Может быть, в этом все дело?) Хозяйская дочь Аннунциата рассказывает ему о необыкновенном завещании последнего здешнего короля. В нем он наказал своей дочери Луизе не выходить замуж за принца, а найти себе доброго честного мужа среди незнатных людей. Завещание считается великой тайной, но о нем знает весь город. Принцесса же, чтобы выполнить отцовскую волю, исчезает из дворца. Многие стараются обнаружить её убежище в надежде обрести королевский трон.

Слушая рассказ, Христиан-Теодор все время отвлекается, потому что смотрит на балкон соседнего дома, где то и дело появляется прелестная девушка. В конце концов он решается с ней заговорить, а потом даже признается в любви и, кажется, находит ответное чувство.

Когда девушка уходит с балкона, Христиан-Теодор догадывается, что его собеседницей была принцесса. Ему хочется продолжить разговор, и он полушутя обращается к своей лежащей у ног тени, предлагая ей пойти вместо него к незнакомке и сказать о его любви. Неожиданно тень отделяется и ныряет в неплотно притворённую дверь соседнего балкона. Учёному становится плохо. Вбежавшая Аннунциата замечает, что у постояльца нет больше тени, а это скверный знак. Она бежит за доктором. Ее отец Пьетро советует никому не говорить о происшедшем.

3 стр., 1436 слов

Ганс Христиан Андерсен

... к премии имени Почтовая марка Дании, 1935 год Ганса Христиана Андерсена Почтовая марка Беларуси, 2005 год Почтовая марка Казахстана, ... т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Бо Грёнбек, Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность, Москва, Прогресс, 1979 Архив журналов — № ... Астана қаласы №70 мектеп лицейі РЕФЕРАТ ГАНС ХРИСИАН АНДЕРСЕН Дайындаған: Жуманур А.Б. Тексерген: Кабдрахманова А.Ж. 2013 жыл ...

Но в городе все умеют подслушивать. Вот и вошедший в комнату журналист Цезарь Борджиа обнаруживает полную осведомлённость о разговоре Христиана-Теодора с девушкой. И он, и Пьетро уверены, что это принцесса, и не хотят, чтобы она вышла замуж за приезжего По мнению Пьетро, нужно найти сбежавшую тень, которая, будучи своему хозяину, поможет предотвратить свадьбу. Аннунциата полна тревоги за будущее молодого человека , так как втайне уже любит его.

В городском парке происходит совещание двух министров. Они сплетничают о Принцессе и Учёном. Решают, что он не шантажист, не вор и не хитрец, а простой наивный человек. Но поступки таких людей непредсказуемы, поэтому надо его или купить, или убить. Рядом с ними неожиданно возникает незнакомец (это — Тень)…

[пропуск]

Все видят, что Тень с трудом встаёт, шатается и падает. Опомнившись, первый министр приказывает лакеям унести короля и вызывает палача, чтобы казнить Учёного. Христиана уводят.

Аннунциата умоляет Юлию сделать что-нибудь для его спасения. Ей удаётся пробудить в певице . Юлия просит Доктора дать ей чудодейственную воду, но Доктор говорит, что вода под семью замками у министра финансов и добыть её невозможно. Едва Тень и Луиза возвращаются в тронный зал, издалека доносится бой барабанов: казнь совершилась. И вдруг голова Тени слетает с плеч. Первый министр понимает, что произошла ошибка: не учли, что, отрубив голову Учёному, лишат его головы и его тень. Чтобы спасти Тень, придётся воскресить Учёного. Спешно посылают за живой водой. Голова Тени снова на месте, но теперь Тень во всем старается угождать своему прежнему хозяину, потому что хочет жить. Луиза в негодовании прогоняет бывшего жениха. Тень медленно спускается с трона и, закутавшись в мантию, прижимается к стене. Принцесса приказывает начальнику стражи: «Взять его!» Стража хватает Тень, но у них в руках остаётся пустая мантия — Тень исчезает. «Он скрылся, чтобы ещё и ещё раз стать у меня на дороге. Но я узнаю его, я всюду узнаю его», — говорит Христиан-Теодор. Принцесса умоляет о прощении, но Христиан больше не любит её. Он берет за руку Аннунциату, и они покидают дворец.

І. Сюжеты Г.К.Андерсена

У известного датского писателя и поэта Г.К.Андерсена есть сказка «Тень», написанная в 1847 году.

