ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Сочинение на тему «История России в произведениях Пушкина и Лермонтова»

Россия — это великая страна с богатой историей. Многие исторические моменты отразили в своих произведениях великие писатели и поэты, среди которых самыми знаменитыми являются Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Оба этих писателя любили Россию, свою Родину, свою Отчизну и не раз упоминали о ней в своих стихах и поэмах.

Например, Пушкин в «Песни о вещем Олеге» перемещает своих читателей в Древнюю Русь, в те времена, когда правление было в руках князей. А ещё в те времена было много битв за Русские земли. Пушкин в этом произведении прославляет Россию, восхищается ее традициями и культурой, а также воспевает мужество русских людей.

Ещё одно произведение Пушкина проливает свет на события, происходящие смутные времена для России, это был 16 век, когда законного наследника трона не оказалось. Пользуясь этой ситуацией, захватить власть в свои руки желали многие люди, некоторые из них утверждали, что именно они являются законными наследниками трона. В России были восстания и бунты, всё это усугублялось тем, что к власти стремились ещё шведы и поляки, организуя нашествия на Россию. В эти тяжелые для России времена правление ею было в руках Бориса Годунова, о чем поэт повествует в трагедии с таким же названием. Пушкин смог передать читателям в своем произведении, какая сложная ситуация была в стране, упомянул о походе Лжедмитрия I, о его сговоре с поляками, рассказал о народных восстаниях и о прочих важных моментах того времени. Кроме того он поставил важную моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка.

Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в эпоху правления Петра I, которому удалось сделать Россию могущественной империей. К сожалению, не все методы Петра, используемые для того, чтобы сделать из России столь великое государство, были гуманны. Например, город Петербург был возведен на человеческих костях — об этом рассказывает Пушкин в поэме. Изначально этот город строился для того, чтобы в нем решались государственные дела и не предназначался для того, чтобы в нем жили простые люди. Всё это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге.

У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, можно найти немало произведений, в которых упоминаются исторические события, происходящие в России в разные эпохи. Лермонтов восхвалял героев сражений, например в своем стихотворении «Бородино» он вспоминает об Отечественной войне 1812 года. По его мнению, в Бородинском сражении проявился в полной мере весь героизм русского народа, его любовь к своей стране, к своим землям.

18 стр., 8520 слов

Влияние античности на творчество А.С. Пушкина

... произведения А.С. Пушкина и роман в стихах «Евгений Онегин» (в настоящей работе не рассматриваются прозаические тексты и письма Пушкина, где обнаруживаются связи с античной культурой). Предмет исследования: античные образы, мотивы, сюжеты, реминисценции в ... Пушкин постоянно прибегал к различным мифологическим мотивам и образам, особенно в разработке наиболее сильно волнующих его тем, например, ...

Ещё одно произведение Лермонтова — «Песнь про… купца Калашникова»- переносит нас во времена правления царя Ивана Грозного. Здесь тоже прослеживается героизм русского человека. Купец Калашников, не побоявшись самого царя и его любимчика — опричника Киребеевича, защищает достоинство своей жены. Калашников погибает, но остается настоящим героем, способным защитить свою семью, пусть даже ценой собственной жизни.

Таким образом, в произведениях Пушкина и Лермонтова рассказывается об удали и бесстрашии русского народа, освещаются многие исторические события, происходящие в России в разные времена. Читая произведения этих писателей, невольно восхищаешься мужеством и силой воли русского народа.

Темы контрольных сочинений по творчеству и , Темы контрольных сочинений по творчеству

и

. Лирика

1. Противоположные образы поэтов, которые создает в лирике (на материале стихотворений «Поэту», «Пророк», «Поэт и толпа»).

2. В чем назначение поэта, по (на материале стихотворений «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)?

3. Место и своеобразие любовной лирики в творчестве .

4. Движение от романтизма к реализму в лирике (на материале стихотворений «Погасло дневное светило», «К морю», «Зимняя дорога»).

5. Как развивается тема свободы в лирике ?

6. Проблема свободы и ответственности в стихотворении «Анчар». Основные образы стихотворения.

7. Лицейское братство и его отражение в творчестве (на материале стихотворения «19 октября» и др. на выбор учащихся).

Роман «Евгений Онегин».

1. Как воспитание и образование отразились на судьбе Онегина?

2. Причины и следствия «хандры» Онегина.

3. Как развивается характер Онегина на протяжении всего романа?

4. Можно ли Онегина назвать положительным или отрицательным персонажем?

5. Почему «сошлись» Онегин и Ленский? Причины и последствия дуэли.

6. Судьба Ленского и Онегина – судьба романтизма и реализма в литературе.

7. Сестры Ларины: похожи или не похожи?

8. Какие черты позволили автору назвать Татьяну Ларину «милым идеалом»?

9. Два объяснения Татьяны и Онегина.

10. Почему отношения Татьяны и Онегина сложились так трагически?

11. Русское провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин».

12. Московское и Петербургское общество в романе «Евгений Онегин».

Получить полный текст

Курсовая

ЕГЭ

Дипломная

13. Роль лирических отступлений в создании стиля романа.

14. Афоризмы Пушкина и его героев на страницах романа. Роль этих афоризмов в тексте.

15. Размышления о смысле жизни, любви и дружбе в романе «Евгений Онегин».

16. Каков основной конфликт в романе «Евгений Онегин»?

17. Почему «Евгений Онегин» назван «свободным романом»?. Своеобразие жанра произведения.

18. Почему «Евгений Онегин» – это произведение реализма?

6 стр., 2758 слов

Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени

... своих авторов. Сочинение Печорин и Онегин Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишнего человека» в ... победы на «любовном фронте», надоели науки и путешествия, он разочаровался в людях. Чацкий, Печорин, Онегин — не только герои, но и жертвы своего времени. Их не устраивает ...

19. Что меня затронуло, а что оставило равнодушным в романе «Евгений Онегин»?

20. Чем полезно чтение романа «Евгений Онегин»? Является ли его проблематика актуальной сейчас?

. Лирика

1. Черты поколения в стихотворении «Дума» и в монологах Печорина.

2. Одиночество лирического героя в стихах .

3. В чем «странность» любви лирического героя стихотворений к Родине (на материале стихотворений «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Прощай, немытая Россия!..»)?

4. В чем своеобразие любовной темы в лирике ?

5. Связь основных мотивов лирики и основных тем романа «Герой нашего времени».

6. Что созвучно и что не созвучно моему мироощущению в лирике ?

7. Лирика непонятна современному читателю. Так ли это?

Роман «Герой нашего времени».

1. Печорин как «лишний человек» (на материале повестей «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»).

2. Идейная роль главы «Бэла» в романе «Герой нашего времени».

3. Идейная роль главы «Тамань» в романе «Герой нашего времени».

4. не понял Печорина?

5. Печорин и Вернер: сходство и противоположность натур. Почему Печорин и Вернер стали товарищами?

6. Печорин и Грушницкий: кто более герой?

7. Бэла, Княжна Мери и Вера: кто больше достоин любви?

8. Любил ли Печорин кого-нибудь по-настоящему? Отношение Печорина к дружбе и любви.

9. Как Печорин относится к проблеме судьбы и предопределения?

10. Почему Печорин заключает такое странное пари с Вуличем (по материалам главы «Фаталист»)?

11. Как я понимаю главу «Фаталист» в общем замысле романа?

12. Помогает или мешает Печорину откровенность перед самим собой?

13. Почему автор называет Печорина «героем времени»?

14. Герой ли Печорин?

15. Что меня привлекает и что раздражает в характере Печорина (Что я принимаю и чего не принимаю в характере Печорина)?

16. Как композиция романа помогает автору раскрыть характер Печорина?

17. Почему роман «Герой нашего времени» – это произведение реализма?

18. Почему Печорин как персонаж является привлекательным для читателя (если вы согласны с этим утверждением).

19. Проблема эгоизма в романе «Герой нашего времени».

«Перекрёстные» темы (сочинения-сопоставления):

1. Тема свободы в лирике и (стихотворения «Узник» и , «Парус» , «Птичка» ).

2. о назначении поэта и поэзии. Различие в восприятии поэта у и .

3. Онегин и Печорин как «лишние люди»: в чем похожи оба персонажа и чем отличаются?

Темы сочинений по роману «Отцы и дети»

1. В чем заключаются противоречия отцов и детей?

2. Каково отношение Тургенева к поколению «отцов»? Можно ли назвать их «архаическим явлением»?

3. Каково отношение Тургенева к поколению «детей»? Во всем ли правы «дети»? (на материале текста)

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

4. В чем сила и слабость базаровского нигилизма?

5. До конца ли нигилист Базаров?

6. В какой момент происходит перелом в мировоззрении Базарова и как он проявляется в дальнейшем?

7. Считаете ли Вы, что «умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг»? Почему?

12 стр., 5549 слов

Жизненные ценности печорина

... к этим литературным героям проявляют и современные читатели. Печорин - главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», русский дворянин, офицер, по долгу ... и мелочность общественного мнения, считавшегося главным мерилом человеческих ценностей в высшем свете. При всей похожести, Онегин и Печорин наделены яркими индивидуальными чертами, благодаря которым интерес ...

8. Почему Писарев назвал смерть Базарова героической (на материале текста романа и статьи «Базаров»)?

9. Почему «тоска» и «беспокойство» — признак великого сердца?

10. Каким образом композиция романа помогает раскрыть авторский замысел?

11. Аркадий – ученик Базарова или «сын своего отца»?

12. Зачем Тургенев вводит в структуру романа образы «карикатурных нигилистов» (Ситников, Кукшина)?

13. В чем похожи и в чем не похожи Одинцова и Базаров? Роль Одинцовой в судьбе Базарова.

14. Как проявляется мастерство Тургенева в психологической обрисовке персонажей?

15. Режиссерские находки в передаче психологического напряжения сцены объяснения Базарова и Одинцовой (на материале трех экранизаций).

16. Кинематографическая интерпретация романа (на материале любой полностью просмотренной экранизации).

17. В чем актуальность проблем, поднятых автором в романе, для современной общественной и культурной ситуации (или для современного читателя)?

18. Отразить жизненные принципы Базарова в форме его письма своим воображаемым ученикам (либо в форме письма Аркадию / родителям / Одинцовой).

1. Можно ли назвать Петербург «соучастником преступления Раскольникова»? Как условия жизни повлияли на рождение и реализацию теории?

Получить полный текст

2. Каким образом Достоевский доказывает несостоятельность теории Раскольникова?

3. Мое отношение к теории Раскольникова (Делятся ли люди на «обыкновенных» и «необыкновенных»? / Возможна ли кровь по совести?) – название можете сформулировать самостоятельно

4. Почему Лужина и Свидригайлова можно назвать «двойниками» Раскольникова?

5. Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Раскольникова?

6. Роль антиподов Раскольникова (Разумихин, Порфирий Петрович) в романе и судьбе Раскольникова.

7. Роль снов в романе «Преступление и наказание» (на примере первого и последнего).

8. Раскаялся ли Раскольников?

9. В чем наказание за преступление Раскольникова?

10. Достоин ли Раскольников сочувствия?

11. Униженные и оскорбленные в романе.

12. Кто же спасет мир? или

За кем правда в романе Достоевского? (на материале текста романа) – можно выбрать любое заглавие или сформулировать свое в рамках данной темы

13. Самый сильный (противоречивый / страдающий / «чистый» и т. д. – можете выбрать любой эпитет или предложить свой) человек в романе «Преступление и наказание».

14. Достоевский об эгоизме.

1. Красота в понимании Толстого.

2. Толстой о семье (на материале сравнения нескольких семейных «гнезд» в романе).

3. Для чего живет человек (на примере судьбы одного персонажа или сравнения судеб нескольких персонажей романа)?

4. Какие качества человека ценны для автора и как это отражается в героях романа?

5. Какая сила управляет жизнью? Взгляд на историю в романе Толстого «Война и мир».

6. Как Толстой относится к войне (на примере конкретных сцен, персонажей, монологов).

7. Какое значение имели войны 1805-1807 и 1812 годов в жизни князя Андрея Болконского?

8. Как изменяются взгляды Пьера Безухова на протяжении романа?

9. Поиски смысла жизни любимой героиней Толстого Наташей Ростовой.

8 стр., 3814 слов

САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И РОЛЬ ИХ В РОМАНЕ БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

... глав в романе. II. Работа над новым материалом. 1. Вступительное слов учителя. В работе Б. В. Соколова (1991 г.) дана следующая оценка романа Булгакова: «Мастер и Маргарита» — роман не только ... сатирический и философский, это роман « ...

10. В чем счастье Николая Ростова?

11.Кто в романе, по мнению автора, настоящие герои?

12.Истинный и ложный патриотизм в романе (на примере любых персонажей).

13. В чем смысл сопоставления в романе Наполеона и Кутузова?

14. В каких героях романа «живет Наполеон» и как это влияет на их судьбу?

15. Какова цель введения в текст романа Платона Каратаева?

16. Салонная и настоящая жизнь в романе (на примере нескольких персонажей или семейств).

17. Философия какого из героев романа мне ближе и почему?

18. С какими идеями Толстого, высказанными в романе, я согласен, а с какими не согласен и почему?

19. Мое отношение к теории непротивления злу насилием.

20. Сравнение теорий Раскольникова и Платона Каратаева.

