Биография и краткий анализ творчества Николая Некрасова

Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает в стихотворениях, написанных специально для детей. Им создано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти произведения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.

С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотворений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре. Интересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые детьми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», легенды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.

Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже. У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения. Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова … лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

11 стр., 5167 слов

Влияние художественной литературы на личность ребенка

... на развитие детской литературы. 2. Основная часть. Художественно-эстетическое развитие ребенка В сфере художественно-эстетического развития задачами педагогической работы является формирование у детей эстетического отношения ... тоже были нравоучительны по своему содержанию. В эпоху Просвещения были поставлены новые задачи в педагогической науке и они коснулись детской литературы. Содержание книг ...

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова

Полно юмора, сменяющегося сатирическими интонациями стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867).

Несколькими штрихами поэт рисует точные портреты-характеристики своих героев. Вот любители выпить поводырь медведя «Трифон бородатый» и молодой, легкомысленный ямщик Федя. Незадачливые гуляки потеряли и медведя, и тройку. Особенно смешон и жалок станционный смотритель, стремящийся во что бы то ни стало услужить капризному «барину». Нелегко далась ему сорокалетняя служба: «Нет ребра, зубов во рту не хватает многих». Вот рисунок поведения смотрителя: «на крыльцо выбегает бойко» — «видит» — «смекает» — «поспешил фуражку снять» — «хочет барину помочь». «Юркий старичишка» — прямая единственная авторская характеристика, нельзя сказать, что лестная. Ирония поэта распространяется и на мнимого «генерала», не на мишку, конечно, а на того, кем он показался. Словами смотрителя он издевается над барами, которых по манере поведения можно спутать со зверьми.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Литература. 10 класс (2 часть) Николай Алексеевич Некрасов. Позднее творчество

Позднее творчество.

Книга «Последние песни»

В 1876 году Некрасов почувствовал первые признаки болезни (рак), которая через полтора года тяжких мучений свела его в могилу. В этот трагический период Некрасов пишет лирические стихотворения, вошедшие, наряду с поэмой «Современники» и отрывками из поэмы «Мать», в сборник «Последние песни»:

  • Скоро стану добычею тленья. Тяжело умирать, хорошо умереть;
  • Ничьего не прошу сожаленья, Да и некому будет жалеть. Я дворянскому нашему роду Блеска лирой моей не стяжал;
  • Я настолько же чуждым народу Умираю, как жить начинал.

Этим трагическим стихам присуща убедительность последнего слова человека, мужественно встречающего смерть.

Внутренний мир лирического героя Некрасова в «Последних песнях» противоречив и драматичен: предчувствие ожидающей поэта славы — и чувство вины перед Родиной; вера в народ —и сознание своей «чуждости» ему; радость от исполненного долга поэта-гражданина — и сомнения в плодотворности выбранного пути, ощущение упущенных творческих возможностей; отчаянный протест против смерти — и примирение с ней…

В стихотворении «Сеятелям» (1876—1877), подводя итог усилиям своего поколения сеять «знанья на ниву народную», Некрасов обращается к сюжету известной евангельской притчи о сеятеле. В отличие от евангельского первоисточника, вина за «хилые» всходы падает не только на «бесплодную почву» народной жизни, но и отчасти на самого сеятеля («Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?»).

Важно также отметить, что, в отличие от Христа, «сеятель» Некрасова стремится посеять в народном сознании не семена Веры, а семена Знания. Иными словами, некрасовский «сеятель» хочет озарить народную Веру светом критического сознания, достичь своеобразного синтеза Веры и Разума. Собственно, такая роль предназначалась автором «Кому на Руси жить хорошо» выходцу из «народной интеллигенции» Грише Добросклонову. Именно с этими будущими «сеятелями» связывает Некрасов свои сокровенные чаяния, к ним обращен предсмертный призыв поэта:

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…

В предсмертном стихотворении «О Муза! Я у двери гроба!..» Некрасов все же выражает надежду на то, что его сомнения и колебания будут правильно поняты:

Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Нерусский — взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу…

Во время похорон поэта на траурном митинге Достоевский в своей речи сравнил Некрасова с Пушкиным. Молодежь закричала: «Он был выше Пушкина!» Как бы предвидя острые споры о своем месте в русской поэзии, Некрасов просил своих потомков:

Много истратят задора горячего Все над могилой моей. Родина милая, сына лежачего Благослови, а не бей!..

Основные теоретические понятия

Романтическая ирония, сатира, «физиологический очерк», лирический герой, эпигонство, пародия, прозаизм, перепев, многоголосие, интонация, сказ, эпопея.

Вопросы и задания

1. Как своей литературной деятельностью молодой Некрасов способствовал становлению и утверждению принципов «натуральной школы»?

2. Каковы жанрово-стилевые особенности стихотворных сатир Некрасова?

3. Какие стихотворения входят в «панаевский цикл» лирики Некрасова? Что нового вносит поэт в разработку любовной темы?

4. Как обновляет Некрасов ритмику, интонацию, звукопись классического стиха?

5. Раскройте особенности идеала поэта-гражданина в стихотворении «Поэт и гражданин». Соотнесите этот идеал со стихотворениями «Памяти Добролюбова», «На смерть Шевченко», «В. Г. Белинский», «Н. Г. Чернышевский» и др.

