Рассказ по картине О.Д.Яновской «Ждут». Урок по развитию речи в 7-м классе

Разделы:

Цели урока:

  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • продолжение работы по формированию навыков описания произведения живописи;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии темы.

Задача урока:, Оборудование урока:

  • репродукция картины Яновской О. Д. “Ждут”;
  • выставка рисунков на тему “Море”;
  • магнитофон (запись воспоминаний художницы о создании картины, шум моря).

Подготовительная работа:

ХОД УРОКА

Звучит записанный на кассете шум моря.

Учитель: Налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную гальку, по грифельному небу летают с криком чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевидное тело дохлого дельфина. Редкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег”… (В.П. Катаев “Белеет парус одинокий”)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой

(А.С. Пушкин)

Шум моря затихает.

Учитель: Ребята, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?

Ответ: О море.

Учитель: Верно. Поэты и писатели, композиторы и художники не раз обращались к этой теме. Посвятила ей свою работу и Ольга Дмитриевна Яновская. И сегодня мы будет анализировать репродукцию картины этой художницы “Ждут”. Но мы должны не только описать то, что видим, а написать рассказ, используя для этого собственные наблюдения и впечатления. Хотя мы выполняем эту работу впервые, я знаю, что у вас все получится, если вы будете предельно внимательны и активны.

Многие из вас видели море. И дома вы подготовили рисунки, сочинения по своим личным наблюдениям. Прочитаем некоторые из них.

3-4 ученика читают свои сочинения.

Наиболее удачные сочинения

“Море перед бурей”

Я сижу в задумчивости у самого берега моря. Сначала зелено-голубое, оно спокойно лижет узкую прибрежную полосу песка. Но вот спокойствие перерывают резкие пронизывающие порывы ветра. Они нагоняют свинцово-синие тучи. Ветер усиливается. Море волнуется. Появляются первые зеленовато-белые пенящиеся барашки волн. Начинает накрапывать дождь. Я укутываюсь в свой плащ и продолжаю наблюдать. Море темнеет. Его окутывает туман. Ветер дует все сильнее и сильнее. Вот первый вал воды обрушивается на берег. Начинается буря. Очень опасно и трудно тем, кто находится сейчас в море.

6 стр., 2975 слов

Сообщение отдых на море. Описание моря. про Черное море

... живу. Еще на море красивые закаты Солнца. Но это уже тема для другого сочинения. Сочинение-описание картины Айвазовского «Морской пейзаж» ... ветер и погонит волны к берегу. Вода становится мутно-зеленой, иногда — темно-синей, а однажды я видел даже поражающе черную. ... красок использована Айвазовским для передачи переменчивого настроения моря! Мощные волны в своей кристаллической голубизне приобретают ...

“Море утром”

Утро еще только начиналось. Я тихонько выскользнул из теплой постели и побежал к морю, чтобы не пропустить тот момент, когда оно тоже проснется. Море было спокойным и мирным, но как только солнышко поднялось выше, море будто сильнее почувствовало его тепло, стало весело играть и покачиваться, словно хотело выплеснуть все лучики на берег. Но те не сдавались и, как золотые рыбки, ныряли в его светло-голубой воде, прыгая с одой волны на другую.

После чтения сочинений рассмотрим рисунки ребят, авторы делятся своими впечатлениями о “своем море”.

Учитель: Что привлекло вас в описании и изображении моря?

Красота, сила, могущество морской стихии, необычайные, постоянно меняющиеся краски.

Учитель: Море может быть ласковым и добрым, приносящим радость и удовольствие, а может быть и жестоким. Особенно хорошо знают об этом люди, работающие на море. А кто работает на море?

Моряки, рыбаки…

Учитель: Какие это люди?

Смелые, мужественные, выносливые…

А что вы знаете о труде рыбаков?

Заранее подготовленный обучающимся рассказ

Труд рыбаков тяжелый и опасный. Вставать им нужно очень рано, потому что обычно рыбаки уходят на промысел ранним утром. Ловят рыбу круглый год: и в жару, и в холод, и днем, и ночью. А когда поднимается ветер, рыбаков подстерегают опасности. Поэтому надо быть сильным, смелым, выносливым и внимательным, чтобы избежать несчастья. Когда удача сопутствует рыбакам, они приходят домой с богатым уловом, и им предстоит рассортировать рыбу, прибрать ее к месту. После рыбалки нужно развесить, просушить и починить сети, приготовить снасти. Рыбаком может стать только тот, кто любит это дело.

Учитель:

На картине изображен берег моря, где, видимо, живут рыбаки: лодки, сети, снасти.

Учитель: Верно. Событие, изображенное на картине, должно быть в нашем рассказе. А что такое рассказ?

