Развитие мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению и рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка.

По данным исследований, проведённых крупнейшими учеными, такими как Кольцова М.М., Леонтьев Л.А., Лурия А.Р., Мастюкова Е.М., Павлов И.П., Пименова Е.М., Сеченов И.М., Сухомлинский В.А., Феличева Т.Б. была подтверждена связь интеллектуального развития, уровня развития речи со степенью сформированности тонких движений рук

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь [3].

К сожалению, практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется также в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое [21].

Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна. Среди их большого количества (пальчиковая гимнастика, рисование, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей, вышивание, вязание, макраме и т.п.) лепка занимает одно из основных мест.

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т.п. — один из видов изобразительной деятельности и самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

35 стр., 17001 слов

Дипломная работа лепка как средство развития мелкой моторики

... всех уровней построения движений. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и развитием мышления ребенка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки. Пальцы рук ...

Поэтому проблема развития мелкой моторики на занятиях лепкой весьма актуальна, так как при работе с пластическим материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

Актуальность данной проблемы определила тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой»

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования

задачи исследования:

1. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.

  • Охарактеризовать лепку как средство развития мелкой моторики.
  • Подобрать методы и приёмы работы по развитию мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой.
  • Проанализировать диагностику уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников.
  • Разработать рекомендации для учителей по организации и проведению занятий по лепке.

Структура курсовой работы

Глава 1. Теоретический аспект проблемы развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой

.1 Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе

Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей младшего школьного возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям.

В большом психологическом словаре под редакцией Б.Л. Мещерековой моторика (англ. motorics) определяется как вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата).

В книге А.А. Реана «Психология человека от рождения до смерти» моторика — движения, осуществляемые скелетно- мышечной системой.

В словаре-справочнике по психомоторике В.П. Дудьева моторика (от лат. мotor — приводящий в движение) рассматривается как двигательная активность организма, отдельных его частей [9].

Что же такое мелкая моторика?

Под термином «мелкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

В психологической литературе мелкая моторика рассматривается как психомоторное качество. Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев

Психофизиологическая структура движения сложна утверждает Н.А.Бернштейн, поэтому он определяет мелкую моторику как «координацию тонких движений пальцев рук, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему [3, с.164].

И.Кант считает, что мелкая моторика — это двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге. Он пишет: «Рука-вышедший наружу мозг»

В педагогической литературе мелкая моторика рассматривается как согласованные движения пальцев рук, как умение ребенка пользоваться этими движениями — держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить».

Отечественные специалисты в области педагогики Г.С.Коморова, Н.А. Ветлугина, В.А.Езикеева определили мелкую моторику как совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.

29 стр., 14289 слов

«Коррекция нарушений развития умственно отсталых детей средствами ...

... музыку. Данная методика рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста. При проведении дипломной работы использовались различные методы психолого-педагогического исследования: - изучение психолого-педагогической литературы по коррекционному развитию ... могут быть вовлечены в работу, посильную для их возраста, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее ...

Они утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко [17].

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. Поэтому от уровня развития мелкой моторики зависит интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе [22, с. 59 ].

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцову, Е.И. Исенину.

Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М., посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы.

Физиологи доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает возможность ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику [11, с.11].

48 стр., 23720 слов

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...

... -эстетического развития детей дошкольного возраста. Раскрыть специфику театрализованной деятельности старших дошкольников. Рассмотреть роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников. Выявить в ходе экспериментальной работы целесообразность использования театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших ...

Функция кисти уникальна и универсальна.Она основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Жест как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых[2].

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать [19 с. 29].

И так, значения развития мелкой моторики следующие:

  • Повышение тонуса коры головного мозга.
  • Развитие речевых центров коры головного мозга.
  • Стимулирование развития речи ребенка.
  • Согласование работы понятийного и двигательного центров речи.
  • Способствование улучшению артикуляционной моторики.
  • Развитие чувства ритма и координаций движений.
  • Подготовление руки к письму.

Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Таким образом, мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать, рисовать, лепить).

22 стр., 10806 слов

Развитие ручной умелости на х оригами и лепки у первоклассников

... моторика рук. По статистики, более половины первоклассников имеют значительные проблемы с развитием ручной умелости. 6-7 летние первоклассники не способны должным образом контролировать работу своих пальчиков и рук. ... изделий выполняемых при помощи техники оригами и лепки, в том числе для детей младшего школьного возраста. Оригами и лепка позволяют развивать и воспитывать активную личность, ...

