Аппликация как вид художественного творчества

Дипломная работа

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее — образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

  • На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, искусствоведов и философов. Не потеряло свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его формирования и развития. Дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества.

Большие возможности в развитии творчества заложены в изобразительной деятельности в целом и в аппликации в частности. Занимаясь аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Творчество доставляет детям радость, создает положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляет чувство успеха.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий аппликацией для умственного, эстетического и творческого развития детей в дошкольном возрасте. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе аппликации выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий и аппликацией.

8 стр., 3529 слов

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной ...

... основную общеобразовательную программу дошкольного образования. 2. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы дипломной работы: «Значение аппликации как вида художественного творчества, развивающего цветовую чувствительность, воображение, чувство формы у детей младшего дошкольного возраста».

Цель исследования — изучить методы и приемы развития цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста в аппликации как вида художественного творчества.

Объект исследования — методы и приемы развития цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста в аппликации.

Предмет исследования — процесс творческого развития детей младшего дошкольного возраста в аппликации.

В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: процесс творческого развития детей младшего дошкольного возраста в аппликации будет эффективным, если в непосредственно образовательной деятельности по аппликации будут использоваться различные методы и приемы, направленные на формирование цветовой чувствительности, воображения и чувства формы.

В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:

На основе изучения научно-педагогической и методической литературы выявить особенности обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации.

Выявить значение аппликации в развитии цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста.

Раскрыть особенности методики обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации.

Выявить уровень развития цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста в аппликации.

Раскрыть методы и приемы развития цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста в аппликации.

Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов: теоретических (изучение и анализ педагогической и методической литературы, обобщение); эмпирических (наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, беседа, эксперимент).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АППЛИКАЦИИ КАК ВИДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

5 стр., 2442 слов

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности в художественном ...

... побеждать и преодолевать их. Основной побудитель эстетической активности — стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. В младшем возрасте различают такие основные виды детской изобразительной активности, как рисование, лепка, аппликация и ...

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто — желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт.

Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.

Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой — мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.

Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» — Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки — витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания — складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, — хороводы.

3 стр., 1147 слов

Художественная обработка текстильных материалов: аппликация и объёмная вышивка

... техники, основанной на вырезании, наложении форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим ... предмета. Для этого надо было сначала создать дизайн-проект – оформление идей на бумаге, затем выполнить это изделие. Для разработки я выбрала два вида рукоделия: лоскутная аппликация ...

Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно — прикладного искусства.

В Ростове — на — Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В. Тарановой и А. Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах.

Работы художников — флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно — тематическая и декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цветам грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т.д.

По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

Сюжетно — тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).

При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

  • вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
  • выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу).

Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

  • передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
  • расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод);
  • создать двухплановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
  • подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

    19 стр., 9423 слов

    Аппликация как средство развития творческих способностей детей ...

    ... Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте. Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА 1. Понятие художественного творчества Творчество ... изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных ...

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно — тематических аппликаций.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.

Сюжеты аппликаций могут трактоваться по — разному в зависимости от возраста детей. Например, по — разному дети отображают тему «Осень».

Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.

Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух — трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое — где мелькают желтые листья).

Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.

Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально — лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два — три элемента.

В центрально — лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д.р.).

Для воспроизведения различных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.

13 стр., 6264 слов

Аппликация как средство развития творческих способностей

... условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию ... видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных ...

1.2 Исторические аспекты развития аппликации

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

На смену аппликации из ткани в XVI веке пришла аппликация из бумаги, которая получила свое развитие в последующие столетия. Связана она с началом производства бумаги. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время распространилась во все страны Европы. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта — французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения и стали называть силуэтом.

Искусством черного силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекло и знаменитого сказочника Ханса Кристиана Андерсена.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки — витинанки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания — складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, — хороводы.

Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Теория и практика дошкольного воспитания накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса.

Еще в детских садах дореволюционной России (платных, фребелевского общества, общества содействия первоначальному воспитанию детей) широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Такие занятия были включены в «Руководство для устройства детских садов», изданное А.С.Симонович в 1887 году.

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... что таким средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности». Цель исследования : изучение и ...

