В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Описание рассказа

14 стр., 6910 слов

Характер васютки из рассказа васюткино озеро (5 класс)

... Васютки, а также история о Васюткином озере. Смотрите:, Все материалы по «Васюткиному озеру», Все материалы по творчеству В. Аставьева «Васюткино озеро» характер Васютки «Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева. Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро» Главный герой рассказа «Васюткино озеро» ...

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Главные герои

В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.

5 стр., 2107 слов

Васютка из рассказа васюткино озеро (образ и характеристика 5 класс)

... темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел. Сочинение на тему Васюткино Озеро 5 класс Васютка — главный герой интереснейшего произведения Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Это простой мальчик, живущий в семье, где основным ...

  • Вася Шадрин . Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
  • Папа Григорий Афанасьевич . Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
  • Мама Анна . Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
  • Дедушка Афанасий .
  • Дядя Коляда . Старшина рыбоведческого бота.

Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

  • название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

  • вид и название методической продукции: Лучший конспект учебного занятия
  • кому адресуется : учащиеся 5 класс
  • составитель или автор Краснопёрова М. В.
  • дата издания. 2020 год

Тема:

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

(Урок анализа первоисточника)

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-rasskazu-zapah-sena-astafev/

Цель урока:

образовательная

  • анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;

развивающая

  • научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

воспитательная

6 стр., 2942 слов

Какой таежный закон нарушил васютка. законы тайги в рассказе ...

... знаем, что рассказ «Васюткино озеро» тоже отражает жизненный опыт писателя. Что мы можем вспомнить об истории создания рассказа? (сначала пятиклассник Виктор Астафьев написал сочинение на тему «Как я провел ... людям) Какой должен был помнить Васютка? («Тайга хлипких не любит») Давайте запишем тему урока: «Васюткино озеро»: «Тайга хлипких не любит» Каковы цели нашего урока? На какие вопросы мы должны ...

  • формирование уважительного и бережного отношения к природе;
  • воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).

  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).

  4. ИКТ (интерактивная доска;
  5. самостоятельная работа учащихся , презентации).

  6. Аналитический пересказ;
  7. пересказ, близкий к тексту.
  8. Элементы фронтальной работы.
  9. Языковой анализ текста (элементы).

  10. Чтение карты (условные обозначения;
  11. знание знаков и умение их читать).

Оборудование

, презентация к уроку.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой

  • Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)

— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II. Организационный момент

  • Цель нашего урока доказать:

человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

( Приложение №1)

III. Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

У каждой группы словарь.

(запишите слово тайга в словарь).

ТАЙГА

СЛОВАРЬСлайд

Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)

Прочитайте,

как об этом рассказывает В. П. Астафьев.

Стр.127

5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.

Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека

( Запись на доске)

от закона,

который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

  • Какой самый первый закон мы должны соблюдать , когда собираемся в тайгу.

Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.

Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

  1. День Слайд

6)Что такое затеси?

21 стр., 10275 слов

Тема природы в лирике А.Ю. Шадринова

... тему природы в творчестве А. Ю. Шадринова. В заключении работы через соотношение образов с тематикой стихотворений, выделений функций пейзажа в лирике ... природными законами, представлявшимися ей справедливыми и разумными. «Одни поэты черпают в природе силы для борьбы и веры в ... элементы поэзии автора. В данном подходе к рассмотрению темы природы мы опирались на монографию профессора Е. Менегальдо ...

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?

ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ

1 Сообщение учащегося.

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

  • И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

, 2 ЗАКОН.

Записать закон в тетрадь.

(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)

  • Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

Работа со словарём. ( Кедровка)

Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд

(На экране появилась птица кедровка).

Вот так она выглядит.

  • КЕДРОВКА СЛОВАРЬ
  • Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?
  • Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка? Запишите, пожалуйста , его в тетрадь, а в конце урока мы проверим, все ли таёжные законы вы знаете.

3 ЗАКОН

(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)

Вдруг впереди что-то захлопало

Слайд

  • Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица

  • Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

Зачитать. Стр. 130

… « Теперь всё – догоню…..

Давайте запишем это слово в словарь: ТРОФЕЙ -охотничья добыча СЛОВАРЬ

? ( Где же затеси?)

  • Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Текст на стр. 131

  • Как бы вы повели себя в такой обстановке?

(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )

  • На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон
  • Запишите его в тетрадь) Слайд

Работа по картам. Записать приметы

  • (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)
  • Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

2 сообщение учащегося.

12 стр., 6000 слов

Как васютка выжил в тайге? 5 класс

... класс) Сочинение на тему: “Как Васютка выжил в Тайге”. План: 1. Вступление: Кто такой Васютка? 2. Основная часть: а) Зачем мальчик отправился в тайгу? б) Почему Васютка заблудился? в) Что помогло Васютке выжить в тайге? 3. ... v-tajge-5-klass Как Васютка выжил в тайге? Что написать в сочинении? «Васюткино озеро» — это очень интересный рассказ, который был создан Астафьевым В. П. в 1952 г. Именно ...

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

  • Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?
  • Но выхода не было!
  • Какое чувство охватило Васютку?
  • С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

мухой в паутине.

Слайд ( Ассоциации)

  • Ребята , какой вы представляете себе непроходимую тайгу?
  • «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка.

Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)

  • Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?

2 ДЕНЬ

  • Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)
  • Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

Тайга…Тайга… Без конца и без края…

  • Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.

( Лиственник растёт по берегам рек)

Слайд ( Лиственник )

  • Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)
  • Каким видится озеро автору, Слайд

(Чтение отрывка).

Стр.138

Слайд

( 3 ночь)

3-ю ночь.

  • Какой была эта ночь?
  • Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)
  • пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

(Ответы учащихся)

убитая утка – тягун – озеро проточное

  • Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
  • Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.
  • Теплоход не помог горю Васютки. Слайд

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

Слайд

Работа по картам.

( Записать породы рыб)

  • И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.
  • Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд

(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)

14 стр., 6616 слов

Как человек должен относиться к природе по рассказу васюткино озеро

... -rasskazu-vasyutkino-ozero Сочинение на тему: «Васюткино озеро» В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Отправившись в тайгу за ...

3 сообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.

Слайд

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь

считал:

“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.

Слайд

Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?

умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)

  • Ребята , а теперь давайте посмотрим, какие таёжные законы вы записали.

(Опрос по записям в таблице.)

Слайд

Если ты заблудился. ПАМЯТКА

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезное движение,
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

  • Разожги костер, приготовь пищу.
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
  • Работа с таблицей. ( Географы, литераторы, художники)

“Поединок Васютки и тайги?”

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Природа – открытая книга

Слайд

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Природа – мать, кормилица

Слайд

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Ребята , а какие легенды вы знаете о нашей местности.

4 , 5 сообщения учащихся ( Легенда о реке Яе и об образовании села Цветковка)

Слайды

— Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.

  • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)

15 стр., 7010 слов

Описание лесного озера

... […]. Сочинение на тему Лесное озеро 3 класс (сочинение зарисовка) Зарисовка Лесное озеро для 3 класса Однажды мы с родителями решили отправиться в лес. В лесу можно отдохнуть от городской суеты, насладиться природой и ... мы утратим это все , то второго такого, может и не быть. Вариант №2 Среди огромного разнообразия природных явлений окружающего нас мира растений и животных самым ...

В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.

( Ответы учащихся)

Работа по картам. Защита работ.(Записать какие уроки извлекли из рассказа), Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —

Васюткиного озера сияние!

IV. Итог урока. Домашнее задание

1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня

научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)

9