Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы

Домашняя работа

Выступление учителя русского языка и литературы

1 категории Барышевой Н.И.

на педагогическом совете МОУ Михайловской СОШ

Дата: 12.04.2016г.

Тема выступления:, Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы

Домашние задания — один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросове­стности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной на­грузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку — самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по раз­ным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организа­ция домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашни­ми заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, пред­лагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с ме­тодикой домашних заданий. Нельзя:

1) завышать объем предлагаемой домашней работы;

  1. перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом

    развития их самостоятельности);

  2. предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал,

    который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосиль­-

    ным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на

    домашнюю работу);

  3. задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений

    36 стр., 17627 слов

    Внеклассная работа по иностранному языку

    ... работ учащихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку; 4) представить собственную методическую разработку по творчеству У. Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по иностранному языку ... организации внеклассной работы по иностранному языку В основе функционирования системы внеклассной работы по ...

    сущности предлагаемых упражнений;

  4. предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым

    еще ни разу не выполнялись на уроке;

  5. давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при-

    водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;

7) допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличива-

ют время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докла-

дов, домашние сочинения и т. д.);

8) увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;

  1. не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их

    работоспособности;

  2. отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без ука-

    зания на то, какие это именно источники и где их можно найти.

Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устранению перегрузки учащихся во время домашней работы.

Существуют хорошо известные рекомендаций медиков-гигиенистов, касающиеся режима дня и сна школьников, их недельной занятости и строго определенного времени на домашние задания (в соответствии с возрастом и режимом дня).

Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объ-ема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необ-ходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны за-трачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX — XI — до 4 часов.

При правильной организации домашних заданий учитываются следующие па­раметры:

  1. объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);

  2. ее содержание;

  3. сложность предлагаемой работы;

  4. степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;

  5. методика задавания;

  6. подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

    Остановимся подробно на каждом из этих параметров.

Объем (дозировка) домашних заданий.

Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.

13 стр., 6208 слов

Проблема карманных денег у детей и подростков (на примере Германии ...

... ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. Впрочем, эти суммы вполне посильны немецким семьям, ведь на ... анкетирование; анализ и синтез. Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал можно применять на уроках иностранного языка, обществознания, географии. Для более полного раскрытия ...

Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.

В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), осо­бенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.

Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно пре­вышать указанной нормы.

Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, тре­бовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбо­ром или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем ра­боты, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.

Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление

конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соот­ветствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных про­изведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предваритель­ной подготовкой, в ряде случаев — как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ;ученик, ник, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, соста­вит таблицу и т. д.

Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивиду­альную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.

Содержание домашних заданий.

По своему содержанию задания могут быть связаны с материалом одного только урока или с материалом ряда уроков (задания к обобщающим урокам).

Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основ­ного задания) повторение ранее изученного.

В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объ­емного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесооб­разно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для бо­лее качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения неболь­шое по объему и интересное по содержанию упражнение.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... должна получить проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, поскольку правильно организованная, она способна активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся. Однако проектная и исследовательская деятельность - это не одно и тоже. Е.Л. Ерохина в своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: ...

Поскольку тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие

мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.

В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды уп­ражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упраж­нения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструи­рованием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классифи­кация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для до­машней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.

Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников — все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.

Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную те­му, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, соста­вить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тща­тельной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охот­но, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанно­го восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описании виденного в театре).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эффективности, каждого из них в данном конкретном случае.

Сложность домашних заданий.

Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписыва­ние сначала одних грамматических категорий, потом других (например, снача­ла действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «дейст­вительное причастие + существительное» и причастные обороты с дейст­вительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) сло­восочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).

Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поис­ковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают ак­тивный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изу­чаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу уче­ники часто делают в классе.

22 стр., 10504 слов

Методика словарной работы на занятиях чтения в начальной школе

... обогащения словарного запаса младших учащихся на занятиях чтения. Цель работы - изучить методику словарной работы на занятиях чтения в начальной школе. Задачи курсовой: определить теоретические аспекты словарной работы на занятиях чтения в начальной школе, рассмотреть опытную педагогическую словарную работу на занятиях чтения ...

Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом долж­ны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.

Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних зада­ний.

Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоя­нии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети долж­ны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них навыков и умений самостоятельной работы. Учитель, апеллирующий только к памяти учащихся: «прочти­те», «повторите», «запомните»,- недостаточно заботится о развитии мышле­ния учеников, об активизации их умственной деятельности на уроке. Упор на запоминание, однообразие заданий притупляют внимание учеников, мешают развитию их познавательной активности, и в результате увеличивается загру­женность учащихся во время приготовления домашних заданий.

Организуя домашнюю работу как самостоятельную работу учащихся, учитель дает рекомендации, помогающие детям самостоятельно работать дома. Если при выполнении работы учащимся потребуются дополнительные источники и материалы (словари, «Детская энциклопедия» и др.), то учитель должен кон­кретно сказать, к каким книгам нужно обратиться и как их использовать.

Вполне самостоятельно и успешно выполнить домашнюю работу учащиеся могут в том случае, если у них сформированы навыки самостоятельной работы; навык правильно распределись время, работать с учебником, словарями, до­полнительной литературой, конспектировать, составлять планы заданных пара­графов, связно их пересказывать. Такие навыки облегчают работу дома.

К самостоятельной работе учащихся побуждают домашние задания, со­держащие в себе элементы новизны, требующие от них творческого подхода, смекалки.