От молодого ученого, героя сказки, ушла тень. И не просто ушла, а «завоевала себе прочное положение в свете»(с), хитростью и уговорами подчинила бывшего хозяина, убедив его самого называться тенью. Когда же ученый, видя, что зашло слишком уж далеко, собрался рассказать, кто есть кто, тень попросту добилась, чтобы его казнили.

Вот финал сказки:

«Вечером весь город был иллюминирован, гремели пушечные выстрелы, солдаты отдавали честь ружьями. Вот была свадьба! И принцесса с тенью вышли на балкон показаться народу, который еще раз прокричал им «ура». Ученый не слыхал этого ликования — с ним уже покончили.»(с) 1

Грустная история, как и многие сказки Андерсена.

Не менее печальна история прекрасной девушки по имени Аннунциата в романе Андерсена «Импровизатор», написанном в 1835 году. , «она была в высшей степени женственна, нежна, прелестна духовной красотой рафаэлевских типов. Черные как смоль волосы облегали прекрасный, высокий лоб , темные глаза были полны выражения» (с) 2 . В Аннунциату был влюблен герой романа, поэт-импровизатор, но в силу обстоятельств, по недоразумению — они расстались. Аннунциата перенесла тяжелую болезнь и умерла в нищете.

7 стр., 3402 слов

Ганс Христиан Андерсен и его сказки

... Христиан Андерсен? В чём заключается его литературный подвиг? Почему он и его имя живут до сих пор? На эти вопросы прекрасно отвечает одна из лучших сказок Андерсена ... богатый, как в «Тысяче и одной ночи», открылся предо мной», — писал позднее Андерсен о преданиях детства. Однако воображение впечатлительного мальчика питали и книги, которые читал ему ...

Вот как заканчивалась история:

«Кладбище со своими высокими стенами походило на плавающий ковчег; это был остров мертвых, окруженный водою. Передо мною расстилалась зеленая лужайка, усеянная «черными крестами. Я отыскал могилу. Надпись на кресте — одно слово: «Аннунциата» » (с).

А столетие спустя, в 1939 году , драматург Евгений Львович Шварц написал пьесу «Тень», «пересоздав» Андерсеновский сюжет . 3

«черноволосая девушка с большими черными глазами »

Шварц, как известно, не любил произведений с печальным концом. Удивительно ли, что в исполненную драматизма прозу Андерсена Евгений Львович внес определенные коррективы?

ІІ. Теодор Моммзен

В 1914 году Евгений Шварц поступил на юридический факультет, где проучился 2 года, в числе прочих наук изучая римское право 4,5 .

Одним из наиболее книг по римской истории и римскому праву был (и остается по сей день) немецкий историк, лауреат нобелевской премии по литературе Христиан Маттиас Теодор Моммзен (1817-1903) 6,7 , личность весьма противоречивая, как и большинство гениев.

Моммзен Христиан Мат т иас Теодор, Фотография взята на сайте http://ru.wikipedia.org

Можно проследить определенную связь между героем пьесы «Тень» Е.Шварца и Теодором Моммзеном.

В первую очередь — имя.

«Меня зовут Христиан-Теодор» — говорит молодой ученый из пьесы Шварца, знакомясь с принцессой. Итак, мы слышим два из трех имен, данных Моммзену его отцом, провинциальным священником.

Однако не только имена напоминают нам об ученом-антиковеде, историке и юристе Теодоре Моммзене. Как и он, герой Шварца — историк. Юноше 26 лет, он приехал в маленькую южную страну, чтобы изучать ее историю.

Моммзен, как известно, именно в 26 лет защитил докторскую диссертацию (1843 г.), после чего в 1844 г. отправился путешествовать по ожным странам (Италия и Франция), собирая материалы.

Несколько о Теодоре Моммзене

Список работ Т. Моммзена включает 1513 названий.

Моммзен был женат на Марии Реймер, дочери книготорговца, от брака с которой у него было шестнадцать детей.

«Без страсти нет гениальности» 9 .

ІІІ . Герой А.П.Чехова

Евгений Шварц был поклонником творчества Чехова.

«Я люблю Чехова. Мало сказать люблю — я не верю, что люди, которые его не любят, настоящие люди. Когда при мне восхищаются Чеховым, я испытываю такое удовольствие, будто о близком, лично мне близком человеке » 11 (с).

Можно найти в Христиане Теодоре из пьесы Шварца и Андрее Коврине — герое рассказа Чехова «Черный монах» 12 .

У обоих восторженный, романтичный склад характера. Оба считают своим предназначением сделать человечество счастливее.

Рассказ «Черный монах», Андрей Коврин:

«Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царствия божия, то есть избавят людей от нескольких лишних тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать идее все — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — какой высокий, какой счастливый удел!»

