Урок развития речи в 6 классе. — описание с элементами повествования. Творческая лаборатория

Сочинение- описание с элементами повествования. Творческая лаборатория.

Цели урока:

Оформление урока, Музыкальное оформление, Запись на доске

Дети готовят определение по словарям. (Работа со справ, литературой)

Конспект урока.

^

Птица эта -Пестровата: За ворону бы сошла,-С тем отличием , ребята, Что с боков она бела.

Есть несходство и другое

Меж вороною и ей:

У нее

Едва не втрое

Хвост вороньего длинней! (Сорока)

Вы догадались, что сегодня речь пойдет о птицах, но мы не просто будем говорить о том, что у каждой птички свои привычки, а будем учиться описывать их. Среди огромного многообразия птиц, живущих рядом с нами, есть такие, которых мы видим каждый день, хорошо знаем, а есть и такие, о которых только слышали. Вот о такой птичке, скорее всего, и пойдет речь дальше, послушайте текст.

Поползень

Среди многих видов коренных и зимующих в средних широтах

птиц, пожалуй всех оригинальней поползень. Собой невелик,

короткохвост, длиннолап и с такими острыми когтями, что ему

нипочем одинаково проворно бегать по стволам и вверх, и вниз

головой. Одет этот древолаз в голубовато-серый наряд, по бокам

протянуты рыжие отметины, на голове «уздечка»- темная полоса.

Истребляет оцепенелых насекомых, за что и заслужил

благодарность природолюбов.

(Описание составил известный писатель-натуралист А.С.Стрижев,

автор многих книг о природе).

И другой

Поползни, семейство птиц отряда воробьиных. Длина 9,5- 19 см.

Короткие лапы с цепкими когтями позволяют поползню легко

передвигаться по стволам деревьев и скалам вверх и вниз. 25 видов

обитают в Евразии, Сев.Америке, Сев.-Зап. Африке и Австралии, в

России 5 видов.

(Большой энциклопедический словарь II том, стр. 182).

Чем отличаются эти тексты?

(ответ: В этих текстах речь идет об одном и том же, о птицах тип речи- описание, но они различаются манерой изложения, т.е. стилем).

В чем разница? (1- текст художественное описание, 2 ой —

научное описание).

Расскажите об особенностях научного стиля?

26 стр., 12801 слов

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ

... уроках русского языка для развития речи младших школьников. Объект исследования – развитие речи младших школьников на основе работы над функционально – смысловым типом текста «описание». ... обучение, направленное на развитие речи младших школьников ... сочинения. Выделение только трех типов объясняется тем, что изучение текстов не выходило за рамки литературно-художественной речи. Если же иметь в виду ...

( Задача научного описания- предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. Научное описание не предпологает эмоциональность. Для него характерны: конкретность строгость, четкость, точность лексики, использование специальных терминов).

орнитолог,

орнитология.

Давайте послушаем ученицу, она работала со справочной

литературой и знает об этих словах многое.

А художественный стиль чем отличается ?

(Цель художественного описания- воздействие на чувства слушателя, читателя. В художественном описании всегда прослеживается авторская позиция. Эмоциональность- главное условие художественного описания. Разнообразные средства связи; лексика может включать все слоги языка, может быть использовано любое слово, если оно эстетически оправдано; обилие метафор, эпитетов, стилистических фигур).

  • Вернемся к первому тексту.
  • Как строится описание ? (Посмотрите на доску)

(на доске схема описания)

  • Как построен этот текст? (Составьте к нему небольшой план).

    О

чем надо сказать вначале, на чем остановиться в основной части и

какой вывод сделать в заключении.

  • С текстом, докажем , что это художественное описание:

Говоря о птице автор указывает на главное достоинство поползня:

он оригинален, то есть своеобразен и ни с кем его не спутаешь, он

полезен, потому что уничтожает вредителей леса.

Как удается автору все это передать при помощи языковых

средств?

Найдите в тексте художественно-изобразительные средства,

особенности лексики.

( эпитеты, метафоры, сравнен, с ложных существительных,

крат.прил.)

из текста дети находят.

  • Текст называется именем птицы, о которой рассказывается-

«Поползень». О чем говорит название птицы? От какого слова

образовано? Проследите, какими приемами пользуется автор,

чтобы избежать повторения слова поползень.

(Текстуальн.синонимы, которые сцепляют древолаз[ ]указательными и личными местоимениями)

Итак, перед началом творческой работы подведем некоторые итоги. Мы уже знаем, что такое художественное описание, как оно строится.

Рассмотрите птицу, которую мы сегодня будем описывать.

Учитель ставит клетку с птицей.

Пока вы рассматриваете птицу, немного отдохнем, почитаем стихи, загадки, пословицы о птицах. (Дети читают стихи собственные)

На что надо обратить внимание при описании птицы (оперенье,

клюв, туловище, лапы, повадки, хвост и др.)

Все верно.

Мы не будем все вместе называть эти признаки, чтобы не было похожих работ, у каждого свое виденье птицы.

  • Приступайте, пожалуйста, к работе не забудьте, что в свое

сочинение вы должны включить повествование, где его уместнее

использовать (в начале текста), можно и середине.

Дети работают над сочинением. Пишут вступление.

Основную часть.(звучит музыка)-голоса птиц. Подумайте название текста. В конце урока зачитываются работы учащихся. Учитель указывает на речевые и грамматические ошибки.

оставить комментарий
Дата 05.11.2011
Размер 37,66 Kb.
Тип Урок , Образовательные материалы