Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» план-конспект по литературе (6 класс)

Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога»

Поэт Николай Некрасов является одним из основоположников так называемого гражданского направления в русской литературе. Его произведения лишены каких-либо приукрашиваний и характеризуются необыкновенной реалистичностью, которая подчас вызывает улыбку, но в большинстве случаев является прекрасным поводом для переосмысления окружающей нас действительности.

К таким глубинным произведениям относится стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, спустя несколько месяцев после отмены крепостного права. В ней автор пытается показать обратную сторону медали строительства путепровода между Москвой и Петербургом, который для многих рабочих стал огромной братской могилой .

Стихотворение состоит из четырех частей. Первая из них носит романтический и умиротворенный характер. В ней Некрасов рассказывает о своем железнодорожном путешествии, не забывая отдать должного красоте русской природы и восхитительным пейзажам, которые открываются за окном поезда, проплывающего по лугам, полям и лесам. Восхищаясь открывающейся картиной, автор становится невольным свидетелем разговора между отцом-генералом и его сыном-подростком, который интересуется, кто же построил железную дорогу. Следует отметить, что эта тема во второй половине 19 века была особой актуальной и животрепещущей, так как железнодорожное сообщение открывало поистине неограниченные возможности для путешествий. Если на почтовой карете из Москвы в Петербург можно было добраться примерно за неделю, то путешествие на поезде позволяло сократить время в дороге до одних суток.

Однако мало кто задумывался над тем, какую цену пришлось заплатить за то, чтобы Россия, наконец, превратилась из отсталой аграрной страны в развитую европейскую державу . Символом преображения в данном случае выступила железная дорога, которая была призвана подчеркнуть новый статус русской империи. Строили ее бывшие крепостные крестьяне, которые, получив долгожданную свободу, попросту не знали, как распорядиться этим бесценным даром. На стройку века их гнало не столько любопытство и желание в полной мере вкусить прелести вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. В итоге на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, и об этом поэт посчитал нужным рассказать не только своему юному спутнику, но и читателям.

9 стр., 4005 слов

По стихотворению железная дорога некрасова 6 класс

... нельзя нарисовать, как говорит автор. Анализ стихотворения Железная дорога Некрасова В 1864 году в собственном журнале «Современник» Н. Некрасов опубликовал своё стихотворение «Железная дорога». Речь в этом произведении ... красоту природы. Анализ стихотворения Цветаевой Родина Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась ...

Последующие части стихотворения «Железная дорога» посвящены спору между автором и генералом, который пытается уверить поэта в том, что русский мужик, тупо и бесправный, не в состоянии построить ничего более стоящего, чем деревянная сельская изба, убогая и перекошенная. По мнению оппонента Некрасова, лишь образованные и благородные люди имеют право считать себя гениями прогресса, им принадлежат великие открытия в области науки культуры и искусства. При этом генерал настаивает на том, что безрадостная картина, которую нарисовал поэт, вредит неокрепшему юношескому разуму его сына. И Некрасов берет на себя смелость показать ситуацию с другой стороны, рассказав о том, как были завершены строительные работы, и на празднике по этому поводу с барского плеча лабазника рабочие получили бочку вина и – списание долгов, которые накопили во время возведения железной дороги. Попросту говоря, поэт прямо указал на тот факт, что вчерашние рабы вновь оказались обманутыми, а результаты их труда присвоили себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.

Макоед Наталья Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ «Борисовская ООШ» Населённый пункт: с. Борисовка, Волоконовский район, Белгородская область Наименование материала: Конспект урока Тема: Н.А.Некрасов. «Железная дорога». История создания стихотворения. Дата публикации: 10.02.2017 Раздел: среднее образование

по теме: Н.А.Некрасов «Железная дорога».

История создания стихотворения

Разработала учитель русского языка и литературы Макоед Наталья Васильевна 2017

Цели:

1. Актуализировать знания о творчестве Н. Некрасова 2. Закреплять умение выразительно читать лирические произведения. 3. Формировать умение определять основную мысль произведения, его художественные особенности. О ф о р м л е н и е: портрет Н. А. Некрасова, на стенде рекомендация «Как подготовить выразительное чтение стихотворения». О б о р уд о в а н и е: памятка «Как определить размер стихотворения».

