УРОКИ № 50‒51. УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ЗА І ПОЛУГОДИЕ ПО ЛИРИКЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА, РОМАНУ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Цели: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой
информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень
понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстративный материал по
теме урока, черновые варианты сочинений, запись на доске,
раздаточный материал.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений
М. Ю. Лермонтова, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.
ХОД УРОКОВ
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
- Познакомьтесь с высказыванием В. Г. Белинского о лирике М. Ю. Лермонтова и ответьте на вопросы.
Запись на доске или раздаточный материал
«Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все
силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живёт <…> Он всевластный обладатель царства
явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник; он поэт русский
в душе — в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души <…> По глубине мысли, роскоши поэтических
образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов <…> и уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы,
между толками её о житейских заботах…»
(Из статьи «Стихотворения М. Ю. Лермонтова»)
- Каким материалом можно проиллюстрировать черты поэзии М. Ю. Лермонтова, которые так образно перечисляет В. Г. Белинский?
- Чем интересна поэзия М. Ю. Лермонтова?
- Какие стихотворения вы прочитали (кроме программных)? Какие мысли
и чувства они пробудили в вас?
Основные мотивы и образы лирики М. Ю. Лермонтова. Нравственно-философское ...
... «Кавказ». Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века Свою первую книгу стихотворений, который назывался «Сборник стихотворений», Бальмонт издал в 1890 г. Всё издание было проникнуто меланхолическим настроением, основные темы лирики этого ...
- Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова, положенные на музыку, вам известны?
III. Мотивация учебной деятельности
Уч и т е л ь. Творчество М. Ю. Лермонтова стало предметом глубокого исследования ещё при жизни поэта. Подтверждение тому — две большие статьи
В. Г. Белинского (1840–1841), посвящённые роману «Герой нашего времени» и лирике Лермонтова. Многие учёные занимались изучением творчества
Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг. Интересно, что с тех пор как
Белинский отметил, что в «Герое нашего времени» есть «что-то неразгаданное»,
лермонтоведение, несмотря на всю свою долгую историю, до нашего времени
сталкивается с нерешёнными проблемами и даже загадками в судьбе и творчестве поэта.
Михаила Юрьевича Лермонтова называют ночным светилом русской литературы, и это не случайно. Во всех его произведениях ощущается какая-то лунная грусть — тяжёлый отпечаток «эпохи безвременья». Поэтому и герои Лермонтова основной чертой своего характера имеют трагическую отрешённость,
отторженность от высшего мира.
В стихотворениях «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Выхожу один я на дорогу…» и других Лермонтов не наделяет своих героев какими-то
определёнными чертами, можно сказать, что они безлики и в чём-то автобиографичны. В романе «Герой нашего времени», в отличие от этих стихотворений,
главный герой имеет свои привычки, и желания, и капризы. Печорина нельзя
назвать и автобиографичным персонажем, ведь, как говорит сам Лермонтов,
в нём собраны пороки всего поколения. Но, несмотря на собирательность образа, отражающего трагедию целого общества, Печорин является «лишним» человеком, вставшим в ряд с такими яркими «отторженцами», как Онегин, Раскольников…
IV. Работа над темой урока
1. Подготовительная работа по написанию контрольного сочинения:
консультация учителя
Запись на доске
Языковые контрасты (антонимы) в романе «Герой нашего времени»
- Характер Печорина раскрывается в двух планах: с одной стороны, он
главный герой, активный участник событий, о которых повествует автор; с другой стороны, он автор «исповеди», в которой с предельной откровенностью выявляются его понимание жизни, результаты наблюдений и раздумий. Чувствуя
в душе своей «силы необъятные», он, однако, не использует их для «назначения
высокого», а увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных». Это
противоречие между «назначением» и действительным образом жизни, поступками — характерный порок не только героя, а всего поколения, болезнь эпохи.
Именно поэтому в романе так много внимания уделяется показу различных контрастов.
