Урок по литературе : «Любовь в творчестве В.Маяковского»

Дореволюционное творчество В. Маяковского. Футуристическое миропонимание и система образов.

Творчество В.В. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930).

Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей. Призыв футуристов – «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — Маяковский полностью разделял. Смысл этого лозунга состоял в том, что, оставаясь в границах старых, разработанных и узаконенных классиками художественных средств, невозможно отразить, запечатлеть стремительно меняющуюся новую реальность. Это были поиски новых художественных форм, новой эстетики. Это был бунт эстетический, и его отпечаток несут многие ранние стихотворения поэта. Однако гений Маяковского не умещается целиком в рамки футуристической теории и практики.Да, хотя Маяковский принимал участие в вечерах футуристов, подписал их манифест, но его позиция отличалась от футуристических. Его произведения выделялись большими социалистическими проблемами, общим пафосом и гуманистическим сочувствием к людям, страдающим в мире.

Что же толкнуло Маяковского к футуристам?

  1. Ему нравился «бунт» футуристов против мещан и обывателей, и Маяковский определил свою задачу как поэта: «Хочу делать социалистическое искусство».
  2. Дореволюционное творчество Маяковского, по его признанию, было периодом «овладения словом, поиска своего стиля, своей формы выражения». Ведь среди футуристов были поэтически одаренные люди (Хлебников) с обостренным чувством слова. Творчество Маяковского — это поиск образной силы слова, глубина смысла.

О принципиальном различии поэзии футуристов и Маяковского писал А.Фадеев: «Маяковский любил поиграть со словом. Даже в самых крупных вещах видна эта могучая игра со словом. Но никогда в своих вещах Маяковский не подчинял идейное содержание пустой игре со словом. Наоборот, в том и состояла его огромная сила и мощь, что он умел совершенно неожиданной игрой слов наиболее точно, совершенно, подчеркнуть ту или иную мысль, создать образ».

Работая вместе с футуристами, Маяковский очень скоро начинает чувствовать, что «рог футуризма» зовет в путь, далекий от борьбы за создание «революционного искусства». Творчество поэта все более расходится с идейными и формальными установками футуристического искусства, хотя в эстетических декларациях он не сразу освобождается от футуристической фразеологии. Однако и явно футуристические идеи эстетических высказываний Маяковского имели подтекст, в котором сказывалось неприятие им обнаженного формализма литературных спутников.

5 стр., 2329 слов

Любовь и быт в произведениях маяковского

... творчество Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, огромно. Сочинение на тему разговор с будущим в творчестве маяковского Маяковский ...

В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения – зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема – социальная. Город для поэта – ад, «адище», наглядное воплощение разительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей – «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Еще я»).

Тема человека, его страданий в буржуазном мире – основная в дореволюционном творчестве Маяковского. Разрабатывая ее, он вступает в принципиальный спор с поэзией модернизма как выразитель настроений, дум, чувств демократических слоев общества, судьба которых становится и его судьбой.

Можно утверждать, что поэзия раннего Маяковского связана с эстетикой неореализма, порожденный не только неприятием действительности, но и желанием ее преобразовать. Концепция романтической личности воплощается в том, что образ лирического героя становится центральным и определяющим единство всей системы миропонимания.

Раннему Маяковскому присущ дух отрицания современной жизни, враждебного поэту мира. Отрицание у него приобретает абсолютный, космический характер, это протест против всего миропорядка.

Настроения ранних стихотворений позволяют говорить о смелой и оригинальной поэтической палитре автора. Это словесные зарисовки с натуры, определяющие контуры картины, содержание которой должно дорисовать наше воображение.

Поиски средств художественной выразительности начинающего поэта были чрезвычайно эффективны. Произведениям поэта свойственна лирическая экспрессия, богатство ассоциативных связей и зрительно-слуховых ощущений. Многоликость лирического «я» проявляется в образных мистификациях и в театрализации ситуаций. Пестрота и неожиданная смена лирических масок позволяют говорить о вызове лирического героя, дразнящей иронии, а иногда и о самопародирования. Маяковский, представляя в парадоксальном свете известные веще, отношения и детали, едва ли не в каждом своем стихотворении бросает полемический вызов литературным канонам.

