Учимся писать -рассуждение на дискуссионную тему — КОНСПЕКТЫ УРОКОВ — РУССКИЙ ЯЗЫК — МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ — ЗВОНОК НА УРОК

Сейчас вы должны вспомнить всё, что знаете о типах речи.

Перед вами ряд слов, распределите их в 2 столбика: в одном должны быть названия типов речи, а в другом – стили речи:

Художественный, описание, разговорный, повествование, научный, рассуждение.

Работа с теорией: объяснение нового материала.

Сейчас, ребята, вы должны быть особенно внимательными и запоминать материал, потому что он будет для вас новым. Запишите то, что на доске.

Как вы понимаете слово «рассуждать”?

Информационное сообщение

Текст-рассуждение:

Отвечает на вопрос: почему?

Имеет три части:

а) тезис (то есть утверждение, которое нужно доказать);

б) основную часть — аргументы (предоставляются доказательства, доводы и примеры);

в) вывод (обычно совпадает с той мыслью, которая высказывается в начале текста).

Организация дискуссии.

Перед вами на доске два текста, прочитайте их и выскажите своё мнение на заданную проблему.

Текст 1

Я считаю, что клички человеку не нужны.

Во-первых, кличка унижает достоинство человека.

Во-вторых, человеку при рождении родители дают имя. Это имя становится для человека самым дорогим подарком от родителей.

Из всего сказанного следует, что клички человеку не нужны. Каждый человек вполне способен обходиться собственным именем.

Найдите здесь утверждение и доказательства.

С чем перекликается вывод?

Текст 2

Я считаю, что клички человеку нужны.

Во-первых, человек устаёт от своего имени. Ведь с самого детства его называют по имени, а это очень скучно.

Во-вторых, кличка говорит о человеке гораздо больше, чем имя. Называя человека по имени, я о нём ничего не могу сказать. Услышав же его кличку, я могу понять, с кем я общаюсь.

5 стр., 2087 слов

По предмету «Культура речи» : «Текст. Средства связи предложения в тексте»

... конкретизируют тему текста. Примером параллельной связи между предложениями в художественном произведении является монолог Печорина: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем ... срок сообщить людям о свежих новостях. Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы. Задача речи: воздействовать на массовое ...

Следовательно, среди друзей и знакомых лучше обращаться к человеку по кличке, а не по имени.

Поделитесь своим мнением на тему «Нужны ли клички людям?”

Словарная работа:

Составьте устно предложения со словами: тезис, аргумент

Запись домашнего задания: написать сочинение-рассуждение «Нужны ли клички людям?”

Создание устного высказывания.

Сформулируйте тезис на тему «Нужны ли клички людям?”. Какими словами можно его начать?

— На мой взгляд, я считаю, мне кажется, я уверена, что..,

Какими словами можно начать аргументы?

— Во-первых, во-вторых, в-третьих, хочу привести свой пример, я встречалась с подобной ситуацией, когда..

Какими словами можно сделать вывод?

— Следовательно, из всего сказанного следует, что…, итак, значит.

Физкультминутка.

Подведение итогов

Вспомните, какую цель ставили мы перед собой в начале урока?

Достигли этой цели или нет?

Оценка работы класса

Описание, повествование, рассуждение

Художественный, разговорный, научный

Сочинение-рассуждение

Рассуждать, значит, доказывать

Утверждение: клички человеку не нужны.

Доказательства: кличка унижает человека;

Имя – это подарок родителей

Считаю, что клички не нужны.

Считаю, что клички нужны.

Я написал тезис своего сочинения.

У меня было в споре мало аргументов.

Запись домашнего задания

Запись слов

Запись слов

Запись слов

Физкультминутка

Научиться писать текст типа рассуждение.