62 стр., 30851 слов

Эволюция образа ученого в романах Олдоса Хаксли

... дивный новый мир» и роман «Остров». Предметом исследования являются художественные образы ученых Олдоса Хаксли. Теоретическую основу исследования составляют научные труды П. Баверинга, Ю. Кагарлицкого, Дж. Вудкока, ... Б. Бургум, к примеру, рассматривает творчество Олдоса Хаксли как свидетельство мизантропии автора (1947), его цинизма, презрения к реальным людям (но даже у Бургума творчество писателя ...

Пьеса «Тень», Ученый:

Доктор. А я слышал, что вы мечтаете как можно сделать счастливыми., Ученый. И это верно.

(действие ІІ)

«Конечно, мир устроен разумнее, чем кажется. Еще немножко — дня

два-три работы — и я пойму, как сделать всех людей счастливыми.

(действие І)

Рассказ «Черный монах»:

«… кажется, весь мир смотрит на меня, притаился и ждет, чтобы я понял его…»

Пьеса «Тень»:

« …дня два-три работы — и я пойму, как сделать всех людей счастливыми».

« Мне казалось, что еще миг — и я все пойму»

(действие І)

Конечно же, пьесы «Тень» не мог не перенять некоторых черт характера свого литературного отца, Евгения Шварца.

Пьеса «Тень», Ученый:

Если бы не вечное мое беспокойство, если бы не казалось мне, что

(действие І)

Е.Л.Шварц, дневники 11

И, перебирая свою жизнь, ни на чем я не мог успокоиться и порадоваться.

… Дал ли я кому-нибудь счастье? Пойди разберись за той границей , где слов нет, одни волны ходят.

(29-30 августа 1984 года, за 4 с пол. месяца до смерти)

Пьеса «Тень», Ученый:

Я уверен, я уверен, что все кончится прекрасно.

(действие І)

И только я один знаю — все будет прекрасно.

(действие ІІ)

Е.Л.Шварц, дневники

[я] был нищ, голоден, худ, любим товарищами и весел, весел до безумия и полон странной веры, что все будет хорошо, даже волшебно.

(Воспоминания о 1921 г)

…Был я полон двумя вечными своими чувствами: недовольством собой и уверенностью, что все будет хорошо. Нет, не хорошо, а великолепно, волшебно. Не в литературном, а в настоящем смысле этого слова, я был уверен, что вот-вот начнутся чудеса, великое счастье.

(воспоминания о начале 20-х годов ХХ в.)

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Евгений Шварц

Тень

…И ученый рассердился не столько потому, что тень ушла от него, сколько потому, что вспомнил о человеке без тени, которую знали все и каждый на его родине. Вернись он теперь домой и расскажи свою историю, все сказали бы, что он пустился подражать другим…

Г.-Х. Андерсен. «Тень»

…Чужой сюжет как бы вошел в мою плоть и кровь, я пересоздал его и тогда только выпустил в свет.

Г.-Х. Андерсен. «Сказка моей жизни», глава VIII.

Действующие лица

Ученый .

Его тень .

Пьетро – хозяин гостиницы.

Аннунциата

Юлия Джули

Принцесса, Первый министр, Министр финансов, Цезарь Борджиа, Тайный советник

Доктор .

Палач .

Мажордом .

Капрал .

Придворные дамы, Придворные, Курортники, Сестра развлечения, Сестра милосердия, Королевские герольды, Лакеи министра финансов

Стража .

7 стр., 3278 слов

Леонардо да Винчи: ученый и изобретатель

... Леонардо да Винчи писали неоднократно. Но тема его жизни и деятельности, как ученого, так и человека искусства, актуальна и сейчас. возрождение леонардо ученый изобретатель наследие 1. БИОГРАФИЯ 1.1 Детство Леонардо да Винчи ... есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». 1.2 Мастерская Верроккьо В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. Мастерская Верроккьо ...

Горожане .