Кульминационным мотивом первых поэм В. Маяковского становится восстание человека против дисгармонии бытия. Критика современности объединяется с настроениями отчаяния, ощущением неотвратимой гибели. Автор метафорически переосмысливает библейские образы, его лирический герой сопоставляется с распятым Христом. Гиперболизация фигуры лирического героя – это характерная черта раннего творчества. Свободное и ничем не регламентируемое самовыявление личности, отличающее многие художественные произведения Маяковского, ориентировано на новый тип сознания, возникающей в начале 20-го века. Поведение лирического персонажа Маяковского провокационно. Его лирический герой вторгается в мир здравомыслящих людей, следующий логике очевидного, демонстративно не желая знать устоявшихся норм и обычаев

Сочинение на тему разговор с будущим в творчестве маяковского

Маяковский принадлежал к такому направлению начала XX века, как футуризм. Футуризм опирался на новейшие философские, психологические, лингвистические и научно-технические идеи. В своем творчестве футуристы стремились создать мир будущего и человека, который будет жить в таком новом мире. Глобальные, мирового масштаба идеи В. Хлебникова и В. Маяковского выглядели как заявка на реальное будущее. Маяковский— одна из центральных фигур русского футуризма. Футуризм заявлял о себе как искусство будущего. «Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего», — писал Маяковский в 1913г. Мысль о будущем, мечта о преображении мира — лейтмотив всего творчества Маяковского. Этот мотив возникает уже в ранних его произведениях (картина будущего в поэме «Война и мир»), звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах «Клоп» и «Баня», в последнем произведении — вступлении в поэму «Во весь голос». Протест против рутинного искусства, «старья», выражавшийся в произведениях и выступлениях футуристов, перерастает у Маяковского в социальный протест, его отрицание современного мира приобретает характер разоблачения основ общественного устройства жизни («Облако в штанах» — «четыре крика четырех частей»).

1 стр., 393 слов

Как вы понимаете слова В.В. Маяковского «Поэт — всегда должник»?

... нельзя измерить определенным тарифом. Поэзия — тонкое, кропотливое ремесло. В. Маяковский согласен с тем, что поэт — вечный должник. Но это долг высокого, общественного свойства, а не штраф за ... достойную жизнь. Однако почувствовав возможность сказать и быть услышанным, поэт сделал свой жизненный выбор. Он сумел рассказать миру о самых своих сокровенных мечтах и мыслях, выступив ...

Страстное стремление к скорейшему коренному изменению жизни у Маяковского объясняется решительным неприятием настоящего. В раннем творчестве поэта мы можем наблюдать беспощадную критику мира «сытых» (стихотворения «Нате», «Вам», «Надоело», «Мое к этому отношение» и др.).

Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. Поэт понимает, что одинок среди этого круга обывателей. Сознание трагического одиночества поэта во враждебном ему мире дают толчок к созданию таких стихотворений, как «Скрипка и немножко нервно», «Кое-что по поводу дирижера», «Ничего не понимают», «Послушайте», «А все-таки». Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! «он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевочки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении. Поэт понимает, что в таком мире нечего и мечтать об идеальной любви.

Поэт непонят и одинок. Трагедия личного, сплетенная с социальным, которое в творчестве Маяковского неотделимо от личного, отражается в стихотворениях «Лилич-ка!», поэмах «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек». Напряженное ожидание социальных перемен, социальных потрясений, призыв к революционной борьбе с отжившим, безобразно устроенным миром находит место в стихотворениях и поэмах Маяковского. Лирический герой Маяковского — предтеча грядущей революции. Произведения раннего Маяковского носят бунтарский характер. Поэт мечтает о преображенном, прекрасном мире. Мечты эти, конечно, утопичны. Но утопии Маяковского носят гуманистический характер. Главное условие утверждения нового мира — появление свободного, гармоничного, прекрасного человека. Эта идея находит свое воплощение в поэмах «Человек», «Война и мир». Маяковский считает, что достижение счастья в будущем новом обществе возможно только при условии братского единения людей, всего человечества. В будущем расцветает, преображается вся природа. Подлинная гармония возможна только при утверждении гармонических отношений человека, природы и общества. Революции — Февральскую, а затем и Октябрьскую, Маяковский встретил восторженно. Теперь/казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему ранее чувство собственного достоинства. Ростки будущего Маяковский стремился увидеть в сегодняшней жизни. Сегодняшний день Маяковский оценивает с позиций будущего. Отсюда выводится резко критическое его отношение к послереволюционной действительности: неприятие косного, затхлого быта, определяющего нравственный облик человека «старого» мира (поэма «Про это»).

