Маяковский о поэте и поэзии

  • «Мастера, а не длинноволосые проповедники».
  • Поэзия Маяковского – отражение действительности.
  • Поэт – слуга народа.
  • Поэзия на службе рабочему классу.
  • «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».
  • Значение творчества Маяковского.
  • Тема о поэте и поэзии является традиционной в русской литературе. Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии,не раз был предметом ожесточенных споров в русской литературе. Еще Жуковский спрашивал: «Кто есть поэт?» — и отвечал: «Искусный лжец. Ему и слава, и венец». Маяковский не только продолжил эту традицию лучших русских поэтов-реалистов, но и творчески расширил и обогатил ее. Маяковский ясно понимал свое место в советской поэзии, свои задачи как поэта социалистического общества. Правильно понимал он и то, что новые формы жизни, порожденные революцией, диктуют его поэзии новые задачи, новые идеи, новые образы. Все эти задачи ему удалось решить не только потому, что он твердо стоял на своих идейных позициях и был кровно связан с народом, но и потому, что он опирался на великий опыт русской литературы.

    Связь с передовой русской литературой просматривается во всех его произведениях. Например, его «приказы» по армии искусств с их пафосом новаторства были продолжением традиционной русской темы поэта и гражданина, особенно в ее некрасовском отражении. В стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин»:

    Иди в огонь за честь отчизны,

    За убежденье, за любовь…

    Иди, и гибни безупречно,

    Умри не даром… дело прочно,

    Когда под ним струится кровь.

    Слово поэта не должно расходиться с делом – вот основная мысль и пафос этого стихотворения.

    Маяковский призывает «в годину горя» не писать о красе долин, небес, моря, ласки любимой:

    Брось!

    Забудьте,

    Плюньте

    И на рифмы,

    И на арии,

    И на розовый куст,

    И на прочие мерехлюндии

    Из арсенала искусств.

    Кому это интересно,

    Что – «Ах, вот бедненький!

    Как он любил,

    И каким он был несчастным…»

    Мастера,

    А не длинноволосые проповедники

    Нужны сейчас нам.

    Для Маяковского поэзия была революционным делом, а не только отражением революции. Он видел прекрасное в том, что служит революционному народу, помогает делать прекрасной жизнь. И сам он «всю свою звонкую силу поэта», все свои стихи, всю жизнь отдал народу, революции, Родине.

    14 стр., 6681 слов

    Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского

    ... он писал. В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. В раннем творчестве прослеживается тенденция близости к футуристам, и задача поэзии для Маяковского в то время — это ... — критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о ...

    Каждое произведение Маяковского было откликом на явление жизни, «зовом» поэта по самым важным для данного момента вопросам. Он беспощадно издевался над поэтами и писателями, которые, под прикрытием работы «на вечность», уходили от современности. Поэтов-мастеров он противопоставляет «футуристикам, имажинистикам, акмеистикам, запутавшимся в паутине рифм». Еще никогда тема мастерства не имела такого звучания, какое она получила у Маяковского.

    Народный слуга – вот кто такой поэт. Нет бремени, которого не взвалил бы Маяковский на плечи «любимца муз».

    А для того, чтобы поднять это бремя, он должен быть мастером.

    «Труд мой любому труду родственней», — говорит Маяковский в «Разговоре с фининспектором о поэзии» и создает гимн мастерству. Не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся заставляют поэта стать мастером:

    Поэзия –

    та же добыча радия.

    В грамм добыча,

    в год труды.

    Изводишь

    единого слова ради

    тысячи тонн

    словесной руды.

    Но как

    ослепляюще

    слов этих жжение

    рядом

    с тлением

    слова сырца.

    Эти слова

    приводят в движение

    тысячи лет

    миллионов сердца.

    Маяковский хотел вооружить своим стихом рабочий класс в его великой борьбе. Он хотел «размножить бурей восстаний, дел и поэм» события советской эпохи. Он хотел, чтобы его поэзия была связана с рабочим классом.

    Взгляд на поэта эпохи социализма как на бойца, готового отдать свою жизнь за народ, отражет в последнем произведении Маяковского, которым явилось начало поэмы «Во весь голос».

    «Слово-полководец человечней силы», — так определяет Маяковский задачу поэта. Поэт, «революцией мобилизованный и призванный», отдает «планеты пролетарию».

    Маяковский заявляет о своем равнодушии к личной славе:

    Пускай нам

    общим памятником будет

    в боях

    социализм.

    Это девиз поэзии Маяковского. Величие поэтического подвига Маяковского в том, что «всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс».

    Наследник традиций русской поэзии, он утверждает оригинальность русского искусства. Маяковский с полным правом мог сказать потомкам:

    Я к вам приду

    в коммунистическое далеко

    но так,

    как песенно-осененный провитязь.

    Мой стих дойдет

    через хребты веков

    и через головы

    поэтов и правительств.

    Мой стих дойдет,

    но он дойдет не так, —

    не как стрела

    в амурно-мировой охоте,

    не как доходит

    к нумизмату стершийся пятак

    и не как свет умерших звезд доходит.

    Мой стих

    трудом громаду лет пройдет

    и явится

    11 стр., 5285 слов

    ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

    ... «Перекрёстные» темы (сочинения-сопоставления): 1. Тема свободы в лирике и (стихотворения «Узник» и , «Парус» , «Птичка» ). 2. о назначении поэта и поэзии. Различие в восприятии поэта у и . 3. ... это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге. У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, ...

    грубо,

    зримо,

    как в наши дни

    вошел водопровод,

    сработанный

    еще рабами Рима.