Ход

у р о к а

I. Литературоведческая разминка.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-sochineniya-jeleznaya-doroga-nekrasov/

1. Соедини имя и фамилию писателя. Задание: назовите имя, отчество и фамилию русского писателя. Василий Андреевич  Константин Георгиевич  Александр Николаевич  Иван Андреевич  Иван Сергеевич  Михаил Юрьевич  Николай Васильевич  Николай Алексеевич  Антон Павлович  Гоголь  Некрасов  Чехов  Тургенев  Лермонтов  Паустовский  Жуковский  Островский  Крылов  2. Соедини писателя и географическое понятие (место, с ним связанное) Михайловское  Спасское-Лутовиново  Сорочинцы  Замоскворечье  Тарханы (или Валерик)  Островский  Лермонтов  Пушкин  Гоголь  Тургенев  Вопрос: С каким местом мы связываем имя Н. Некрасова?

II. Объявление темы и целей урока.

  • Сегодня на уроке мы будем говорить о Николае Алексеевиче Некрасове, о его произведениях.

III. Работа со статьей учебника.

Задание: прочитайте статью, сформулируйте опорные слова для рассказа о жизни и творчестве поэта. Например, Волга. Семейное «дворянское гнездо». «Современник». «Я лиру посвятил народу своему». «Мороз, Красный нос». Комментарий учителя: Эпиграфом к рассказу о жизни Н. Некрасова можно было бы взять русскую пословицу «Воля и труд человека дивные дивы творят». Это вы поняли, прочитав статью учебника: наперекор отцу выстроил свою жизнь сам, упорство и трудолюбие принесли ему славу не просто поэта, а защитника простого человека, труженика. В поэме «Кому на Руси жить хорошо…» крестьяне, отправившиеся искать счастливого человека, убедятся, что таким может быть только защитник народа. Некрасов обладал даром большого поэта – он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники (посчитайте, сколько времени прошло с тех пор).

3 стр., 1124 слов

Сочинения | Сочинения 7 класс. Прославление народа-созидателя ...

... и мокли, болели цингой. В этом стихотворении Н. А. Некрасов воспевает народный труд, прославляет «привычку к труду благородную». Мне кажется, что железная дорога является символом судьбы всего трудового ... масс. 2 вариант сочинения С детства наблюдая «зрелище бедствий народных», являясь свидетелем обид, несправедливости и притеснений крепостных мужиков, великий русский поэт Н. А, Некрасов в зрелом ...

Главной темой своего творчества (но не единственной!) он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством, и это вызывало живой отклик в сердцах читателей.

IV.

О п р е д е л е н и е

с т и хо т в о р н о г о

р а з м е р а

с т и х о т в о р е н и й

Н. Некрасова.

З а д а н и е: определите стихотворный размер каждого из отрывков из произведений Некрасова. Обратите внимание на темы его произведений (там, где можно это определить по отрывку).

1. Кто виноват – у судьбы не допросишься, Да и не все ли равно? У моря бродишь: «Не верю, не бросишься!» – Вкрадчиво шепчет оно. (Дактиль.) 2. Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум. (Анапест.) 3. Замолкни, Муза мести и печали! Я сон чужой тревожить не хочу, Довольно мы с тобою проклинали. Один я умираю – и молчу. (Ямб.) 4. Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама слагается в уме. (Амфибрахий.) 5. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. (Хорей.) 6. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. (Дактиль.) 7. Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. (Ямб.)

V. История создания стихотворения «Железная дорога».

Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависимости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачительным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Железная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестокостью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.

VI. Комментированное чтение и анализ произведения.

2 стр., 754 слов

Народ освобожден, но счастлив ли народ — (Некрасов)

... Многие вопросы, которые поднял Некрасов в поэме, остаются актуальными и сегодня. В середине произведения писатель выдвинул на обсуждение один интересный тезис «народ освобожден, но счастлив ли народ?». Эта цитата в произведении ... удалось найти идеальную формулу счастья. Ни для господ, ни для крестьян. Сочинение 2 вариант Некрасов написал замечательную поэму «Кому на Руси жить хорошо». Она сразу ...