3 стр., 1499 слов

Маяковский в. в. — я хочу быть понят моей страной

... Маяковского одолевали сомнения. Строчка, вынесенная в качестве темы данного сочинения, имеет ведь продолжение, в котором звучат мотивы одиночества и неразделенности мыслей: Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят ... деградации поэта Владимира Маяковского, не чувствуют той страшной тоски и боли, которыми наполнены эти слова?! Вильгельм Кюхельбекер в 1845 году писал: Горька судьба поэтов всех ...

Поэт хочет «взорвать» время, ускорить его движение («Баня»).

Реальное развитие послереволюционной жизни не убеждает поэта в скорой реализации его мечты. Многое в общественной жизни его настораживает, отталкивает. Картина будущего в пьесе «Клоп» является своего рода предупреждением об опасностях, таящихся на пути строительства социализма. Лирический герой Маяковского — человек будущего. В нем полностью сливается личное и общественное, он активный участник борьбы за обновление мира. Место поэта — в общем ряду строителей новой жизни. Маяковский заявляет о роли поэзии в современной ему действительности. Стихи Сергея Есенина, не оставляют равнодушным никого, их можно услышать из уст самых разных людей, иногда — тех, от кого этого совершенно не ждешь. Вся его поэзия стала признанием в любви к Родине, щемящей и нежной песней о ней. В 1917 году в есенинскую поэзию врывается «ветер революции», и поэт приветствует его, приветствует новую Русь—«буйственную», «отчалившую», «воспрянувшую». Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. «Не будь революции, — писал позже поэт, — я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике». Он ждал от революции осуществления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но потом пришли страшные 1919-1920 годы.

В одном из писем Есенин писал: «Трогает меня… только грусть за уходящее милое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического… Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Наглядным дорогим образом вымирающей деревни стал для Есенина маленький «красногривый жеребенок», вздумавший догнать поезд. За разорением деревенской «голубой Руси» Есенин увидел и почувствовал разрушение гармонии с природой, той почвы, из которой выросла вся национальная русская культура. Он искренне пытался принять новую, советскую индустриальную Россию, винил себя в том, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел», был готов, «задрав штаны, бежать за комсомолом». И все же поэт чувствовал себя здесь уже чужим, бесполезным, выброшенным из жизни: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

6 стр., 2732 слов

Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта

... открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии ... 19 октября – день лицейского братства. Он умер в 1883 году. Самым близким, самым любимым лицейским другом Пушкина был Иван Иванович Пущин. В Лицее их комнаты были рядом. ...

Детство и юность Владимира Маяковского

Талантливый российский поэт Владимир Владимирович Маяковский родился в июле 1893 года в грузинском селе Багдати. Отец поэта Владимир Константинович был простым лесничим, а мать Владимира Владимировича, Александра Алексеевна, принадлежала к кубанскому казацкому роду. Кроме поэта, в семье было еще четверо детей – два брата, которые умерли еще в детстве, и две сестры.

Маяковский хорошо знал грузинский язык, и в 1902 году поступил в гимназию города Кутаиси. Уже в этот период Маяковского захватили революционные идеи, и будущий поэт принимал активное участие в революционной демонстрации.

В 1906 году скоропостижно умирает отец Маяковского. Причиной смерти стало заражение крови, произошедшее в результате укола пальца обычной иголкой. Смерть отца настолько сильно потрясла поэта, что в дальнейшем он, опасаясь участи своего отца, полностью избегал булавок и заколок.

В том же году мать поэта переезжает с детьми в Москву, где Владимир Владимирович продолжает свое обучение. В пятой классической гимназии Маковский посещает занятия вместе с Александром Пастернаком, младшим братом поэта Бориса Пастернака. Но после смерти отца материальное положение семьи серьезно ухудшилось, и в 1908 году из-за отсутствия средств на оплату обучения поэта исключают из гимназии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Творчество Владимира Маяковского 440 руб.
  • Реферат Творчество Владимира Маяковского 250 руб.
  • Контрольная работа Творчество Владимира Маяковского 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Взлеты и падения Маяковского

От «мерзости» до «лучшего, талантливейшего поэта нашей советской эпохи»: главные события, сделавшие Маяковского (при жизни и после смерти)

Подготовила Виктория Буяновская

Учетная карточка Московского охранного отделения. 1908 год

25 февраля 1912 года

Первое публичное выступление Маяковского на диспуте о современном искусстве, устроенном обществом художников «Бубновый валет». По воспоминаниям Алексея Кручёных, Маяковский «выступал серьезно, почти академически».