Темы сочинений

по творчеству А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина

1. Какие черты символизма присутствуют в ранней лирике А. Блока? (на примере стихотворений «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую Тебя…», «Мы встречались с тобой на закате…»)

2. Мое восприятие и истолкование стихотворения А. Блока «Незнакомка»

3. Какой предстает Россия в стихотворениях А. Блока «Русь», «Россия», «Скифы», «На поле Куликовом» (всех или двух-трех на выбор)?

4. Как показана революция в поэме А. Блока «Двенадцать» (основные темы, образы, краски)? или Блока к революции (на примере текста поэмы «Двенадцать»)

5. Чем поэма «Двенадцать» непохожа на другие произведения А. Блока (язык, композиция, образы, ритмика и проч.)?

______________________________________________________________________

6. Какую репутацию создает себе В. Маяковский в ранней лирике (на материале стихотворений «А Вы могли бы?..», «Ничего не понимают», «Кофта фата», «А всё-таки», «Нате», «Вам», «Послушайте», «Лиличка» на выбор или других ранних)?

7. Мое отношение к ранней лирике В. Маяковского (с текстуальным подтверждением)

8. Что вызывает протест у героя ранней лирики В. Маяковского?

9. В чем, на мой взгляд, состоит основная перемена в творчестве В. Маяковского советского периода по отношению к творчеству раннего Маяковского (в тематике, в искренности, в оригинальности, в громкости и т. д.)?

10. Какова сфера поэтических интересов В. Маяковского после революции 1917г.?

11. Каким образом В. Маяковский подводит итог своему творчеству (на материале поэмы «Во весь голос»)?

______________________________________________________________________

12. Какой образ родины создает С. Есенин в ранней лирике и лирике советского периода (на материале стихотворений «Калики», «Гой ты, Русь моя родная!..», «Край ты мой заброшенный…», «Я покинул родимый дом…» и «Русь Советская», «Русь уходящая», «Возвращение на родину», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Отговорила роща золотая…», «Русь бесприютная», «Письмо деду» — тексты на выбор)?

13. Какую репутацию поэта создает С. Есенин в своих стихах (на материале стихотворений «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Я обманывать себя не стану…», «Быть поэтом – это значит то же…», «Мне осталась одна забава…» и поэмы «Черный человек» — тексты на выбор)?

Получить полный текст

14. Есенина о революции, деревне и себе в новое время (на материале стихотворений «Русь Советская», «Русь уходящая», «Возвращение на родину», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Отговорила роща золотая…», «Русь бесприютная», «Письмо деду», «Неуютная жидкая лунность…», «Письмо к матери» – тексты на выбор)

14 стр., 6609 слов

Древнегреческая лирика и лирики+Мировое значение древнегреческих поэтов-лириков

... близкие к классическим времена прославились девять лириков - шесть мастеров хоровой лирики и три поэта, сочинявших песни для сольного исполнения. Список великих поэтов составили александрийские ученые в III в. ... позволило расширить сведения о жизни и творчестве греческих поэтов и составить более полную картину становления древнегреческой поэзии, чем та, которой располагали исследователи и читатели ...

15. Что хотел сказать С. Есенин поэмой «Черный человек» (основные темы, образы, идея, своеобразие текста)?

______________________________________________________________________

16. В чем отличие образа России в лирике А. Блока и С. Есенина (на материале любых произведений)?

17. Какова поэзии и поэта в жизни общества»">роль поэта и цель поэзии в обществе, с точки зрения В. Маяковского и С. Есенина (на материале любых произведений)?

18. В чем разница в восприятии революции А. Блоком, В. Маяковским и С. Есениным (на материале любых произведений – можно сравнить двух, а не трех авторов)?

19. Как проявляют свой темперамент А. Блок, В. Маяковский и С. Есенин в стихотворениях о любви?

(Варианты стихотворений для сравнения: «Предчувствую Тебя…» – «Лиличка» – «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»; «Вхожу я в темные храмы…» – «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» – «Письмо к женщине»)

______________________________________________________________________

20. Стиль какого автора (из предложенных) мне ближе и почему (с опорой на тексты)?

21. Стиль какого автора (из предложенных) я не принимаю и почему (с опорой на тексты)?

22. Стихотворение, которое меня впечатлило / поразило / возмутило / заставило пересмотреть свои взгляды на автора и т. д. (выбрать из данного или предложить свое продолжение)

23. Идейная линия произведения /произведений / автора, с которой я категорически не согласен.

24. Какое стихотворение (предложенных авторов) наиболее созвучно моему мироощущению?

25. Чем интересен и неинтересен (автор) современному читателю?

