Рассуждение на лингвистическую тему (2)

Конспект урока русского языка в 8 классе

Организационная информация

Общая тема

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Тема урока

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Предмет

Русский язык

Класс

8

Автор урока (ФИО, должность)

Диденко Диля Ралифовна

Образовательное учреждение

МОБУ «Целинная ООШ» муниципального образования Ясненский городской округ

Республика/край/область

Оренбургская область

Город/поселение

п. Новосельский

Методическая информация

Цель урока

Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Тип урока

Урок развития речи.

Метод обучения

Проблемно-поисковый.

Форма урока

Коллективный диалог, составление материалов для сочинения.

Познавательный аспект

Формирование умения выстраивать алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему.

Развивающий аспект

Развитие навыка монологической речи, умения выделять существенное, самостоятельно добывать знания, систематизировать их.

16 стр., 7737 слов

Практикум по подготовке к лингвистическому сочинению

... сочинения-рассуждения: Составление «скелета» сочинения., Написание образца, Рецензирование учениками написанных работ., Система подготовки к сочинению на лингвистическую тему Наша система подготовки к сочинению на лингвистическую тему ... какое определение лингвистического анализа приводится в методической литературе: «Лингвистический анализ - это изучение языковых аспектов художественного произведения ...

Воспитательный аспект

Развитие устойчивого интереса к предмету, воспитание любви к родному языку и необходимости бережного отношения к нему.

Планируемые результаты

Предметные

совершенствование видов речевой деятельности расширение и систематизацию научных знаний о языке;

— осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

— формирование навыков проведения анализа текста;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные

— ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— проводить анализ учебного материала;

— уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

— определять общие для всех правила поведения;

— определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

усвоение гуманистических традиционных ценностей многонационального российского общества;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатов;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

45 стр., 22166 слов

» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...

... на уроках литературного чтения; – провести опытно-экспериментальную работу. Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что урок в личностно ориентированном обучении в начальной школе способствует ... урок в начальной школе, учитывая возрастные и индивидуальные особенности младшего школьного возраста, какие приемы и методы взаимодействия использовать, какой учебный материал выбрать ...

Регулятивные

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— формулировать учебные задачи;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— осуществлять самоконтроль;

— давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные

— слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Результаты урока

Предметные:

Уметь составлять монологическое высказывание

Используемые педагогические технологии

Элементы информационно- коммуникационных технологий, технология проблемного обучения, технология смыслового чтения

Время реализации урока

40 минут

Необходимое оборудование и материалы

  1. Компьютер;

  2. Колонки;

  3. Медиа проектор;

  4. Экран;

  5. Беспроводная мышь;

  6. Раздаточный материал;

Дидактическое обеспечение урока

  1. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- М.: Дрофа,2000

  2. Письменный экзамен. Русский язык: учебное пособие/В.Н.Александров, О.И.Александрова.- 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

— Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на уроке.

18 стр., 8552 слов

Развитие мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой

... курсовой работы Глава 1. Теоретический аспект проблемы развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой .1 Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в ... сожалению, практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70 ... как «координацию тонких движений пальцев рук, как преодоление избыточных ... и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором ...

Маршрутный лист лежит на партах

Учащиеся рассаживаются на свои места

Изучают маршрутный лист

Включение учащихся в режим работы

  1. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Сегодня нам предстоит написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Постановка вопросов для определения цели урока.

— Какую цель мы можем перед собой поставить?

— Прослушайте текст. (Звучит отрывок из текста Д.С.Лихачева « Слово о полку Игореве»).

-Мы прослушали фрагмент древнерусского текста, который был создан в начале 1-го тысячелетия, в котором говорится о походе князя Игоря.

Постановка проблемы.

Благодаря чему мы, люди, живущие спустя тысячелетие, узнаем о таком древнем историческом событии? ( Благодаря языку)

« Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет

Учащиеся определяют цель урока

Учащиеся слушают отрывок

Учащиеся выдвигают гипотезы и обсуждают их.

Учащиеся зачитывают высказывание А.Ф.Мерзлякова.

Овладевают умением прогнозировать,

Учатся выражать свое мнение, слушать других.

Отрабатывают умение выразительно и осознанно читать высказывание.

существовать – всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека».

— Наша задача: научиться создавать текст на лингвистическую тему.

