Домашнее задание — право или обязанность учащихся

Эссе

Домашнее задание — право или обязанность учащихся.

Обязанность без права есть рабство, права без обязанности – анархия.

Фелисите де Ламеннэ, французский писатель, философ и публицист.

Всему есть начало. Начало конца. Конец моего урока: «Записываем домашнее задание» и есть начало моей работы, моего домашнего задания. Думаю, полезно оказываться в роли ученика, испытать то, что переживают твои ученики. Я бы даже назвала подобное «стрессовым состоянием», ведь со временем у учителя развивается «синдром отличника»: вдруг это не то, вдруг это будет неверный ответ.

Ну что ж, выбора нет. Надо писать домашнее эссе. А надо – это право или обязанность?.

Разберемся в значении слова «право». Право – совокупность норм, правил, регулятор общественных отношений. Что из этого следует? Школа представляет собой некую модель общественных отношений учеников, учителей и родителей. Для всех этих категорий существуют определенные права, нормы, правила, регулирующие эти отношения. У одних – право учиться, у других – учить, у третьих – обеспечить содержание и воспитание своего ребенка.

Что же стоит за правом учиться? Прежде всего – получать знания, качественные, глубокие. Этому способствует профессионализм учителя. Как сумеет учитель построить путь образования ученика, так ученик сможет более обстоятельно получать знания. А.В.Луначарский отмечал, что «образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь!». Урок, даже самый лучший, оставляет лишь 20% знаний. Остальное ученик должен восполнить за счет домашней учебной работы через выполнение домашних заданий и самостоятельной домашней работы. Но здесь возникает вопрос: а сами ученики это понимают? Насколько велика сознательность учащихся в выполнении домашнего задания? Это осознает взрослые, прошедшие путь самостоятельного постижения знаний. Именно поэтому Н.Г. Чернышевский писал: «Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными знаниями». Часто учащиеся полагаются на только на знания, вынесенные с урока, а вину за отсутствие таковых возлагают на учителя. Отчасти согласна. Но… при этом должна быть гарантия ученика, что на уроке он работал на все 100%. Так ли это бывает? Современный ребенок в большей части иждивенец в приобретении знаний.

23 стр., 11428 слов

Психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию

... в семье. Предмет - психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию. Гипотеза: женщины, подвергавшиеся домашнему насилию, характеризуются высоким уровнем невротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности, ... сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Если конфликт имеет ...

Не желающий добывать знания в самостоятельной работе, он идет восполнять недостаток знаний к репетитору. В практике наблюдаю следующее. В нашем лицее обучается 50% учеников, проживающих в городе, и 50% учеников, приехавших обучаться к нам из городов и сел республики. «Городские» учащиеся по сравнению с «республиканскими» более обеспечены материально, к домашним заданиям относятся в большей части недобросовестно, особенно в 10-11 классах. Они могут позволить себе репетиторство, тем самым восполнив пробелы в знаниях. «Республиканские» учащиеся, не имея финансовых средств, более добросовестны в выполнении домашних заданий, полагаясь на собственный труд в достижении знаний. Прав был в своем высказывании К. Лихтенберг, немецкий ученый и публицист, утверждая, что «накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно».

Начиная рассуждение, мы отталкивались от научного определения термина «право». Право с позиции ученика – это «хочу делаю, хочу нет». Я провела небольшой опрос среди моих одиннадцатиклассников по вопросу эссе. 80% опрашиваемых ответило, что это их право «выполнять или нет», т.к. они сами знают нужны ли знания по этой теме. А реальные знания проверяют самостоятельные и контрольные работы. И это рассуждают одаренные дети! Абсолютно подменяя понятие «право» понятием «свобода выбора». 7% ответило, что это «обязанность». Но при этом мотивация весьма «детская», чтобы усилия педагога не пропали даром. Но в принципе эти 87% пришли к выводу, что вольны выбирать, что из предложенного учителем задания выполнять дома. Почему? Тот вариант домашних заданий, которые предлагают учителя, утратил для учеников практическую значимость, не интересно для них. Набор задач и упражнений не удовлетворяет интерес ученика к познанию, к нацеливает на самостоятельное получение знаний. И только один ответ порадовал меня как педагога-гуманитария(сразу скажу, что эта девушка готовится к поступлению га гуманитарную специальность).

Цитирую: «Домашнее задание – это право ученика, ведь упражнения и задания являются дополнительной частью учебного процесса. Ученик вправе закрепить пройденный материал…»

Что ж тогда вторая часть вопроса – обязанность? Обязанность – то, что подлежит безусловному выполнению, синоним слова «долг». По определению, домашнее задание – это обязанность учащихся. Но большинство современных учеников понимают слово «долг» — навязывание чьей-либо воли. Отсюда и неприятие слова «обязанность». А ведь в каждом учебном заведении прописаны правила поведения учащихся, основанные на Конвенции ООН о правах ребенка и охраняемые Законодательством РФ, где отмечено, что «учащиеся обязаны выполнять домашние задания». У своего 14-летнего сына спросила, как, по его мнению, право или обязанность. Он, задумавшись, ответил, что, конечно, обязанность. При этом я уточнила, обязанность — как мне ходить на работу? При этом он хитро улыбался. Его ответ – скорее закрепленное воспитанием чувство ответственности, потому что домашнее задание для него наказание, как он сказал, повинность.

10 стр., 4847 слов

Правовое государство Обществознание. Блок «Право»

... Ж. Д’Аламбером в том, что истинное равенство граждан состоит в одинаковом подчинении их законам, которые и являются гарантом равенства прав и возможностей. Именно равенство всех перед законом и обеспечивает истинное равенство, то есть соблюдение прав и уважения человеческого достоинства всех граждан независимо ...

Где же истина? Или этот вопрос из разряда логических парадоксов? Я думаю, это две стороны одной медали.

Домашнее задание – право ученика, но в том понимании, что ученик имеет право получить хорошо продуманный учителем ряд заданий, способствующий самостоятельному освоению знаний, помогающий ученику с интересом осваивать предмет.

Домашнее задание – это обязанность ученика, закрепленная документально, своего рода долг.

При этом я бы из формулировки темы убрала слово «учащихся» и вот почему.

Домашнее задание – право учителя в выборе подходов к задаванию домашней работы, но с позиции получения учениками качественного образования.

Домашнее задание – обязанность учителя по созданию системного подхода к задаванию домашней работы, критериев оценивания домашней работы, что в целом создает качественную оценку этой работы, так чтобы работа ученика не канула в Лету.

Вернемся к эпиграфу. Разговор о правах и обязанностях необходим, чтобы среди участников, партнеров учебного процесса – учителей и учеников — не было ни «рабов», ни «анархистов».