1.2 Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики

Лепка — процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т.п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Когда ребенок раскатывает и разминает пластилин, мышцы и суставы пальцев получают полезную нагрузку. Лепка пластилином позволяет активизировать сенсорное развитие ребенка, развивает правильное восприятие формы предметов, правильную передачу пространственных отношений между ними. Это — самый осязаемый вид творчества. Свое творение можно не только увидеть, но и потрогать, взять в руки, изменить или добавить какие-либо детали.

При работе с пластилином координируются движения не только рук, но и глаз, развивается цветовое восприятие, умение различать основные цвета и их оттенки. Лепка благотворно влияет на нервную систему. Ребенок не боится ошибиться, ведь пластилин — волшебный материал. Всегда можно что-нибудь поправить, переделать, добавить, убрать, увеличить или уменьшить. В процессе занятий формируется усидчивость, целеустремленность, желание как можно лучше выполнить свою работу. Дети очень любят этот вид творчества.

Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого.

У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики также хорошо развиты логическое мышление, внимание и память. С помощью мелкой моторики можно развить воображение, координацию движений, двигательную и зрительную память. Лепка активно развивает мелкую моторику рук ребенка.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Пименова Е.П. подчеркивает, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев».

7 стр., 3368 слов

Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики ...

Лепка из соленого теста подготовит ребенка к школе, научит усидчивости, целеустремленности. Но к такому результату приведут только регулярные занятия и, конечно же, заинтересованность ребенка. Важными условиями развития мелкой моторики у детей дошкольного ...

Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Поэтому на занятиях лепкой умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании ребенка формируется образ. Следовательно, основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно.

Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.

«…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, — лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете».

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Лепка представляет собой многообразие техник её исполнения. Техника в переводе с греческого «techne» обозначает — искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

12 стр., 5872 слов

Реферат развитие личностных качеств ребенка на занятиях лепкой

... привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности, движения ребенка. При лепке у детей развивается владение пальчиками ... знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует ...

Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» — отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков,

По содержанию лепка бывает — предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения — фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия — вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика — «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

21 стр., 10211 слов

Детский фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

... работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста? Объектом исследования является, Предмет исследования Целью работы является выявление и экспериментальная проверка возможности использования детского фольклора в процессе развития речи ... Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. ...

По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

Основными способами лепки являются — конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано — уже в 2 — 3 года — и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма — основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.).

Скульптурный способ — более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 — 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Таким образом, лепка — чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивает интеллект ребенка.

1.3 Методы и приемы работы по развитию мелкой моторики у учащихся 1-2 классов

мелкий моторика лепка школьник

Методы обучения детей лепке разнообразны, но все оно используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

18 стр., 8579 слов

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности у детей ...

... работы; анкетирование; педагогический эксперимент; математические методы обработки результатов. Глава 1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития графических навыков у детей дошкольного возраста 1.1 Специфика изобразительной деятельности ... и окажут влияние на развитие изобразительной деятельности если: а) будет внедрена целенаправленная система развития детского восприятия с ...

Выделяют следующие методы:

информационные ( экскурсии, прогулки, диафильмы, видеофильмы; обследование предметов; образец; анализ детских работ; объяснение; вопросы к детям; поисковые вопросы к детям.)

практические (сам процесс лепки);

наглядные (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

  • словесные (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.)
  • исследовательские ( ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать; как можно получить разнообразные цвета и оттенки пластилина.; как лучше расположить рисунок на картоне или орг.

Стекле; как интереснее изобразить тот или иной предмет.)

игровые (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

В игре школьник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной цели и её успешному достижению.

Ценными методами для развития мелкой моторики руки является практические, то есть сам процесс лепки.

основные приемы лепки

Приёмами соединения деталей являются, Приёмами отделки формы можно назвать

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

Базовые элементы лепки

Таким образом, во время лепки дети, используя различные приёмы, обучаются разнообразным движениям рук. Эти приёмы (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др.) положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребёнка, учат работать кончиками пальцев, делая их более чувствительными.

Глава 2. Исследование развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой, .1 Диагностика развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов

В процессе исследования развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой используют методику «Пластилиновые узоры», поскольку она является понятной, доступной и интересной для выполнения школьниками данного возраста.