1. А н а л и з п е р в о й ч а с т и с т и х о т в о р е н и я. – Вы читали дома стихотворение, скажите, что представляет собой картина, нарисованная в первой части? (Это пейзаж, изображение осенней природы, проникнутое настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой «Все хорошо под сиянием лунным». Это настроение создается и при помощи лексики: «славная», «здоровый», «ядреный», «бодрит», «свежи», «морозные», «ясные», «хорошо».) – Найдите слово, выбивающееся из этого ряда. (Безобразие – «нет безобразья в природе!»Эта фраза настораживает: если нет безобразья в природе, значит где-то оно есть.) – Почему мягкие листья вызывают желание «выспаться»? (Это восприятие труженика, уставшего от тяжелой работы.) 2. Ч т е н и е н а и з у с т ь этого отрывка. До урока надо выяснить, кто из учеников что выучил, еще лучше определить это на предыдущем уроке. 3.С л о в о у ч и т е ля. – Итак, случайно услышанный разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику-попутчику. Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов называет цену, какой построена дорога. 4. Гр у п п о в а я р а б о та. З а д а н и е: найдите и зачитайте строки, рисующие картины подневольного труда. Как воспринимает «правду» рассказчика Ваня? Генерал? (Ваня – внимательный и впечатлительный мальчик, он как будто видел картины, которые рисовал ему попутчик. На рассказ Вани об удивительном сне генерал просто «захохотал», для него все, что говорит лирический герой – «чепуха». С точки зрения генерала, народ – это «варвары», «дикое скопище пьяниц»; он возмущен той страшной картиной, которую нарисовал герой, приказывает нарисовать светлую сторону жизни.) 5. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Применение теории в работе с текстом. Б е с ед а п о в о п р о с ам.

Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи? (Черты баллады.) – Действительно, баллада – стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим, при этом сюжет движется диалогом. Тема строительства железной дороги, унесшей тысячи жизней, достойна, с точки зрения Некрасова, иметь историческое значение. В описаниях призраков выступают и реальные, и фантастические черты. – Какой прием использован при написании четвертой части? (Эта часть построена при помощи иронии.«Светлая сторона» – окончание тяжелых работ, когда оказалось, что рабочие еще остались должны подрядчику, издевательски звучит фраза «И – недоимку дарю!») – В чем особенность окончания стихотворения? (Используется риторический вопрос и многоточие.) – Вернемся к словам первой части «Нет безобразья в природе»: есть ли в произведении антитеза описанию природы? (Да, прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми, антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».)

VII. Развернутый ответ на вопрос.

З а д а н и е. Согласны ли вы с утверждением, что стихотворения Некрасова «проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством». Докажите примерами.

VIII.

Домашнее

2 стр., 762 слов

Крестьянская тема в лирике Н. А. Некрасова

... лирики. Сочувственное изображение крестьянского быта — основная черта некрасовской лирики. Поэтому Некрасов более всего заслуживает называться «народным поэтом» и занимает эту нишу в русской классической литературе по праву. Похожие сочинения: ... униженных мужиков и против угнетателей («В дороге», «Извозчик», «Забытая деревня»). Радует поэта лишь то, что в народе, пусть исподволь, очень медленно и ...

задание.

Закончить письменную работу, выучить отрывок из стихотворения.

В основе стихотворения Некрасова лежат реальные события — строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Эта тема для второй половины XIX века была актуальной. Появление в России железной дороги открывало неограниченные возможности. Но разве задумывались люди над тем, кто и какую цену заплатил за то, чтобы Россия превратилась в развитую европейскую державу?

