О роли синтаксиса

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая

смысл высказывания известного лингвиста А. А.

Реформатского: «Что же в языке позволяет ему

выполнять его главную роль – функцию

общения? Это синтаксис». Аргументируя свой

ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного

текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных

предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или

публицистическом стиле, раскрывая тему на

лингвистическом материале. Начать сочинение Вы

можете словами А. А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее

70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный

текст (не по данному тексту), не оценивается. Если

сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких

бы то ни было комментариев, то такая работа

оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым

почерком.

3. Роль синтаксиса в общении

В переводе с греческого слово

«синтаксис» означает «построение» и

прямо указывает на необходимость

упорядочивания единиц языка.

Возникновение синтаксиса

вызвано потребностью людей в

общении, их стремлением

организовать свою речь так, чтобы

наилучшим образом передать

информацию и эмоции.

Иначе говоря, мелких единиц языка слов — недостаточно для того, чтобы

выразить многообразие человеческих

эмоций и сложность мыслей; для

полноценного общения

необходимы более крупные синтаксические — единицы.

4.

5.

Черёмуховый дед

(1)Лето. (2)Солнце разливает мед по сотам дворов, раскрашивает яркой зеленкой

пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу

11 стр., 5411 слов

Конспект русского языка «Подготовка к сочинению- рассуждению ...

... «Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!» Вот такие проблемы волную ваших сверстников А вас?. …Да, ребята, часть « ... ём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без ...

разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: “На воротах Пашка и Митька!”

(5)Футболисты! (6)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех

пор, пока мамино: “Домой!” не разобьет последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч.

(7)Как и в моем детстве.

(8) Помню, мальчишкой идешь по бульварам, утопленным в аромате черемухи, и под

ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листоверток. (9)Возьмешь такой

в руки, и, если не уснула в нем в предвкушении крыльев хозяйка, выскользнет из

убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства:

тронешь ее хрупкий кокон — и подарит, встревоженная, давно забытую историю…

(11)Был у нас во дворе дед.

(12)Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под

тенистой раскидистой черемухой в самом центре двора и там просиживал до самого

вечера.

(13)Чей это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (16)Детству не интересна старость.

(17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летнего двора. (18)Дед никогда не

заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на

школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишками соседнего района.(19)Там не

было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на

разных краях песочного поля.

(20) Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в

колени, Пашка и Митька грудью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь

команды и славу лучших голкиперов школы, нам и не приходилось. (21)Поэтому день,

когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и

не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь

хозяева всех чемпионатов и властители турнирного календаря!

(23) Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была

закончена, он медленно обошел их, опираясь на палочку, и ушел со двора. (25)“Согнали

старика”, — нахмурился мой отец.

(26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлеченные

игрой, и ему пришлось обратить на себя внимание негромким окликом:

(28) — Орлы! (29) А ну подь-ка сюда!

6.

(30)Дед принес нам мяч. (31)Настоящий, из черно-белых шестиугольников, тугой — не чета

нашему затертому серому сдутышу! (32) “Чего рты раззявили? (33)А ну на поле — марш!”

(34)Из нагрудного кармана рубашки он достал настоящий судейский свисток и

оглушительно, на весь двор, свистнул.

(35)Мы капитулировали. (36)Мальчишескую спесь, напускное презрение к футбольным

советам отцов, наши позиции в мальчишеском рейтинге игроков — все отрезал и оставил в

прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона

того лета держали равнение на сухонькую фигурку в тени черемухи.

(38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьей. (39)Мы внимали ему не дыша,

пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить

7 стр., 3182 слов

На марийском языке про маму

... Ее все уважают и любят. Я очень горжусь своей мамой. 4. Сочинение на тему мама для 1, 2 класса Мама – это самый родной и близкий человек для всех людей. ... ё своими поступками. Делаю дома сюрпризы для мамы, чтобы у неё всегда было хорошее настроение. Моя мамочка лучше всех! Урок марийского языка «Мемнан ешна» (Наша семья ) 5 класс ...

противников и прорываться к их воротам.(40) У него был слабый голос, и он не мог

кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук

раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещенный прием, или

осмеливался схитрить, или позволить себе играть в полноги. (42)Дед не выкрикивал имен,

но каждый, замирая, думал: “Не мне ли свистят?”, и каждому казалось, будто дед смотрит

на него одного, и каждый старался не подвести старика. (43)За какие-то три месяца лета мы

стали самой честной, самой бесстрашной, дисциплинированной и почему-то самой

дружной командой района.

(44)А потом дед пропал.

(45)Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный

театр по абонементу… (46)Вечером пятницы я пришел домой, толкнул открытую дверь родители, видимо, только что сами вернулись с работы — неслышно ступил в коридор и

услышал, как мама со вздохом спросила отца: “Как же Коле объяснить, что деда больше

нет?».

(47)- Мама!?

(48)Она обернулась, ахнула:

(49) — Колечка, мы хотели сказать…

(50)…Во всем нашем пацанячьем детстве не было слез горше…

(51)Наша дворовая команда продержалась до самого выпускного. (52)И до самого

выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного

поведения. (53)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (54)Самым

страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черемуховому деду

усомниться в том, что его уроки честности — перед командой, противником и, в первую

очередь, перед самим собой — прошли не зря.

(По Павловой О.)

7. Вспоминаем изученное

Единица

коммуникативного синтаксиса

  • высказывание, т.е. отрезок

речи, выполняющий

коммуникативную функцию,

соответствующий целям

общения.

8. Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объед

Любая система состоит из множества элементов, которые

находятся в связях друг с другом, образуют одно целое.

Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и

формируют уровни (ярусы) языка:

Единицы

Уровни

Предложение

Синтаксический

Части речи (словоформы)

Морфологический

Лексемы (слова)

Лексический

Морфемы (части слова)

Морфемный

Фонемы (звуки)

Фонемный

Основная функция языка – коммуникативная –

реализуется через синтаксис. Это та ступень

грамматического строя языка, на которой

формируется связная речь.

9. Основные синтаксические единицы

Словоформа — это минимальная единица

синтаксиса, слово в определенной

грамматической форме.

Словосочетание — объединение двух или

нескольких словоформ. Это назывная,

номинативная единица.

Предложение — грамматически

организованное объединение слов,

обладающее смысловой и интонационной

законченностью.

Сверхфразовое единство — объединение

5 стр., 2343 слов

(По Ю. Бондареву). А28. Какое из высказываний не соответствует ...

... практически не бывает кессонной болезни. Прочитайте текст и выполните задания А28А30; В1В8; С1. (1)Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное оружие. (2)Гладко отшлифованный металл офицерских «парабеллумов» ... изобретению акваланга. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Изобретение акваланга связано с методом борьбы ...

нескольких предложений, призванных раскрыть

одну микротему (например, строфа

стихотворения).

Текст — композиционно завершенное

произведение.

10. Синтаксические связи между синтаксическими единицами

  • Подчинительная
  • Сочинительная
  • Предикативная (между главными

членами предложения)

  • Полупредикативная (связь, которая

обнаруживается при обособлении

второстепенных членов

предложения)

  • Присоединение (к основному

высказыванию присоединяется

вторичное высказывание)

11.

Слово

называет предметы

Словосочетание

называет

отношения

между предметами

Простое

предложение

называет

ситуации

Сложное

предложение

называет

отношения

между ситуациями

отдельные

12.

Предложение как коммуникативная единица

синтаксиса.

В коммуникативном аспекте предложение

рассматривается прежде всего как носитель

актуальной для говорящего информации, ради

сообщения которой он и высказывается. В

коммуникативном плане предложение

двучленно: в нем выделяются два компонента

  • тема , то есть исходный пункт высказывания,

содержащий уже известную слушателю

информацию, и

  • рема, то есть сообщение о теме, та новая

информация, ради сообщения которой и

предпринимается высказывание. Рема есть

ответ на действительный или

подразумеваемый вопрос о теме предложения.

13. Классификация предложений по коммуникативной цели

Все

высказывания

делятся на два

основных типа:

  • невопросительные

(цель – передача

информации) и

  • вопросительные

(цель – поиск

информации).

14. Невопросительные высказывания

Повествовательные

(информирующие)

Повествовательные

высказывания

содержат

глагольные формы

изъявительного или

сослагательного

наклонения.

Фильм уже

закончился.

Я хотел бы

посмотреть

этот

спектакль.

Побудительные

(побуждающие к

действию)

Побудительные

высказывания

содержат формы

повелительного

наклонения или

инфинитив в

императивном

значении.

Приходи

поскорее!

Стоять! Ни с

места!

15. Классификация функционально-смысловых типов вопросительных высказываний.

Вопрос направлен

на поиск

информации –

общей или частной

Что у вас нового? Как ты

сдал экзамен?

Вопросительные

высказывания

направлены на

сообщение

информации.

Кто в силах удержать

меня?

Это ли не свидетельство

его ума?

16. Кроме того…

Синтаксис — языковый

уровень, на котором

15 стр., 7385 слов

Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе

... предложений по цели высказывания в печатных СМИ (на примере журналов "MINI" и "Лиза"). Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить и проанализировать типы предложений по цели высказывания в текстах ... объем информации. В зависимости от вида товара или услуги, в текст ... тему (исходный пункт высказывания) и рему (то, что сообщается по этой теме). Поэтому типология предложения делится на ...

объединяются и

взаимодействуют

все языковые

образные средства,

не существующие в

тексте изолированно, а

функционирующие в

синтаксической

единице — в

предложении.

Львова С.И.

17. Выразительные возможности синтаксиса

Выразительные возможности синтаксиса

Синтаксис текста

может передавать

дополнительную

  • смысловую,
  • эмоциональную

информацию;

  • вызывать различные

состояния

(напряженности,

взволнованности,

восхищения, радости,

негодования и т.п.)

18. Экспрессивные возможности структуры предложения

  • При оценке экспрессивности и художественного

своеобразия текста можно сопоставить

предложения из текста с абстрактной моделью

идеального предложения: в ней предложение

является

  • двусоставным,
  • полным,
  • распространенным /очень незначительно/,
  • неосложненным,
  • с прямым порядком слов и
  • типичными способами выражения членов.

Чем больше отличается предмет анализа от

модели, тем он интереснее в стилистическом

отношении.

19. Исследуем текст

Намеренное

использование

повторяющихся

союзов

Выделяет

отдельные

слова,

подчеркивает

единство

перечисляемого

Укажите номера предложений

(приведите примеры из текста)

Градация

Расположение

однородных

членов по

возрастающей

или убывающей

значимости

Последовательно

усиливает или

ослабляет

названные

предметы,

явления,

действия

Укажите номера предложений

(приведите примеры из текста)

Инверсия

Нарушение

прямого

порядка слов