Действие первое

ученый

Ученый . Когда теряешь очки, это, конечно, неприятно. Но вместе с тем и прекрасно – в сумерках вся моя комната представляется не такою, как обычно. Этот плед, брошенный в кресло, кажется мне сейчас очень милою и доброю принцессою. Я влюблен в нее, и она пришла ко мне в гости. Она не одна, конечно. Принцессе не полагается ходить без свиты. Эти узкие, длинные часы в деревянном футляре – вовсе не часы. Это вечный спутник принцессы, тайный советник. Его сердце стучит ровно, как маятник, его советы меняются в соответствии с требованиями времени, и дает он их шепотом. Ведь недаром он тайный. И если советы тайного советника оказываются гибельными, он от них начисто отрекается впоследствии. Он утверждает, что его просто не расслышали, и это очень практично с его стороны. А это кто? Кто этот незнакомец, худой и стройный, весь в черном, с белым лицом? Почему мне вдруг пришло в голову, что это жених принцессы? Ведь влюблен в принцессу я! Я так влюблен в нее, что это будет просто чудовищно, если она выйдет за другого. (Смеется.) Прелесть всех этих выдумок в том, что едва я надену очки, как все вернется на свое место. Плед станет пледом, часы – часами, а этот зловещий незнакомец исчезнет. (Шарит руками по столу.) Ну, вот и очки. (Надевает очки и вскрикивает.) Что это?

девушка в маске

(Бормочет, зажигая свечу.)

Девушка в маске

Ученый . Вот как! Но что же это тогда?

Девушка в маске, Человек во фраке, Старик со звездою, Стук в дверь, все трое исчезают.

Ученый . Вот так история!

Стук повторяется.

Аннунциата

Аннунциата

Ученый . Что с вами, Аннунциата?

Аннунциата

Ученый . Я уснул и разговаривал во сне.

Аннунциата

Ученый . Я видел во сне принцессу.

Аннунциата

Ученый . Я видел во сне тайного советника.

Аннунциата

Ученый . Это был жених принцессы. Ну? Теперь вы видите, что это сон? Разве наяву ко мне явились бы такие неприятные гости?

Аннунциата

Ученый . Да.

Аннунциата

Ученый . Конечно, Аннунциата.

Аннунциата

Ученый . Пожалуйста! Говорите! Учите меня! Я ведь ученый, а ученые учатся всю жизнь.

Аннунциата

Ученый . Нет, я говорю совершенно серьезно.

Аннунциата

Ученый . Конечно, знаю. Ведь поэтому я и приехал сюда.

Аннунциата

Ученый . Это иногда случается с учеными.

Аннунциата

Ученый . Но ведь это очень интересно – почему же об этом не пишут в книгах о вашей стране?

Аннунциата

Ученый . Неужели?

Аннунциата

Ученый . Нет, я никому не скажу.

Аннунциата

Ученый . Но все-таки мне кажется, что число приезжих только вырастет, когда узнают, что в вашей стране сказки – правда.

Аннунциата

Ученый . А как? Чтобы не простудиться, надо тепло одеваться. Чтобы не упасть, надо смотреть под ноги. А как избавиться от сказки с печальным концом?

11 стр., 5238 слов

«Образ женщины в русской литературе»

... которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”. Образ Матрёны Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить ... созданию образа русской женщины. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает ...

Аннунциата

Ученый . Тогда мне придется все время молчать. Ведь я приезжий.

Аннунциата

Ученый . Откуда вы знаете, что я хороший человек?

Аннунциата

Ученый . Это они и сказали вам, что в вашей стране сказки – правда?

Аннунциата

Ученый . Знаете, вечером, да еще сняв очки, я готов в это верить. Но утром, выйдя из дому, я вижу совсем другое. Ваша страна – увы! – похожа на все страны в мире. Богатство и бедность, знатность и рабство, смерть и несчастье, разум и глупость, святость, преступление, совесть, бесстыдство – все это перемешано так тесно, что просто ужасаешься. Очень трудно будет все это распутать, разобрать и привести в порядок так, чтобы не повредить ничему живому. В сказках все это гораздо проще.

Аннунциата

Ученый . За что?

Аннунциата

Ученый . Ничего, с учеными это бывает. А скажите, мой друг Ганс-Христиан Андерсен, который жил здесь, в этой комнате, до меня, знал о сказках?

Аннунциата

Ученый . И что он на это сказал?

Аннунциата, Оглушительный выстрел.

Ученый . Что это?

Аннунциата

Ученый . Понимаю. Это явление мне знакомо. Если бы он попадал в цель, то не палил бы так часто.

За сценой рев: «Аннунциата!», Аннунциата

Пьетро

Пьетро . Почему ты не идешь, когда тебя зовут?! Поди немедленно перезаряди пистолет. Слышала ведь – отец стреляет. Все нужно объяснять, во все нужно ткнуть носом. Убью!

Аннунциата спокойно и смело подходит к отцу, целует его в лоб., Аннунциата

Ученый . Как видно, ваша дочь не боится вас, синьор Пьетро.

