Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»

МОУ «Ситцевская СОШ», Нуреева О.П., Конспект урока, Тема: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека», Место занятия в учебном процессе:

Данная тема изучается в комплексе с произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Это первый урок по произведениям, посвященным Великой Отечественной войне. Домашним заданием к уроку было прочитать рассказ «Судьба человека» и нарисовать обложку к этому рассказу.

Цель занятия:

  1. Рассказать о личности писателя;

  2. Проанализировать рассказ. Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе?

  3. Актуализация метапредметных умений.

  4. Провести словарную работу.

  5. Прививать патриотизм по отношению к родине, воспитывать чувство гордости за наших героев в Вов.

Форма урока

Объем и содержание изучаемого материала

Объем текста небольшой, рассказ, возможен подробный анализ на уроке.

Используемые методы обучения:

  • слово учителя;
  • беседа с учениками;
  • словесное рисование;
  • использование наглядных пособий, музыки

Ожидаемые результаты: ученики должны справиться с анализом текста рассказа, и написать сочинение на тему «В чём сила русского характера», на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

Ход урока:

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с произведениями Михаила Александровича Шолохова, какие произведения мы уже изучили?

«Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».

(слайд №1)

(слайд №2)

(слайд №3)

В 1950 – е годы Шолохов публикует рассказ «Судьба человека», в котором показывает, каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе, не смотря ни на что.

7 стр., 3291 слов

Рассказ о ванюшке судьба человека. Образ и характеристика ванюшки ...

... поработаем с фрагментом из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ответы учеников, связанные с ... родному сыну ничего не надо, я-то зачем буду лезть? Судьба Ванюши по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Урок внеклассного чтения Предмет: литература. Класс: 5. Цель – обсуждение ...

Об этом и наш разговор на уроке, итак тема нашего урока: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека».

Вы дома все прочитали рассказ и подготовили свою обложку к книге с этим рассказом.

презентация обложки

  • Почему вы выбрали для обложки именно такие образы?

(ответ)

(слайд №4) такая обложка на многих книгах и слова Шолохова:

Используемые методы обучения  1

Посеешь привычку — пожнёшь характер,

Посеешь характер — пожнёшь судьбу.

Нет, не только во сне плачут пожилые,

Поседевшие за годы войны мужчины.

Старая истина Михаил Шолохов.

Мы можем использовать как эпиграф к нашему уроку.

  • В эпиграфе встречается слово “характер”, как вы понимаете слово “характер”?

Словарная работа:

(слайд № 5)

Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ) .

Какие положительные черты характера мы можем назвать?

(слайд №6 Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность .)

  • Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, тем, выявляя черты его характера.

3. Анализ текста

(Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» — от слов: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная…” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку “по душе”. (“Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета… И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!” – так рассказывает о своей жене Соколов).

Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А “старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали”. Скопили они деньжонок и поставили себе домишко, недалеко от авиазавода. «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты – стало быть всё в порядке».

В чём же видит Андрей Соколов счастье?

Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

  • Подчёркиваем те черты характера Андрея, которые помогли ему в мирной жизни.

Хочется закончить рассказ словами: “И жить ему без бед до старости”.

3 стр., 1326 слов

По рассказу «Судьба человека». Андрей Соколов — пример мужества, ...

... слово СУДЬБА, поэтому домашнее задание будет связано с раскрытием понимания этого слова. Домашнее задание: напишите сочинение на тему « Андрей Соколов – пример мужества, ... ли он прочитался? - На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? (До войны, война, после ... должны определить, какими чертами характера обладал герой в разные периоды своей жизни. Составление кластера. - 2 ...

Что же так изменяет установившийся порядок в семье?, В мир, построенный бережно и любовно, врывается война.

(слайд №7)

Я знаю, никакой моей вины, В том, что другие не пришли с войны., В том, что они — кто старше, кто моложе —, Остались там, и не о том же речь,, Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А. Т. Твардовский

Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.

Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?

(слайд №8)

( Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» — от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)

Каким чувством наполнены воспоминания Андрея об этом прощании?

Да, его воспоминания полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи…” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете…” Возможно, что-то предчувствовала…

И вспоминается плач Ярославны,, И видится готовность мудрой Февроньи на своих плечах вынести из беды мужа.

  • Какие сравнения мы встречаем в этом отрывке?

“моя прижалась ко мне, как лист к ветке”,

“сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”.

Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку.

Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь…

И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лозовеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. “Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка”.

Исторический комментарий

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата…”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

3 стр., 1475 слов

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа ...

... трудно становится дышать...» Главный герой «Судьбы человека» Андрей Соколов испытал многое в своей жизни. Сама история, в образе войны, вмешалась и сломала судьбу Соколова. Андрей попал на фронт в мае ... оставаться человеком! И судьба его героя, Андрея Соколова, подтверждает эту мысль. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…”

  • Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

Да это эпизод с условным названием «Вызов к Мюллеру»

Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?

