Судьба поэта и революция (по творчеству О.Э. Мандельштама) / Мандельштам Осип Эмильевич

Судьба поэта и революция (по творчеству О.Э. Мандельштама)

Пожалуй, нет больше такого поэта, судьба которого была бы так тесно связана с творчеством, как у Мандельштама. Судьба и творчество поэта словно нераздельно переплелись корнями, как два дерева, разделить которые невозможно. Его биография — биография поэта и только поэта, никем другим ему не суждено было стать при жизни.

Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, вырос в Петербурге в семье коммерсанта, промышлявшего обработкой и продажей кожи. Мандельштам окончил Тенишевское училище, одну из лучших частных петербургских школ. Учеба дала ему прочные знания, прежде всего в гуманитарных науках.

Уже в школьные годы у Осипа Мандельштама началось увлечение поэзией, музыкой, театром. Воспитанию его литературных вкусов содействовал директор Тенишевского училища В. В. Гиппиус, поэт-символист, печатавшийся под псевдонимом «Владимир Бестужев». (Вспомним, что директором Царскосельской гимназии, в которой учился Николай Гумилев, был поэт «серебряного века» Иннокентий Анненский, а сам Мандельштам был дружен с Гумилевым.)

Живя в Павловске, Мандельштам посещал музыкальные вечера в знаменитом привокзальном концертном зале. Сын состоятельных родителей, Мандельштам юношей три года учился на Западе в двух университетах. После возвращения на родину завязываются его первые связи с литературной средой.

Будущего поэта занимают проблемы идеалистической философии, он эпизодически посещает в Петербурге собрания Религи- озно-философского общества. Затем становится гостем так называемой «Башни» Вячеслава Иванова, квартиры этого поэта и теоретика символизма, где регулярно собирались его сторонники.

В 1911 году Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. К этому времени он прочно вошел в литературную среду, бывает у Николая Гумилева в «Цехе поэтов» среди акмеистов. От символизма в ту пору уже отошел Александр Блок, на символистов ополчились футуристы. Мандельштам вошел в группу акмеистов вместе с Н. Гумилевым, А. Ахматовой и другими.

Студент Мандельштам стал сотрудником многих поэтических изданий, выступал в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы. В 1913 году вышла в свет первая книга Осипа Мандельштама «Камень». Этот сборник сразу поставил автора в ряды зрелых поэтов своего времени.

5 стр., 2123 слов

Я последний поэт деревни» (судьба крестьянства в поэзии С. А. Есенина)

... теоретиков имажинизма. Здесь искали: я последний поэт деревни анализ анализ стихотворения я последний поэт деревни я последний поэт деревни анализ стихотворения Возможно вам будет ... писать произведения в прозе. Тогда шел 1830 год. Лермонтов познакомился с красивой девушкой Анализ стихотворения ... то есть из судеб людей, сломленных и отвергнутых новым миром. Среди них и сам поэт. Он предсказывает свою ...

Влияние революционной эпохи не могло не сказаться на творчестве молодого Мандельштама. В них слышится предчувствие чего-то рокового, неумолимого:

Смутно-дышащими листьями

Черный ветер шелестит,

И трепещущая ласточка

В темном небе круг чертит.

Тихо спорят в сердце ласковом

Умирающем моем

Наступающие сумерки

С догорающим лучом.

А над лесом вечереющим

Встала полная луна.

Отчего так мало музыки

И такая тишина.

В этом стихотворении трудно найти смысл, но тревожное настроение передано верно.

Революцию Мандельштам встретил в своем любимом Крыму, но трудными путями в 1918 году пробирается в революционный Петроград. Начинается период метаний. Поэт живет то в красной Москве, то в революционном Петрограде, и снова он — в белогвардейском Крыму, потом в Тифлисе. Он, бывший наследник состоятельных родственников, остался без средств к существованию. В конце 1920 года выбор сделан — Мандельштам поселился в Петрограде, где получил комнату в Доме искусств, потом в Доме ученых.