Данная методика предусматривает оценку уровня развития мелкой моторики при работе с пластилином по следующим показателям:

  • операция вдавливания;
  • отщипывания;
  • раскатывания;
  • разминание.

Задание, входящее в диагностику, оцениваются по трехбалльной системе, в соответствии с рассматриваемыми навыками:

  • навык не сформирован;
  • навык частично сформирован;
  • навык сформирован.

Суть методики «Пластилиновые узоры»:

Учащимся предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.

Методика проведения:

Учитель показывает ученикам, как наносить пластилин слоем в 1-2 см на листок бумаги, разглаживать его, смачивая палец водой. Объясняет и показывает, как наносить рисунок заострённой палочкой стеки; как можно обжать фон вокруг рисунка, чтобы он получится выпуклым. Поясняет, что неудачный рисунок можно стереть и нанести новый.

Анализ результатов диагностики

Данные о результатах выполнения методики представляются в таблицах 1, 2.

Таблица 1. Результаты диагностики «Пластилиновые узоры»

КлассПоказателивдавливаниеотщипываниераскатываниеразминание1 класс2 класс

Из таблицы 1 можно увидеть, что все рассматриваемые в качестве показателей развития мелкой моторики, навыки (вдавливания, отщипывания, раскатывания, разминания) лепки у первоклассников развиты в значительно меньшей степени, чем у второклассников. Наиболее развитым навыком в обоих классах является навык вдавливания, поскольку он является базовым. Более сложные навыки отщипывания и раскатывания развиты хуже.

Таблица 2. Диагностика уровня развития мелкой моторики учащихся 1-го и 2-го классов на занятиях лепкой

КлассУровни выполнения заданиявысокийсреднийнизкийочень низкий%%%%1 класс2 класс

Анализ результатов свидетельствует, что у большинства учащихся 1-2 классов отмечается средний уровень развития мелкой моторики. В целом, ученики 2-го касса показывают более высокий уровень развития мелкой моторики.

При работе с пластилином у учеников 1-го класса выявляются следующие особенности: они часто не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком толстые.

Практика показывает, что, дети в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику использовать нужные приёмы лепки в должной форме.

У детей, показывающих низкий уровень развития мелкой моторики движения рук неловки, слабы, отсутствует координированность действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей. Такие дети нуждаются в коррекционных занятиях, поскольку данное обстоятельство указывает не только на отставание развития мелкой моторики, но и недоразвитие других важнейших процессов.

2 Реализация методов и приемов развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов

Реализуя методы и приёмы развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов важно определять тематику и последовательность занятий:

  • Темы занятий должны предполагать широкое ознакомление учащихся с окружающей действительностью, с искусством.

Особое внимание в начальных классах следует обратить на декоративно-прикладное искусство. Изделия декоративно-прикладного искусства содержат в себе, как правило, богатство жизненных обобщений, остроту и живость впечатления, отмечены оригинальностью, мастерством и вкусом художника. При этом понимание и восприятие их относительно просто (по сравнению с произведениями скульптуры или живописи).

На примерах этих изделий проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассматривании дети не отвлекаются на сюжетную и смысловую стороны работы (как в скульптуре или картине): внимание сосредоточено в данном случае на выразительности самой формы изделия.

Младшие школьники с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. На таких уроках учитель имеет богатые возможности познакомить ребят с народными промыслами, дать им достаточно широкий круг художественных понятий. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью и потому имеют больше смысла, чем, например, изготовление макетов и муляжей и пр. Учащиеся чувствуют эту обращенность уроков к жизни, которая их окружает, естественность такого содержания занятий, а это ведь тоже воспитывает.

Далее, в занятиях по лепке должны быть такие темы, которые заставили бы учеников присматриваться к технике изображения. В младших классах достаточно просто обратить внимание на подвижность, изменяемость стиля работы в зависимости от времени, в котором создавалось изделие, от его назначения и пр. Главным требованием, истинным для всех эпох, остается единство формы и содержания. В связи с этим от учащихся не нужно требовать следования какому-то определенному стилю в выполнении изделия. Важно, чтобы их работы отражали живость и активность восприятия, чтобы в них виделось напряжение ума и чувства, творческая мысль.

