Урок Рассуждение на дискуссионную тему (8 класс)

Сочинение

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Рассуждение на дискуссионную тему». 15.02.2017.

Цели урока: Совершенствование речевых умений и навыков учащихся, формирование навыков информационной деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для решения конкретных учебных задач)

Образовательный аспект: обучить, написать сочинение рассуждение на дискуссионную тему в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающий аспект: Формировать умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и мыслительную активность.

Воспитательный аспект: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: доска, учебник по русскому языку, словари, проектор.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Упр. 305, 306 (Проверка умения видеть и исправлять ошибки. Подготовка учащихся к речевому оформлению сочинения.)

Тема и цели урока.

  • Ребята, напишем тему урока «Рассуждение на дискуссионную тему».

Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

  • Что такое рассуждение?
  • Ребята, как вы понимаете значение слова дискуссия? Что значит дискутировать , дискуссионную.

Ответ: Это значит на спорную (дискуссия=спор).

Рассуждение — 1)умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме; 2) высказывание, обсуждение(С.И. Ожегов . Толковый словарь русского языка.)

Дискуссия — спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Дискутировать — обсуждать что-нибудь, участвуя в дискуссии.

Диспут — публичный спор на научную или общественно важную тему.

Актуальный — важный , существенный для настоящего момента.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение — очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

4 стр., 1882 слов

Урок русского языка в 7 классе -рассуждение дискуссионного характера

... (12)Книга помогает остановить стремительный бег времени, внимательно ... рассуждение, дискуссия). Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишите в тетради тему: Сочинение-рассуждение дискуссионного ... сочинения. 1. прослушать аудиокнигу, пользоваться электронной книгой, ... книги – электронный. 2. Общение с книгой это событие. 3. Когда читаешь, время будто останавливается. 4. Чтение всегда в моде. Книга ...

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

  • Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.
  • На экране проектора эпиграф урока, отрывок из стихотворения Владимира Соколова. Запишем его.

Слайд 1 Хотел бы я долгие годы

На родине милой прожить,

Любить ее светлые воды

И темные воды любить.

  • Прочитайте пожалуйста, это четверостишье еще раз и найдите ключевые слова: ( на родине милой, любить-повторяется 2 раза)
  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем рассуждать на уроке? ( о Родине)
  • А какие стихотворения вы знаете о Родине?

РодинаМихаил ЛермонтовЛюблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья.Но я люблю — за что, не знаю сам -Ее степей холодное молчанье,Ее лесов безбрежных колыханье,Разливы рек ее, подобные морям;Проселочным путем люблю скакать в телегеИ, взором медленным пронзая ночи тень,Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,Дрожащие огни печальных деревень;Люблю дымок спаленной жнивы,В степи ночующий обозИ на холме средь желтой нивыЧету белеющих берез.С отрадой, многим незнакомой,Я вижу полное гумно,Избу, покрытую соломой,С резными ставнями окно;И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готовНа пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков. Тихая моя родинаНиколай РубцовВ. БеловуТихая моя родина!Ивы, река, соловьи…Мать моя здесь похороненаВ детские годы мои.- Где тут погост? Вы не видели?Сам я найти не могу.-Тихо ответили жители:- Это на том берегу.Тихо ответили жители,Тихо проехал обоз.Купол церковной обителиЯркой травою зарос.Там, где я плавал за рыбами,Сено гребут в сеновал:Между речными изгибамиВырыли люди канал.Тина теперь и болотинаТам, где купаться любил…Тихая моя родина,Я ничего не забыл.Новый забор перед школою,Тот же зеленый простор.Словно ворона веселая,Сяду опять на забор!Школа моя деревянная!..Время придет уезжать -Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать.С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную с вязь. с Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

С.Есенин

  • Какие пословицы и поговорки помните?

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.

На родной стороне даже дым сладок.

На родной стороне и камешек знаком.

Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.

Не тот человек, кто для себя живет, а кто за Родину в бой идет.

Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.

5 стр., 2303 слов

Сочинение рассуждение на дискуссионную тему 7 класс

... сочинении- рассуждении на дискуссионную тему. Это и будет вашим домашним заданием к следующему уроку. II. Запись домашнего задания: язык. 8 класс) Комментарий ... (2) Понаблюдаете за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя ... Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу. Правило №7: создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут ...

Горе в чужой земле безъязыкому.

Чужая сторона прибавит ума.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

На родной стороне и камешек знаком.

Где сосна взросла, там она и красна.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Если вздохнуть всем миром — ветер будет.

Жить — Родине служить.

В каком народе живёшь, того обычая держись.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

С родной-то стороны и ворона павы красней.

Своя земля и в горести мила.

Своя сторона не бывает холодна.

  • Я уверена, что все вы любите свою Родину. А с чем или с кем ассоциируется у вас слово Родина? (с матерью)

— Вы, наверное, знаете о монументе в городе-герое Волгограде «Родина – мать зовет». Во время Великой Отечественной войны солдаты шли в бой со словами «За родину-мать». Они защищали свою Родину, свою мать, а Родина и мать-это самые главные слова для каждого человека.