Один из способов выражения таких контрастов — антонимы.
В романе «Герой нашего времени» языковых антонимов сравнительно немного, но они выполняют важную функцию, выражая основные контрасты как
в характере Печорина, так и в той среде, которая окружает его. Например:
- «Одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла…— тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого»;
- «К печали я так
же легко привыкаю, как к наслаждению»; «Я смотрю на страдания и радости
других только в отношении к себе»; «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец!».
Сочинения. : «Герой нашего времени» как социально-психологический ...
... Печорина» Лермонтов пишет: История души человеческой,- писал здесь Лермонтов,- хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Герой нашего времени – роман психологический. ... едкие истины». Лермонтовский роман ставит центральную проблему эпохи- проблему «деятеля», отвечающего общественно-историческим потребностям эпохи. В своем реалистическом романе Л.дал ...
Лексические антонимы встречаются в общих рассуждениях героя: «На
небесах не более постоянства, чем на земле»; «Радости забываются, а печали никогда». Антонимы этого типа имеются в речи других героев, обращённой к Печорину и определённым образом характеризующей его. Так, княжна
Мери говорит: «Или вы меня презираете, или очень любите!», а Вера замечает: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог
и печалей».
Есть в романе примеры антонимичных прилагательных: высший — низший; мрачный — радужный; первый — последний; антонимы-глаголы: любить — презирать: выздороветь — умереть; жить — умереть; антонимы-наречия: хуже — лучше; направо — налево; высоко — внизу; и антонимы-местоимения: своё — чужое.
Более сложны и разнообразны в романе речевые антонимы. Бóльшая часть
их выражает контрасты, которые ускользают от видения многих; их обнаруживают лишь люди типа Печорина, привыкшие анализировать жизнь во всех
проявлениях: «Воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не
знаю»; «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не
любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Способность Печорина всюду видеть контрасты поразительна. Отсутствие
у него друзей он объясняет, например, тем, что дружба никогда не основывается
на равноправии: «Из двух друзей всегда один раб другого». А так как рабом он
быть не способен, то это означает, что и друга у него не может быть. Таким образом, само понятие друга для Печорина внутренне противоречиво.
Приём антитезы используется часто для выражения явных и скрытых контрастов. Вот примеры первой разновидности: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой»; «Как часто мы принимаем за убеждение обман
чувств или промах рассудка». Для выражения скрытых контрастов чаще всего
используются два определения, связанные противительным союзом но, к одному существительному: «Мне уже пересказали две-три эпиграммы на мой счёт,
довольно колкие, но вместе с тем очень лестные»; «Её [княжны Мери] лёгкая, но
благородная походка имела в себе что-то девственное…».)
Антитезы получают в романе и другие формы выражения, например контрастные по смыслу предложения: «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…
А я ещё слыву добрым малым и добиваюсь этого названия», «Я всегда ненавидел гостей у себя — теперь у меня каждый день полон дом».
Итак, антонимы в романе связаны с попытками Печорина понять самого
себя, понять те внутренние противоречия, которые составляют существо его характера и конкретных поступков, а также выражают оценки отдельных лиц и их
суждений.
Попробуйте найти и охарактеризовать языковые антонимы в романе «Герой нашего времени», использованные для изображения контрастов
в природе.
2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
Запись на доске
Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова
1) Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль
в раскрытии личности Печорина.
По роману Герой нашего времени Лермонтова 9 класс рассуждение
... произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы. Также читают: Картинка к сочинению Сочинение по роману Герой нашего времени Популярные ... сравнивает с «нравственным калекой», человеком, в котором атрофирована лучшая часть души. Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему ...
2) Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
3) Печорин и Грушницкий: быть или казаться?
4) Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
5) Онегин и Печорин (по романам А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
6) Каким я вижу М. Ю. Лермонтова в его лирических стихотворениях?
Комментарий для учителя. Темы записываются на доске и обсуждаются.
Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.