  • Конечная цель системы учебных занятий по лепке не подготовка мастеров, специалистов-скульпторов, а общее развитие учащихся, пробуждение их творческих способностей.

Отсюда вытекают два следующих принципиально важных положения, которые учитель должен иметь в виду, определяя тему занятия. Во-первых, не имеет смысла включать в программу для начальных классов такие специальные тренировочные темы, как лепка с натуры куба, шара, параллелепипеда и пр. Такие задания уместны в художественных школах, где обучение технике изображения, изучение изобразительной грамоты ведется более основательно. Для младших школьников эти задания будут в значительной степени абстрактными. Во-вторых, темы должны быть достаточно сложными, требующими постоянной активности, напряжения интеллекта и творческих сил учащихся.

Последовательность тем развертывается с учетом постепенного усложнения в техническом и, главное, в художественном отношении. В

— Содержание занятий дает возможность научить детей различным способам лепки, которые они смогут использовать самостоятельно при изображении тех или иных предметов на всех последующих занятиях. Обучение лепке детей требует от учителя применения многих методов и приемов обучения, выбор их зависит от характера задачи, решаемой на занятии, от сложности их тем.

На первом этапе обучения при лепке тех или иных предметов можно использовать лепку с натуры, которая не исключает показа способов изображения, но в то же время и не снимает задач творческого характера. Целью этих занятий является: расширить представления детей о форме и пропорциях; научить их изображать форму, вспоминая и самостоятельно применяя знакомые способы лепки; научить сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т. е. воспитывать активность и самостоятельность мышления.

Лепка с натуры не должна быть единственной формой занятия в школе, так как дети могут привыкнуть к ней и им трудно будет лепить по представлению.

Лепка с натуры требует большой подготовительной работы, которая помогает знакомить детей с формой и пропорциями предметов. Например, если предполагается изображать фрукты, овощи или животных, то дети заранее их рассматривают. Предварительное рассматривание предметов организуется учителем и проходит под его руководством. Так, перед лепкой овощей ребятам сначала предлагают охватить взглядом общую форму, затем привлекают их внимание к ее особенностям и деталям. А знакомство с дымковской куклой должно быть более обстоятельным. Сначала в нескольких словах объясняют детям, что такие фигурки делают для игры, для украшения комнаты (они красивы, ярко окрашены, у них много интересных деталей: кокошник, бусы, пуговицы и др.), ютом обращают внимание ребят на соотношение головы и туловища. Игрушки из папье-маше, пластмассы, мягкие игрушки можно дать детям потрогать, рассмотреть детали. Подобные обследования проводятся в тех случаях, если ученики плохо знают предмет, его форму и пропорции.

В начале занятия учитель показывает предмет, который будут лепить, устанавливает его так, чтобы натура находилась на уровне глаз ребенка, и, обводя указкой форму всей фигурки и ее частей, дает необходимые пояснения, беседует с детьми, задает им вопросы. Рассмотрев форму и пропорции предмета, учитель переходит к способам лепки. Если он считает, что дети смогут сами определить их, то можно лишь задать детям необходимые вопросы. В том случае, когда способ изображения незнаком учащимся, он прибегает к частичному показу. Например, дымковскую куклу можно лепить, исходя из ее конусообразной формы, изображение которой детям знакомо; следовательно, способ лепки конуса детям не показывают. Учитель берет заранее приготовленную форму и из верхней ее части лепит голову, несколько оттянув ее от общего объема глины; показывает, как наметить на фигурке кофту и юбку. Как вылепить и прикрепить руки, дети должны сказать сами. Далее он обращается к изображению деталей и выборочно показывает, что одни из них можно выполнить путем прищипывания, а другие — путем наложения на основу отдельно вылепленных мелких деталей. После показа учащиеся приступают к работе. Не менее важна, чем лепка с натуры, и лепка по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и развитие творческой активности в использовании способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка дает возможность заинтересовать ребят и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Например, перед тем как лепить по представлению грибы, учитель рассматривает с ребятами натуру — муляжи или картинки с изображением грибов. Он спрашивает ребят, какие грибы они видели, предлагает вспомнить их форму, рассказать, как они растут в лесу (по одному и по нескольку вместе; одни грибы растут под елками, другие около елки и т.д.): важно, чтобы ребята научились представлять себе окружающее, оживлять дремлющие в памяти образы. Большой предварительной работы требует лепка животных по представлению. Но для того чтобы у детей сформировались зрительные образы, сначала им показывают животных, картинки с изображениями зверей, стараясь подобрать их так, чтобы одно и то же животное было изображено в разных положениях; детям дают игрушки, изображающие животных, читают о них. Эта подготовительная работа должна помочь образованию у учащихся представлений о животных, формированию зрительных образов, которые лягут в основу изображения. Лепка по представлению должна основываться на имеющихся знаниях и умениях детей, а поэтому показ способов изображения здесь не нужен. Ребенок может выбирать по своему желанию тот способ лепки, который ему кажется наиболее удобен.

