Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение

В полном разгаре страда деревенская. Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки,- Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать.

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!

Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям. Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.

«В полном разгаре страда деревенская», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.

Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.

Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.

5 стр., 2018 слов

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

... образ, то обобщение, типичная картина русской действительности, и сплетаются воедино в поэтических строчках великая любовь и великая печаль. В полном разгаре страда деревенская... ... ее близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова — Орина, мать солдатская, потерявшая сына из-за страшной ... устами. Образ русской женщины занимает центральное место не только в лирике, но и в поэмах Некрасова. От ...

Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?

Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.

Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.

Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога — не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.

Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.

Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя — это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.

Тропы и образы

Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре. Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.

С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.

Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная мать, бедная баба, ноженька голая. жадно подносит губы опалённые. слёзы солёные .

Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый. равнина безлесная. ширь поднебесная. солнце нещадно палит, косуля тяжёлая. жбан, заткнутый грязной тряпицею.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька .

В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова).

Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении ) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее. а мать его многострадальна (эпитеты).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дактилем. В семи трёхстишьях две строчки четырёхстопного дактиля чередуются со строчкой трёхстопного.

В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырёхстопный и трёхстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трёхстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрёстной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая чёткость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.

9 стр., 4052 слов

Русские женщины (по произведениям Некрасова)

... преданность русских женщин. Анализ стихотворения Русские женщины по плану Темы, проблемы и настроение Основная тема – преданность жены , которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» ... для поэта было показать именно то, что русская женщина всегда способна на подвиги. Сочинение на тему: “Русские женщины Некрасова” События 14 декабря 1825 года вызывали ...

Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова?

Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:

  • Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки… На шее — нет креста!»).

Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»

Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж — он виноват… А вам терпеть… за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно. » — говорит героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга.

2 стр., 669 слов

Судьба русской женщины в произведениях Некрасова

... Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок ... работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов ...

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Доля ты русская, долюшка женская…» в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 4.00/5 (80.00%) 2 votes

Права женщин давно обсуждались в литературе и публицистике XIX века. Часто женщина была почти рабом, красивой игрушкой… Но, конечно, нельзя сравнивать жизнь богатой женщины, хотя зачастую и ее существование было омрачено унижениями, с жизнью простой крестьянки. И кто, как не Николай Алексеевич Некрасов, посвятивший «лиру…народу своему», сумел так ярко, выразительно и убедительно, а главное, правдиво показать все житейские тяготы русской крестьянки: разлуку с любимым мужем, потерю сына, постоянные унижения в чужой семье, болезни, голод. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной показан в развитии: начиная с детства, заканчивая уже зрелой женщиной. Матрена Тимофеевна сама рассказывает о себе, о своей судьбе, переполняя речь поговорками, повторами, что неразрывно связывает некрасовскую героиню с русским народом. Матрене повезло в детстве: «Как у Христа за пазухой, Жила я…». С детства крестьянские дети работали. Работала и Матрена, но трудиться в родной семье для нее было не в тягость, а радость. Она была окружена заботой, вниманием, любовью, поэтому и работалось ей легко: «И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была». Посчастливилось героине и с женихом. Это был воистину русский богатырь: он и «пригож-румян», и «широк-могуч». Это был брак по любви. И Матрена Тимофеевна всегда отзывается о нем с уважением, ласково. Она понимает, что такое счастье – выйти замуж по любви – крестьянкам выпадало очень редко. Но как бы, ни был «пригож» и любим муж, оказалась в чужой семье юная Матрена «последнею, последнею рабою». Матрена Тимофеевна прекрасно понимает всю ничтожность своего существования: «запугана», «заругана», она не принимает как должное такие семейные отношения, но понимает, что лучше стерпеть. В этом выражается свойственное русскому народу, в частности женщинам, долготерпение. Русские женщины горды, терпеливы, сильны своей любовью. Потеряв любимого сына, Матрена Тимофеевна, только чтобы тело ребенка «честному погребению», готова все стерпеть, все выстрадать. Ей приходится кланяться в ноги и покоряться. Но неумолимость, бесчеловечность «неправедных судей», обвинивших мать в смерти любимого сына, рождает у нее порыв ненависти: «В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста!» Неудивительно, что у такой женщины – человека высоких нравственных качеств, большого ума и сердца – дети будут наделены прекрасными душевными свойствами. С детства насмотревшись на бесправие, на вечно заруганную и забитую мать, они способны понимать горе ближнего, даже животного. В образе русской крестьянки Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных невзгодах, гордость, чувство собственного достоинства, заботу о семье, любовь к детям. Он восхищается ею, понимает ее величие, красоту ее души. Некрасов пытается показать читателям, что нельзя больше так жить русской женщине, что и в ее терпеливой душе рождается протест против унижения и бесправия. Такие героини, как Матрена Тимофеевна вызывают гордость у читателей за свою страну, родину этой гордой, нежной, сильной и слабой «величавой славянки».

11 стр., 5238 слов

«Образ женщины в русской литературе»

... в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”. Образ Матрёны Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Подлинным певцом русской женщины был Н.А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ... После смерти тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их ...