Урок развития речи (7 класс)

совершенствование умений писать сочинение-рассуждение, выбирать языковые средства для выражения мысли

Предметные УУД, Метапредметные

Тип урока урок развития речи с использованием ИКТ

Вид урока: комбинированный (сочетание различных видов)

Методы и приёмы, Оборудование:

. Проблемное

задание.

. Проблемное

задание.

Словарь урока

Основные понятия: сочинение-рассуждение, музей, музейный экспонат

Предварительная работа:

Материал для работы — упражнение 193.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Мотивация.

    слайд Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

  1. Актуализация опорных знаний

1. Работа со словарём:

2. индивидуальное задание РТ Рыбченковой стр 46 (задание 3)

3. Проверка домашнего задания . зачитать 1-2 текста об экспонате

4. Словарный диктант

— Эти словарные слова пригодятся нам сегодня на уроке.

5. Фронтальный опрос знание теоретического материала.

Слайд восстановите схему.

РАССУЖДЕНИЕ

спомним теоретический материал

  • Что из себя представляет текст-рассуждение? (Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от означающих отвлеченные понятия).

— Как строится текст — рассуждение? (Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чём-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

9 стр., 4496 слов

Уроки развития речи для 9 класса

... Домашнее задание. - Отредактировать черновой вариант сочинения, озаглавить и закончить свою творческую работу в тетради. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 120 города Донецка» Конспект урока-развития речи по ... Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… Послушайте образцы сочинений-рассуждений на экологическую тему: 1. Слово «экология» в переводе с греческого означает ...

Слайд Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению? (В нём обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) …, б) …, в) … и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы — убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод)

РАССУЖДЕНИЕ, Доказательство размышление объяснение

  1. Определение темы урока. Целеполагание .

Слайд Эпиграф:

— Есть ли в Черноморском музей?

— Как он называется?

-Как часто мы с вами бываеи в Черноморском историко-археологическом музее?

— Что вам больше всего нравится в музее?

Вывод: я считаю, что человека с детства надо приучать к культуре, приучать понимать настоящие произведения искусства. А еще музеи помогают узнать историю нашей страны, историю мира и жизни человека на земле

Вы уже увидели на столе много наглядности, и она вам очень знакома.

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке?

— Назовите тему урока?

— Какие цели ставим перед собой?

— Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни информация, полученная на сегодняшнем уроке?

  1. Объявление темы и целей.

— Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и подготовитесь к написанию сочинения – рассуждения на следующем уроке. Слайд Тема урока Развитие речи. №9 Сочинение-рассуждение

  1. Работа по теме урока

Слайд Проблемное задание.

— Сообщение толкования слов

античность

Термин «амфора» ы, ж. В античности: большой, с узким горлом и двумя ручками, сосуд для хранения вина, масла, зерна. || прил. амфорный, -ая, -ое-

Термин «ваза» ы, ж. Сосуд изящной формы для фруктов, цветов или декоративный.II уменьш. вазочка, -и, ж. В. для варенья. II прил. вазовый, -ая, -ое(спец.).

12 стр., 5536 слов

Рассуждение : «Нравственный человек для меня»

... от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом. Сочинение-рассуждение на тему: «Нравственный человек для меня» Что такое нравственность? С одной стороны, это ... будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно. Сочинение на тему нравственные поступки ЭССЕ на тему: «Принципы нравственной оценки поступка».учитель начальных классовПожарской ОШI–IIIступенейСултанова Лемара ...

«экспонат»

  1. Физминутка

  2. Работа по теме

Слайд Представляю вашему вниманию историю от имени экспоната Фрагмент рассказа «Коллекционная вещь» Тибора Фишера, современного английского писателя.

Главный герой его произведения — ваза, коллекционная вещь, но внимательное прочтение

позволяет понять, что на самом деле она коллекционирует людей, а не люди её.

Ваза отмечает все явления, связанные с людьми: внешность, действия, типы поведения, перечисляет всё, связанное с её жизнью (её крали, она тонула и т. п.).

Ваза говорит, что предпочитает богатых и почтительных коллекционеров, но готова стать собственностью и человека среднего достатка, и даже неимущего. За её жизнь с ней очень много всего случалось, и она далеко не всегда стояла в чьей-то коллекции: «Кем только я не была! И чашкой для взбивания мыльной пены, и уксусницей, и урной с прахом, и шкатулкой для драгоценностей, и вазой, и мышеловкой, и чашей для вина, и бетономешалкой, и ночным горшком, и мензуркой, и абажуром, и плевательницей, и ведёрком для угля, и птичьим насестом, и музейным экспонатом, и божеством.