Пьетро . Нет, будь я зарезан. Она обращается со мною так, будто я самый нежный отец в городе.

Ученый . Может быть, это так и есть?

Пьетро . Не ее дело это знать. Терпеть не могу, когда догадываются о моих чувствах и мыслях. Девчонка! Кругом одни неприятности. Жилец комнаты номер пятнадцать сейчас опять отказался платить. От ярости я выстрелил в жильца комнаты номер четырнадцать.

Ученый . И этот не платит?

Пьетро . Платит. Но он, четырнадцатый, ничтожный человек. Его терпеть не может наш первый министр. А тот, проклятый неплательщик, пятнадцатый, работает в нашей трижды гнусной газете. О, пусть весь мир провалится! Верчусь как штопор, вытягиваю деньги из жильцов моей несчастной гостиницы и не свожу концы с концами. Еще приходится служить, чтобы не околеть с голоду.

Ученый . А разве вы служите?

Пьетро . Да.

Ученый . Где?

Пьетро . Оценщиком в городском ломбарде.

Внезапно начинает играть музыка – иногда еле слышно, иногда так, будто играют здесь же, в комнате.

Ученый . Скажите… Скажите мне… Скажите, пожалуйста, где это играют?

Пьетро . Напротив.

Ученый . А кто там живет?

Пьетро . Не знаю. Говорят, какая-то чертова принцесса.

Ученый . Принцесса?!

Пьетро . Говорят. Я к вам по делу. Этот проклятый пятнадцатый номер просит вас принять его. Этот газетчик. Этот вор, который норовит даром жить в прекрасной комнате. Можно?

6 стр., 2968 слов

Диктатура Цезаря

... как Гай Юлий Цезарь; мало людей пострадало больше, чем Гай Юлий Цезарь, от иллюзий гения. Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, ... что сочинение дошло до нас в крайне поврежденном виде и написано, вероятно, одним из младших офицеров Цезаря, а ... жизни, поскольку он принимал участие в гражданской войнне на стороне Цезаря и был затем назначен наместником новообразованной провинции ...

Ученый . Пожалуйста. Я буду очень рад.

Пьетро . Не радуйтесь раньше времени. До свидания! (Уходит.)

Ученый . Хозяин гостиницы – оценщик в городском ломбарде. Людоед? Подумать только!

Открывает дверь, ведущую на балкон. Видна стена противоположного дома. Балкон противоположного дома почти касается балкона комнаты ученого. Едва открывает он дверь, как шум улицы врывается в комнату. Из общего гула выделяются отдельные голоса.

  • Вода, вода, ледяная вода!
  • А вот – ножи для убийц! Кому ножи для убийц?!
  • Цветы, цветы! Розы! Лилии! Тюльпаны!
  • Дорогу ослу, дорогу ослу! Посторонитесь, люди: идет осел!
  • Подайте бедному немому!
  • Яды, яды, свежие яды!

Ученый . Улица наша кипит, как настоящий котел. Как мне нравится здесь!.. Если бы не вечное мое беспокойство, если бы не казалось мне, что весь мир несчастен из-за того, что я не придумал еще, как спасти его, то было бы совсем хорошо. И когда девушка, живущая напротив, выходит на балкон, то мне кажется, что нужно сделать одно, только одно маленькое усилие – и все станет ясно.

женщина

Если есть гармония в море, в горах, в лесу и в тебе, то, значит, мир устроен разумнее, чем…

Женщина . Это не будет иметь успеха.

Ученый (оборачивается) . Простите?

Женщина . Нет, не будет. В том, что вы бормотали, нет и тени остроумия. Это ваша новая статья? Где же вы? Что это сегодня с вами? Вы не узнаете меня, что ли?

Ученый . Простите, нет.

Женщина . Довольно подшучивать над моей близорукостью. Это неэлегантно. Где вы там?

Ученый . Я здесь.

Женщина . Подойдите поближе.

Ученый . Вот я. (Подходит к незнакомке.)

Женщина (она искренне удивлена) . Кто вы?

Ученый . Я приезжий человек, живу здесь в гостинице. Вот кто я.

Женщина . Простите… Мои глаза опять подвели меня. Это не пятнадцатый номер?

Ученый . Нет, к сожалению.

Женщина . Какое у вас доброе и славное лицо! Почему вы до сих пор не в нашем кругу, не в кругу настоящих людей?

Ученый . А что это за круг?

Женщина . О, это артисты, писатели, придворные. Бывает у нас даже один министр. Мы элегантны, лишены предрассудков и понимаем все. Вы знамениты?

