Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся

Приступая к раскрытию данной темы эссе, необходимо разобраться в ключевых понятиях и терминах. Итак, давайте посмотрим, что такое «этика гражданственности».

Этика гражданственности осмысляет общепризнанные меры, регулирующие отношения в системе «человек-общество-государство»; формирует гражданско-политическое самосознание человека. Это означает, что люди обязаны воспринимать справедливость и нужность тех морально-идеологических ценностей, более буквально выражающих их интересы как граждан государства и членов общества.

Таким образом, развитое гражданско-политическое самосознание может помочь осуществить в жизнь эталон гражданского общества целостной системы духовных, общественных и финансовых отношений между людьми и организациями, независящей от государственной власти.

У педагога стоит важнейшая задача построения самосознания и самоопределения учащегося. Он — мощнейший инструмент воздействия на разум и психологическую модель школьника, именно он формирует политическую культуру ребенка.

Политическая культура, как определение, возникло недавно: в 1963 г. в книге «Гражданская культура» (авторы Г. Алмонд и С. Верба)-особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

Политическая культура – это особый катализатор, снижающий степень политических рисков, дестабилизирующих качество взаимодействия всех субъектов соцотношений и влияющих на уровень отношений государства, социнститутов и человека.

Для меня основа этики гражданственности – личностная свобода, свобода выбора между «хорошо» и «плохо; необходимость отвечать за свои действия и поступки, осознание этого, признание факта того, что каждый имеет право на свое мнение, и это мнение должно быть выслушано и мирно обговорено; умение уважать окружающих и считаться с ними; формирование уважительного отношения ко всем социальным пластам; моральное и психическое равновесие; ценностное и нравственное ориентирование.

В эпоху информационных войн очень важно научить учащихся разбираться в потоке информации, льющейся со всех сторон, уметь отличить правду от лжи, быть уверенным в себе и уметь отстаивать свою точку зрения, не причиняя вреда окружающим.

7 стр., 3448 слов

Особенности формирования политической культуры

... политическая культура - всего лишь политический аспект общей культуры, а отсюда и единые источники формирования и культуры вообще, и ее политического вида в частности. Политическая культура - противоречивая система, в которой в динамичном отношении ... в обществе значительно возрастает интерес к политическим наукам, изучаемая нами проблема приобретает особое значение. Г. Спенсер, исследуя сложнейшие ...

К сожалению, с течением времени, научить этому становится намного сложнее, ведь дети словно отказываются думать и рассуждать, послушно повинуясь любой информации, не взвешивая и не оценивая ее, а сложные политические и экономические условия привели к утрате многих духовных и нравственных ценностей не только в обществе в целом, но и даже внутри института семьи. Чтобы вернуть все на круги своя, необходимо патриотическое воспитание, причем это воспитание должно идти с самого раннего возраста, что говорит о необходимости и работы с родителями.

Патриотическому воспитанию нельзя научить за определенный курс. Оно созревает и взрастает по мере укрепления человеческого самоопределения и самосознания. Оно должно быть таким, чтобы ребенок учился быть гражданином, что означает, что он должен знать свои права и обязанности, чтить и уважать законы и традиции той страны, где родился и вырос, уметь отстаивать свои права и защищать свои интересы, свою семью, свою родину, свое Отечество. Помимо этого, он также должен терпеливо относиться к остальным народностям и расам, для этого существует термин «толерантность». Искоренить жестокость и грубое отношение к тем, кто не нравится или не подходит по тому или иному социальному статусу. Нужно научить учащегося быть добрым и милосердным.

При правильном патриотическом воспитании вырастают люди с высокой гражданской позицией, благодаря которым появляются такие гражданские организации, как волонтёры, различные общества защиты животных, помощь нуждающимся людям, благотворительные фонды; в моменты серьезной опасности такие люди объединяют группы и организуют, например, поиски пропавших и т.п.

Я считаю, что формирование политической культуры учащихся связано с историей, экономикой, культурой, с уровнем образования и воспитания. К сожалению, в наше время утрачена такая ценность, как коллективность: каждый старается жить для самого себя, не обращая внимания на окружающих; меньше проводят (или не проводят совсем) времени со своими родственниками; сейчас мало кто общается даже с соседями на одной лестничной клетке. Это большая потеря, обусловленная искусственным отчуждением посредством СМИ и интернет. Необходимо научить школьника видеть все вокруг себя, стать участником происходящего, быть заинтересованным, увлеченным полезными и правильными делами. Государство, понимая эту проблему, ввело ФГОС 3 поколения, который реализуется в каждом учебном заведении. Одним из его задач является воспитание учащихся как гражданина и патриота.

Этика гражданственности – это фундамент нравственного основания политической культуры учащихся и идеальным результатом ее инициализации является уважение к закону, гражданская ответственность, владение личностными свободами, умение критически мыслить и ориентироваться в информационном потоке, здраво и свободно рассуждать и оценивать происходящее, быть носителем и ценителем гражданских и демократических ценностей, норм морали и человеческих принципов. Проще говоря, она помогает человеку стать Человеком.