В этих пособиях представлены аппликации для вырезания детьми силуэтов по нарисованному контуру или трафарету. Многие рекомендации предусматривают использование копировальной бумаги для перевода контуров фигур. Поэтому аппликация как изобразительная деятельность использовалась для приобретения детьми практических, трудовых умений по работе с бумагой и ножницами в процессе механических упражнений. Тем самым значение аппликации в художественном воспитании ребенка отодвигалось на задний план.

В конце XIX — начале XX века в детских садах большое распространение получила система занятий Ф.Фребеля, основанная на создании геометризированных комбинаций из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфигурации (без опоры на конкретное предметное изображение).

При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным чередованием и повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам. Фребель считал квадрат самой совершенной формой, он разработал принципы его деления и вырезания для получения разных формальных эффектов, имевших название «формы красоты». Систему Ф.Фребеля еще до революции подвергли глубокой критике прогрессивные педагоги: А.С.Симонович, Е.П.Смидович, Е.И.Водовозова и др. Они отмечали мистически-идеалистическое обоснование фребелевских занятий, их надуманную последовательность, механистичность и сухость. Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаза на отвлеченном для малыша геометрическом содержании.

Однако сам принцип вырезания форм после предварительного сгибания заготовки на части до сих пор используется в процессе изображения многих предметов симметричного строения (бабочки, листья, цветки, фигуры животных, человека).

В 20-30-е гг. XX века под влиянием теории «свободного воспитания», основанной на утверждении спонтанности процесса детской деятельности, в практике детских садов роль воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью детей, в том числе и аппликацией, сводится к минимуму. Это было связано с переоценкой детских творческих возможностей. Например, считалось, что в аппликации достаточно дать ребенку ножницы и цветную бумагу, чтобы он в процессе «свободного кромсания» мог проявить свой творческий потенциал.

Многие передовые педагоги того времени (К.М.Лепилов, Н.П.Ткаченко и др.), видя беспомощность детей в таком «свободном кромсании», рекомендовали воспитателям показывать на занятиях приемы вырезания, разработали образцы для воспроизведения их дошкольниками в аппликации.

Несмотря на то, что методика организации обучения детей аппликации в пособиях этих авторов раскрыта недостаточно полно, ценно само указание о необходимости руководства со стороны воспитателя развитием детской изобразительной деятельности. Эти рекомендации затем легли в основу разработки вопросов обучения изобразительной деятельности в детском саду, осуществленной Н.П.Сакулиной, И.Л.Гусаровой, Т.Г.Казаковой и др.

В методических пособиях В.И.Паллон, Е.А.Коссаковской, Л.Г.Суховской и др. были определены и сформулированы основные задачи и последовательность обучения аппликации в младшей, средней и старшей группах.

В.И.Паллон разработал последовательность обучения детей приемам вырезания без предварительной прорисовки контура изображения. Сначала они должны были упражняться в вырезании на глаз по прямой линии, а затем по кругу и плавным кривым. При этом автор подчеркивает, что прочное усвоение этих приемов зависит от того, насколько воспитатель умело изменяет содержание занятий, поддерживает интерес ребенка к работе с бумагой и ножницами.

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... росписи Обосновать развитие художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через обучение элементам хохломской росписи. Разработать и частично апробировать программу кружковой работы по обучению хохломской росписи ... способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности. Это не придумывание ...

Такая последовательность обучения в соответствии с программными требованиями нашла наглядное выражение в альбоме для воспитателей детских садов, созданном В. И. Паллон в соавторстве с Л.Г.Суховской,- «Аппликация в детском саду» (1960 г., 1964 г.).

Его материалы затем были включены в альбом под тем же названием авторов Л.Г.Суховской и А.А.Грибовской в дополненном виде (1980 г., 1984 г.).

Перечисленные пособия и альбомы по аппликации последовательно раскрывают перед воспитателями содержание и приемы обучения детей сначала выкладыванию и наклеиванию готовых форм (младшая группа), а затем вырезанию геометрических фигур, реальных предметов из отдельных частей (средняя группа), и, наконец, прием симметричного и силуэтного вырезания (старшая группа).

Много образцов представлено по декоративной, сюжетно-тематической аппликации, предлагаются элементы для оформления помещений детского сада к праздникам (Г.Н.Пантелеев и др.).

Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И.Л.Гусаровой «Аппликация в детском саду» (1968 г.).

Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вырезания, раскладывания, наклеивания.

Таким образом, аппликация является одним из видов изобразительной деятельности. Она возникла в древнейшие времена. Для изготовления всевозможных изделий, человек использовал самые разнообразные материалы: кожу, ткань и, конечно же, бумагу, которая в дальнейшем стала основным материалом обучения детей аппликации в детском саду.