Железную дорогу строили бывшие крепостные крестьяне, которые, получив свободу, попросту не знали, как ею распорядиться. На стройку века их пригнал голод. На строительстве погибло несколько тысяч человек, и об этом Некрасов очень хотел рассказать своим читателям. Всё стихотворение — раскрытие смысла эпиграфа (диалога, случайно услышанного в вагоне).

На вопрос сына «папашах отвечает, что железную дорогу между Петербургом и Москвой строил граф Клейн- Михель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае 1. Эпиграф насыщен сарказмом, а всё произведение служит страстным его опровержением.

Основная тема стихотворения — размышления о трагической судьбе русского народа, о его роли в создании духовных и материальных ценностей. Многие исследователи называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей в себе элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады. Композиционная структура произведения сложная — оно построено в форме беседы пассажиров. Условным попутчиком является сам автор. Стихотворение разделено на 4 главы.

Первая глава начинается пейзажной зарисовкой «славной осени», лирический герой восхищается красотой природы и замечает: «Нет безобразья в природе!» Так автор подготовил читателя к восприятию различных противопоставлений, на основе которых построено всё стихотворение. Природе, в которой всё разумно и гармонично, он противопоставляет безобразия, которые происходят в человеческом обществе.

Вторая глава — завязка и развитие действия. Лирический герой рассказывает « умному Ване» правду о строительстве железной дороги — о каторжном труде народа, голодом согнанного на строительство. Особенно контрастна эта картина на фоне изображения гармонии в природе, которая дана в первой главе.

Поэт рисует фантастическую картину: из горькой песни мертвецов мы узнаём об их несчастной судьбе. Некрасов вычленяет из общей толпы «белоруса: и на примере его судьбы рассказывает трагическую историю строительства железной дороги. Здесь же лирический герой обозначает свою позицию. Огромное уважение выражает поэт к труженикам.

Народ у Некрасова показан и как терпеливый раб, и как великий труженик, заслуживающий восхищения. Лирический герой верит в силу русского народа, в его особенную судьбу, в светлое будущее. Образ дороги приобретает метафорический смысл — это особый путь русского народа, многострадальной России.

Третья глава противопоставлена второй. Переход от сна Вани к действительности резок. Пробуждение мальчика неожиданно — он разбужен оглушительным свистком. Свисток разрушил сон, генеральский хохот разрушил поэзию. Здесь происходит спор лирического героя и генерала. Отец Вани, генерал, высказывает своё отношение к мужику — он презирает чернь. Он предъявляет обвинение даже не народу, а народам. Генерал советует показать Ване «светлую сторону» строительства.

7 стр., 3377 слов

Дорога в творчестве Некрасова

... Это создания чудного творения и совершенство в душах многих людей. Дорога в творчестве Некрасова «Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, ... друг другу». «Помирать собрался, а рожь сей», – говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, ... пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, ...

Четвёртая глава представляет собой бытовую зарисовку. Это своеобразная развязка. С горькой иронией лирический герой рисует картину окончания трудов. Всё, что заработали мужики каторжным трудом, — это прощенная недоимка да бочка вина. Но и это не самое горькое — вместо ожидаемого, казалось бы, недовольства и возмущения. «Светлая сторона» оказывается ещё более безысходной и беспросветной.

В стихотворении много различных лирических интонаций: повествовательная, разговорная, декламационная; сцена с изображением мертвецов приближает произведение к балладному жанру. Но всё произведение окрашено традиционной для Некрасова песенной тональностью.

Лексика для создания стихотворения выбрана нейтральная. Можно отметить самые различные средства художественной выразительности, использованные автором: эпитеты (славная осень; дебри бесплодные, губы бескровные); сравнение (лёд как тающий сахар); анафору (Едет подрядчик / Едет работы свои посмотреть); инверсию (привычка к труду благородная); аллитерацию (листья поблекнуть … не успели); ассонанс (всюду родимую Русь узнаю).

Произведение написано четырёхстопным дактилем, рифма — перекрёстная.