3. Самостоятельное ознакомление с памяткой
«Как писать сочинение — сравнительную характеристику персонажей
художественного произведения. Сравнение как приём познания»
(раздаточный материал)
Как писать сочинение — сравнительную характеристику
персонажей художественного произведения. Сравнение как приём
познания
Как известно, Онегин и Печорин принадлежат к тому общественному типу
людей 20–30-х гг. XIX в., которых называли «лишними» («умные ненужности», «страдающие эгоисты», говорил о них Белинский).
Почему их так называли? Что определило их появление? Что общего
и в чём различие между «лишним человеком» 20-х гг.— Онегиным и «умной ненужностью» 30-х гг.— Печориным? Чем обусловлены это сходство и
различие?
Для доказательного ответа на эти и другие вопросы задание предлагает использовать приём сравнения — установления сходства или различия между
двумя объектами (людьми, предметами, действиями, событиями и т. п.).
Выбрав эту тему для своего сочинения, вы должны будете сравнить условия,
в которых формировались Онегин и Печорин, их общественные позиции, взгляды, черты характера, действия… Но что бы ни сравнивалось: идеи или поступки,
черты характера или события,— наиболее целесообразной формой выражения
для сравнения считается параллельное изложение, то есть последовательное
рассмотрение одинаковых оснований обоих объектов. Что это конкретно значит,
можно увидеть из прилагаемого плана сравнительной характеристики Чацкого
и Печорина:
ЧАЦКИЙ И ПЕЧОРИН
Чацкий несравненно
выше и умнее Онегина
и лермонтовского Печорина…
И. А. Гончаров
План главной части сочинения
Черты сходства
1) Глубокий ум и неукротимая энергия.
2) Неудовлетворённость жизнью.
3) Оторванность от народа.
Черты различия
1) Чацкий имеет цель в жизни. У Печорина её нет.
2) Чацкий — борец. Печорин не способен ни порвать окончательно с дворянским классом, ни бороться с ним.
3) Чацкому чуждо печоринское разочарование в людях. У него есть друзья-единомышленники, а Печорин одинок.
4) Возвышенное и благородное чувство любви у Чацкого. Любовь для Печорина — «наука страсти нежной».
5) Цельность натуры Чацкого. Противоречивость Печорина.
4. Составление планов (самостоятельно), написание черновых вариантов
сочинений
Отношения печорина и княжны мери в романе “герой нашего времени”: ...
... каким было отношение Печорина к Мери. Характер Печорина Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако ... с чувством к Грушницкому – Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой ...
5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение,
редактирование, рецензирование учителем
6. Написание творческих работ (в контрольных тетрадях)
V. Домашнее задание
1. Прочитать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Индивидуальные опережающие задания (2–3 учащихся).
а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. В. Го голя.
б) Подготовить инсценировку «Разговор читателя и рудого Панька».
Приложение
Развёрнутые (тезисные) планы сочинений
Проблема взаимоотношений личности и общества в романе
М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1) Роман «Герой нашего времени» — исследование автора, рассматривающего
личность в контексте общества и эпохи и выявляющего их мощное влияние
на формирование человека.
2) Интерес Лермонтова не к личности как таковой, но к «истории души человеческой» отражает задачи и проблематику романа. Душа и характер человека
формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям
его воли, с другой — обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор
рассматривает его как социальное явление. Печорин представлен как герой
нашего времени. В «Предисловии» к «Журналу Печорина» Лермонтов устами рассказчика отмечает сдвиг, совершившийся в мышлении человека конца 30-х гг. ХІХ в.: история души человека и история народа обнаруживают
существенные различия.
3) Мир героев романа предстаёт как система образов, в центре которой находится Печорин, и его личность во всех своих противоречиях вырисовывается из
картины отношений, в которые он вступает с окружающими. Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их
истинные лица, понять, на что каждый из них способен. Каждый персонаж
романа выступает как представитель «нашего времени».