Это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Учитель: Что вы знаете о его построении (композиции)?

Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Учитель: В основу какой части рассказа может войти описание картины?

Главной – развитие действия, кульминация.

Анализ картины

Учитель: Автор картины “Ждут” — известная художница Ольга Дмитриевна Яновская, ученица знакомого вам художника Ильи Ивановича Машкова. Ее кисти принадлежат такие полотна как “После работы”, “Ложа в Большом театре”, “Песня” и другие. Ольга Дмитриевна постоянно участвовала во многих выставках, как у нас, так и за рубежом. Вот что она рассказала о создании картины “Ждут”.

Звучит запись на кассете.

В 1950 году я была в творческой командировке под Ригой. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Делая этюды, я каждый день видела, как уходили в море баркасы с рыбаками, как развешивались, просушивались и чинились сети. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела от моря. Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть тревога, а, может быть, просто интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходит… Возможно у этих девочек отец или братья ушли в море и вот-вот должны вернуться. Мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение, которое овладевает людьми перед штормом и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героинями моей картины.

29 стр., 14403 слов

Описание картин великих художников

... верящим в чудо. Сочинение: описание картины Г.Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы." Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. О том, что ... и социальном неравенстве среди людей. Согбенная не по годам женщина уже не ждет другой жизни, но она всей душой жаждет лучшей доли для своего сына. ...

Учитель: Что больше всего привлекает внимание в картине “Ждут”?

Две девочки, сидящие на перевернутой лодке.

Чем они заняты?

Они смотрят в даль моря… Они ждут.

Опишите девочек.

Они очень похожи друг на друга, вероятно, это сестры… Светловолосые, румяные, одеты по-домашнему, все говорит о том, что они ждут. Их взгляды устремлены в даль моря, они очень сосредоточено смотрят в одну сторону, их фигурки выражают напряженное ожидание.

Что переживают девочки?

Тревогу, ждут терпеливо.

Как вы думаете, чего они ждут?

Может быть возвращения отца, брата…

Зачем художница изобразила рядом с девочками собаку, сети, перевернутую лодку?

Показана привычная обстановка рыбацкого поселка, собака чувствует состояние девочек, она также сидит неподвижно и смотрит вместе с ними в даль моря…

Почему художница избрала “вытянутый формат”?

Чтобы лучше показать даль моря, морские просторы…

Каким она изобразила море?

Море волнуется, видны белые гребни волн. Вдали оно темно-синее, ближе становится зеленоватым, а совсем у берега просвечивает желтый песок. Над морем голубое небо, солнце, плывут облака, поэтому вся картина освещена солнечным светом…

Какое время суток изображено на картине?

Раннее утро, все вокруг заливают солнечные лучи.

Каков колорит картины?

Картина написана в желтовато-зеленоватых, коричневато-красных теплых тонах и в сине-голубых – холодных.

Что подчеркивает это сочетание теплых и холодных тонов?

На берегу дом, тепло, а в море холодно, опасно, оно огромное, и в бурю с ним трудно бороться человеку.

Какое настроение создает картина?

Тревога ожидания, напряженного внимания.

Художница не дает прямого и конкретного ответа на вопрос: Что привело девочек на берег моря и что они высматривают вдали. Ясно одно: девочки ждут. И пусть каждый из вас представит это по-своему. Почему девочки пришли на берег? Что взволновало их?

Возможно, родные ушли в море и не возвращаются. Ночью был шторм, поэтому девочки переживают за своих близких.

Лексическая работа

1. Рыбаки уходят в море на баркасе*.

* а) самоходное судно небольших размеров;

  • б) гребная шлюпка в 12-14 веслами.

На берегу лодка, перевернутая вверх килем*.

*) балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности.

2. (на доске) Подобрать синонимы

Море) волнуется, Море) неспокойное, Ветер) порывистый, Синтаксическая работа

Расставить знаки препинания в предложении, объяснить.

25 стр., 12236 слов

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова

... моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг. "Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике" [Нахапетов, 1999, 16]. М.Ю.Лермонтов увидел море ... многих мотивов, пронизывающих творчество М.Ю.Лермонтова. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ...

Поднялся резкий ветер и на море разыгрался шторм

[ = — ], и [ = — ].

Орфографическая работа

Объяснить правописание слов, назвать части речи.

Вдали, вверх, внимательно, по-домашнему, в даль моря.

Учитель: А теперь вновь обратимся к рассказу. Какова основная мысль?

Скорее бы вернулись родные… Трудно ждать тех, кто в море…, Звучит запись шума моря.

Обучающиеся составляют план и устный рассказ, используя репродукцию картины.

Домашнее задание.

Написать рассказ, оформив его на альбомном листе.