Работа актера над ролью

Министерство культуры Челябинской области, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, Челябинский колледж культуры, Кафедра постановки театрализованных представлений, Заочная форма обучения, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, По предмету «Основы актерского мастерства»

«Домашняя работа актера над ролью»

Челябинск, 2011., Задание № 1. Самостоятельно изучить и изложить раздел «Домашняя работа актера над ролью», Раздел «Домашняя работа актера над ролью». Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера»

Как известно, К.С. Станиславский считал, что на домашнюю (внерепетиционную) работу над ролью актер должен расходовать не меньше девяноста процентов общего количества труда и времени, потребного для создания сценического образа. Соответствует ли этому расчету практика подавляющего большинства актеров? К сожалению, далеко не соответствует. Большинство актеров предпочитают работать главным образом на репетициях. Многие полагают, что работать над ролью дома — это значит без конца твердить на разные лады текст своей роли с целью нахождения соответствующих чувств, интонаций, жестов. Трудно придумать что-нибудь вреднее такого способа актерской работы. Ничего, кроме штампов, в результате такого «метода» родиться не может.

В чем же должна заключаться домашняя работа актера над ролью?

  • Определение актерской сверхзадачи.

Прежде всего установим необходимое условие для начала этой работы. Нельзя начинать домашнюю работу над ролью, если в процессе коллективных застольных репетиций вместе с режиссером и другими актерами не раскрыто идейное содержание пьесы, не определена сверхзадача будущего спектакля, не понято идейно-художественное значение данной роли в системе образов данной пьесы. Иначе говоря, чтобы начать работу над ролью, актер должен ясно и четко ответить себе самому на вопрос, ради чего он будет играть данную роль в данном спектакле, — иначе говоря, определить свою актерскую сверхзадачу.

  • Изучение жизни персонажа.

Первым этапом домашней работы над ролью является изучение самой жизни. Идея художественного образа, выражающая сущность того или иного явления жизни, только тогда творчески плодотворна, когда она живет в сознании художника, наполненная богатством своего конкретного жизненного содержания в виде отдельных фактов, событий, человеческих лиц. Плохо, если знание жизни у художника носит только абстрактный характер. Богатство конкретных наблюдений — необходимое условие истинного знания жизни, необходимое условие художественного творчества.

10 стр., 4685 слов

Роль общения в работе медицинской сестры

... общения помогут устранить эту проблему. Философия общения и отношения медицинского работника к пациенту была озвучена еще до нашей ... расслабленная и отражать эмоциональное состояние. Закрытая поза Поза медицинской сестры при общении говорит о манере держаться, культуре медицинской сестры, ... знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле. Используя речь как ...

Художник должен уметь, во-первых, наблюдать жизнь и, во-вторых, обобщать свои наблюдения, делать из них определенные выводы. Истинное знание — единство явления и идеи, конкретного и абстрактного.

Разумеется, личный опыт актера и его непосредственные жизненные наблюдения — лучший источник познания жизни. Однако если пьеса рисует жизнь, отдаленную от нас временем или пространством и, следовательно, недоступную непосредственному наблюдению, то актеру ничего не остается, как воспользоваться всякого рода косвенными источниками: материалами литературными, живописными, публицистическими, художественными, иконографическими, в которых жизнь данной эпохи и данной общественной среды нашла свое наиболее правдивое и яркое отражение.

Итак, мы рассмотрели первый этап домашней работы актера над ролью, состоящий в изучении жизни образа. Его значение — в накоплении запасов творческой пищи для последующей работы актерской фантазии. Никакого другого источника, кроме жизни, откуда фантазия художника могла бы черпать необходимый материал, в природе не существует. Продуктивность работы фантазии художника прямо пропорциональна тому знанию жизни, которое он успел накопить. Знание жизни — основа всей последующей работы актера над ролью

  • Фантазирование о роли

Одним из наиболее интересных и плодотворных приемов в этой области является следующий.

Не менее важную роль, чем описанный прием, может сыграть в домашней работе актера фантазирование о прошлом образа с целью создания его биографии . Нужно так нафантазировать биографию образа, чтобы она жила потом в сознании актера (в его памяти, в его воображении) совершенно так же, как живет в сознании любого человека его собственная биография. А собственная биография каждого человека живет в его памяти не в форме отвлеченных определений и характеристик, а главным образом в форме чувственных переживаний, живых воспоминаний и конкретных образов.

Создавая биографию образа, актер должен плоды своего вымысла относить к самому себе, фантазировать не в третьем лице, а в первом, то есть всегда думать и говорить о своем герое «я», а не «он». Чтобы процесс фантазирования был не рационалистическим, а образным, не абстрактным, а чувственно-конкретным, актер должен полюбить в этом процессе детали, живые подробности, сообщающие фактам, создаваемым фантазией, неповторимое своеобразие и жизненную достоверность. Ведь и реальные факты живой действительности прочно укореняются в нашей памяти именно благодаря деталям. Чувственно воспринимаемая деталь — это как бы крючок, при помощи которого факт прикрепляется к нашей памяти. Благодаря деталям рожденные вашей фантазией события будут переживаться вами так, как если бы они произошли на самом деле, и помогут, таким образом, вашему внутреннему превращению в образ.

3 стр., 1133 слов

Химия в повседневной жизни человека — роль, значение и ...

... здоровья пользоваться всеми достижениями современной химии. Польза химии Вещества, полученные химическим путем, используют в медицине. Они помогают сохранить больным людям жизнь, поддерживают здоровье. Одно из достижений ... Пример: уксусную кислоту нельзя употреблять, не разбавив большим количеством воды. При работе с чистящими гелями, пастами, надо надевать перчатки. Нельзя употреблять слишком ...

Задание № 2.

В 9 семестре студентами гр. 5 ПТП был сделан коллективный творческий показ, целью которого стало освоение практических навыков при создании эстрадного номера. Студентами были сделаны попытки создания эстрадного номера. В целом, работы были представлены как наработки номера в связи с тем, что были выставлены короткие сроки подготовки.

На примере номера «Каратэ», проанализирую свою актерскую работу и работу однокурсников в номере. Отмечу, что недостатков больше чем плюсов. Если сравнить актера с айсбергом (то, что мы видим на поверхности, является лишь малой частью того, что спрятано внутри), то можно заметить, что наша игра напоминала скорее перевернутый айсберг: все на поверхности, внутри очень мало. Это связано с тем, что не была проведена домашняя работа актера над ролью. На репетициях и на самом выступлении было создано большое количество штампов, отработанных приемов, которые применяются актерами из раза в раз. Над ролью никто не работал, это минус, но следствием этого стала импровизация. С уверенностью замечу, что большинство смешных моментов родилось на самом показе. Партнеры оказывали воздействие друг на друга, пытались действовать органично. Но эта задача была выполнена не в полной мере. Актерская работа была слабой.

Упражнение №1.

Сделайте жест, внутренне задержавшись вниманием на его начале и конце. Отграничьте его таким образом от всякого до и после. Изучите этот жест, как бы прост он ни был, повторив его несколько раз. Начните работать над его четкой формой. Смысл упражнения заключается не только в том, чтобы найти четкую форму для данного жеста, но главным образом и в том, чтобы пробудить в вашей душе чувство формы. Переходите к новому жесту только после того, как вы получите эстетическое удовольствие от изученного, легко выполняемого и хорошо сформированного жеста.

Проделайте тот же жест в вашем воображении. Добейтесь и в этом случае эстетического удовлетворения. Перейдите к более сложным жестам.

Работайте таким же образом над словами и фразами. От простых и коротких переходите к более сложным и длинным.

Перейдите к коротким импровизациям, стараясь во время игры сохранять, по возможности, чувство формы. В импровизации может оказаться много “начал” и “концов” — старайтесь мимолетно отметить их в своем сознании. Избегайте резкости, которая может вкрасться в ваши упражнения. Это может случиться, впрочем, только если ваше представление о форме станет слишком внешним. Живая форма зарождается не вовне, но внутри, в душе.

Встаньте прямо, спокойно, без напряжения. Сосредоточьтесь на мысли: “мое тело есть форма”. Рассмотрите мысленно форму вашего тела. Начните двигаться (также спокойно и просто), сознавая: “мое тело есть движущаяся форма”. Повторяйте это упражнение ежедневно.

Упражнение №2.

Представьте себе центр в вашей груди. Из него излучаются жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки и ноги. Ощущения крепости, гармонии, здоровья и тепла пронизывают ваше тело.

27 стр., 13305 слов

«Современный танец»………………………………………………………………61 Приложение ...

... телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения. Целью обучения современным танцем служит умение передавать заданные эмоции и чувства. Современная хореография ... приходит не сразу. Человек, начавший заниматься хореографией должен обладать такими ... включающую в себя много партерной работы, много прыжков и падений. ...

Начните двигаться. Импульс к движению исходит из центра в груди. Следите, чтобы плечи, локти, бедра и колени не задерживали излучения из центра, но свободно пропускали их через себя. Осознайте эстетическое удовлетворение, которое получает ваше тело от такого рода движений.

Делайте простые жесты: поднимайте и опускайте руки, вытягивайте их в различных направлениях, ходите вперед, вправо, влево, назад, садитесь, вставайте, ложитесь и т.п., представляя себе, что ваши руки и ноги начинаются не от плеч и бедер, но из середины груди, от воображаемого центра. Двигаясь в пространстве, представляйте себе, что центр в груди ведет и направляет вас.

Перейдите к более сложным движениям и простым импровизациям, сосредоточив внимание на центре в груди, импульсирующем ваши действия. Продолжайте упражнения, пока ощущение центра не станет для вас привычным и не будет требовать особого внимания.

Воображаемый центр в груди должен постепенно вызвать в вас ощущение, что ваше тело становится гармоничным, приближается к идеальному типу.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/rabota-aktera-nad-rolyu/