4) Грушницкий — типичный «герой времени»: позёр, любит пышные фразы и мечтает стать героем романа. Притязания Грушницкого приводят его
к трагедии: он становится предателем, вступает в грязную игру и погибает.
Общество уводит людей от самих себя, калечит души.
5) Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера. Эта история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллектуально близких. Защищаясь
от века, Печорин и Вернер скрывают способность любить и сострадать,
учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся
нормальных человеческих чувств. Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях всё человеческое. Вернер — свидетель жизни, но не её
участник.
6) История душевных движений, переживаемых персонажами, последовательно проходит несколько стадий: от равнодушия или простой доброжелательности до полного разрыва. Каждый из героев достигает кульминационного момента развития конфликта, и каждый терпит крушение. Судьбы
Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой ...
... название «Вадим». Герои-двойники в романе В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – Вулич, Вернер, ... «Невидимый для людей, Хызр является некоторым в образах, какие угодно ему принимать. Одни… причисляют его ... явным преобладанием последних. Особенно рельефно выступают азербайджанские черты в терминологии (лингвистический анализ любезно выполнен чл. ...
персонажей исковерканы. Внутренняя духовная свобода личности приводит к победе или поражению человека.
7) «Герой нашего времени» — роман о самореализации личности, её ответственности перед людьми и своим собственным «я». Попытки Печорина
приблизиться к людям, найти некое гармоничное равновесие в отношениях
с ними бесплодны. Глубина пропасти между героем и людьми. Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества.
Печорин и Грушницкий: быть или казаться?
1) Повесть «Княжна Мери» — исповедь Печорина, высмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, занятия, принципы. Причины враждебности
«водяного общества» по отношению к Печорину. «…Мы когда-нибудь с ним
столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
2) Грушницкий глазами Печорина: ироничность изображения. История появления Грушницкого в Пятигорске. «Его цель — сделаться героем романа». Провинциальный романтизм Грушницкого, не способного противостоять уму и неординарности Печорина: «…он никого не убьёт одним словом;
он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь
одним собою». Попытки Грушницкого приблизиться к Лиговским, бывать
у них дома, ухаживать за княжной Мери. Чувства, которые Грушницкий
испытывает к княжне Мери. Месть Грушницкого княжне и Печорину: слухи, заговор, ложь. Дуэль как финал отношений Печорина и Грушницкого.
Грушницкий на дуэли: от предательства до бесчестия, от позёрства до презрения к самому себе. Грушницкий не выдержал нравственного испытания.
3) Печорин и Грушницкий: «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы
наружно в самых дружеских отношениях…». Печорин строит свои взаимоотношения с Грушницким, пытается найти им объяснение. Наблюдательность героя, его умение давать точные характеристики персонажам
и выделять особенности, присущие именно этим людям. Всесокрушающий
самоанализ и удивляющее открытиями самопознание. Независимость
мышления Печорина как контраст позёрству Грушницкого. Любовь княжны Мери к Печорину развела героев, сделала их врагами. Непозволительное малодушие Грушницкого, осуждение его Печориным. Романтическое
восприятие утра перед дуэлью, признание своей ответственности за поединок. Бессонная ночь перед дуэлью открыла герою печальные истины:
- «…сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!»; «Моя любовь
никому не принесла счастья…». Нравственный эксперимент, проводимый
Печориным, состоит в испытании личности Грушницкого: «Откажись от
своей клеветы, и я тебе прощу всё…». Желание одиночества после дуэли.
4) Быть или казаться?.. Отношение Печорина и Грушницкого к любви, дружбе,
нравственности, чести, справедливости. Превосходство Печорина над Грушницким: деятельный ум и уверенность в себе Печорина противопоставлены
беспомощным стараниям Грушницкого занять место в светском обществе
и преодолеть смущение и провинциальное чувство неполноценности. Роль
общества в формировании мировоззрения личности и её жизнеспособности.
«Образы героев поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца ...
