Любовь и быт в произведениях маяковского

Дореволюционное творчество В. Маяковского. Футуристическое миропонимание и система образов.

Творчество В.В. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930).

Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей. Призыв футуристов – «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — Маяковский полностью разделял. Смысл этого лозунга состоял в том, что, оставаясь в границах старых, разработанных и узаконенных классиками художественных средств, невозможно отразить, запечатлеть стремительно меняющуюся новую реальность. Это были поиски новых художественных форм, новой эстетики. Это был бунт эстетический, и его отпечаток несут многие ранние стихотворения поэта. Однако гений Маяковского не умещается целиком в рамки футуристической теории и практики.Да, хотя Маяковский принимал участие в вечерах футуристов, подписал их манифест, но его позиция отличалась от футуристических. Его произведения выделялись большими социалистическими проблемами, общим пафосом и гуманистическим сочувствием к людям, страдающим в мире.

Что же толкнуло Маяковского к футуристам?

  1. Ему нравился «бунт» футуристов против мещан и обывателей, и Маяковский определил свою задачу как поэта: «Хочу делать социалистическое искусство».
  2. Дореволюционное творчество Маяковского, по его признанию, было периодом «овладения словом, поиска своего стиля, своей формы выражения». Ведь среди футуристов были поэтически одаренные люди (Хлебников) с обостренным чувством слова. Творчество Маяковского — это поиск образной силы слова, глубина смысла.

О принципиальном различии поэзии футуристов и Маяковского писал А.Фадеев: «Маяковский любил поиграть со словом. Даже в самых крупных вещах видна эта могучая игра со словом. Но никогда в своих вещах Маяковский не подчинял идейное содержание пустой игре со словом. Наоборот, в том и состояла его огромная сила и мощь, что он умел совершенно неожиданной игрой слов наиболее точно, совершенно, подчеркнуть ту или иную мысль, создать образ».

Работая вместе с футуристами, Маяковский очень скоро начинает чувствовать, что «рог футуризма» зовет в путь, далекий от борьбы за создание «революционного искусства». Творчество поэта все более расходится с идейными и формальными установками футуристического искусства, хотя в эстетических декларациях он не сразу освобождается от футуристической фразеологии. Однако и явно футуристические идеи эстетических высказываний Маяковского имели подтекст, в котором сказывалось неприятие им обнаженного формализма литературных спутников.

10 стр., 4925 слов

Урок по литературе : «Любовь в творчестве В.Маяковского»

... обычаев Сочинение на тему разговор с будущим в творчестве маяковского Маяковский принадлежал к такому направлению начала XX века, как футуризм. Футуризм опирался на новейшие философские, психологические, лингвистические и научно-технические идеи. В своем творчестве футуристы ...

В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения – зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема – социальная. Город для поэта – ад, «адище», наглядное воплощение разительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей – «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Еще я»).

Тема человека, его страданий в буржуазном мире – основная в дореволюционном творчестве Маяковского. Разрабатывая ее, он вступает в принципиальный спор с поэзией модернизма как выразитель настроений, дум, чувств демократических слоев общества, судьба которых становится и его судьбой.

Можно утверждать, что поэзия раннего Маяковского связана с эстетикой неореализма, порожденный не только неприятием действительности, но и желанием ее преобразовать. Концепция романтической личности воплощается в том, что образ лирического героя становится центральным и определяющим единство всей системы миропонимания.

Раннему Маяковскому присущ дух отрицания современной жизни, враждебного поэту мира. Отрицание у него приобретает абсолютный, космический характер, это протест против всего миропорядка.

Настроения ранних стихотворений позволяют говорить о смелой и оригинальной поэтической палитре автора. Это словесные зарисовки с натуры, определяющие контуры картины, содержание которой должно дорисовать наше воображение.

Поиски средств художественной выразительности начинающего поэта были чрезвычайно эффективны. Произведениям поэта свойственна лирическая экспрессия, богатство ассоциативных связей и зрительно-слуховых ощущений. Многоликость лирического «я» проявляется в образных мистификациях и в театрализации ситуаций. Пестрота и неожиданная смена лирических масок позволяют говорить о вызове лирического героя, дразнящей иронии, а иногда и о самопародирования. Маяковский, представляя в парадоксальном свете известные веще, отношения и детали, едва ли не в каждом своем стихотворении бросает полемический вызов литературным канонам.