Большое влияние на ход работы детей оказывает создание игровых, необычных ситуаций. Например, детям предлагают использовать слепленные фигурки для какой-либо игры (в зоопарк, птицеферму и т. п.) или дети лепят предметы для предстоящей выставки к 8 Марта. Одним из основных приемов обучения является также чтение художественной литературы. Для усиления и углубления образа, который ученики будут воссоздавать в лепке, учитель может использовать четверостишия, загадки, в которых говорится о птицах, зверюшках, их внешнем облике, характерных чертах.

Обучение ребят сюжетной лепке основывается на умении детей лепить отдельные предметы и приобретении знаний в области составления композиции. В связи с этим такой прием, как показ способов лепки, исключается, зато большое значение приобретают наблюдение и объяснение в начале занятия.

Изображение композиций возможно лишь тогда, когда у учащихся имеются сформированные зрительные образы и твердые умения лепить предметы. В таком случае все свое внимание ученики могут устремить на изображение действия и составление композиций. Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу учителя с детьми. Он ставит вопросы так, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Работа над декоративной пластинкой учит учащихся обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой — печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.

Реализация методов и приёмов развития мелкой моторики на практике представлена в разработанном конспекте урока для 2 класса. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Заключение

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной — дает толчок к развитию другой. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь развития рук с развитием мозга, в частности речевых зон.

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т.п. — один из проверенных способов развития мелкой моторики. Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

В начальных классах этот вид работы больше привлекает учащихся, дает им возможность фантазировать, позволяет обобщить результаты предшествующих наблюдений как целенаправленных, так и произвольных (в классе, дома, на улице и т.д.).

Основная задача занятий по лепке — обучение учащихся приемам возможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностью воспроизведения предмета понимается не подробное копирование его внешних свойств, а умение схватить главное, определяющее.

Заниматься лепкой важно не только в рамках учебной программы, но и в процессе внеклассной и индивидуальной работы. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Темы занятий должны предполагать широкое ознакомление учащихся с окружающей действительностью, с искусством. Особое внимание в начальных классах следует обратить на декоративно-прикладное искусство.

Анализ исследований уровня развития мелкой моторики учащихся 1-го и 2-го классов на занятиях лепкой посредством диагностической методики «Пластилиновые узоры» показывает, что у большинства учащихся 1-2 классов отмечается средний уровень развития мелкой моторики. В целом, ученики 2-го касса показывают более высокий уровень развития мелкой моторики. У учеников 1-го класса наблюдаются следующие особенности: они часто не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком толстые.

У детей, показывающих низкий уровень развития мелкой моторики движения рук неловки, слабы, отсутствует координированность действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей. Такие дети нуждаются в коррекционных занятиях, поскольку данное обстоятельство указывает не только на отставание развития мелкой моторики, но и недоразвитие других важнейших процессов.

Исходя из этого с детьми проводятся занятия по развитию мелкой моторики через формирование навыков лепки. По итогам работы отмечается положительная динамика результатов. У детей в той или иной мере, сформировываются все необходимые навыки лепки и, следовательно, повышается уровень развития мелкой моторики.

Таким образом, делаем вывод о том, что занятия лепкой являются эффективным методом развития мелкой моторики у младших школьников.

Этот вид детского творчества чрезвычайно полезен: кроме влияния на мелкую моторику, через массаж определённых точек на ладонях, активизирующих работу мозга, занятия лепкой способствуют развитию художественного вкуса и пространственного воображения

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-lepka-v-nachalnoy-shkole/

1. Алексеева, Елена Владимировна. Изобразительное искусство [Текст]. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 1 / Сост. Е.В. Алексеева. — Волгоград: Учитель АСТ, 2004. — 96 с.

Алексеева, Елена Владимировна. Изобразительное искусство [Текст]. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 2 / Сост. Е.В. Алексеева. — Волгоград: Учитель АСТ, 2004. — 96 с.

Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений [Текст]: Избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; Под ред. В. П. Зинченко.- 3-е изд., стер. М.: изд-во МПСИ; Воронеж.2008.

Буре Р.С. Готовим детей к школе [Текст].-М.: Просвещение, 2005, 145с., Воронков В.А. Энциклопедия прикладного творчества [Текст]. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-365 с.

Возрастная и педагогическая психология [Текст ]: хрестоматия: учеб.пособие / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Изд-во «Академия», 2005. — 368с.

Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению [Текст] : учебное пособие / В.В. Выгонов. — М.: Академия, 1999. — 256с.

Гаврина С.Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст ]: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. — Ярославль: «Академия развития», 1998. — 385с.

Здоровьеформирующее физическое развитие [Текст ]: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. Шилкова И.К., Большев. А.С., Силкин Ю.Р.и др. и др., М.: Владос, 2001.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.С.Рузина. Пальчиковый игротренинг [Текст]: серия: Психология детства. Современный взгляд. — М:, 2006. — 220с.

Казакова Ирина Сергеевна. Учимся рисовать и лепить животных [Текст]/ И.С. Казакова — М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с.

Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение [Текст]. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» / Т.Г. Лебедева, Т.М. Геронимус. — М.: Учитель, 2008. — 105с.

Лепка [Текст ] / сост. Левадный В.С. — М.: ООО «Аделант», 2003. — 192с.

Мишарева Е.И. О структуре труда в начальных классах [Текст] / Е.И. Мишарева // Начальная школа. — 2010. — №11. — С.56-59.

Пименова Е.П. Пальчиковые игры [Текст ] / Е.П. Пименова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 221с.

Плутаева Е. Развитие мелкой моторики [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. — 2005. — №3. — С.27-34.

Подласый И.П. Педагогика [Текст ]: учебник. В 2 кн. / И.П. Подласый. — М.:ВЛАДОС, 2003. — 256с.

Петрова И.А., Яременко Е.О. Программы общеобразовательных учреждений [Текст]. Начальные классы. Часть 2 / И.А. Петрова. — М.: Просвещение, 2002.-400с.

Сокольникова, Наталья Михайловна. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Н.М. Сокольникова.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-368с, ил.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст].- М.: Просвещение, 2003 год.-258с.

Уткин П.И. Народные художественные промыслы [Текст] / П.И. Уткин, Н.С. Королева. — М.: Высшая школа, 1992. — 160с.

Шаграева О.А. Детская психология [Текст]: теоретический и практический курс: учеб. пособие / О.А. Шаграева. — Владос, 2001. — 368с.

Приложения, Приложение 1, Конспект урока для 2 класса., Тема: «Сервиз. Лепка»

Цель : создание условий для уточнения и расширения представлений об особенностях работы с пластическими материалами.

Задачи : образовательные: создавать условия для уточнения представлений о работе гончара; расширения и систематизации знаний о наборах посуды развивающие: создавать условия для развития умений целеполагания и планирования; формирования коммуникативных умений (умения договариваться, распределять работу) при работе в группах; для развития оценочной деятельности воспитательные: создавать условия для формирования уважительного отношения к людям труда Ожидаемые результаты: Личностные результаты: Доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности. Уважительное отношение к результатам труда своих одноклассников. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Предметные результаты: Умение готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы. Умение убирать рабочее место. Умение выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности. Умение самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения — свое или высказанное другими. Способность применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. Называние свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке. Выявление и формулирование учебной проблемы совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий).

Планирование практической деятельности на уроке. Способность предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работа с учителем по совместно составленному плану. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Познавательные УУД: Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Умение находить необходимую информацию в учебнике. С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов. С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно. Коммуникативные УУД: Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Умение вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Вступать в беседу на уроке. Выполнять предлагаемые задания в паре, в группе. Оборудование : пластилин, стеки, сухие тряпочки, влажные салфетки, основа для работы с пластилином, фартуки, компьютер, выход в интернет, карточки — помощницы. Условные обозначения : л — личностные УУД, п — познавательные УУД, к — коммуникативные УУД, р — регулятивные УУД,

Ход урока (45 минут)

Орг. момент (1 минута)

Учитель: Ребята, человек, который любит своё дело, желает добиться успеха, всегда содержит своё рабочее место в порядке.

Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места. Все ли готовы к уроку и всё ли у вас готово?

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе на уроке. Показатели реального результата цели этапа: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД: формирование личностной заинтересованности (л).

Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

Определение цели, задач урока (6минут)

Учитель: -Ребята, какой праздник приближается? (8 марта.)

Учитель: Самый дорогой человек для каждого из нас это мама, и лучший подарок для мамы — это какой подарок? (Подарок, сделанный своими руками).

Предлагаю превратиться в человека той профессии, которая вам нравится больше всего. Какой продукт своего труда вы бы подарили маме? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, каждый мастер выполняет свою работу, давайте посмотрим на карточки, которые лежат на ваших столах:

кулинар/ цветочные букеты дизайнер/ вкусные блюда портной/ оформление зала столяр/ посуда гончар/ стол флорист/ платье

Учитель: Сможете ли вы составить задание к карточке.

Дети придумывают задание сами. (Например, соединить название профессии с продуктом.)

Учитель: Посмотрите на материалы, которые мы приготовили, посмотрите на картинки. Мастерами какого дела будем?

(Ответы детей.)

Учитель: Сегодня предлагаю стать мастерами гончарного дела. Гончар создаёт свои работы (посуду) с помощью глины, а мы будем создавать свои шедевры с помощью чего? (пластилина).

Ребята, если я Вас попрошу сформулировать тему урока, сможете ли Вы это сделать? (Ответы детей) Учитель: Будем изготавливать посуду из пластилина. А что мы должны для этого сделать?

Дети: — Определить план работы на уроке. Мы уже определили тему, цель урока. Ещё нам нужно узнать какую посуду можно изготовить, вспомнить основные способы лепки посуды из пластилина, выполнить работу, оценить её.

Учитель: Посмотрим сервизы, которые изготовили мастера. Работа по учебнику с.94 и просмотр картинок (1.Кофейный сервиз из золота, 2.Чайный сервиз) (дети анализируют, делают вывод о том, что форма, размер, цвет каждого набора для посуды зависит от фантазии мастера, и, конечно, для каждого сервиза существует свой единый стиль; учитель помогает, направляет работу детей) Как известно, посуда Гжель расписывается вручную. У каждого художника есть свой особенный почерк, поэтому посуда Гжель индивидуальна и неповторима. Хохлома — старинный русский народный художественный промысел (промыслом обычно называют занятие, которое может принести доход для жизни мастера и его семьи).

Название промыслу дало село Хохлома.

Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Для хохломской росписи типично сочетание красного и черного цветов с золотистым. (3. Сервиз «Гжель», 4.сервиз «Хохлома»

Ребята, на уроке мы часто употребляем слово «сервиз», понимаете ли Вы значение этого слова? Какие способы получения нужной информации вы знаете? (словари, интернет…) Дети выясняют значение слова «сервиз» (пользуются толковыми словарями, используют интернет).

Учитель: Что мы узнали о сервизе? (Ответы детей.) (В состав чайного сервиза входят: чашка, блюдце, чайник, сахарница, сливочник.)

Учитель: Значит, уважаемые мастера гончарного дела, что мы должны изготовить на праздник для своих мам?

Дети: Сервиз. Цель этапа: Создать условия для формулирования детьми темы, цели, задачи урока Показатели реального результата цели этапа: с помощью подводящего диалога учителя дети формулируют тему, цель, задачи урока. Формируемые УУД: Умение осознавать и формулировать тему, цель, задачи работы с помощью учителя. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Планирование работы (3 минуты)

Учитель: Ребята, возможно ли одному человеку выполнить такую большую работу в срок? Значит, как будем работать?

Дети: Будем работать в группах. (Дети объединяются в группы по интересам по 4 человека.)

Учитель: Уважаемые мастера — знатоки своего дела! Нам нужно определить план нашей работы. Смотрим на карточки — помощницы, выбираем из списка только нужное:

Договоримся о том, как будем работать. (Выбираем цвет, размер, форму предметов, входящих в набор посуды, помним о времени, отведённом на работу)

Порисуем фломастерами на свободную тему.

Определим, как будем оценивать работу.

Распределим работу среди участников группы.

Дети выбирают (убирают пункт «Порисуем фломастерами на свободную тему»), формулируют план работы в группе.

Цель этапа: Учить планировать практическую деятельность на уроке. Показатели реального результата цели: с помощью карточек дети учатся планировать деятельность на данном уроке (учебную деятельность, любой вид деятельности).