... части поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Престольный град, царское место, центр Руси: грозный царь Иван Васильевич пирует во славу Божию… 1 Лермонтов М.Ю. Избранные произведения. М., ... рисунках И.Я.Билибин уделяет царю Ивану Васильевичу, его любимому опричнику и купцу Калашникову. Именно этим героям посвящает М.Ю.Лермонтов своё произведение, определяя его главных действующих лиц уже ...
Нравственный выбор, стоящий перед человеком: быть или казаться?
Образцы сочинений
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
О женских образах XIX в. принято говорить «пленительные». И это правда.
Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, // Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, // И царствует в душе какой-то холод тайный, // Когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя романа
Печорина и его отношение к женщинам. Их в произведении три: Бэла, княжна
Мери и Вера.
Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаём из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев её на свадьбе, был пленён её внешностью и какой-то
необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были
уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Впрочем,
не будем забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно
из содержания романа, быстро во всём разочаровывался.
У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твёрдость, и гордость,
и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.
Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаём из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.
Мери Лиговская совсем юна, хороша собой, неопытна, кокетлива.
Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, недопонимает тонко рассчитанной игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в её кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери
становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта
недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть
и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. В такой
обстановке, думается, княжне Мери было очень трудно быть самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.
Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос — значит
раскрыть причину его горестей. Печорин — неординарная личность, следовательно, он по-своему искал это и в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не находилось. И, на мой взгляд, Лермонтов
ставил перед собой задачу гораздо шире, чем просто показать молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.
Любовь Печорина дана как будто схематично. Лермонтов не показал, если
можно так сказать, целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня,
но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, и не
более того. Утром он вновь стал самим собой. Да, Вера — только болезненное
Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова ...
... героем романа проникнуться его мировоззрением читатель может лишь с помощью других персонажей, которые встречаются на его жизненном пути. Одной из самых запоминающихся частей сюжета являются взаимоотношения Печорина и княжны Мери. ...
прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не
для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы обрести потерянное равновесие, он
так холоден с влюблёнными в него юными женщинами.
Лермонтов отделяет себя от Печорина, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Впрочем, в отношениях Печорина и Веры мне
видится отражение трагической неразделённой любви Лермонтова к Вареньке
Бахметьевой. Поэт любил её всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног
других не забывал я взор твоих очей, // Любя других, я лишь страдал любовью
прежних дней». В этом, думается, автор похож на своего героя. Лермонтов был
красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался в мыслях
к образу своей любимой.
Лермонтов не случайно уделил огромное внимание женским образам в своём
романе. Ни одна серьёзная проблема, тем более проблема героя и времени, не
может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне
её интересов, переживаний и чувств. Одним из открытий, сделанных здесь писателем, было использование принципа: расскажите мне, кто любит этого человека, и я составлю о нём представление. Женские характеры «Героя нашего
времени» помогли автору полнее раскрыть образ Печорина и придали самому
роману какую-то неповторимость и совершенно особую прелесть.
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО
ВРЕМЕНИ» И ЕЁ РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ЛИЧНОСТИ ПЕЧОРИНА
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологиче ски
тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразило в образе
главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-х гг.
ХІХ в.
Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошёл от традиционного хронологического расположения глав. Его произведение состоит из
относительно самостоятельных повестей, объединённых личностью главного
героя — молодого дворянина, офицера Григория Александровича Печорина.
В каждой повести он предстаёт в новом ракурсе, а в целом роман — это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг
друга. В «Бэле» и «Максиме Максимыче» дан внешний рисунок характера главного героя. «Журнал Печорина», куда входят три повести — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»,— яркий психологический автопортрет героя.
В целом изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим
и философским романом: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой
души, едва ли не любопытнее, не полезнее истории целого народа…».