Кульминационным мотивом первых поэм В. Маяковского становится восстание человека против дисгармонии бытия. Критика современности объединяется с настроениями отчаяния, ощущением неотвратимой гибели. Автор метафорически переосмысливает библейские образы, его лирический герой сопоставляется с распятым Христом. Гиперболизация фигуры лирического героя – это характерная черта раннего творчества. Свободное и ничем не регламентируемое самовыявление личности, отличающее многие художественные произведения Маяковского, ориентировано на новый тип сознания, возникающей в начале 20-го века. Поведение лирического персонажа Маяковского провокационно. Его лирический герой вторгается в мир здравомыслящих людей, следующий логике очевидного, демонстративно не желая знать устоявшихся норм и обычаев

“Гримасы быта” в сатирической поэзии Маяковского

Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, все делится на черное и белое, полутона почти отсутствуют. “Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь” – вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к “мертвечине” ярче всего проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно четок в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.

10 стр., 4618 слов

Поэтами рождаются ораторами становятся. Ораторами рождаются или становятся

... Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь. ... аудитории. Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения материала неубедительна. Оратор не позаботился о том, чтобы тщательно отрепетировать свою ... первый недостаток, какую рекомендацию можно дать? Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ...

Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических

произведении, является безусловная вера Маяковского в силу слова. Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием этого являются постоянные прямые обращения к читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры, легкость стиха, ритма и рифмы.

В своей статье “Как делать стихи” Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает “творческая необходимость, социальный заказ”. Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда – поразительная злободневность стихов Маяковского, материал

для которых брался непосредственно из жизни.

А потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.

До революции поэт считает мертвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит ее, отсюда – постоянный вызов толпе в названиях стихотворений.

Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приемы и переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна, широко использует метафору, искаженные цитаты и т. д.

После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. “Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…” – провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.

Аудитория сатиры Маяковского – 150 000 000. Отсюда – появление главных ее качеств – простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные – частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха ; предмет сатиры ; фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение читателям.

В период с 1919 по 1922 год идет работа Маяковского в окнах ГОСТа, которые поэт назвал “красочной историей трех боевейших годов Союза”. Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приемы и навыки.

В 1921 году выходит стихотворение “О дряни”: Слава, слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни”. Стихотворение “О дряни” становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, “и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина”.

Мещанство у поэта – это не сословие, а нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы, на стене у него портрет Маркса, котенок греется, “на “Известиях” лежа”.

Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует прием оживления вещей – портрет оказывается живее настоящих людей.

1 стр., 393 слов

Как вы понимаете слова В.В. Маяковского «Поэт — всегда должник»?

... нельзя измерить определенным тарифом. Поэзия — тонкое, кропотливое ремесло. В. Маяковский согласен с тем, что поэт — вечный должник. Но это долг высокого, общественного свойства, а не штраф за ... ремеслами и вполне мог бы обеспечить себе этим достойную жизнь. Однако почувствовав возможность сказать и быть услышанным, поэт сделал свой жизненный выбор. Он сумел рассказать миру ...

Итак, “мещане” и “обывательщина”, по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции. В 1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение “Прозаседавшиеся”.

Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда. В конце, как обычно, дается вывод-указание к действию: “О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!” Тема бюрократии развивается также в стихах “Бюрократиада”, “Анчар”, “Фабрика бюрократов” и т. д.

Кроме вышеуказанных главных пороков нового общества Маяковский критикует религию, пьянство, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, сплетничество и пр. Сатирические произведения поэта – это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.

Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе. Маяковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.

Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, все работает на гиперболизацию. “Мистерия-буфф”, – сатира на старый мир, пьеса “Клоп” направлена против мещан, “Баня” – пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.

Все сатирическое творчество Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, огромно.

Сочинение на тему разговор с будущим в творчестве маяковского

Маяковский принадлежал к такому направлению начала XX века, как футуризм. Футуризм опирался на новейшие философские, психологические, лингвистические и научно-технические идеи. В своем творчестве футуристы стремились создать мир будущего и человека, который будет жить в таком новом мире. Глобальные, мирового масштаба идеи В. Хлебникова и В. Маяковского выглядели как заявка на реальное будущее. Маяковский— одна из центральных фигур русского футуризма. Футуризм заявлял о себе как искусство будущего. «Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего», — писал Маяковский в 1913г. Мысль о будущем, мечта о преображении мира — лейтмотив всего творчества Маяковского. Этот мотив возникает уже в ранних его произведениях (картина будущего в поэме «Война и мир»), звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах «Клоп» и «Баня», в последнем произведении — вступлении в поэму «Во весь голос». Протест против рутинного искусства, «старья», выражавшийся в произведениях и выступлениях футуристов, перерастает у Маяковского в социальный протест, его отрицание современного мира приобретает характер разоблачения основ общественного устройства жизни («Облако в штанах» — «четыре крика четырех частей»).

Страстное стремление к скорейшему коренному изменению жизни у Маяковского объясняется решительным неприятием настоящего. В раннем творчестве поэта мы можем наблюдать беспощадную критику мира «сытых» (стихотворения «Нате», «Вам», «Надоело», «Мое к этому отношение» и др.).

Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. Поэт понимает, что одинок среди этого круга обывателей. Сознание трагического одиночества поэта во враждебном ему мире дают толчок к созданию таких стихотворений, как «Скрипка и немножко нервно», «Кое-что по поводу дирижера», «Ничего не понимают», «Послушайте», «А все-таки». Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! «он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевочки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении. Поэт понимает, что в таком мире нечего и мечтать об идеальной любви. Поэт непонят и одинок. Трагедия личного, сплетенная с социальным, которое в творчестве Маяковского неотделимо от личного, отражается в стихотворениях «Лилич-ка!», поэмах «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек». Напряженное ожидание социальных перемен, социальных потрясений, призыв к революционной борьбе с отжившим, безобразно устроенным миром находит место в стихотворениях и поэмах Маяковского. Лирический герой Маяковского — предтеча грядущей революции. Произведения раннего Маяковского носят бунтарский характер. Поэт мечтает о преображенном, прекрасном мире. Мечты эти, конечно, утопичны. Но утопии Маяковского носят гуманистический характер. Главное условие утверждения нового мира — появление свободного, гармоничного, прекрасного человека. Эта идея находит свое воплощение в поэмах «Человек», «Война и мир». Маяковский считает, что достижение счастья в будущем новом обществе возможно только при условии братского единения людей, всего человечества. В будущем расцветает, преображается вся природа. Подлинная гармония возможна только при утверждении гармонических отношений человека, природы и общества. Революции — Февральскую, а затем и Октябрьскую, Маяковский встретил восторженно. Теперь/казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему ранее чувство собственного достоинства. Ростки будущего Маяковский стремился увидеть в сегодняшней жизни. Сегодняшний день Маяковский оценивает с позиций будущего. Отсюда выводится резко критическое его отношение к послереволюционной действительности: неприятие косного, затхлого быта, определяющего нравственный облик человека «старого» мира (поэма «Про это»).

16 стр., 7812 слов

Своеобразие творческого дарования В. В. Маяковского

... строках — средоточие всего мира на личности поэта, соположение низменного и возвышенного, поэтического и прозаического. В ранней лирике Маяковский отдает дань экспериментаторству, поиску новых форм, словотворчеству. ... обращается к людям будущего: «Славьте меня!» — Вам завещаю я сад фруктовый своей великой души. В этом подчеркнутом эгоцентризме — свойственная поэзии Маяковского склонность к ...

Поэт хочет «взорвать» время, ускорить его движение («Баня»).

Реальное развитие послереволюционной жизни не убеждает поэта в скорой реализации его мечты. Многое в общественной жизни его настораживает, отталкивает. Картина будущего в пьесе «Клоп» является своего рода предупреждением об опасностях, таящихся на пути строительства социализма. Лирический герой Маяковского — человек будущего. В нем полностью сливается личное и общественное, он активный участник борьбы за обновление мира. Место поэта — в общем ряду строителей новой жизни. Маяковский заявляет о роли поэзии в современной ему действительности. Стихи Сергея Есенина, не оставляют равнодушным никого, их можно услышать из уст самых разных людей, иногда — тех, от кого этого совершенно не ждешь. Вся его поэзия стала признанием в любви к Родине, щемящей и нежной песней о ней. В 1917 году в есенинскую поэзию врывается «ветер революции», и поэт приветствует его, приветствует новую Русь—«буйственную», «отчалившую», «воспрянувшую». Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. «Не будь революции, — писал позже поэт, — я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике». Он ждал от революции осуществления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но потом пришли страшные 1919-1920 годы. В одном из писем Есенин писал: «Трогает меня… только грусть за уходящее милое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического… Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Наглядным дорогим образом вымирающей деревни стал для Есенина маленький «красногривый жеребенок», вздумавший догнать поезд. За разорением деревенской «голубой Руси» Есенин увидел и почувствовал разрушение гармонии с природой, той почвы, из которой выросла вся национальная русская культура. Он искренне пытался принять новую, советскую индустриальную Россию, винил себя в том, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел», был готов, «задрав штаны, бежать за комсомолом». И все же поэт чувствовал себя здесь уже чужим, бесполезным, выброшенным из жизни: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

14 стр., 6508 слов

Годы жизни и творчества С. Есенина

... своих произведений. « Степным пеньем» назвал поэт свое творчество. В последние годы жизни поэта все теснее становились его связи с советской литературой. Есенин стремился ближе стать к советским читателям, ... против самодержавия. Понятно и другое – смерть. Так Есенин на расстоянье увидел то большое, что совершалось в ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской ...