Создание сценического образа. Образ «маска»

Искусство актёра – это искусство создания сценических образов.Так, в одном из видов сценического искусства (драматического, балетного, оперного, эстрадного и так далее), актёр, исполняя роль, уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Принимая на себя роль действующего лица, исполнитель во время выступления ни на минуту не выходит из образа играющего рассказчика или лирического героя, сливаясь с ним настолько, что зритель порой отождествляет личность актёра с его персонажем. Непосредственно в самом выступлении происходит максимальное сближение социальной и художественной ролей, поэтому образ рассказчика или лирического героя является отредактированным образом самого артиста. Большинство режиссёров создают свои произведения, в которых происходит совпадение сценического образа с самим исполнителем. Подобное сходство, конечно, всегда способствует успеху спектакля, ведь зрителю импонирует общение с актером, который, будто бы выступает от своего собственного лица со своими мыслями и чувствами. Но, постоянная работа актёра с однотипным образом влечёт за собой неблагоприятные последствия: отсутствие развития актёрских способностей, шаблонность и «режим ожидания» подходящего образа.

Если же актёр находится в постоянном контакте с одним сценическим образом, то этот образ всё равно должен развиваться и видоизменяться, иначе интерес зрителя к нему в скором времени пропадёт.

Чтобы создать сценический образ, необходимо проделать большую работу как режиссёру, так и актёру. Что у режиссёра, что у актёра есть так называемая индивидуальная домашняя работа, в которой они творят над образом по-отдельности, но есть и совместное сотворчество, где сценический образ уже приобретает свою окончательную «огранку».

Для правильного построения сценической роли режиссёру необходимо как следует определить особенности самого исполнителя. Во-первых, это его личные качества, которые будут дополнять будущий образ. Во-вторых, это внешние данные актёра: его черты лица, телосложение, цвет волос и так далее. И, в-третьих, его актёрские способности куда также входит владение речью и пластикой тела. Как уже говорилось выше – правильно подобранные образы составляют большую часть успеха всего спектакля или мероприятия в целом.

Актёр, получивший роль от режиссёра, начинает работу над будущим образом: определяет и создаёт действенную линию поведения персонажа в событиях и предлагаемых обстоятельствах пьесы, проводит отбор его действий уже в процессе репетиций, выявляет черты характера своего героя. Актёру важно определить не только, что делает персонаж, но и мотив — почему он совершает это действие, ради чего? То есть, перед актёром стоит важная задача – понять внутренний мир своего героя, сблизиться с ним, зажить его мыслями и чувствами, влезть в его кожу.

2 стр., 780 слов

Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании ...

... героя. Таким образом, портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» имеет важное значение как в психологической мотивировке образа-персонажа, так и в композиционной структуре всего произведения. На этой странице искали : портрет печорина образ Печорина ... Лермонтов описанию глаз Печо­рина, предвосхищая будущее толстовское определение глаз как зеркала ... о том, что на лице ге­роя оставили след пережитые ...

«Домашняя работа» режиссёра и актёра выполнена, теперь нужно приступить к совместной работе над образом.Задача режиссёра состоит в подлинном изображении жизни на сценической площадке. Поэтому режиссёр вместе с исполнителем в процессе репетиций должны создать «живого человека», который существует пока лишь в голове.

Режиссёру необходимо помочь актёру увидеть ту жизнь, которая отражена в пьесе и лежит за текстом, увидеть время, людей и эпоху. Нужно увлечь актёра – исполнителя с позиции жизни, тогда на сцене появится сама жизнь.

Процесс перевоплощения начинается с первых пережитых мотивов своего образа эмоционально, когда нервная система актёра взбудоражена.

С этого момента актёр начинает оправдывать поступки своего героя, его мысли и чувства. Также начинает меняется и его взгляд на мир, меняется ритм, походка – актёр обретает другую манеру поведения, новую характерность. Как поясняет К.С. Станиславский: «Перевоплощение не в том, чтоб уйти от себя, а в том, что в действиях роли вы окружаете себя предлагаемыми обстоятельствами роли и так с ними сживаетесь, что уже не знаете, «где я, а где роль?». Вот это настоящее, вот это и есть перевоплощение» [25, с.167].

Маска – элемент древней и современной культуры. Её рождение заточено в недрах мифологии и фольклора, которые раскрывают характер создавшего её времени и общества. Образ, заточённый в маске, может рассматриваться как особый способ игрового высказывания, выражающий сложившиеся особенности этноса, его истории, жизни, бытаи менталитета.

Главная функция масок – создать с их помощью определенный образ (животного, предка, духа, бога и т. д.) и в этом облике «от лица изображаемого образа» действовать. Маски несут в себе понятия в переносном смысле, то есть имеют метафоричное начало.

История «масочности» огромна: праздники Диониса, ритуальная культура, средневековые карнавалы, комедия дель арте, скоморошевство, цирковое искусство. Во всех этих явлениях подразумевалось лицедейство определённых персонажей с закрепленными условными характерами. Эти характеры были зафиксированы на масках, надетых на лицо действующих «актёров», которые отображали лишь одно единственное, типичное для персонажа выражение, не имеющих никакого движения или развития характера.

Зрители с удовольствием принимали эту «условную игру», ведь сокрытие под маской и последующее «разоблачение» исполнителя часто оборачивалось интересным моментом действия для всех окружающих. Маска преобразовывает внешность, интригует, соединяет символический лик с реально видимым, тем самым моделируя новый образ.

18 стр., 8751 слов

От маски к маскараду

... “Беседы о русской культуре”, Л.Стариковой “Театральная жизнь старин-ной Москвы”, П.Муратова “Образы Италии”. Редакция Античный театр Из греческой ... и праздничную красочность этим спектаклям придавали яркие костюмы и маски. Театральное искусство Шри-Ланки (до 1972 г. – Цейлон) целиком ... венком из плюща на голове, на котурнах, с трагической театральной маской в одной руке и мечом или палицей – в ...

На ранних этапах, когда маска была основой для ритуальных действ, носила в себе сакральные и религиозные знаки. Маска в ритуале – это предмет веры. Ритуал и его символика является носителем информации, выраженной системой ценностей, передаваемых в живой игровой форме с использованием масок. Маска – как постоянный символ и инструмент ритуала.

В средневековых карнавалах и маскарадах маска имеет тесную связь с пародией и гротеском. Ряженые олицетворяли всевозможные пороки людей: алчность, похоть, лицемерие. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирический жизненный материал. Главная черта карнавалов средневековья – перевёрнутый мир, инверсия принятых представлений. В маскарадах средневековья маска в прямом смысле служила человеку, помогала скрыть свое истинное лицо. С помощью маски человек становился другим: раскрепощенным, «дурным», совершая некие грехи. Именно из средневековых карнавалов и маскарадов родился итальянский театр масок.

В комедии дель арте актёр на начале своей карьеры выбирал себе образ, то есть маску, которую, как правило, ему приходилось играть всю оставшуюся жизнь. Актёру не обязательно знать своего персонажа, достаточно знать сценарий его сюжет и предлагаемые обстоятельства. Само действие создавалось путём импровизации. Более того, персонажи-маски итальянского народного театра (Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин) переходили со своими характерами из пьесы в пьесу, из спектакля в спектакль.

В театре XX века феномен маски заявил о себе не только как инструмент театра «представления», но и как его смысловой знак. Театральной маске присущи как прямые, так и опосредованные, типологические связи с маской ритуала, обряда, карнавала и маскарада.

В драматургии нового времени маска становится знаком духовных и эстетических поисков, средством преодоления глубинного кризиса, раскола между личностью и цивилизацией. Как уже упоминалось выше – в средние века маска служила предметом смены внешности, неким вторым лицом. Современность привнесла видоизмененное значение маске – разрыв моральных и нравственных связей с окружающим миром, трагичная раздвоенность, утрата своего лица и истинной сущности.

В истории культуры моделирование образа в маске связано, прежде всего, с импровизацией и ассоциативным мышлением.

Нынешний театр провоцирует режиссёров обратить внимание на этот древний, но по-прежнему выразительный театральный знак. Ведьмаска способна отразить в себе многие черты, присущие постмодернистскому искусству: тяготение к деконструкции, открытость, ироничность как форма разрушения, много вариантность толкования, утрата своего «я», обращение к игре и аллегории, карнавализация и перформанс, конструктивизм, в котором используется иносказание.