Если молчать как рыба и всё покорно сносить, то люди из тебя и не то сделают! Так что у меня жизнь не сахар — а ведь я пять тысяч языков знаю!»

Ваза всё время подчёркивает свою уникальность. Точно так же она выделяет из всей массы людей Розу — девушку-коллекционера, потому что та видит, что у вазы есть душа, что она не просто предмет. В её понимании Роза — подлинная, уникальная, она — оригинал, в отличие ото всех остальных коллекционеров, которые воспринимают вазу только в качестве вещи.

— О чём вы узнали из этого текста?

— Ваза может быть экспонатом в музее?

— Ваша задача в своём сочинении-рассуждении подтвердить или опровергнуть тезисы, которые представлены на экране

Темы для работы

1. Музейный экспонат. Чем он меня привлёк.

2. Приди в музей и насладись, в нём столько важных есть вещей!

3. История от имени одного экспоната

Запишите их себе в тетрадь, а если кто-то уже определился с тезисом, значит напишите только его.

18 стр., 8769 слов

Пример сочинения-рассуждения 15.3 на высший балл

... я хочу привести пример из своей жизни. Моя подруга всегда ... otsenivaniya-sochineniya-oge Образцы сочинений Задание 15.3 Что ... примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. 3 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из ... можно привести предложение 15 из текста В.В Чаплиной. ...

«Работа в парах

  1. Итог урока. Рефлексия.

Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку.

Заставил ли вас задуматься над поднятой проблемой?

  1. Домашнее задание: Завершить работу над сочинением. Написать черновик сочинения-рассуждения

На городище, Любовь Соколик (г.Харьков)

На городище древнем

Вечернею порою –

Экскурсия. Мы внемлем.

Что скрыто под землею.

Под слой тысячелетний

Упрятаны руины,

Покровы тайны этой

Приоткрывают ныне.

Здесь греки жили долго,

И строя шесть столетий

Свой город с чувством долга,

Во всем великолепии.

Сколь испытаний горьких

Пришлось им пережить:

Век засухи голодной,

Набегов кочевых.

Фундаменты остались,

Осколки жизни прежней,

И мы здесь оказались

На фото в их одеждах!

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

2-3 вступительных, вводных предложения!

Здесь нужно заявить:

  • ТЕЗИС (Вдумайтесь тему сочинения, прокомментируйте заголовок, как вы его понимаете.)

Клише:

  • — это

  • На первый взгляд, тема … простая, всем известная. Но …

  • Любому становится близка тема …

  • Тема … никого не оставляет равнодушным…

  • Пожалуй, никогда я так глубоко не думал на тему…

Клише:

7 стр., 3423 слов

Частная коллекция произведений современного изобразительного ...

... современного изобразительного искусства; в определении предпочтения коллекционеров в пополнении их коллекций теми или иными произведениями. Вопрос об истории художественного рынка, его особенностей в России указанного ... краткие упоминания в книгах и статьях, а также каталогах выставок: «Другое искусство. Москва 1956;76. К хронике художественной жизни» (Т. 1−2, М., 1991), «Лианозовская группа: ...

  • Мы часто забываем о …

  • В современном мире нужно чаще…

  • Сейчас, на наш взгляд, эта тема очень важна, потому что…

Клише

  • Что ты можешь сказать…?

  • А как мы относимся …

  • Знаешь ли ты как…?

  • Почему так важно …?

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (самая большая по объему: 2-3 абзаца)

Минимум 2 доказательства .

Здесь нужно постараться раскрыть

  • проблему с разных точек зрения;

  • привести примеры из книг, из жизни.

Клише

Для доказательств используется частица ВЕДЬ или такие предложения, как:

  • И вот почему …

  • Это можно доказать так (следующим образом ) …

  • Докажем это…

  • В этом легко убедиться…

  • Это объясняется следующим…

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной части нужно подвести итог всему сказанному ранее.

Клише:

Вывод и вступление связаны идеей сочинения – это рамка работы.

Переход от доказательств к выводу осуществляется посредством вводных слов ИТАК , ТАКИМ ОБРАЗОМ и др., слов и сочетаний ПОЭТОМУ, ВОТ ПОЧЕМУ;

предложений:

  • Обобщим всё сказанное выше.

  • Подведём итоги.

  • Из всего сказанного выше следует, что…

  • Сделаем вывод…

    12 стр., 5509 слов

    Значение декоративного искусства в жизни древнего общества. Урок ...

    ... урок. VII. Домашнее задание. Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Цели: План урока Сегодня мы начинаем с вами увлекательное ... ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными ...