Осень 1912 года

Маяковский получил первую восторженную оценку своих стихов. «Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: „Да это же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!“ Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом. Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: „Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский“. Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: „Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение“» (автобио­графия «Я сам»).

14 стр., 6662 слов

Лирика Маяковского (2)

... поэта революции. К счастью, за последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. ... я прочла эти воспоминания, обнажившие очень личную сторону взаимоотношений Брик и Маяковского, мне на память пришли ... являться работа А. Б. Залкинда "Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата", опубликованная в 1924 году в ...

17 ноября 1912 года

Первое публичное выступление Маяковского с чтением своих стихов в артистическом подвале «Бродячая собака». «После г. Бурлюка выступил другой московский поэт — г. Маяковский, прочитавший несколько своих стихотворений, в которых слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи г. Маяковского были встречены рукоплесканиями» («Обозрение театров»).

Обложка сборника «Пощечина общественному вкусу». 1912 год

18 декабря 1912 года

Вышел альманах «Пощечина общественному вкусу» с коллективным манифестом и стихотворениями Маяковского. Выход сборника вызвал резко отрицательные рецензии в ряде газет и журналов. На фоне сплошной ругани исключением был отзыв В. Брюсова: «Еще менее удовлетворяют нас такие способы находить новую рифму… какие предлагает В. Маяковский… Однако за пределами этих крайностей остается кое-что не лишенное своей ценности как новый прием выразительности в поэзии» («Русская мысль»).

Май 1913 года

Первый сборник стихов «Я!» тиражом в 300 экземпляров был достаточно быстро распродан, обратил на себя внимание Валерия Брюсова: «У молодого поэта есть самостоятельные образы».

19 октября 1913 года

Выступление на открытии футуристического кабаре «Розовый фонарь» с чтением стихотворения «Нате!», возмутившего аудиторию: «Публика пришла в ярость. Послышались оглушительные свистки, крики „долой“. Маяковский был непоколебим, продолжая в указанном стиле. Наконец решил, что его миссия закончена, и удалился» («Московская газета»).

«Господа за столиками оцепенели. Они привыкли к тому, чтобы за деньги, которые тратят в увеселительных местах, им, „избранной публике“ с „тонким“ вкусом, льстили, перед ними расшаркивались и унижались, и вдруг им говорят со сцены: „Все вы на бабочку поэтиного сердца / взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош“. Трудно описать скандал, который разразился в „Розовом фонаре“» (Лев Никулин).

Декабрь 1913 года

Первое представление трагедии «Владимир Маяковский» в театре «Луна-парк» в Петербурге. Главную роль исполнял сам Маяковский, он же был режиссером и постановщиком спектакля. Все остальные роли исполнялись не профессио­нальными актерами, а учащимися и любителями. Спектакль вызвал множество рецензий в столичной и провинциальной печати, в большинстве резко отрицательных и издевательских.

С декабря 1913 года по март 1914 года

Маяковский участвует в турне по России, прославившем футуристов. Пока он на юге, Петербург и Москву посетил основоположник футуризма Филиппо Томмазо Маринетти; русские футуристы решили «дать [ему] решительный отпор: мы не только не считали себя ответвлением западного футуризма, но и не без оснований полагали, что во многом опередили наших итальянских собратьев» (Бенедикт Лившиц).

2 стр., 884 слов

Маяковский о поэте и поэзии

... силы», - так определяет Маяковский задачу поэта. Поэт, «революцией мобилизованный и призванный», отдает «планеты пролетарию». Маяковский заявляет о своем равнодушии ... русской темы поэта и гражданина, особенно в ее некрасовском отражении. В стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин»: Иди в ... Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца. Маяковский хотел вооружить своим стихом рабочий класс ...

Февраль 1914 года

Маяковский и Давид Бурлюк исключены из Училища живописи, ваяния и зодчества за скандальные выступления на литературных диспутах. Сообщения об этом были напечатаны во многих московских и провинциальных газетах под заголовками «Репрессии против футуристов», «Дурная трава из поля вон», «Финал футуристических выступлений».

Выходит первая книга о поэте — «Стихи Маяковского» Алексея Кручёных (впоследствии Маяковский говорил: «Это лучшее, что обо мне написано»).