Жизнь простого народа всегда была тяжела. Особенно в России с ее невыносимым климатом. Особенно до отмены крепостного права. Страной управляли безжалостные, алчные помещики, цари, которые вгоняли в гроб крестьян для достижения поставленных целей. Трагична судьба крепостных, строивших первую железную дорогу между Москвой и Петербургом. Этот путь усыпан костьми тысяч мужиков. Трагедии посвятил свое произведение Некрасов («Железная дорога»).

Краткое содержание и анализ его раскроют нам, что хотел передать поэт с обостренным чувством гражданского долга читателям.

Средства художественной выразительности

Достичь столь масштабной и выразительной картины жизни и труда крестьянского народа Некрасову удается с помощи системы художественных средств.

  1. Во-первых, это яркие эпитеты в описании природы: славная осень, ядреный воздух, речка студеная;
  2. Во-вторых, метафоры и сравнения: «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит», «Ямою грудь»;
  3. Здесь же инверсия (привычка к труду благородная);
  4. Аллитерация (листья поблекнуть … не успели);
  5. Ассонанс (всюду родимую Русь узнаю).

Автор: Елизавета Весна

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема сложной жизни русского народа в творчестве Некрасова

Великий поэт был по-настоящему народным писателем. Он воспевал красоту Руси, писал о тяжелой участи крестьян, людей низших сословий, женщин. Именно он ввел в литературу разговорную речь, тем самым оживив представленные в произведениях образы.

Показал трагичность судьбы крепостных мужиков в своей поэзии Некрасов. «Железная дорога», краткое содержание которой мы изложим, — небольшое стихотворение. В нем автор сумел передать несправедливость, лишения и чудовищную эксплуатацию, которой подверглись крестьяне.

Н. А. Некрасов, «Железная дорога»: краткое содержание

Произведение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня спрашивает у генерала, кто строил железную дорогу. Тот отвечает: граф Клейнмихель. Таким образом, Некрасов начал свою поэму с сарказма.

5 стр., 2363 слов

МЭО: Литература 9 класс. Занятие 14. Н. В. Гоголь Интернет-урок ...

... воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу. Образ России и народа в поэме Гоголя Мертвые души «Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не ...

Далее читатели погружаются в описание русской осени. Она славная, со свежим воздухом, красивыми пейзажами. Автор летит по рельсам, погружаясь в свои думы.

Он, услышав про то, что дорогу построил граф Клейнмихель, говорит, что не нужно скрывать правду от мальчика, и начинает рассказывать о строительстве железного пути.

Мальчику послышалось, будто к стеклам поезда набежала толпа мертвецов. Они говорят ему, что люди строили эту дорогу в любую погоду, жили в землянках, голодали, болели. Их грабили и секли. Теперь другие пожинают плоды их труда, а строители истлевают в земле. «Поминают ли их добром, — спрашивают мертвецы, — или люди забыли о них?»

Автор говорит Ване, что не нужно бояться пения этих погибших мужиков. Показывает на того, кто изможден от тяжелого труда, стоит, согнувшись, и долбит землю. Так тяжело люди добывают свой хлеб. Нужно уважать их труд, говорит он. Автор уверен, что народ вынесет все и в конце концов проложит себе дорогу.

Ваня уснул и проснулся от свистка. Он рассказал папаше-генералу свой сон. В нем ему показали на 5 тысяч мужиков и сказали, что это и есть строители дороги. Услышав это, тот захохотал. Он сказал, что мужики — пьяницы, варвары и разрушители, что они могут терема свои лишь строить. Генерал попросил не рассказывать ребенку о страшных зрелищах, а показать светлые стороны.

Так описал строительство дороги в своем стихотворении Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание («брифли» — так оно называется по-английски) не сможет, конечно, передать всю боль автора за простого обманутого человека. Чтобы прочувствовать весь сарказм и горечь несправедливости, стоит прочитать это стихотворение в подлиннике.

Отношение современников к стихотворению

Новое произведение Н. Некрасова вызвало широкий общественный отклик. Не случайно, один из цензоров назвал его «страшной клеветой, которую нельзя читать без содрогания». А журнал «Современник», первым опубликовавший текст, получил предупреждение о закрытии.