Темы сочинений по творчеству

1. Как показаны последствия революции в повести «Собачье сердце»?

2. Как раскрыта тема интеллигенции и пролетариата в повести «Собачье сердце» (кто является представителем этих слоев, на чьей стороне симпатии автора)?

3. Собачье или человечье сердце у Шарикова? Почему? Что (кого) символизирует этот персонаж?

4. Воланд – представитель добра или зла в романе «Мастер и Маргарита»?

5. С какой целью появляется в Москве Воланд и его свита (характеристика каждого персонажа, его функции и цель)?

6. Какой показана Москва 20-30-х гг. в романе «Мастер и Маргарита» (основные сцены, персонажи, вывод по каждому)?

7. За что наказывает Воланд и что поощряет? (расстановка авторских акцентов в системе пороков и добродетелей)

8. Роль евангельской линии в романе «Мастер и Маргарита» (зачем Булгаков вводит в текст романа историю Иешуа и Понтия Пилата)?

9. В чем нравственный выбор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри?

10. Как тема власти в романе связана с темой свободы и совести?

11. Почему, с точки зрения «трусость – один из самых страшных пороков»?

* 12. Каким образом Булгаков переосмысливает библейский сюжет? Какие новые акценты в нем появляются и с какой целью это сделано?

8 стр., 3641 слов

Что люблю поэзию. Почему я люблю поэзию? Сочинения по темам

... они по праву заслужили это. Ведь стихи Есенина действительно красивы и мелодичны. Сочинение на тему Мой любимый поэт серебряного века Сергей Есенин 9 класс Поэзия серебряного века – особое явление в ... «отговорила милым языком». Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства ...

13. Каким показан творческий человек (творец / художник) в романе «Мастер и Маргарита»?

14. Чем Мастер отличается от всей литературной Москвы того времени (с характеристикой представителей литературной Москвы)?

15. Роль Маргариты в жизни Мастера. Чей характер более сильный?

16. Почему Мастер не заслужил света? Образ творческого человека «по Булгакову».

17. Героический или безответственный поступок совершает Мастер, решая дописать роман? или

Является ли героизмом свобода творчества? (с опорой на текст романа)

18. Какой смысл вкладывает автор в реплику «Рукописи не горят»?

* 19. Мастер и Иешуа: чем похожи и чем различаются их судьбы?

* 20. Тема ученика и учителя (на примере пар «Мастер – Иван Бездомный», «Иешуа – Левий Матвей»)

* 21. Творчество и псевдотворчество в романе «Мастер и Маргарита» (на примере Мастера и Ивана Бездомного с обязательным анализом сцен жизни Ивана Бездомного после выхода из лечебницы)

** 22. Какими параллели и проекции (героев на исторических персонажей или героев на героев) я хочу презентовать после прочтения романа «Мастер и Маргарита»?

* Темы с набором «звездочек» являются темами весьма вольными и повышенной сложности (* пилотаж и ** высший пилотаж).

Кто желает рискнуть, поощряю щедро (если справляетесь, разумеется).

  • Автор: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова, Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 85 780 раз

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.

Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи.

3 стр., 1413 слов

Образ поэта в лирике пушкина

... возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. "Лирика Пушкина" — сочинение Вариант 1: Оцените этот вариант сочинения: Гениальный поэт А. С. Пушкин обладал удивительным талантом ... Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт ...

Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной…

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.

Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там.

Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

Посмотрите эти сочинения

  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) — размышляет лирический […]
  • Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
  • Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова (сочинение) «Дума» — одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
  • Тема свободы в лирике Лермонтова (сочинение) Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского).

    7 стр., 3202 слов

    Лермонтов м. ю. — Образ поэта-пророка в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова

    ... трона, (сочинение разбито на страницы) Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов… Два великих поэта Золотого века русской литературы. Такие разные ... в том, насколько помогало поэту творчество сохранить веру в жизнь. Как видно, образ поэта-пророка представлен по-разному в лирике Лермонтова и Пушкина, но назначение одно: «Глаголом ...

    Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]

  • Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение) Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
  • Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
  • Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
  • Философские мотивы лирики Пушкина Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о […]
  • Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.).

    Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все, питают – лишь журналы; Катится мимо их фортуны колесо… Их жизнь – ряд горестей, […]

  • Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
  • Лирика петербургского периода Пушкина Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
  • Свободолюбивая лирика Пушкина (сочинение) А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
  • Мое любимое стихотворение Пушкина (сочинение) Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…», и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
  • Своеобразие любовной лирики Пушкина (сочинение) Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые: В первый раз еще, […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814).

    Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо… Их жизнь — ряд […]