11 февраля 1915 года

Скандальное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака» с чтением стихотворения «Вам!». Зрители оскорблены и открыто высказывают свое возмущение. Другие артисты заявили владельцу «Бродячей собаки» Пронину: «После подобной мерзости мы считаем позорным ходить сюда». Пронин ответил: «Ну и не надо» («Биржевые ведомости»).

Сентябрь 1915 года

Выходит отдельным изданием поэма «Облако в штанах» тиражом 1050 экземпляров. В газетах появилось множество восторженных отзывов. «Мы, каторжане „города-лепрозория“, дождались своего пророка» (Осип Брик).

Осень 1917 года

Двустишие «Ешь ананасы, рябчиков жуй…» становится «народным»: «…Петербургские газеты первых дней Октября писали, что матросы шли на Зимний, напевая какую-то песенку: „Ешь ананасы…“» («Только не воспоминания…»).

Этот эпизод был так важен для Маяковского, что он называл это двустишие «любимейшим».

Февраль 1918 года

Маяковский издает поэму «Человек». На чтении поэмы присутствовали Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Марина Цветаева, Борис Пастернак и Владислав Ходасевич. Андрей Белый, по воспоминаниям присутствовавших, слушал как завороженный и назвал Маяковского самым выдающимся русским поэтом после символистов.

27 февраля 1918 года

Выступление Маяковского в Политехническом музее на вечере «Избрание короля поэтов». Маяковский, по воспоминаниям современников, сумел заставить себя слушать, но «королем поэтов» был выбран Игорь Северянин — в ответ футуристы устроили вечер под лозунгом «Долой всяких королей».

7 ноября 1918 года

Анатолий Васильевич Луначарский

1919 год

Выходит первое собрание сочинений поэта — «Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909–1919».

Апрель 1921 года

Выходит без фамилии автора поэма «150 000 000». Ленин отрицательно отнесся к этой поэме: «Вздор, глупо, махровая глупость и претенциозность» (записка Луначарскому 6 мая 1921 года).

Устно Ленин назвал такую литературу «хулиганским коммунизмом». В этот период особенно активной стала критика футуризма партией; в «Правде» появилась статья «Довольно маяковщины!».

Март 1922 года

В правительственной газете «Известия» публикуется стихотворение «Прозаседавшиеся». Ленин заявляет на Всероссийском съезде металлистов, что, хоть и не принадлежит к поклонникам Маяковского, «давно не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной», как при чтении нового сатирического стихотворения поэта. Эффект от положи­тельного отзыва Ленина был огромен: стихи Маяковского стали регулярно печатать в «Известиях».

20 стр., 9595 слов

Любовная лирика маяковского для 11 класса

... Брик Любовная лирика Маяковского, сочинения которого были адресованы в том числе Лиле Брик, отражена в стихотворении к ней «Лиличка! Вместо письма». Безответное чувство одновременно является плюсом и минусом: смыслом жизни, счастьем и ... выхожу замуж». Пылко влюблённый поэт сильно переживал разлуку с Марией. На радость или на беду, пришла другая любовь: спустя год (в 1916) поэт влюбился в Лилю Брик, ...

Январь 1923 года

Маяковский предпринял попытку создания платформы для футуристической эстетики — журнал «Леф» («Левый фронт искусств»).

Журнал находился в введении Госиздата, но главным редактором стал сам Маяковский. В первом номере, вышедшем 29 марта 1923 года, была напечатана поэма Маяковского «Про это», получившая высочайшую оценку Луначарского.

12 мая 1923 года

Огромная толпа, собравшаяся на митинге протеста против убийства дипломата Вацлава Воровского и ультиматума английского министра Керзона Советскому Союзу, подхватывает рефрен «Левого марша» Маяковского. («Большой, бесконечный Маяковский, выкрикивающий с балкончика статуи Свободы на медном языке своего голоса: „Разворачивайтесь в марше… Левой!“ — и внизу ревущее тысячеголосое: „Левой!“» — газета «Правда».)

Октябрь 1923 года

Маяковский начал сочинять рекламу для Моссельпрома. Рекламные тексты и лозунги Маяковского использовались Моссельпромом очень широко — на плакатах, в объявлениях, на вывесках киосков и магазинов, на обертках печенья, конфетных этикетках и т. д. Двустишие «Нигде, кроме / как в Моссельпроме» стало общим рекламным лозунгом Моссельпрома. «Хозяйственная агитка» Маяковского вызывала множество отрицательных отзывов. Сам же он писал в автобиографии: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю „Нигде, кроме как в Моссельпроме“ поэзией самой высокой квалификации».

