У ч и т е л ь: Прежде чем писать любое сочинение, нужно вспомнить его структуру. В нашей теме — это сочинение-рассуждение.
1. – Какова структура сочинения-рассуждения?
(Тезис – аргументы – вывод) — (Слайд 2, Приложение 1)
2. – Сколько абзацев (микротем) должно быть в экзаменационном сочинении? (3 – 5, каждая новая мысль – это микротема, это новый абзац. Помните об этом.)
3. – Внимательно прочитаем задание С2.2 экзаменационной работы (на доске):
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
4. – Обратимся к алгоритму выполнения задания С2.2. (Приложение 2).
Читаем пункт 1.
III. Работа с текстом.
1. — О чем текст?
2. — Кто автор текста? (В. Астафьев)
- Не путайте понятия: автор текста, герой текста и рассказчик.
- Кто герой текста? ( Вася)
- Что вы узнали о Васе?
( Вася – «одинокий калека, до которого никому нет дела». Он умеет очень хорошо играть на скрипке. )
- Кто рассказчик? ( Мальчик )
- Откуда, из какого предложения, вы узнали, что рассказчик – мальчик? ( Из 12-го )
3. — Читаем пункт 2 алгоритма (Приложение 2):
- Зачем автор написал этот текст? Какую главную мысль (идею) он хотел выразить?
( Автор хотел показать нам, читателям, как музыка может оказать удивительное воздействие на внутренний мир слушателей. В данном случае мы увидели, как Вася сумел заворожить музыкой мальчика. )
- Почему «струны накаливались» (10), а «рука Васина содрогнулась от боли» (11 предложение)?
( Потому что музыку он пропускал через себя. Васина игра на скрипке являлась отражением его внутреннего мира. )
5. – Почему рассказчик, слушая музыку, исполняемую Васей, « вдох … удерживал грудью » (20 предложение) ?
( Исполнение музыки Васей тронуло душу рассказчика. Он слушал завороженно.
АНАЛОГИЯ: Когда мы говорим «душа болит», то часто рукой похлопываем по груди!)
6. – Как скрипка исполняла музыку? Смотрите в предложении 17.
Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...
... автора. - Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию .Что называется композицией сочинения? ( Построение сочинения) Работа над композицией сочинения по тексту ... чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске ... с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому. VI. Подведение итогов -Ребята, ...
(Скрипка «говорила», «пела», «угасала».)
7. – Чем показался ее последний звук?
(Последний звук скрипки казался «тонюсенькой светлой паутинкой» (18), которую было страшно оборвать.)
8. – Снова обращаемся к алгоритму выполнения С2.2. Читаем пункт 3 (Приложение 2): «Как отрывок связан с основной мыслью текста, т.е. какова роль данного отрывка в тексте?»
- Что показывает автор в последней фразе данного текста?
Ответьте сначала устно.
( В последней фразе данного текста автор показывает, насколько сильное впечатление произвела на рассказчика Васина игра на скрипке. )
9. – Это устный ответ, а теперь его запишите на черновике. Как начать
сочинение, смотрите в пункт 7 алгоритма выполнения задания (Приложение 2).
10.- Прочитайте, что вы записали.
- Итак, идею текста (главную мысль) вы сформулировали. Это тезис. Чтобы был логический переход от тезиса к аргументам, давайте к тезису добавим вопросительное предложение: «ПОЧЕМУ ЖЕ РАССКАЗЧИК ИСПЫТАЛ ТАКОЕ ПОТРЯСЕНИЕ?»
- Есть вопрос — значит нужно на него отвечать!
Первый абзац сочинения у вас уже есть, теперь будем строить доказательства, т.е. приводить аргументы.
11. Обращаемся к пункту 5 алгоритма (Приложение 2):
- Найдите в тексте те фрагменты, которые подтверждают идею текста, выразите смысл каждого фрагмента своими словами и запишите на черновике. (Это будут ваши аргументы, их должно быть не менее двух.)
- Итак, отвечаем на вопрос: « Почему же рассказчик испытал такое потрясение?» Ищем доказательства в тексте…
Я думаю, что одним предложением мы не ответим на вопрос.
В каких предложениях есть ответ? (4 – 9,12 – 19)
12. – А теперь попытайтесь сформулировать устно один из аргументов.
Начните с фразы (используйте клише): «Прежде всего, … ; во-первых, …».
( Прежде всего, музыка, которую исполнял Вася, была неотделима от его размышлений о жизни, о любви к родине. Об этом мы читаем в предложениях с 4 по 9 – это первый аргумент. )
13. – А теперь запишите эту мысль. Это новая мысль, т.е. начало абзаца.
14. – А где еще говорится об отношении к родине? ( В предложениях 12 – 16)
- Значит, продолжаем начатую мысль, пишем дальше: «Исполняя произведение Огинского, Вася рассказал…- О ЧЕМ ? … об истории его создания, связанной с потерей родины».
- Это потрясло рассказчика? (Да)
- Так и пишем: «Все это потрясло рассказчика».
15. — Итак, один аргумент мы записали (ссылаясь на текст).
Это вторая микротема, т.е. второй абзац.
Теперь найдите еще предложения, которые будут доказывать наш тезис.
- Вспомните, что мы доказываем?
( На экране Слайд 3 (Приложение 1) – это тезис, напоминающий ход работы.)
Подумай о чем ты расскажешь в сочинении какие описания включишь в текст
... определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица 4, Тематика сочинений в начальной школе Тематика сочинений-повествований Тематика сочинений-описаний Тематика сочинений-рассуждений “Прогулка в осенний ... организации обучения. Знакомство с понятиями “Текст”, “Тема текста”, “Заголовок”, “Основная мысль”, “План текста”, “Признаки текста” 1. Прочитайте и сравните две записи на ...
16. – Как начать следующий абзац?
Посмотрите на начало второго («Прежде всего…»)
Значит, следуя логике, начнем третий абзац, новую микротему, так:
«Кроме того…».
17. – Какая мысль будет аргументом?
( Это мастерство Васи, КАК он играл, КАК звучала скрипка…)
- В каких предложениях эта мысль? (2, 17 – 19 )
18. – Попробуйте устно сформулировать второй аргумент. ( Учащиеся отвечают. )
- А теперь запишите: «Кроме того …»
19. – Прочитайте, что получилось.
( Кроме того, необычайно сильное впечатление на мальчика произвело мастерство Васи, который во время игры на скрипке казался не «одиноким калекой», а « чем-то вроде волшебника из далекой сказки». Скрипка его в восприятии рассказчика «говорила», «пела», а последний звук казался «светлой паутинкой», которую страшно было оборвать. (Об этом говорится) Эту мысль подтверждают предложения 2, 17 – 19.)
20. – Итак, тезис есть, два аргумента с примерами из текста есть.
Что теперь будем делать? (Вывод).
- Помните, что вывод связан с тезисом. Это итог сказанного выше.
Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод. Запишите его.
Можно использовать клише: «Таким образом, … ; Итак, …»
21. – Прочитайте.
(Таким образом, к пониманию последней фразы текста (или: мысли, заключенной в конце текста,…) В.Астафьев ведет нас с первого предложения, и каждое слово, каждый оборот готовят нас к этому (или: к выделенной в задании фразе.)
22. – Прочитайте весь текст сочинения. (1 – 2 уч-ся читают.)
23. – Сравните свой текст с текстом на экране. (Слайд 4, Приложение 1)
- Помните, это черновик. С ним тоже надо работать!
24. – А теперь обратимся к алгоритму выполнения задания С2.2 (Приложение 2)
Прочитайте внимательно еще раз пункты 7- 10. Выполните эти советы.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.