— Что такое лингвистика? (Наука о языке)

— Что будет в центре нашего внимания? (Языковое явление)

-Какой тип речи мы будем использовать? (Рассуждение)

-По какой схеме строятся тексты такого типа?

1.Тезис.

2.Аргументы+примеры.

3. Вывод.

Учащиеся принимают участие в коллективном диалоге.

Учатся ясно и правильно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

— Писать сочинение будем на примере текста Е.И.Осетрова.

8 стр., 3866 слов

Методическое пособие для учащихся Учимся писать -рассуждение ...

... повествования. Перед нами же стоит задача: откликнувшись на прекрасный текст современного классика, создать всё-таки сочинение-рассуждение, т.е. произведение совсем другого жанра и типа речи. ... утраты души, растворения в потребительском существовании, обессмысливании прожитой жизни. Практически любой пейзажный текст можно подвести к теме духовного влияния мира природы на человеческую личность, и ...

Учащиеся слушают текст и смотрят презентацию

Учатся воспринимать информацию на слух и зрительно.

Выявляет первоначальное восприятие услышанного.

-О чем говорится в тексте? (О дымковской игрушке).

— Что вы узнали для себя? ( Такое

Выявляет уровень осознания учащимися текста

Учащиеся принимают участие в коллективном диалоге?

Учащиеся читают текст самостоятельно, затем решают тесты, работая в паре. Тесты направлены на проверку глубины и точности восприятия исходного текста.

(тесты напечатаны в маршрутных листах)

Учатся высказывать свое мнение, отвечать на поставленный вопрос.

Осуществляют самоконтроль.

Физкультминутка.

«Активизируем органы»

Мизинец – активизируем сердце.

Большой палец – легкие и печень.

Средний палец – систему кровообращения.

Указательный палец – зону пищеварительного тракта.

Безымянный палец – нервную систему.

Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони — сердцебиение.

Выполняют физкультминутку.

Физкультминутка дает отдохнуть и перейти к следующим занятиям.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

— Прочитайте еще раз поэта.

— Что именно автор говорит о лингвистическом явлении?

— Что новое и самое важное говорит автор высказывания?

— Сформулируйте тезис к высказыванию.

Раскройте смысл приведенного высказывания)

в разные временные эпохи.

Для подтверждения этой мысли обратимся к тексту Е.И.Осетрова.

Проводит фронтальную беседу:

1. Когда появилась дымковская игрушка? Что нам это подсказывает?

2. Когда получила признание?

3. Почему и по сей день не угасает к ней интерес?

4. Каким образом автор привлекает наше внимание к творчеству народных мастеров?

(Обратите внимание на предложения № 19, 23,24, 27, 34).

6 стр., 2961 слов

Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой ...

... авторского заголовка «Волк на елке», подзаголовок – «Новогодняя сказка». Поскольку изложение осложнялось заданием озаглавить текст, естественно, что все эти предтекстовые элементы не сообщались учащимся. Анализ изложений ... информация текста. Содержание сказки в целом изложено без искажений, однако общая тональность повествования – окрашенное юмором, насмешливо-доброе отношение автора к персонажам, ...

6. Какой задаче подчинены все эти художественные средства?

— Какой вывод мы можем сделать?

— Прочитайте свой текст.

Возвращаются к высказыванию А.Ф.Мерзлякова, еще раз перечитывают его.

Пишут вступление по данному речевому клише

Работают над основной частью. Ищут ответы на вопросы, которые помогут им определиться с аргументами, подтверждающие тезис.

Пишут заключение.

Читают свои полученные тексты.

Учатся формулировать тезис.

Выполняя это упражнение, учащиеся создают небольшой фрагмент текста, который можно использовать как вступление в сочинениях, посвященных теме роли языка.

Выполняя это задание, учащиеся учатся анализировать языковые элементы исходного текста, интерпретировать его. Учатся выстраивать логическую цепочку доказательства.

Учатся формулировать выводы, делать умозаключения.

  1. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

Подведение итогов

— Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили?

— Достигли ли вы намеченной цели?

Соотносят полученный на уроке результат с планируемым (выполнен ли план урока).

Выставление оценок. (Самооценка)

1 мин.

1 мин.

Развивают умение самооценки, оценивания достигнутых результатов.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить материал к сочинению на морально-этическую тему: « Как вы понимаете фразу « В дымковке – бьющая через край полнота ощущения радости жизни»

Учащиеся получают задание.

1 мин.