Сюжет каждой повести концентрического типа: Печорин находится в центре
всех событий, именно вокруг него сгруппированы второстепенные и эпизодические персонажи. События жизни героя изложены с умышленным нарушением
их естественной хронологической последовательности. Повесть «Тамань» (третья по общему счёту), в которой рассказан случай, происшедший с Печориным
ещё до приезда на Кавказ, следует за повестью «Максим Максимыч», которая
Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
... в моем сочинение на тему мое отношение к героям ... на всё ради любимых ею людей. Главные герои повести «Капитанская дочка» – личности неординарные. Они наделены внутренней красотой и силой, которую невозможно купить. Их можно только воспитать в себе. Сочинения ... Печорин видит, что кто-то испытывает чувства к нему, он этим пренебрегает; сам он также не умеет испытывать искренних чувств по отношению к ...
повествует о жизни Печорина на Кавказе. В «Максиме Максимыче» случайная встреча двух бывших сослуживцев происходит через несколько лет после
окончания «кавказского» периода жизни Печорина, незадолго до его смерти.
Пове сти-главы, относящиеся ко времени пребывания Печорина на Кавказе
(«Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»), служат обрамлением этих двух повестей, занимая соответственно первую, четвёртую и пятую позиции в романе.
Композиция «Героя нашего времени» имеет две мотивировки: внешнюю
и внутреннюю. Внешняя мотивировка расположения повестей — постепенное
приближение читателя к главному герою. Её можно считать основным композиционным принципом романа. От повести к повести между читателем и Печориным постепенно убираются все «посредники»-рассказчики, герой всё больше
приближается к читателю.
Так, в «Бэле» между читателем и Печориным — два рассказчика. Основной — Максим Максимыч, сослуживец, участник и свидетель всего, что произошло в крепости: «Раз, осенью пришёл транспорт с провиантом; в транспорте
был офицер, молодой человек лет двадцати пяти». Именно его точка зрения на
Печорина в этой повести господствует. Вторым рассказчиком является молодой
офицер-повествователь, заинтересовавшийся Печориным и передающий рассказ Максима Максимыча.
Первый рассказчик ближе Печорину, второй — читателю. Но оба они не
только помогают понять героя, но и в какой-то степени «мешают» читателю. На
реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мнения,
эмоции рассказчиков, уровень их понимания людей. Это приводит к ощущению,
что первое знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолётным:
он мелькнул, заинтриговал и как бы растворился в дали.
В повести «Максим Максимыч» остаётся один рассказчик — молодой офицер-повествователь, наблюдающий встречу Максима Максимыча с Печориным.
В «Журнале Печорина» герой сам рассказывает о событиях своей жизни,
а повествователь, неизменно присутствовавший в первых двух повестях романа, становится издателем его записок: «Это известие меня очень обрадовало: оно
давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить
имя над чужим произведением».
Меняется и тип повествования: если в «Бэле» и «Максиме Максимыче»
о Печорине говорилось в третьем лице, то в повестях из «Журнала Печорина»
рассказ ведётся от первого лица. Записи Печорина не предназначались для постороннего читателя (это отмечено автором в предисловии к «Журналу…»), это
искренний самоанализ, приближающийся к исповеди перед самим собой.
Внутренняя мотивировка расположения повестей — постепенное проникновение в духовный мир Печорина. В «Бэле» герой предстаёт холодным, замкнутым человеком, повинующимся своим мимолётным желаниям и страстям.
В «Максиме Максимыче» появляется психологический портрет героя, который
даёт важную подсказку, в чём искать «тайну» личности Печорина — в его душе.
«Журнал Печорина» раскрывает нам эту душу. В центре «Журнала» — личность человека, искренне высказывающего наблюдения «зрелого ума» над самим собой. В нём и даётся самый важный — «внутренний», психологический
портрет, составленный, как уверял Лермонтов в предисловии к роману, «из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Таким образом, необычная композиция «Героя нашего времени» помогает
автору выполнить основную художественную задачу — раскрыть внутренний
мир главного героя романа, дать его социально-психологический и философский портрет.