Январь 1924 года

Маяковский получает в Контрагентстве справку, что его книги «в провинции из издаваемой поэзии, пожалуй, имеют самое большое распространение». Эта справка была нужна ему, чтобы убедить Мосполиграф в том, что его книги будут распроданы. Однако заключить договор с издательством так и не удалось.

Октябрь 1924 года

Маяковский читает поэму «Владимир Ильич Ленин» на квартире Валериана Куйбышева в Кремле, на квартире Луначарского, в Коммунистическом университете имени Свердлова, в Доме печати, перед активом Московской партийной организации и так далее. Успех поэмы был невероятный. По воспоминаниям Натальи Луначарской-Розенель, после чтения поэмы на квартире Луначарского «вдруг сверху, с галереи раздались бурные аплодисменты и возгласы: „Спасибо! Спасибо, Владимир Владимирович!“» Оказалось, что в комнате на антресолях собралась театральная молодежь. «Это вторжение незваных слушателей, такое непосредственное и искреннее, произвело на всех, особенно на Маяковского, самое хорошее впечатление. Он поднялся по лесенке на галерею и за руки притащил „зайцев“ вниз».

Август 1925 года

Первое выступление Маяковского в Нью-Йорке в переполненном Central Opera House. «Наконец на эстраде появился сам Маяковский. Сильный, большой, здоровый. Трудно описать, что произошло в публике. Посыпались несмолкае­мые аплодисменты. Маяковский пытался заговорить. Но аплодисменты не прекращались. Поднялись со своих мест. Стучали о пол…» («Русский голос», Нью-Йорк).

С начала 1926 года

Госиздат прекращает выпуск «Лефа», прикрываясь новой партийной резолюцией о художественной литературе: в этой резолюции футуризм полностью игнорировался.

20 стр., 9863 слов

Литературные группы 20-х гг

... литературную атмосферу 20-х годов, способствуя разрастанию окололитературных склок необъективным оценкам творчества писателей-современников. Группа самого Воронского дискредитировала творчество Маяковского ... с Горьким в работе издательства "Всемирная литература", становится председателем ... считают наличие множества литературных организаций естественным выражением на литературном уровне самых различных ...

Обложка журнала «Новый Леф». 1927 год

Сентябрь 1926 года

Лефовцам при содействии Троцкого удается заключить договор с Госиздатом на издание «Нового Лефа», который был гораздо меньше «Лефа» по объему, хотя и выходил регулярно. Первый номер вышел в начале января 1927 года.

Сентябрь 1927 года

Маяковский читал поэму «Хорошо!» на редакционном собрании журнала «Новый Леф». На чтении присутствовал Луначарский, который, по воспоминаниям Катаняна, сказал о поэме: «Это Октябрьская революция, отлитая в бронзу».

1927–1928 годы

Отношения лефовцев становятся все более конфликтными. На журнал нападает главный редактор «Нового мира» Вячеслав Полонский, ярый противник литературных группировок. Он упрекал лефовцев в сервилизме и избыточной «советскости». В итоге из «Лефа» уходит Борис Пастернак, надеясь на скорый уход и Маяковского, «прирожденный талант» которого «должен взорвать те слои химически чистой чепухи, по бессмыслице похожей на сон, которыми он добровольно затягивался и до неузнаваемости затянулся в это десятилетие», уходят Эйзенштейн и Шкловский.

26 сентября 1928 года

Маяковский заявляет о своем уходе из журнала в докладе «Левее Лефа». Впоследствии Маяковского спрашивали, почему он «променял» «Леф» на «Комсомольскую правду» (сосредоточился на «газетных» стихах «на случай»).

Маяковский отвечал, что «ежедневная газета с миллионами читателей» ему «куда интересней, чем ежемесячный журнал с несколькими тысячами подписчиков», однако многие из лефовцев предполагали, что уход Маяковского был обусловлен личными причинами, в частности конфликтом Лили Брик и Шкловского.

Весна 1929 года

Маяковский создает группу «Реф» («Революционный фронт искусств»).