В целях развития у детей чувства красоты, художественного вкуса еще в дореволюционных детских садах широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Были разработаны всевозможные пособия и руководства для детских садов, сформулированы основные задачи и последовательность обучения аппликации, разработаны приемы вырезания, которые остаются актуальными и в наше время.

1.3 Значение аппликации как вида художественного творчества

Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа.

Композиция (от лат. Compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать — значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Свобода творчества подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционное схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы воображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, квадрат, пирамиду, круг, овал и т.п.).

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой воспитания и обучения в детском саду. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т.д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги.

Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу).

Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный-короткий, узкий-широкий, высокий-низкий, больше-меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т.п.).

Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Таким образом, занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают. Аппликация способствует развитию воображения, цветового восприятия, образного, пространственного и логического мышления, речи, мелкой моторики, мелких тактильных мышц. Формируется чувство художественного вкуса, эстетическое восприятие окружающей действительности и желание ее преображать.

Рассмотрим подробнее, как аппликация способствует развитию цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста.

Цветовая чувствительность

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети и используют в творческой деятельности, это цвет. Дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Многие исследователи детского творчества (Е.Флерина, А.Усова, Б.Теплов, А.Леонтьева, А.Запорожец) считают, что у дошкольников наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в своей работе: цвет как передача окраски изображаемого; цвет как украшение. Преобладание того или иного отношения является показателем динамики развития ребенка, которая во многом зависит от педагогических приемов ознакомления детей с цветом.

Формирование чувства цвета как одного из наиболее доступных выразительных средств в рисовании и декоративной деятельности наиболее полно изучено А.А. Мелик-Пашаевым, обосновавшим способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности, и Л.В.Пантелеевой, разработавшей методику ознакомления детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета, а также колористическими основами дизайна.

В современных исследованиях цвет как ведущее средство выразительности художественной деятельности дошкольников активно используется для диагностики уровня развития эстетических чувств, представлений, отношений, а также для выявления формированности социальных умений и навыков.

В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых тонов от сочетаний холодных.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке, аппликации. Мышление ребенка более эмоционально и конкретно, чем у взрослых, поэтому он использует творчество (лепка, рисование, аппликация и др.) как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

Развитие восприятия цвета в дошкольном возрасте осуществляется посредством сенсорных эталонов, которые закрепляются в памяти ребенк с помощью слов, в условиях новых видов детской деятельности и специального обучения посредством сочетания словесных и практических методов.

Воображение

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко и др.).

Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Э.В.Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности, независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

В.В.Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н.Н.Палагина).

В работах Л.С.Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он считал, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и поэтому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д.Ушинский.

Л.С.Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения.

Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Л.С.Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он также отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность. Л.С.Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное).

В первом образы строятся из материалов внешних впечатлений, а второе — из элементов, взятых изнутри.

В отличие от взрослого, обладающего большими познаниями, опытом, интуицией, у ребенка представления еще недостаточно четкие. Поэтому и воображение у дошкольника беднее по сравнению с воображением взрослых. Однако, как показали психологические исследования, воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно.

С одной стороны, отсутствие опыта снимает ограничения сознания, «подсказывающего» известные способы решения задачи, стимулирующего репродуктивные образы и способы действия. Это дает ребенку большую свободу в поиске решения, чем опытному взрослому, свободу, не ограничиваемую знанием. С другой стороны, у ребенка относительно большой запас неосознанного опыта, который при большой его заинтересованности, повышенной эмоциональности актуализируется и дает материал для необычных, оригинальных находок.

Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны, чувства стимулируют работу воображения, образы воображения рождают чувства. У ребенка чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Именно поэтому выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребенка в структуре воображения.

Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые им и другими образы. Наиболее ярко это проявляется в игре.

Большой интерес вызывают работы О.М.Дьяченко. Глубокое изучение закономерностей развития воображения у детей позволило создать специальную программу целенаправленного развития этой способности у детей 3-7 лет. О.М.Дьяченко установила, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составления плана реализации этой идеи. Общая идея создается по-разному. Дети от 3 до 5 лет в качестве центральной части образа используют элементы реальности, а у детей 6-7 лет эти элементы занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями.