  • Ребята напишите однокоренные слова к слову Родина. В слове Родина какой корень?

Работа со словарями.

Род

Родина, родственники, родители, родня, род, роддом, уродиться, уроженец, родной, родить, рождение, родимый.

  • Следующий шаг, который мы сделаем – подберем синонимы к слову Родина. Что такое синонимы?

Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель.

  • Обратите внимание на синонимы «Отчизна», «Отечество». С каким словом связаны они? (Мать)

Таким образом, Родина – это и мать, и отец (родители) для своих сыновей и дочерей. У доброго хорошего человека врагов или совсем мало, или совсем нет. Так же и со словами.

  • Какие антонимы вы можете подобрать к слову «Родина»? РОДИНА — ЧУЖБИНА

Слайд 2.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные её поля, волнующие ся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса. Высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи. Непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие эту величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (И. СоколовМикитов)

З а д а н и я к тексту: 1. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. 2. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль. 3. Определите роль обособленных определений в дан- ном тексте. Ученики отмечают «живописующую» силу обособлений. Обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений автора — стремления выделить по смыслу отдельные члены предложения. Наличие обособленных членов, требующих особой интонации (с паузами, выделяющими обособления, которые делают речь более плавной, за- медленной), помогают при чтении текста не только «увидеть», но и «рассмотреть» без спешки просторы нашей страны.

2 стр., 618 слов

Сочинения | Сочинения 8 класс. Тема «большой» и «малой» родины ...

... в образе Василия Теркина соединить основные качества всех защитников Родины. Возможно, образ Василия Теркина и полюбился читателям из-за отсутствия лжи и наигранного патриотизма, ... им событий. Поэма «Василий Теркин» является своеобразным ... Теркину вернуться домой, обнять мать, увидеть свою родину, поговорить о том о сем с земляками. Мать-земля, моя родная, Сторона моя лесная, Край, страдающий в ...

IV. Закрепление.

  • Ребята откройте учебники, найдите упражнение 301.

Читаем текст ……………..

  • Проанализируйте текст. О чём в нём говорится? Какова его основная мысль? Какие аргументы приводит автор? Каким выводом можно было бы закончить текст?

(Учащиеся делают вывод: в упр. 301 Ю. Яковлев говорит о чувстве сыновней любви к земле)

Упражнение 303.

Читаем текст ……………..

  • Проанализируйте текст. Какова его тема? Что в нём утверждается? Как бы вы сформулировали (словами из текста) понятие «Родина»? (в упр. 303 А. Фефелов рассказывает о семантике слова Родина.)
  • Выпишите определения и предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Упражнение 304. Читаем задание. Задание для:

1 вариант 2 вариант

Да, согласен с мнением автора Нет, не согласен с мнением автора

  • Но сначала вспомним какие типы речи вы знаете.

Описание

Повествование

Рассуждение

  • Какой тип речи правильнее использовать при написании данного сочинения? ( Рассуждение)
  • А теперь повторим и особенности этого типа речи.

Схема сочинения –рассуждения. Слайд 3.

Тезис

Доказательство

Вывод

Составление плана сочинения. Слайд 4.

Я даю примерный план нашего сочинения- рассуждения, давайте перепишем его в тетрадь:

ПЛАН:

1. С чего начинается Родина?

а) Родина — это место, где мы впервые увидели синее небо над головой.

б) Два слова — Родина и Мать!

в) Будь сыном своей Родины.

3. Можно ли жить без Родины? (Не любить Родину невозможно!)

  • Ребята, вы правильно рассуждаете, человеку очень трудно жить в чужой стране. И.С. Тургенев последние 20 лет прожил во Франции и очень сильно скучал по России, по Родине.

Слайд 5.

2. Ребята, а как вы должны относиться к своей Родине?

1. Любить

2. Беречь

3. Учиться и работать во благо Родины

4. Гордиться Родиной

5. Служить Родине

  • А что вы сделали для своей Родины?

Хорошо учимся

Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Что вы узнали нового?

— Сегодня на уроке мы очень многое узнали о слове «Родина». Родина – это дом, в котором мы живем. А, значит, он требует от нас заботы, внимания, любви и защиты. Только тогда нам будет уютно в этом большом доме, который мы называем Родиной. Хочется верить, что каждый из нас сделает все возможное для процветания и укрепления нашей Родины.

Д/з . Сочинение-рассуждение: Можно ли жить без Родины?

V. Итог урока:

Как вы думаете, кто работал на уроке лучше всех?

Кто работал хорошо?

С каким настроением вы уйдете с урока?

Ребята, известный русский поэт говорил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Я надеюсь, что все вы настоящие граждане своей страны. Удачи всем. Спасибо за урок.

9 стр., 4021 слов

Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...

... к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему: (слайд 9) Работая с текстом,нам нужно определить стиль речи, ... двух лет материал помогает вам при написании сочинений? - Ребята, давайте вспомним ещё раз название статей, ... с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому. VI. Подведение итогов -Ребята, давайте ...