Но тревожные метания Мандельштама не прекратились. Корней Иванович Чуковский писал: «…у него никогда не было не только имущества, но и постоянной оседлости — он вел бродячий образ жизни. Он приезжал с женой в какой-нибудь город, жил там несколько месяцев у своих поклонников, любителей поэзии, до тех пор, пока не надоедало, и ехал в какое-нибудь другое место. Так живал он в Тбилиси, в Ереване, в Ростове, в Перми».

Поэзия Мандельштама — своего рода пророчества. Стихотворение «Скудный луч холодной мукою…» было написано Мандельштамом в 1911 году, и словно предписало его жизненный путь и трагичность ощущений в новой Советской России. Автор как бы вводит нас в своеобразный, поэтический мир тонких, сложных ассоциаций, воплощенных художественным словом. В этом мире мы теряемся, не отыскав выхода.

Стихотворения Мандельштама всегда отличает яркая образность. В данном стихотворении душа, окутанная печалью, ассоциируется с «колокольней отуманенной», с которой кто-то «снял колокола» — вот оно, самое главное предсказание о собственной судьбе и судьбе России. Автор как бы погружает читателя в мир чувств и образов, навеянных смерчем революции.

Потрясает сравнение собственной печали с «птицей серою». Вот где проявляется поэтическое мастерство! Мандельштам стремится передать неуловимые, чуть заметные движения человеческой души:

  • ..Полуявь и полусон.

Забытье неутоленное

Дум туманный перезвон…

Мастерство Мандельштама проявляется и в том, как мы, читатели, ощущаем и видим то, о чем поэт пишет:

15 стр., 7003 слов

Жизнь и творчество Осипа Эмильевича Мандельштама

... Петербурга, а затем в Петербург, в Коломну. Осип Мандельштам вспоминал: «Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском переулке, где в конце стреловидного ... была едва ли не самым большим подарком судьбы им обоим. Статьи и небывалая поэзия Анненского оказали сильное влияние на Мандельштама и Ахматову. Они называли Анненского своим ...

И стоит осиротелая

И немая вышина,

Как пустая башня белая,

Где туман и тишина.

Мандельштам очень точно подбирает эпитеты: «скудный луч», «птицу серую», «птица раненая…». Мои слова подтверждает стих «На перламутровый челнок…». Мандельштам сравнивает однообразные движения человеческих рук с «приливами и отливами», а ладонь — с «раковиной», которая «…то гаснет, к теням тяготея, то в розовый уйдет огонь…». В своих стихах о любви Мандельштам очищает это чувство от той скверны, что вносим мы порой в него, и показывает нам всю его красоту, заманчивость, прелесть. Здесь в нем просыпается что-то от романтика революции, но налет романтизма очень тонкий.

В двадцатые годы Мандельштам выпускает много сборников стихов и две книги прозы. Но это едва обеспечивает семье поэта прожиточный минимум. Он так и остался весь в «серебряном веке», а новый советский читатель ждал агиток в духе Демьяна Бедного и звонкого революционного стиха В. Маяковского. Ради заработка много времени и сил отдал Мандельштам переводческой работе. Он отлично владел французским, немецким и английским языками.

Осенью 1933 года Осип Мандельштам написал небольшое, но роковое стихотворение:

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца, —

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются усища

И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подковы кует за указом указ —

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него, — то малина

И широкая грудь осетина.

Вряд ли он забылся, запамятовал, в какой стране живет. Это был уже вызов нарождающейся самодержавной власти Иосифа Сталина. И одновременно предупреждение соотечественникам: люди, опомнитесь! Нельзя более тонко прочувствовать эпоху. Ведь в год написания стихотворения к власти пришел и Гитлер. Лично я думаю, что это была не месть и не вызов со стороны Мандельштама. Он хотел принести себя в жертву, чтобы избавить страну от грозящей катастрофы. Но, увы, его жертва не была принята и понята.