Г. Плеханов вспоминал о знакомстве со стихотворением в выпускном классе военной гимназии. По его свидетельству, первым желанием его и товарищей было одно: взять ружье и пойти «сражаться за русский народ».

«Железная дорога» Николай Некрасов

В а н я (в кучерском армячке).

Папаша! кто строил эту дорогу? П а п а ш а (в пальто на красной подкладке), Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит;

  • Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою…

Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

6 стр., 2799 слов

Сказка о русском народе

... и я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайние противоречивые заключения?» — писал он. Лесков соглашается только с тем, что Левша — это символ русского народа. ... русские таланты и верноподданность». Реакционная газета «Новое время», наоборот, демагогически «вступилась» за русский народ, которого якобы принижал автор «Левши». «Гениальный Левша (читай: русский народ) преображается в ...

Он-то согнал сюда массы народные. Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут. Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Всё ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого! С Волхова, с матушки Волги, с Оки, С разных концов государства великого — Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою, Ты уж не маленький!.. Волосом рус, Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Высокорослый больной белорус:

  • Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли;
  • колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно Изо дня в день налегала весь век… Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую Он и теперь еще: тупо молчит И механически ржавой лопатою Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов! «Видел, папаша, я сон удивительный,- Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители Вдруг появились — и он мне сказал: «Вот они — нашей дороги строители!..» Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана, По Колизею две ночи бродил, Видел я в Вене святого Стефана, Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани, Чудо искусства — он всё растаскал!»- «Я говорю не для вас, а для Вани…» Но генерал возражать не давал:

  • «Ваш славянин, англо-сакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!.. Впрочем, Ванюшей заняться пора;
  • Знаете, зрелищем смерти, печали Детское сердце грешно возмущать. Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону…»

Рад показать! Слушай, мой милый: труды роковые Кончены — немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался… Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни!

2 стр., 822 слов

Моя железная дорога

... Так же стремительно и быстро меняется жизнь края, куда проникает железная дорога. Там, где была степь, вырастают ... селедкой, «Б» – букашкой, «Г» – глаголиком, «П» – Петрушкой… Железная дорога – пути, станции, стрелки, семафоры и светофоры. Все, что расположено возле стальных ... о железной дороге. Писать о железных магистралях можно много и долго. Но главным героем должен быть русский народ, который ...

Всё заносили десятники в книжку — Брал ли на баню, лежал ли больной: «Может, и есть тут теперича лишку, Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь, Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно… Пот отирает купчина с лица И говорит, подбоченясь картинно: «Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам,- проздравляю! (Шапки долой — коли я говорю!) Бочку рабочим вина выставляю И — недоимку дарю!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее… Глядь: С песней десятники бочку катили… Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «ура!» по дороге помчал… Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..

Анализ произведения

Поэзия представляет собой разговор автора-попутчика с мальчиком Ваней. Автор хотел, чтобы люди помнили, каким образом мы получаем блага, кто за этим стоит. Также он рассказал читателям об алчности вышестоящих, их бесчеловечности. О крестьянах-мужиках, которые ничего не получают за свой труд.

Всю несправедливость и трагичность жизни крепостных показал в своем произведении Некрасов. «Железная дорога», краткое содержание которой мы рассмотрели, относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, рассказывающих о жизни простого народа с сочувствием.

Из истории создания произведения

Стихотворение «Железная дорога» Некрасова было написано в 1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель, отличавшийся невероятной жестокостью по отношению к подчиненным и компрометировавший власть, отстранен от должности Александром II.

Вместе с тем проблема, которую поднимает автор произведения, в 60-е годы XIX века являлась весьма злободневной. В это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым.

Работая над стихотворением, поэт изучил ряд публицистических документов, среди которых статьи Н. Добролюбова и В. Слепцова о жестоком отношении управляющих к подчиненным, опубликованные в 1860-61 годах, что расширяет временные границы произведения. Фамилия же Клейнмихеля в большей мере должна была отвлекать внимание цензуры от актуальности темы. Но даже это не делало его менее обличающим, что позволяет понять детальный анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.