Повествование с элементами описания

«Сочинение повествование с элементами описания»

Тип урока:

Цель: формировать умение писать сочинение-повествование с элементами описания на заданную тему.

Формы организации :, Обеспечение информационными ресурсами:, Материально – техническое обеспечение:, Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование умения различать текст-повествование и текст-описание по целевой установке;

-формирование умения составлять текст на заданную тему по плану;

-формирование умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при написании сочинения;

-развивать устную и письменную речь через написание сочинения.

Метапредметные:

-формирование умения работать с информацией, основанной на жизненном опыте учащихся (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-формирование коммуникативных умений с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учащимися при работе в группах;

-формирование умения ориентироваться в средствах и условиях общения, выбирать нужные языковые средства для решения коммуникативных задач при составлении письменного текста;

-формирование начальных форм рефлексии.

Личностные:

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

-формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснования;

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Введение в тему урока.

Отгадайте загадку и попытайтесь определить, о ком мы будем говорить на уроке:

Кто два раза родился:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий?

Дети отгадывают загадку, объясняя свой ответ.

-На уроке мы будем говорить о птицах.

2. Актуализация опорных знаний.

Определение темы урока; целеполагание.

(слайд 1)

Назовите птиц. Что у них общего? Чем отличаются?

Как можно знания о птицах использовать на уроке ?

В какое время года мы можем увидеть этих птиц? Как им живется осенью, зимой? Какой это будет тип текста? Почему?

Что еще мы можем включить в сочинение? Какой это будет текст? Почему?

Итак, прочитайте тему нашего урока. Какова будет цель нашего урока?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Написать сочинение.

Ответы на вопросы учителя.

Текст-повествование.

Текст-описание.

Сочинение повествование с элементами описания.

Цель урока – написание сочинения.

3.Составление плана сочинения.

Вспомним, что такое сочинение?

Из каких частей состоит текст?

Что мы должны сделать, перед тем, как начать писать сочинение?

Перед уроком мне принесли конверт, в котором были названия частей нашего сочинения. Но я нечаянно рассыпала все таблички. Давайте вместе попробуем расставить их по порядку.

Назовите первую часть? Какой это будет текст?

Как назовем вторую часть? Какой это будет текст?

Как назовем заключение?

-Текст, который мы сами придумаем.

-Вступление, основная часть, заключение.

-Составить план.

«У кормушки». — повествование.

«Нарядная птица». — описание

«Помогайте птицам»

4.Коллективная работа по редактированию повествовательного текста.

(слайд 2)

Прочитайте текст. Нравится ли вам такой текст? Почему?

Что надо сделать, чтобы предложения в тексте были интересными и более выразительными?

Давайте отредактируем этот текст распространению. Прочитайте текст, который у нас получился.

Первая часть нашего сочинения готова.

Дети читают текст,

отвечают на вопросы.

Коллективная работа по редактированию текста.

5.Подготовительная работа к написанию второй части сочинения.

(слайд 3)

О чем мы напишем в основной части?

Можем ли мы сразу начать описание? Как же нам сделать переход от одной части ко второй? Какими словами можно начать вторую часть?

Что включим в описание птицы?

(слайд 4)

Слова какой делают описание более точным и выразительным?

Какие средства выразительности можно использовать, чтобы описание сделать более ярким, образным?

Прочитайте название третьей части. О чем мы напишем в заключении?

Должен быть переход от первой ко второй части, т. к. части связаны между собой.

Предложения детей.

Размер; внешний вид, окраска (грудка, спинка, хвостик, крылья, головка); чем питается; особенности поведения.

Прилагательные.

Эпитеты, сравнения.

«Помогайте птицам!»

6.Дифференцированная работа в творческих (разноуровневых) группах по составлению описания птицы.

Каждая группа будет писать про ту птицу, которая изображена на картинке. Возьмите картинку, назовите птицу.

Из конвертов достать задания (приложение 1), Внимательно прочитайте и приступайте

к выполнению задания.

Учащиеся делятся на 4 группы. У каждой группы картинка с изображением птицы и задание (для каждой группы подготовлены задания разные по уровню сложности).

Учащиеся выполняют задания в группах.

7.Проверка

Прочитайте сочинение и озаглавьте.

К доске приглашается представитель от каждой группы и зачитывает основную часть сочинения.

( слайды 5-8)

Как вы закончили сочинение? Зачитать с места.

Получилось ли сочинение, соответствующее теме нашего урока?

Учащиеся озаглавливают сочинения.

Учащиеся зачитывают свои варианты основной части сочинения,

зачитывают заключительную часть сочинения.

8. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке (приложение 2)

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, отвечая на вопросы.

Приложение 1.

Задания по группам

1 группа.

Задание: восстановить предложения, где нужно в словах изменить окончания; записать получившийся текст. Написать заключение.

1) подлетела, к, вот, стайка, шумный, кормушка

2) воробьи, это

3) смелый, птицы, и, они, умный

4) перья, маленький, у них, коричневатый, крылья, и

5) надета, будто, голове, серый, шапочка

6) пшено, любят, хлеба, семечки, крошки, клевать, воробушки

7) чириканье, их, издалека, слышно, весёлый.

2 группа.

Задание: составить описание птицы, используя опорные слова. Написать заключение.

Маленькая, бойкая, яркое оперение, жёлтая грудка, сине-зелёные, белые щёчки, острый, кусочки сала, защитник леса.

3 группа.

Задание: составить описание птицы, используя опорные слова. Написать заключение.

Чуть больше, чёрная шапочка, серая, красноватая, румяное яблочко, толстый клюв, семена деревьев, в лесу, парке, сквере.

4 группа.

Задание: продолжить текст – описание. Написать заключение.

Вот стайка нарядных свиристелей прилетела к кормушке.

Приложение 2.

Рефлексия

Получилось ли у меня написать сочинение?

ДА——————————————НЕТ

Легко ли мне было работать в группе?

ДА——————————————НЕТ

Активно ли я участвовал в работе группы?

ДА——————————————НЕТ

Доволен ли я своей работой на уроке?

ДА——————————————НЕТ