  • Кто такой Мюллер?

Мюллер — очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает.

Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности.

Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.

Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.

Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

Дороги ли нам его слова?

признал враг

С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова.

Мы подчёркиваем в характере героя

стойкость, самоотверженность, храбрость

щедрость.

(Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми.)

Остался ли в плену Андрей Соколов?

Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”.

Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?

Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.

2 стр., 803 слов

Аргументы к сочинению роль искусства в жизни человека

... создает продукт. «Свеча горела» М. Гелприна О роли искусства в жизни человека повествует рассказ Майкла Гелприна «Свеча горела». Навыки механического труда развивают человека физически, точные науки – умственно, и только ... у своих юных воспитанников. Поэтому тайком от своих хозяев, он обращается к учителю литературы, чтобы освоить базовые знания. Механический объект, названный Максимом, «поначалу ...

  • И что же впереди?

слайды (№ 12 — 15)

Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.

(Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

Жестоко обошлась судьба с солдатом.

Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы.

Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

(слайд №16)

И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах.

Человек должен жить будущим.

Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

Человек может ожесточиться,

не сможет спокойно смотреть на детей, которые напоминали бы ему своих.

В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить.

Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя.

Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

Кто кого нашёл?

Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.

И описания Шолохова стали ярче, красочнее .

сравнения

Прямая оценка

“Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил:

«Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»”

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы

подарить счастье

любовь другому человеку.

Жизнь продолжается.

Жизнь продолжается и в самом герое.

В этом проявляется сильный характер человека.

К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца.

доброту, любовь, тепло,

(слайд № 17)

черты характера Андрея Соколова

От кого мы узнаём историю главного героя?

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему.

Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего.

“Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”.

композицию “рассказ в рассказе”,

Обратим наше внимание на описание природы

Оно косвенно отражает чувства повествователя. Находим в тексте доказательства.

Солнце светило горячо, как в мае”, — скажет он в начале рассказа. “Солнце светило так горячо…” — повторит он там же. Чувство успокоенности владеет им: “Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству…”

3 стр., 1263 слов

«Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу ...

... -го века. В рассказе «Судьба человека» перед нами проходит целая человеческая жизнь, жизнь, перечеркнутая войной... Сама история в образе кровавой войны вмешалась и сломала судьбу Соколова. Андрей попал на фронт в ... кого это получатся, становятся героями таких замечательных произведений. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

И вот встреча с чужим горем, с несмываемой временем бедой — и словно всё подёрнулось серой, безрадостной пеленой. Восприятие всего вокруг меняется.

(слайд №18)

Всё так же лениво шевелил сухие серёжки на ольхе тёплый ветер; всё так же, словно тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни” .

Почему к этому эпизоду подобрана именно эта музыка?, Оказывается, слова текста созвучны музыкальной композиции.

Там, в лесу, всё гармонично, закончилась трудная зима, на смену ей приходит весна, символ новой жизни, как бы ни было плохо и тяжело в прошлом, жизнь продолжается и нужно жить дальше,

так и в природе на смену зимнему умиранию природы приходит весеннее чудотворное оживление её.

( читает ученица) Стихотворение Муссы Джалиля «Цветы»

Война была в родном краю,, Пожары были и метели., Горели воины в бою,, Деревни, города горели., Была за родину война,, Земля взрастила нас борцами,, И та земля напоена, И кровью нашей, и слезами., В крови, в слезах мы шли вперёд,, И победило наше дело., Весна пришла, весна цветёт, И землю в пышный цвет одела.

4. Подведение итогов

В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?, Словарная работа, Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования

4. Будущее, то, что случится

  • В каком значении слово «Судьба» употреблено в рассказе?

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять.

В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

(слайд №21)

(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.)

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

  • Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?

Верно, уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал, и его не убили.

Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни.

“Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”

Зачем автор вводит в рассказ образ предателя?

1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.

2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.

3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.

слайд № 22

  • Почему Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова»?

Действительно, писатель тем самым подчёркивает обобщённое значение повествования.

5 стр., 2200 слов

Исследовательская работа по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»

... Тема рассказа «Судьба человека» – история жизни главного героя, Андрея Соколова. Это рассказ – размышление о том, какова судьба человека на войне. ... и уже начало попахивать жаренным…»). Наиболее ярко характер Андрея Соколова раскрывается в условиях фашистского плена, за колючей ... язык другого человека. Научимся воспринимать текст как собственные переживания. Подготовимся к сочинению-рассуждению на ...

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему

«В чем сила русского характера» на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

(слайд № 23)

Урок закончу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова:

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.