Ученый . Нет.

Женщина . Какая жалость! У нас это не принято. Но… Но я, кажется, готова простить вам это – до того вы мне вдруг понравились. Вы сердитесь на меня?

Ученый . Нет, что вы!

Женщина . Я немного посижу у вас. Можно?

Ученый . Конечно.

Женщина . Мне вдруг показалось, что вы как раз тот человек, которого я ищу всю жизнь. Бывало, покажется – по голосу и по речам, – вот он, такой человек, а подойдет он поближе, и видишь – это совсем не то. А отступать уже поздно, слишком близко он подошел. Ужасная вещь – быть красивой и близорукой. Я надоела вам?

Ученый . Нет, что вы!

Женщина . Как просто и спокойно вы отвечаете мне! А он раздражает меня.

Ученый . Кто?

Женщина . Тот, к кому я пришла. Он ужасно беспокойный человек. Он хочет нравиться всем на свете. Он раб моды. Вот, например, когда в моде было загорать, он загорел до того, что стал черен, как негр. А тут загар вдруг вышел из моды. И он решился на операцию. Кожу из-под трусов – это было единственное белое место на его теле – врачи пересадили ему на лицо.

Ученый . Надеюсь, это не повредило ему?

Женщина . Нет. Он только стал чрезвычайно бесстыден, и пощечину он теперь называет просто «шлепок».

Ученый . Почему же вы ходите к нему в гости?

Женщина . Ну, все-таки это человек из нашего круга, из круга настоящих людей. А кроме того, он работает в газете. Вы знаете, кто я?

Ученый . Нет.

Женщина . Я певица. Меня зовут Юлия Джули.

Ученый . Вы очень знамениты в этой стране!

Юлия . Да. Все знают мои песни «Мама, что такое любовь», «Девы, спешите счастье найти», «Но к тоске его любовной остаюсь я хладнокровной» и «Ах, зачем я не лужайка». Вы доктор?

Ученый . Нет, я историк.

Юлия . Вы отдыхаете здесь?

Ученый . Я изучаю историю вашей страны.

Юлия . Наша страна – маленькая.

Ученый . Да, но история ее похожа на все другие. И это меня радует.

Юлия . Почему?

Ученый . Значит, есть на свете законы, общие для всех. Когда долго живешь на одном месте, в одной и той же комнате, и видишь одних и тех же людей, которых сам выбрал себе в друзья, то мир кажется очень простым. Но едва выедешь из дому – все делается чересчур уж разнообразным. И это…

За дверью кто-то испуганно вскрикивает. Звон разбитого стекла.

молодой человек

Молодой человек, Аннунциата, Молодой человек, Аннунциата, Молодой человек

Юлия . Не отвечайте. Если вы скажете «да» – он вас будет презирать, а если скажете «нет» – он вас возненавидит.

Молодой человек

Ученый . Да.

Цезарь Борджиа

Ученый . Многое.

Цезарь Борджиа

Ученый . Просто я сам читал ваши критические и политические статьи в здешней газете.

Цезарь Борджиа

Юлия . Идемте. Мы пришли к ученому, а ученые вечно заняты.

Цезарь Борджиа

Юлия . Нет, мне кажется, что я пришла как раз туда, куда следует.

Цезарь Борджиа

Ученый . Пожалуйста.

Цезарь Борджиа

Ученый . Спасибо. Мне пригодится это для работы в ваших архивах. Меня там больше будут уважать.

Цезарь Борджиа

Ученый . А в чем же?

Цезарь Борджиа

Ученый . Разве я гляжу туда?

Цезарь Борджиа

Ученый . Кто?

Цезарь Борджиа

Ученый . Простите, но я дошел только до конца шестнадцатого века.

Цезарь Борджиа

Ученый . Уверяю вас, нет.

Цезарь Борджиа

Ученый . Потому, что здесь жил мой друг Ганс-Христиан Андерсен.

Цезарь Борджиа

Ученый . Даю вам слово, что это так. А какое отношение имеет моя комната к завещанию покойного короля?

Цезарь Борджиа

Ученый . Разрешите спросить, что именно было написано в этом таинственном завещании?

Цезарь Борджиа

Юлия . Идемте! Идемте же! Вы тут всем понравились. Он никогда не уходит сразу. (Ученому.) Мы еще увидимся с вами.

Ученый . Я буду очень рад.

Цезарь Борджиа, Цезарь Борджиа и Юлия Джули уходят.

Ученый . Аннунциата, сколько оценщиков в вашем городском ломбарде?

Аннунциата

Ученый . И все они бывшие людоеды?

Аннунциата

Ученый . Что с вами? Почему вы такая грустная?

Аннунциата

Ученый . Но ведь та девочка, насколько я помню, была наказана за это.

Аннунциата

Ученый . Погодите! Я не хочу пить, мне хочется поговорить с вами.

Аннунциата

Ученый . Скажите, пожалуйста, какое завещание оставил ваш покойный король Людовик Девятый Мечтательный?

Аннунциата

Ученый . Весь город?

Аннунциата

Ученый . Каким же это образом?

Аннунциата

Ученый . Что же в нем сказано?

Аннунциата

Ученый . Почему?

Аннунциата

Ученый . Аннунциата, ведь я приезжий. Завещание вашего короля меня никак не касается. Расскажите. А то получается нехорошо: я ученый, историк – и вдруг не знаю того, что известно каждому уличному мальчишке! Расскажите, пожалуйста!

Аннунциата

Ученый . Что вы!

Аннунциата

Ученый . Нет, нет… Вот видите, я уселся поудобнее, закурил трубку и глаз не свожу с вашего лица.

Аннунциата

Ученый . Как – цепенеть?

Аннунциата

Ученый . Лейб-медик был прав.

Аннунциата

Ученый . Почему?

Аннунциата

Ученый . Неужели?

Аннунциата

Ученый . Наконец-то мы подошли к самой сути дела.

Аннунциата

Ученый . Так он и написал?

Аннунциата

Ученый . И принцесса живет одна в городе?

Аннунциата

Ученый . Почему?

Аннунциата

Ученый . А разве вы не знаете свою принцессу в лицо?

Аннунциата

Ученый . Скажите, она… (Замолкает.)

девушка

А скажите, она… О чем это я хотел вас спросить?.. Впрочем… нет, ни о чем.

Аннунциата

Ученый . Как не смотрю?.. А куда же я смотрю?

Аннунциата

Ученый . Зачем же? Не надо! Ведь только сейчас стало по-настоящему прохладно.

Аннунциата

Ученый . Вы думаете?

Аннунциата

Ученый . Конечно, конечно.

Аннунциата

Ученый . Вот как!

Аннунциата

Ученый . Да, да, конечно.

Аннунциата

Ученый . Не правда ли?

Аннунциата идет к выходной двери. Ученый – к двери, ведущей на балкон. Аннунциата оглядывается. Останавливается.

Аннунциата

Ученый смотрит на девушку, стоящую на противоположном балконе, она глядит вниз, на улицу. Ученый начинает говорить тихо, потом все громче. К концу его монолога девушка смотрит на него не отрываясь.

Ученый . Конечно, мир устроен разумнее, чем кажется. Еще немножко – дня два-три работы – и я пойму, как сделать всех людей счастливыми. Все будут счастливы, но не так, как я. Я только здесь, вечерами, когда вы стоите на балконе, стал понимать, что могу быть счастлив, как ни один человек. Я знаю вас, – вас нельзя не знать. Я понимаю вас, как понимают хорошую погоду, луну, дорожку в горах. Ведь это так просто. Я не могу точно сказать, о чем вы думаете, но зато знаю точно, что мысли ваши обрадовали бы меня, как ваше лицо, ваши косы и ресницы. Спасибо вам за все: за то, что вы выбрали себе этот дом, за то, что родились и живете тогда же, когда живу я. Что бы я стал делать, если бы вдруг не встретил вас! Страшно подумать!

Девушка . Вы говорите это наизусть?

Ученый . Я… Я…

Девушка . Продолжайте.

Ученый . Вы заговорили со мной!

Девушка . Вы сами сочинили все это или заказали кому-нибудь?

Девушка . Вы довольно ловко увиливаете от прямого ответа. Пожалуй, вы сами сочинили то, что говорили мне. А может быть, и нет. Ну хорошо, оставим это. Мне скучно сегодня. Как это у вас хватает терпения целый день сидеть в одной комнате? Это кабинет?

Ученый . Простите?

Девушка . Это кабинет, или гардеробная, или гостиная, или одна из зал?

Ученый . Это просто моя комната. Моя единственная комната.

Девушка . Вы нищий?

Ученый . Нет, я ученый.

Девушка . Ну пусть. У вас очень странное лицо.

Ученый . Чем же?

Девушка . Когда вы говорите, то кажется, будто вы не лжете.

Ученый . Я и в самом деле не лгу.

Девушка . Все люди – лжецы.

Ученый . Неправда.

Девушка . Нет, правда. Может быть, вам и не лгут – у вас всего одна комната, – а мне вечно лгут. Мне жалко себя.

Ученый . Да что вы говорите? Вас обижают? Кто?

Девушка . Вы так ловко притворяетесь внимательным и добрым, что мне хочется пожаловаться вам.

Ученый . Вы так несчастны?

Девушка . Не знаю. Да.

Ученый . Почему?

Девушка . Так. Все люди – негодяи.

Ученый . Не надо так говорить. Так говорят те, кто выбрал себе самую ужасную дорогу в жизни. Они безжалостно душат, давят, грабят, клевещут: кого жалеть – ведь все люди негодяи!

Девушка . Так, значит, не все?

Ученый . Нет.

Девушка . Хорошо, если бы это было так. Я ужасно боюсь превратиться в лягушку.

Ученый . Как – в лягушку?

Девушка . Вы слышали сказку про царевну-лягушку? Ее неверно рассказывают. На самом деле все было иначе. Я это знаю точно. Царевна-лягушка – моя тетя.

Ученый . Тетя?

Девушка . Да. Двоюродная. Рассказывают, что Царевну-лягушку поцеловал человек, который полюбил ее, несмотря на безобразную наружность. И лягушка от этого превратилась в прекрасную женщину. Так?

Ученый . Да, насколько я помню.

Девушка . А на самом деле тетя моя была прекрасная девушка, и она вышла замуж за негодяя, который только притворялся, что любит ее. И поцелуи его были холодны и так отвратительны, что прекрасная девушка превратилась в скором времени в холодную и отвратительную лягушку. Нам, родственникам, это было очень неприятно. Говорят, что такие вещи случаются гораздо чаще, чем можно предположить. Только тетя моя не сумела скрыть своего превращения. Она была крайне несдержанна. Это ужасно. Не правда ли?

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента ООО «ЛитРес».

Главным героем произведения Е. Шварца «Тень» является молодой учёный попавший в центр событий. Герой носит имя Христиан-Теодор. Он изучает историю. В гостинице он селится в Андерсена. В беседе с дочерью хозяина герой узнает о завещании короля.

В завещании король указал дочери выйти замуж за , честного и доброго. Выполняя волю отца принцесса покидает дворец. Все это рассказывает Христиан-Теодору Аннунцеата. Во время рассказа герой видит на соседнем балконе прелестную девушку. Решившись заговорить с ней, и даже признавшись в чувствах, он кажется взаимно любим. Девушка уходит с балкона, а Христиан-Теодор, догадавшись что его собеседницей была принцесса, предлагает своей тени рассказать ей о своих чувствах. Шутка оборачивается неожиданным образом. Тень, оторвавшись от хозяина исчезает.

Местный журналист и Пьетро против того, чтобы принцесса вышла замуж за постороннего. Они решают возвести на трон тень. На совещании в парке, которое провели министры, принято решение казнить ученого. Но казнив хозяина, погибнет и тень. Приходится воскресить Христиан-Теодора живой водой. Теперь тень не хочет впасть в немилость и старается угодить хозяину. Принцесса приказывает арестовать тень, но та исчезает. Луиза пытается добиться расположения Христиан-Теодора, но чувства его к принцессе уже угасли. Герой и Аннунцеата, дочь хозяина гостиницы, уходят из дворца вместе.

Главной мыслью является то, что благородство и честность во все времена будут победителями.

Картинка или рисунок Тень

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Малыш и Карлсон Линдгрен

    Это история, которая произошла с маленьким мальчиком, проживающим в городе Стокгольм с мамой, папой, братом и сестрой. Мальчик был уверен, что он уже взрослый, но над ним все потешались

  • Краткое содержание Шиллер Вильгельм Телль

    В пьесе описывается сложившаяся простого люда, в трёх лесных кантонах, которыми управляют наместники императора. Так однажды жену крестьянина Баумгартена, не обесчестил комендант

  • Краткое содержание оперы Севильский цирюльник Россини

    Все происходит в доме Бартоло. Он уже давно работает профессиональным доктором. Вместе с ним живет девушка по имени Розина. За ней постоянно бегает парней, но больше всего за ее сердцем гоняется граф по имени Альмавив.

  • Краткое содержание Толстой Гиперболоид инженера Гарина

    Изучая дело о на забытой ленинградской даче, работник УГРО Василий Шельга находит следы физико-химических экспериментов. Выдвигается версия, что убитый – изобретатель Гарин Петр Петрович

  • Краткое содержание Носов Живое пламя