Творите, ребята, думайте,

логически выстраивайте свои мысли.

Надеюсь, данная памятка вам в этом поможет.

Желаю удачи!

Словарь урока

(тезис, аргументы, вывод)

  • языковые особенности рассуждения

  • тема

  • основная мысль

Фрагмент рассказа «Коллекционная вещь» Тибора Фишера

Ваза говорит, что предпочитает богатых и почтительных коллекционеров, но готова стать собственностью и человека среднего достатка, и даже неимущего. За её жизнь с ней очень много всего случалось, и она далеко не всегда стояла в чьей-то коллекции: «Кем только я не была! И чашкой для взбивания мыльной пены, и уксусницей, и урной с прахом, и шкатулкой для драгоценностей, и вазой, и мышеловкой, и чашей для вина, и бетономешалкой, и ночным горшком, и мензуркой, и абажуром, и плевательницей, и ведёрком для угля, и птичьим насестом, и музейным экспонатом, и божеством.

Если молчать как рыба и всё покорно сносить, то люди из тебя и не то сделают! Так что у меня жизнь не сахар — а ведь я пять тысяч языков знаю!»

Ваза всё время подчёркивает свою уникальность. Точно так же она выделяет из всей массы людей Розу — девушку-коллекционера, потому что та видит, что у вазы есть душа, что она не просто предмет. В её понимании Роза — подлинная, уникальная, она — оригинал, в отличие ото всех остальных коллекционеров, которые воспринимают вазу только в качестве вещи.

Фрагмент рассказа «Коллекционная вещь» Тибора Фишера

Ваза говорит, что предпочитает богатых и почтительных коллекционеров, но готова стать собственностью и человека среднего достатка, и даже неимущего. За её жизнь с ней очень много всего случалось, и она далеко не всегда стояла в чьей-то коллекции: «Кем только я не была! И чашкой для взбивания мыльной пены, и уксусницей, и урной с прахом, и шкатулкой для драгоценностей, и вазой, и мышеловкой, и чашей для вина, и бетономешалкой, и ночным горшком, и мензуркой, и абажуром, и плевательницей, и ведёрком для угля, и птичьим насестом, и музейным экспонатом, и божеством.

Если молчать как рыба и всё покорно сносить, то люди из тебя и не то сделают! Так что у меня жизнь не сахар — а ведь я пять тысяч языков знаю!»

Ваза всё время подчёркивает свою уникальность. Точно так же она выделяет из всей массы людей Розу — девушку-коллекционера, потому что та видит, что у вазы есть душа, что она не просто предмет. В её понимании Роза — подлинная, уникальная, она — оригинал, в отличие ото всех остальных коллекционеров, которые воспринимают вазу только в качестве вещи.

Фрагмент рассказа «Коллекционная вещь» Тибора Фишера

Ваза говорит, что предпочитает богатых и почтительных коллекционеров, но готова стать собственностью и человека среднего достатка, и даже неимущего. За её жизнь с ней очень много всего случалось, и она далеко не всегда стояла в чьей-то коллекции: «Кем только я не была! И чашкой для взбивания мыльной пены, и уксусницей, и урной с прахом, и шкатулкой для драгоценностей, и вазой, и мышеловкой, и чашей для вина, и бетономешалкой, и ночным горшком, и мензуркой, и абажуром, и плевательницей, и ведёрком для угля, и птичьим насестом, и музейным экспонатом, и божеством.

4 стр., 1847 слов

Рассуждение Быков В.В. «Затишье стало постепенно возвращать к ...

... к сочинению ЕГЭ Тексты ЕГЭ Пробный ЕГЭ Проверить сочинение Чек-лист ЕГЭ 2021 Исключения ЕГЭАргументы для итогового сочинения Примеры сочинений / Примеры сочинений ... инерции даже перешагнул… и даже сделал ещё полшага, когда, наконец, вздрогнул, ... Он описывает свою тяжелую суровую жизнь, лишенную любви и заботы. Описание ... связано ощущение Родину у русского человека. Рассуждая над этим вопросом, автор ...

Если молчать как рыба и всё покорно сносить, то люди из тебя и не то сделают! Так что у меня жизнь не сахар — а ведь я пять тысяч языков знаю!»

Ваза всё время подчёркивает свою уникальность. Точно так же она выделяет из всей массы людей Розу — девушку-коллекционера, потому что та видит, что у вазы есть душа, что она не просто предмет. В её понимании Роза — подлинная, уникальная, она — оригинал, в отличие ото всех остальных коллекционеров, которые воспринимают вазу только в качестве вещи.