6. Какое значение для понимания характера лирического героя Некрасова имеют постоянно звучащие в его поэзии мотивы раскаяния, искупления вины, добровольного самопожертвования? Проанализируйте с этой точки зрения стихотворения «Родина», «Рыцарь на час» и др.

7. Что такое поэтическое многоголосие (полифония)? Как оно проявляется в стиле стихотворений Некрасова, посвященных народной теме?

8. Перечислите жанровые признаки эпопеи. Почему поэму «Кому на Руси жить хоропю» можно назвать «эпопеей современной жизни»?

9. Каков был первоначальный замысел «Кому на Руси…»?

10. Каким смыслом в «Кому на Руси…» по мере развития сюжета наполняется образ дороги?

11. Как воплотился идеал «народного заступника» в образах Ер- милы Гирина и Савелия, богатыря святорусского?

12. К стилю каких жанров фольклора обращается Некрасов, создавая образы Матрены Тимофеевны и Савелия Корчагина?

13. Почему галерея «народных заступников» в поэме Некрасова заканчивается именно образом Гриши Добросклонова? Некоторые комментаторы поэмы, наоборот, считают, что поэма должна заканчиваться главой «Крестьянка» (из III части) и соответственно «Бабьей притчей». Как в этом случае изменился бы авторский замысел поэмы?

*14. Прочитайте лирические циклы Некрасова «На улице» и «О погоде». Сравните некрасовский образ Петербурга с Петербургом А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя («Петербургские повести»); Петербургом Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»).

Каким новым смысловым подтекстом наполняет Некрасов петербургский пейзаж?

*15. Прочитайте стихотворения Некрасова «Влас» (1854), «Песня убогого странника» (из поэмы «Коробейники», 1861), поэму «Дедушка». Как подготавливался в них тип «странника», «юродивого», «народного заступника», занявший впоследствии значительное место в сюжете «Кому на Руси жить хорошо»? Почему в народном сознании жизнь «странника» приравнивается к христианскому подвигу, а сама фигура «странника» окружается ореолом святости?

16. В чем заключается неоднозначное отношение автора к духовным ценностям народной жизни в стихотворениях «Тройка», «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда»?

Тематика сочинений

Образ Музы в лирике Н. А. Некрасова.

Мотив «рокового поединка» в любовной лирике Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова.

Типы народных праведников в лирике Н. А. Некрасова и поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Тематика рефератов

Н. А. Некрасов как очеркист и прозаик. Водевили Н. А. Некрасова.

Н. А. Некрасов и А. Я. Панаева.

Цикл Н. А. Некрасова «Последние песни».

Т ематика исследовательских работ

Н. А. Некрасов-пародист.

Новые формы стиха в лирике Н. А. Некрасова.

Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и в цикле Н. А. Некрасова «О погоде».

Споры о композиции поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в отечественном литературоведении.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/analizstihotvoreniya-ogorodnik/

Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».— М., 1973.

Бойко М. Лирика Некрасова.—М., 1977.

Коровин В. И. Русская поэзия XIX века.—М. 1983.

Сапогов В. А. Анализ художественного произведения: Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос».— Ярославль, 1980.

Скатов Н. Н. Н. А. Некрасов. Современники и продолжатели.— М., 1986.

© 2000- NIV

Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова

В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»).

Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства. Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Кажется, проблема ясна. Однако Некрасов заканчивает стихотворение социальными мотивами: крепостное право отменено, но народ по-прежнему обездолен.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Нужен анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

Нужен анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

  1. В одном из последних стихотворений Сеятелям Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность.
  2. В стихотворении Сеятелям Некрасов призывает молодежь сеять разумное, доброе, вечное, так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые спасибо вам скажет сердечное Русский народ.

СЕЯТЕЛЯМ Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами1? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ

В контексте пушкинских стихов смягчается, обретая предельно широкий, вечный смысл вопрос-сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь? Ответом на этот вопрос стало стихотворение Некрасова Сеятелям. В нем Некрасов говорит о том, что в будущем народ оценит его поэзию и найдет слова благодарности. В одном из последних стихотворений Сеятелям Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность. Слова поэта оказались пророческими. Восьмого января 1878 года Некрасова не стало. Гроб поэта через весь город несли на руках, а за гробом шла необозримая процессия. На венках были надписи: Бессмертному певцу народной скорби. От русских женщин. Слава печальнику горя народного .

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Последнее стихотворение Некрасова для детей называется «Накануне светлого праздника» (1873).

Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — описание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникнуто горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.

Рассказ, кажется, незамысловат. Разговорную интонацию передает двустопный амфибрахий. В четверостишии рифмуются только вторая и четвертая строчки, что тоже приближает стихи к устной речи. Точны и выразительны описания людей разных профессий. Немногословно, лишено цветистости описание природы. Дается широкая панорама окрестных мест. Проезжающему открываются новые дали. «Покой и простор», как писал Некрасов в «Железной дороге». Настроение умиротворения и предчувствия радости согревают душу поэта и его читателей.

В стихотворениях Некрасова для детей воплотилось главное его творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме».

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

«Царское село» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”. Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”.

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”.

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…”.

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”.