В наброске предисловия к новому альманаху поэт писал: «Достаточна ли перемена Л на Р, чтобы говорить о новизне? Да, достаточна… Сейчас мало голой левизны. Левизна, изобретательность для нас обязательна, но из всей левизны мы берем только ту, которая революционна, ту, которая активно помогает социалистическому строительству…» Однако, в отличие от Лефа, Реф никакой литературно-политической роли не играл; запланированный альманах так и не вышел.

Cентябрь 1929 года

Триумфальное, по воспоминаниям современников, чтение «Бани» на заседании художественно-политического совета Театра им. Мейерхольда. Зощенко вспоминал об этом чтении: «Актеры и писатели хохотали и аплодировали поэту. Каждая фраза принималась абсолютно. Такую положительную реакцию мне редко приходилось видеть». Однако, когда через полгода состоялась премьера спектакля, он не был тепло принят публикой. В «Нашей газете» спектакль был назван «провалом», а в «Комсомольской правде» было сказано, что «продукция у Маяковского на этот раз вышла действительно плохая, и удивительно, как это случилось, что Театр им. Мейерхольда польстился на эту продукцию».

С конца 1929 года

Идет подготовка выставки «Маяковский за двадцать лет», где представлялись все литературные работы поэта, материалы по его художественной и лекционной деятельности, макеты постановок его пьес, фотоматериалы, карта поездок по СССР, Европе и Америке. Выставка должна была стать резким ответом критикам, говорившим, что Маяковский «больше не поэт».

21 января 1930 года

Маяковский выступает в Большом театре на концерте в честь шестой годовщины смерти Ленина, где присутствовал Сталин и другие члены политбюро. Маяковский понравился Сталину, но вскоре давление на поэта со стороны власти усилилось.

Зима 1930 года

Выходит том Советской энциклопедии, в котором о Маяковском сказано, что его бунт «анархистический и индивидуалистический, мелкобуржуазный по существу» и что «после Октября Маяковскому чуждо мировоззрение пролетариата».

1 февраля 1930 года

Открытие выставки «20 лет работы Маяковского» в Клубе писателей. Но от писательских организаций никто не пришел поздравить Маяковского — зато было много молодежи. По воспоминаниям Т. Гомолицкой-Третьяковой, Маяковский сказал: «Ну что ж, „бороды“ не пришли — обойдемся без них», но был все время мрачно насторожен и выглядел устало.

6 февраля 1930 года

Маяковский вступает в РАПП Российская ассоциация пролетарских писателей.. Свое решение он объяснил желанием перейти на более массовую работу и призвал всех рефовцев сделать такой же шаг. Остро чувствовалось внешнее давление — РАПП был объявлен единственным «официальным» орудием партии в области литературы. Но будучи принятым в РАПП, Маяковский не стал там своим. Один из рапповцев, Александр Фадеев, сказал в газетном интервью, что вступление Маяковского в РАПП еще не означает, что он будет принят со всем своим «теоретическим багажом»: «Мы будем принимать его в той мере, в какой он будет от этого багажа отказываться…» В итоге ни один из задуманных Маяковским «рапповских» проектов не был реализован.

9 апреля 1930 года

Разговор с аудиторией во время выступления перед студентами Института народного хозяйства перерос в спор о непонятности стихов Маяковского. По свидетельству современников, Маяковского забрасывали такими репликами: «Имеет ли это отношение к революции? Все написано о себе. Все это не понятно»; «Рабочие не понимают Маяковского из-за маяковской манеры разбивать строки»; «Пусть Маяковский докажет, что через 20 лет его будут читать» и так далее. В те же дни по случаю юбилея творческой и общественной работы Маяковского журнал «Печать и революция» решил опубликовать приветствие, в котором о Маяковском говорилось как о «великом революционном поэте», — однако приветствие изъяли из уже готовых экземпляров журнала по решению руководства Госиздата.

14 апреля 1930 года

Самоубийство Маяковского.

15 апреля 1930 года

Прощание с Маяковским. Мимо его гроба прошло за три дня 150 000 человек. 17 апреля состоялся траурный митинг. «Насколько хватает глаз, весь путь залит густой колонной людей, частью идущих и по боковым параллельным улицам и переулкам» («Литературная газета»).

Май — июнь 1930 года

Выходит статья Романа Якобсона «О поколении, растратившем своих поэтов» — первая серьезная попытка проанализировать поэтический мир Маяковского. Рефлексируя по поводу самоубийства поэта, Якобсон приходит к выводу, что смерть тесно переплетена с поэзией Маяковского, и яростно обрушивается на тех, кто не понимал причин его самоубийства. По Якобсону, смерть Маяковского — смерть искупителя, она неразрывно связана с идеалами революции.