Формируемые УУД: Развитие умения выделять часть в целом (п).

Развитие умения анализировать новую учебную ситуацию (п,р).

Формирование умения работать по алгоритму, разработка плана. Осознание процессуальности учебной деятельности (р).

Умение планировать свою практическую деятельность вообще, а в данном случае, учебную. Умение подготовить своё рабочее место, содержать его в порядке.

Работа по плану в группах (15 минут)

на стол кладём пластиковую основу или клеёнку;

— после работы с пластилином вытираем руки сухой тряпочкой, затем — влажной;

— соблюдаем порядок на рабочем столе.

Дети называют свойства пластилина: рабочее состояние пластилина — кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет придаваемую ему форму. Важное свойство пластилина — пластичность или тягучесть. Ещё одним свойством пластилина является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому, если кусок слишком размягчился и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив в холодной воде или в холодильнике.

Учитель: Время работы, уважаемые гончары, ограничено. По моему хлопку закончим работу. Цель этапа: учить детей работать в малых группах по плану. Формируемые предметные результаты: работа с пластическими материалами. Показатели реального результата цели этапа: дети работают в малых группах (на данном уроке — по интересам).

Формируемые УУД: осознание особенностей групповой работы (к).

Развитие телесного чувства товарищества (к, р, л).

Умение работать всем классном, развитие ощущения единого коллектива. (к, л).

Умение работать по плану (р).

Умение анализировать (п).

Закрепление умения работать в группе (к).

Осознание процессуальности учебной деятельности (р).

Осознание личных затруднений. Знание выхода из затруднения — попросить помощь у учителя, у одноклассника (п, к, р).

Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Оценивание по карточкам, выставка работ (5 минут), Физминутка (2 минуты)

Выбираем нужное (карточки на столах:

-Работа выполнена аккуратно /неаккуратно.

-Умею рисовать/ не умею рисовать.

— Работа выполнена полностью/ не полностью.

— Сервиз получился красивым/ некрасивым. Учитель: Дружные и умелые мастера! Оцените свою работу! Дети выбирают нужное (убирают пункт «Умею рисовать/ не умею рисовать), оценивают свою работу

Цель этапа: учить работать по карточкам, показ результатов урока. Показатели реального результата цели этапа: дети работают по карточкам, выбирают нужные пункты, оценивают свои работы; показывают свои работы окружающим.

Формируемые УУД: умение объективно оценивать результат своей практической деятельности; умение представить на всеобщее обсуждение результат своей работы. Развитие умений оценивать свою работу в соответствии с коллективно составленными правилами (р).

Формирование положительного подкрепления полностью выполненной работы (к, л).

Домашнее задание: (1минута), Рефлексия: (5 минут)

Учитель: Украсят ли наши работы праздничный стол? Сможем ли мы подарить подарок мамам? Всё ли успели сделать? (причины неудач, если таковые есть) Каждый ли мастер работал в группе усердно, качественно? (причины неудач, если есть)

Учитель: Ребята, сегодня мы прекрасно справились с работой. Почему? Дети: Работали вместе.

Учитель: Завершить урок, ребята, предлагаю пословицами о труде. Какие пословицы вы знаете? (дети проговаривают пословицы, объясняют смысл)

Учитель: Ребята, я предлагаю пословицу: Уменье и труд все перетрут. (пословица записана на доске) (Дети объясняют смысл)

Учитель: Любой человек, который хочет быть успешным, всегда ставит перед собой реальные, достижимые цели. Выбирает к этой цели лучшие пути.

Но стремиться к лучшему, конечно, легче командой, группой. Поэтому, ребята, нужно учиться слушать, слышать другого человека, учиться высказывать свое мнение, учиться договариваться. Нужно для работы запасаться терпением, трудолюбием.

Вот почему вы получили результат, который порадовал не только вас, но и окружающих. Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть).

Показатели реального результата цели этапа: дети рассматривают свою работу и другие, делают вывод о работе на уроке с помощью диалога с учителем.

Формируемые УУД Развитие умения анализировать учебную цель (р).

Закрепление положительной мотивации на учебную деятельность (л).

Воспитание чувства классной общности как целого (к).

Приложение 2, Учащиеся 1-2 классов на занятиях лепкой, Приложение 3, Работы учащихся 1-2 классов