В исследовании психологов (Л.С.Выготского, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др.) выделяются и анализируются два вида воображения — «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам. Первый вид связан с отражением объективного мира, как такового, а второй — с отражением собственных переживаний своего «Я». Эти идеи важны для понимания своеобразия детской художественной деятельности.

Своеобразие художественного образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Это связано с тем, что воображение — основа творческой деятельности, а творчество — один из существенных показателей развития личности, одна из сущностных ее характеристик. В то же время воображение — основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых — создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать.

Чувство формы

Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира. В процессе сенсорного воспитания у детей формируются сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические формы, величины — метрическая система мер и т.д.

Усвоение эталонов формы предлагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и т.п. В пять лет ребенок уже должен знать пять основных фигур — квадрат, треугольник, круг, овал и прямоугольник.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).

К 5 годам ребенок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого и фиолетового. В 5-6 лет можно переходить к формированию представления о двух последних цветах. Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его со светлыми оттенками синего.

Овладение эталонами величины происходит несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, поэтому ее определение производится посредством условных мер. Усвоение этих мер — довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки, поэтому освоить ее дошкольникам будет очень трудно. Однако для восприятия использование такой метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами.

Ознакомление детей с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, затем — с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только в этом случае они будут хорошо закрепляться в памяти.

Таким образом, аппликация играет важную роль в творческом развитии ребенка, она способствует развитию цветовой чувствительности, воображения, чувства формы.

1.4 Методика обучения аппликации как вида художественного творчества детей младшего дошкольного возраста

Занятия аппликацией начинаются со второй младшей группы. Учитывая особенности детей данного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все силуэты и формы они получают в готовом виде.

«Программой воспитания в детском саду» предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть в течение года.

На занятиях аппликацией воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Этому должно предшествовать знакомство с данными геометрическими фигурами в дидактических играх, на занятиях лепкой. Дети узнают, что мяч круглый, снеговик состоит из округлых форм, колеса у тележки тоже круглые. Помимо данных фигур, можно использовать также овал, трапецию, но их названия не даются, они определяются на основе предметно-образных ассоциаций (яичко, крыша, лодка).

Действуя с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие и маленькие части, одинаковые. Например, у неваляшки туловище круглое, большое, голова тоже круглая, но меньше, а руки маленькие, круглые, одинаковые.

В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок крсный, цыпленок желтый).

Задача ознакомления детей с основными цветами решается в рисовании и в аппликации параллельно.

Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, платочки висят на веревочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком.

Занятия декоративной аппликацией развивают у детей чувство ритма, симметрии. Например, располагая на полосе узор из цветов и листьев — «веночек», дети усваивают определенный ритм (цветок, листок, цветок, листок).

Украшая коврик для куклы квадратами и треугольниками, они начинают чувствовать принцип симметрии (как в одном углу, так и в другом).

Это важно для подготовки детей к декоративному рисованию, которое начинается в средней группе.

Основные программные задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания форм на бумагу. Наиболее трудным для детей является овладение приемами наклеивания.

Занятия аппликацией во второй младшей группе проводятся 1 раз в 2 недели. Всего в течение учебного года должно быть около 19 занятий. Первые занятия можно по времени сблизить, чтобы дети не забывали тех знаний, умений и навыков, которые приобрели на предыдущих занятиях.

Темы занятий могут быть самыми различными, но все они должны содействовать выполнению программных задач. Знакомство с формами рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как они, особенно круг, не требуют от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.

Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.

Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2-3 частей, постепенно подводя к более сложным. Выполняя орнаментальные и предметные аппликации, дети должны постепенно усвоить слова, обозначающие те или иные пространственные положения фигур, и использовать эти знания в работе.

Все знания в этой группе должны носить образный характер, темы понятны, доступны и интересны детям. В выборе тематики занятий воспитатель может проявлять самостоятельность, выдумку и индивидуальность, но необходимо четко разграничить предметную и декоративную аппликацию.

Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, альбом картинок, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенки, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом.

Несложные декоративные аппликации проводятся с детьми на основе использования полосы, четырехугольника и круга. Детям они должны быть представлены как предметы, которые нужно украсить: полоса может быть кукольным шарфиком, закладкой для книг, ковровой дорожкой, веночком, пояском; четырехугольник — это коврик для куклы, нарядный платочек, скатерть; круг — красивая тарелочка, салфетка, клумба с цветами. Помимо этого, иногда можно давать детям простые силуэтные изображения для украшения их узорами: чашка, бабочка, ведерко и т.д.