1934–1938 годы

Выходит первое Полное собрание сочинений Маяковского под редакцией Лили Брик и Ивана Беспалова.

Ноябрь 1935 года

Лиля Брик пишет письмо Сталину с просьбой помочь с изданием стихов Маяковского и увековечением его памяти. Сталин откликается на ее просьбу и призывает Ежова заняться наследием Маяковского, который «был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

17 декабря 1935 года

Резолюция Сталина в полном виде публикуется в «Правде». В этот же день Триумфальная площадь в Москве была переименована в площадь Маяковского. В том же году в Москве появляется переулок Маяковского. Однако превращение Маяковского в «официального» народного кумира стало, по словам Пастернака, его «второй смертью» — его «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине» («Люди и положения»).

Центральный клуб металлургов. В библиотеке около скульптуры В. Маяковского. Фотография Владислава Микоши. 1937 год © Мультимедиа-арт-музей

1938 год

В Москве открывается Библиотека-музей В. В. Маяковского, которая в 1974 году преобразуется в Государственный музей В. В. Маяковского.

В Москве открывается станция метро «Маяковская».

1939 год

Выходит «Краткая летопись жизни и работы В. В. Маяковского», написанная В. А. Катаняном. «Краткая летопись…» стала одним из наиболее важных источников при изучении жизни и творчества Маяковского, переиздавалась в 1945, 1948, 1956, 1961 годах, последнее издание вышло посмертно под названием «Маяковский. Хроника жизни и деятельности» (1985).

1953 год

Имя Маяковского присваивается Центральной городской публичной библиотеке в Ленинграде.

1954 год

Московский театр драмы переименован в Московский театр им. Вл. Маяковского.

Давид Бурлюк выступает в Библиотеке-музее В. В. Маяковского. 1956 год

1958 год

На площади Маяковского в Москве установлен памятник Маяковскому работы А. П. Кибальникова и Д. Н. Чечулина. В 1959 году Кибальников был удостоен за свою работу Ленинской премии. Памятник стал традиционным местом встреч поэтов, «маяковских чтений».

Через два года после XX съезда партии (1956) вышел том «Литературного наследства» «Новое о Маяковском», где были впервые напечатаны не только агитационные тексты, но многие ранние стихи Маяковского и его письма к Лиле Брик. Однако запланированный второй том так и не вышел — Комиссия по вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей ЦК КПСС заявила, что опубликованные материалы «искажают облик великого советского поэта».

В студенческом общежитии МГУ. Фотография Владимира Лагранжа. 1964 год

1963 год

Выходит сборник «Маяковский в воспоминаниях современников», в котором впервые были опубликованы воспоминания Брик, Шкловского, Чуковского, Родченко, Эйзенштейна и других.

1969–1973 годы

Выходит монография Виктора Перцова «Маяковский. Жизнь и творчество» — наиболее полная «официальная» биография Маяковского.

19 июля 1973 года

К восьмидесятилетию со дня рождения Маяковского была воссоздана выставка «20 лет работы». Выставка подверглась цензуре, но усилиями Константина Симонова удалось в итоге представить полную экспозицию.

1985 год

Выходит книга Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского» — с нее начинается «демифологизация» образа Маяковского, его «разоблачение». Карабчиевский пишет о «садистском комплексе» Маяковского, о том, что служил он «не революции, а власти», а сами тексты выстраивал по универсальным формальным схемам. После распада СССР развенчивание на время станет преобладающей тенденцией в маяковедении.

С 1991 года

После распада СССР подобные тенденции стали преобладающими в маяковедении, поскольку в Маяковском видели официального представителя ненавистной системы. Кроме того, о Маяковском вообще стали писать гораздо меньше: литературоведы сфокусировали свое внимание в основном на тех авторах, о которых раньше писать было нельзя.

2005 год

Опубликованы материалы о самоубийстве Маяковского, которые хранились в архиве Ежова (сборник «„В том, что умираю, не вините никого“?.. Следственное дело В. В. Маяковского»). 

другие материалы о поэте

Маяковский от А до Я

Л — «лесенка», М — «морковь», Н — «непонятность» и так далее

Маяковский для продвинутых

15 отличных стихотворений, которые обычно не читают в школе