Методика задавания домашних заданий.

Традиционной стала ошибка в построении урока, когда домашнее задание учитель дает «под звонок» или после звонка. В таких условиях не может быть в речи о разъяснении рациональных приемов выполнения домашних заданий. Чтобы учащиеся успешно справились с домашней работой по русскому языку, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми разъяснениями.

Домашнее задание может даваться на разных этапах урока: после объяснения и закрепления нового материала (т. е. в конце урока) и после проверки преды­дущего домашнего задания (т. е. в начале урока).

Полезно записать задание на доске, а если есть время, то попросить одного-

двух учащихся повторить его. Этот момент урока правильно организованный учителем, снимет негативные стороны домашней работы и подготовит ученика к успешному выполнению задания в отведенное для этого время.

Хорошо, если учитель умеет учесть и то обстоятельство, что существует оп­ределенная динамика работоспособности в течение недели: понедельник — пе­риод включения; вторник, среда — период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни — период спада.

2 стр., 933 слов

Педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над м

... уделяется работе над описанием природы, которая основана на наблюдениях самих учащихся. Эти сочинения ... их. образными и деловыми. В начальной школе следует использовать следующие типы ... сочинения в виде отзывов в качестве домашнего задания. Но предварительно нужно провести подготовку на уроке. В ... учителю важно развивать у детей естественные потребности к этому виду творчества. Когда ученик работает над ...

Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

Если ученик затрачивает на домашнюю работу больше положенного времени, то можно говорить и о неправильной дозировке домашних заданий, и о недос­таточном руководстве домашней работой со стороны учителя, которое не должно ограничиваться требованием обязательной записи в дневниках и на доске. Организация выполнения детьми домашнего задания — одна из повсе­дневных работ учителя. Важно учесть все параметры, способствующие хоро­шему выполнению домашнего задания, в том числе дифференцированный под­ход к учащимся, и найти, если не для каждого, то для отдельных групп школь­ников, оптимальный вариант домашней работы.

Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют более полно учесть различия в уровне познавательных возможно­стей учащихся. Одним из способов дифференцирования работы являются за­дания на выбор, когда учащиеся могут выполнить любое из двух — трех заданий. При такой системе можно предложить и одно из таких заданий, которые ис­пользуются в школьной практике редко (ведь если дается одно задание для все­го класса, оно должно быть посильно для каждого ученика).

К таким редким заданиям относятся задания аналитико-синтетические (когда требуется логиче­ская переработка изученного материала) или синтетические (построение связ­ного высказывания).

На фоне заданий аналитических (работа по образцу) такие домашние задания воспринимаются как новые, нетрадиционные и позволяют учащимся проявлять собственную инициативу. Задания на выбор могут быть предложены на текстовом материале одного упражнения, что обеспечивает комплексную работу над текстом и дает детям возможность попробовать силы в различных видах работ, проявить себя с лучшей стороны. В составлении та­кого задания есть свои трудности, но там, где ученик делает свободный выбор, домашняя подготовка, как правило, идет успешнее.

Учитель может указать время на выполнение каждого задания. Это дисципли­нирует учащихся, формирует привычку выполнять работу в отведенный для этого срок. Научить детей работать и дома сосредоточенно, не отвлекаясь и не засиживаясь дольше положенного, — это очень важно для повышения успевае­мости учащихся.

Задания типа сочинения требуют предварительной подготовки к ним (состав­ление плана, чтение художественных текстов на определенную тему, показ примеров составления подобных сочинений и т. п.).

Но и обычное упражнение должно быть предварительно разъяснено. Ученик имеет право задать вопросы по домашнему заданию и во время его объяснения, и во время проверки. Привычка выяснять то, что затрудняет в работе, свиде­тельствует о заинтересованном отношении к предмету.

Само разъяснение учителем домашнего задания должно вестись обстоятель­но, но без излишней детализации. Чтобы учащиеся правильно поняли сущность задания и порядок его выполнения, учитель должен показать образец выполне­ния, т. е. разобрать аналогичные примеры или первые примеры из предлагаемо­го упражнения учебника и т. п.

Полезно также предусмотреть время для этого, чтобы учащиеся на уроке по­вторили задание и показали, как они будут его выполнять. Такой работы тре­буют упражнения на сопоставление грамматических явлений, упражнения с комплексными заданиями, упражнения, в которых нужно не только выполнить работу по образцу, но и уяснить суть модели, упражнения творческого характе­ра и др., в то время как задания к упражнениям на списывание текста со встав­кой орфограмм или знаков препинания в таких подробных комментариях не нуждаются.

3 стр., 1134 слов

Активное обучение биологии в форме дидактических сказок (работы ...

«Сочини сказку!» - самое любимое домашнее задание. И вот , что у нас получилось…, Путешествие в мир ... 6 классе. Из всех предметов больше всего она любила биологию. Однажды, делая биологию, она уснула… И вдруг она очутилась в необычном ... перемещаются вместе с целлюлозой в одном направлении, вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить движение цитоплазмы. Движение цитоплазмы способствует ...

Давая задание, нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы, к каким спра­вочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять.

Я не касаюсь вопросов проверки домашнего задания, так как это особая мето­дическая проблема, хотя считаю необходимым подчеркнуть, что эффектив­ность выполнения домашней работы связана с тем, как учитель контролирует самостоятельную домашнюю подготовку учащихся.