Для закрепления программного материала можно рекомендовать несложные сюжеты из готовых форм и силуэтов (крупные формы, организующие пространство на листе бумаги, приклеивает сам воспитатель заранее).

Простые сюжетные аппликации можно иногда давать в течение учебного года и особенно в летнее время. Темы таких занятий должны быть понятны детям: например, домик для зверюшки (силуэт на выбор детям), кошка играет с мячом, слон-жонглер, курочка (ее изображение приклеивает воспитатель) с цыплятами.

Дети, выполняя такие аппликации, лучше усваивают пространственные понятия и начинают чувствовать выразительность своих работ. Например, наклеивая силуэты кошек, которые идут друг за другом по дорожке, дети называют их «хорошими, дружными». А если кто-то наклеит кошек, смотрящих в разные стороны, то дети говорят, что кошки «поссорились». Некоторые темы занятий хорошо использовать для создания аппликаций с практическим назначением, например, разноцветными нарядными бабочками можно украсить веранду, закладку для книги.

Иногда можно проводить и коллективные работы, особенно летом. Дети создают коллективные аппликации из готовых форм и силуэтов, например, «Магазин игрушек» (малыши наклеивают разные силуэты игрушек, а некоторые игрушки составляют из отдельных частей), «Летний луг» (на большом зеленом прямоугольнике наклеивают различные по цвету, форме и величине силуэты бабочек, жуков, цветов).

Коллективные работы целесообразно использовать для украшения групповой комнаты, кукольного уголка. Они радуют детей, развивают эстетические чувства, стимулируют их желание заниматься аппликацией.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АППЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Анализ уровня формированности аппликационных навыков детей младшего дошкольного возраста

Изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности детей дошкольного возраста проводилась МБРОУ ЦРР № 293 города Челябинска. Диагностика по выявлению изобразительных навыков проводилась по методике О.В. Солнцева.

Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.

Срок проведения: сентябрь 2012г.

Количество диагностированных: 10 человек.

Уровни освоения аппликационных умений .

Оптимальный уровень (2.5-3 балла) характерно разнообразие сюжета, ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли, называет роль до начала игры, обозначает свою роль по ходу игры, позволяет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей, ребенок называет свои игровые действия , с интересом ролевой диалог со сверстником ,может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером ,инициативен, обозначает часть сюжета ролью, доброжелателен в общении.

Достаточный уровень (2-2.5балла) характерно отражение в самостоятельной игре ряда взаимосвязанных сюжетных эпизодов, ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками, включается в ролевые диалоги может исполнять разные роли в одной сюжетно — ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использует предметы -заместители, при этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, смена роли в игре , осуществляется с помощью воспитателя, самостоятельно создает игровую обстановку ,проявляет доброжелательность по отношению со сверстниками.

Недостаточный уровень (1.5-2 балла) освоение детьми сюжетно-ролевой игры характеризуется однообразием сюжетных эпизодов .Включается в ролевые диалоги со сверстниками , затрудняется использовать разные роли в одной сюжетно- ролевой игре ,пользуется ролевой речью, использует предметы заместители, испытывает затруднения в согласовании игровых действий с предметами ,создает игровую обстановку ,не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.

Низкий уровень(1-1.5 баллов ) освоение ребенком сюжетно- ролевой игры характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, замыслов, ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую игру ,испытывает затруднения при обозначении игровой роли, включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре, пользуется ролевой речью при помощи взрослого ,испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами- сверстниками. нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки, не проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.

Диагностика по выявлению умений аппликационной деятельности «Развитие детского творчества». Сентябрь. Группа Ручеек

Показатели развития

Оценка показателей

Ф.И. ребенка

Илья Ф.

Данил Л.

Зоя С.

Олеся М.

Руслан Ш.

Катя П.

Гоша К.

Юра Б.

Тимофей П.

Софья М.

2

Интерес к изобразительной деятельности

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Чувство радости от созерцания красоты окружающих предметов, объектов природы

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусству

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Интерес к произведениям народного искусства

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Интерес к произведениям профессионального искусства

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Интерес к литературе (стихи, песенки, потешки, проза)

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Интерес к слушанью и исполнению музыкальных произведений

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Интерес выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Об опыте эстетического воспитания

1

1.5

1.3

1.7

1.2

1

1.5

1.4

1.6

1.6

Об элементарных средствах выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, движение, жесты)

1

1.5

1.3

1.7

1.2